Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2020 г. N Ф05-13382/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А41-1757/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от Главного управления государственного строительного надзора Московской области: Кондырева И.Н. по доверенности от 03.07.2019, диплом о высшем юридическом образовании;
от государственного бюджетного учреждения культуры Московской области "Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим": Кузнецов В.С. по доверенности от 30.04.2020, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения культуры Московской области "Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 28 февраля 2020 года по делу N А41-1757/20,
по заявлению Главного управления государственного строительного надзора Московской области
к государственному бюджетному учреждению культуры Московской области "Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - заявитель, административный орган, Главгосстройнадзор Московской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению культуры Московской области "Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим" (далее - заинтересованное лицо, ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2020 года по делу N А41-1757/20 ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" привлечено к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме 50 000 руб. (т. 1 л. д. 161-163).
Не согласившись с данным судебным актом, ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Главгосстройнадзора Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 05.12.2018 по 06.12.2018 Главгосстройнадзором Московской области проведена плановая выездная проверка в рамках государственного строительного надзора за соблюдением собственником (пользователем) поднадзорного объекта норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации объекта недвижимости повышенного уровня ответственности - здания ГУК МО "Историко- архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим" по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1.
В ходе проведенной проверки выявлено нарушение градостроительного законодательства, что отражено в акте проверки от 06.12.2018 N 50-25-021300-4-05 (т. 1 л. д. 8-9).
На основании указанного акта административным органом учреждению выдано предписание от 06.12.2018 N 50-25-021300-5-05 об устранении нарушений требований технических регламентов, проектной документации и положений по технической эксплуатации поднадзорных объектов (далее - предписание). Срок устранения нарушений установлен до 05.12.2019 (т. 1 л. д. 11).
Предписание ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" в установленном законом порядке не оспорено.
Впоследствии на основании распоряжения от 22.11.2019 N 50-25-021300-2-06 о проведении внеплановой, выездной проверки должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области проведена проверка исполнения учреждением предписания и установлено, что данное предписание заинтересованным лицом не исполнено, о чем составлен акт проверки от 13.12.2019 N 50-25-021300-4-06 (т. 1 л. д. 12-16).
По факту выявленного нарушения в порядке статьи 28.2 КоАП РФ должностным лицом административного органа в отношении ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2019 N 50-25-021300-6-06, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ (т. 1 л. д. 30-31).
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе их эксплуатации указаны в статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
В соответствии со статьей 36 Закона N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того согласно части 3 указанной статьи эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает обязательные требования к эксплуатации зданий, сооружений.
Нарушение вышеназванных требований подпадает под действие нормы части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" являясь лицом осуществляющим техническую эксплуатацию поднадзорного объекта - здания ГУК МО "Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", допустило нарушения требований статьи 36 Закона N 384-ФЗ, пункта 11.1 статьи 55, статьи 55.24 ГрК РФ.
Данный факт правонарушения отражен в предписании Главгосстройнадзора Московской области об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, которое в установленный до 05.12.2019 срок учреждением не исполнено, что подтверждается актами проверки по делу и протоколом об административном правонарушении от 13.12.2019.
Неисполнение ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" выданного административным органом предписания подтверждается материалами дела. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае у ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" имелась возможность для исполнения предписания административного органа в полном объеме и в установленные сроки, но им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписания.
Как правильно указал суд первой инстанции, ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для предотвращения административного правонарушения.
Доказательств того, что предписание является незаконным не имеется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.
Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде взыскания штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Установив отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность учреждения, и приняв во внимание факт принятия учреждением мер к устранению причин выявленных нарушений, допущенных им при эксплуатации объекта, суд первой инстанции правомерно назначил ГБУК МО "Музей "Новый Иерусалим" наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в сумме 50 000 руб.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предписание от 06.12.2018 N 50-25-021300-5-05 не исполнимо в большем объеме, чем исполнено им, подлежит отклонению как необоснованный.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2020 года по делу N А41-1757/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1757/2020
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ"