г. Москва |
|
17 сентября 2020 г. |
Дело N А41-1757/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Главного управления государственного строительного надзора Московской области - Кондырева И.Н., представитель по доверенности от 3 июля 2019 года;
от заинтересованного лица: государственного бюджетного учреждения культуры Московской области "Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим" - Рымкевич Д.И., представитель по доверенности от 30 апреля 2020 года, Георг Н.Л. представитель по доверенности от 30 июня 2020 годп;
рассмотрев в судебном заседании 10 сентября 2020 года кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения культуры Московской области "Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим"
на решение от 28 февраля 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 08 июля 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-1757/20,
по заявлению Главного управления государственного строительного надзора Московской области
к государственному бюджетному учреждению культуры Московской области "Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - заявитель, административный орган, Главгосстройнадзор Московской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению культуры Московской области "Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим" (далее - заинтересованное лицо, ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года, МО "Музей "Новый Иерусалим" привлечено к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме 50 000 руб.
ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим", не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не принято во внимание то обстоятельство, что у музея отсутствовала возможность по своевременному исполнению предписания, финансированиев необходимом размере отсутствовало.
В судебном заседании представитель ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Главгосстройнадзора Московской области в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, указывая на законность и обоснованность судебных актов.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что на основании проведенной Главгосстройнадзором Московской области плановой выездной проверки в рамках государственного строительного надзора за соблюдением собственником (пользователем) поднадзорного объекта норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации объекта недвижимости повышенного уровня ответственности - здания ГУК МО "Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим" по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1, выявлены нарушения градостроительного законодательства. По факту выявленных нарушений составлен акт проверки от 06 декабря 2018 года N 50-25-021300-4-05.
На основании указанного акта выдано предписание от 06 декабря 2018 года N 50-25-021300-5-05 об устранении нарушений требований технических регламентов, проектной документации и положений по технической эксплуатации поднадзорных объектов (далее - предписание), где установлен срок устранения нарушений 05 декабря 2019 года.
Предписание ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" в установленном законом порядке не оспорено.
По результатам исполнения учреждением предписания установлено, что выданное предписание заинтересованным лицом не исполнено, о чем составлен акт проверки от 13 декабря 2019 года N 50-25-021300-4-06.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в порядке статьи 28.2 КоАП РФ в отношении ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" протокола об административном правонарушении от 13 декабря 2019 года N 50-25-021300-6-06, по факту нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Главгосстройнадзор Московской области обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" пришли к обоснованному выводу о доказанности события и состава вмененного административного нарушения, соблюдении административным органом установленной законом процедуры привлечения к ответственности.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе их эксплуатации указаны в статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
В соответствии со статьей 36 Закона N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того согласно части 3 указанной статьи эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает обязательные требования к эксплуатации зданий, сооружений.
Административным органом доказано, что ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" являясь лицом осуществляющим техническую эксплуатацию поднадзорного объекта - здания ГУК МО "Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", допустило нарушения требований статьи 36 Закона N 384-ФЗ, пункта 11.1 статьи 55, статьи 55.24 ГрК РФ.
Выданное по факту нарушений предписание Главгосстройнадзора Московской области в установленный срок учреждением не исполнено, что подтверждается актами проверки по делу и протоколом об административном правонарушении.
Неисполнение ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" выданного административным органом предписания подтверждается материалами дела. Доказательств обратного суду не представлено.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае у ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" имелась возможность для исполнения предписания административного органа в полном объеме и в установленные сроки, но им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписания.
Устанавливая вину суды пришли к выводу, что ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для предотвращения административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.
Установив отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность учреждения, и приняв во внимание факт принятия учреждением мер к устранению причин выявленных нарушений, допущенных им при эксплуатации объекта, суд первой инстанции правомерно назначил ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в сумме 50 000 руб.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что предписание от не исполнимо в большем объеме, чем исполнено в связи с недостаточным финансированием, подлежат отклонению в связи с отсутствием в материалах дела каких либо доказательств в подтверждение указанного обстоятельства. Как справедливо отмечено судами ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" не проявлено необходимой степени заботливости и осмотрительности законность предписания заявителем не оспорена, ходатайств о продлении сроков предписания административному органу не подавалось.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года по делу N А41-1757/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Устанавливая вину суды пришли к выводу, что ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для предотвращения административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.
Установив отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность учреждения, и приняв во внимание факт принятия учреждением мер к устранению причин выявленных нарушений, допущенных им при эксплуатации объекта, суд первой инстанции правомерно назначил ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в сумме 50 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2020 г. N Ф05-13382/20 по делу N А41-1757/2020