Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Долгашевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Бритикова С.В., дов. от 01.03.2011 N 2,
от заинтересованного лица - Хромова П.Ю., дов. от 03.11.2010 N 4-14-20399/0,
от третьих лиц: от Москонтроля - Хромова П.Ю., дов. от 25.10.2010 N 01-01-11-103/10,
рассмотрев 23 августа 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДОР-2006" - заявителя на решение от 14.02.2011 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Поляковой А.Б., на постановление от 26.05.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б., по делу N А40-160533/09-17-1232 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДОР-2006" (ОГРН 1067746529223) о признании недействительным постановления Правительства Москвы, третьи лица: Префектура Северо-Западного административного округа г. Москвы, Контрольный комитет города Москвы, закрытое акционерное общество "Энергостройкомплект-М" (ОГРН 1027739541466), закрытое акционерное общество "НПЦ "Информатика" (ОГРН 1027739649332), закрытое акционерное общество "ПСК "Мосремстрой-И" (ОГРН 1027700181618), открытое акционерное общество ТСКБ "Алмаз-Антей" (ОГРН 1027700118984), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДОР-2006" (далее - ООО "ДОР-2006") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными:
- постановления Правительства Москвы от 15.09.2009 N 998-ПП "О дальнейшей реализации инвестиционного проекта застройки микрорайона 11 района Южное Тушино" (п.п. 3.1, 3-2, 9.1.1, 10, 11, 12) в части, предусматривающей в срок до 31.12.2012 строительство на месте нежилого здания по адресу г. Москва, ул. Сходненская, д. 10, 14-17-этажного 231-квартирного жилого дома (N К1) площадью застройки 1325,11 кв. м. площадью здания 19487,79 кв. м. общей площадью 12377,17 кв. м. серии ГМС 2001 с 1-м нежилым этажом;
- постановления Правительства Москвы от 13.08.2002 N 640-ПП "О застройке микрорайона 11 Южного Тушино СЗАО" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 15.11.2005 N 882-ПП, от 15.09.2009 N 998-ПП) (п.п. 1, 2 и п. К1 приложения к нему - Перечень объектов нового строительства (жилые здания) по застройке микрорайона 11 Южного Тушино СЗАО) в части, предусматривающей в срок до 31.12.2012 в микрорайоне 11 Южное Тушино СЗАО города Москвы строительство на месте нежилого здания по адресу ул. Сходненская, д. 10, 14-17-этажного 231-квартирного жилого дома (N К1) площадью застройки 1325,11 кв. м. площадью здания 19487,79 кв. м. общей площадью 12377,17 кв. м. серии ГМС 2001 с 1-м нежилым этажом.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены префектура Северо-Западного административного округа г. Москвы, Контрольный комитет города Москвы, закрытое акционерное общество "Энергостройкомплект-М", закрытое акционерное общество "НПЦ "Информатика", закрытое акционерное общество "ПСК "Мосремстрой-И", открытое акционерное общество ТСКБ "Алмаз-Антей".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.05.2011 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, ООО "ДОР -2006" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом сослалось на несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального права. В частности, утверждало о доказанности факта нарушения оспариваемыми постановлениями прав и законных интересов ООО "ДОР-2006", о наличии в материалах дела сведений о планируемом строительстве жилого дома именно на территории, принадлежащей обществу, вопреки соответствующим выводам судов, указало на неправомерное возложение судами бремени доказывания на общество.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Москвы возражало против ее удовлетворения, считая принятые по делу решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО "ДОР-2006" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве. Префектура Северо-Западного административного округа г. Москвы, закрытое акционерное общество "Энергостройкомплект-М", закрытое акционерное общество "НПЦ "Информатика", закрытое акционерное общество "ПСК "Мосремстрой-И", открытое акционерное общество ТСКБ "Алмаз-Антей" извещены о времени и месте судебного разбирательства по кассационной жалобе в установленном порядке, их представители на заседание суда кассационной инстанции не явились. Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуально го права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как установлено судами, постановлением Правительства Москвы от 13.08.2002 N 640-ПП "О застройке микрорайона 11 Южного Тушино Северо-Западного административного округа" в целях формирования программы жилищного строительства на 2002-2005 годы Правительство Москвы постановило в 2002-2005 годах осуществить застройку микрорайона 11 Южного Тушино Северо-Западного административного округа согласно приложению.
Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2009 N 998-ПП "О дальнейшей реализации инвестиционного проекта застройки микрорайона 11 района Южное Тушино" внесены изменения в вышеуказанное постановление от 13.08.2002 N 640-ПП.
Согласно оспариваемым по делу пунктам 1 и 2 постановления от 13.08.2002 N 640-ПП в редакции постановления от 15.09.2009 N 998-ПП, Правительство Москвы постановило:
- осуществить в срок до 31.12.2012 застройку микрорайона 11 Южного Тушино Северо-Западного административного округа (приложение)(пункт 1);
- согласиться с предложением префекта Северо-Западного административного округа о привлечении Московской городской организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" в качестве заказчика-застройщика и ЗАО "Энергостройкомплект-М" в качестве заказчика-инвестора по финансированию проектирования и строительства в 2005-2012 годах жилых домов в микрорайоне 11 Южного Тушино Северо-Западного административного округа (площадь уточняется проектно-сметной документацией) (пункт 2);
- финансирование проектирования и строительства объекта осуществить за счет средств инвестора в полном объеме (пункт 2.1);
- установить соотношение распределения площади объекта между городом и инвестором по окончании строительства (пункт 2.2);
- Департаменту имущества города Москвы после сдачи объектов в эксплуатацию внести в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, нежилые площади, являющиеся городской долей (пункт 2.2.4).
В пункте К1 Перечня объектов нового строительства (жилые здания) по застройке микрорайона 11 Южного Тушино Северо-Западного административного округа города Москвы, являющегося приложением к постановлению Правительства Москвы от 13.08.2002 N 640-ПП, в качестве объектов нового строительства указан 14-17-этажный жилой дом серии ГМС 2001 с 1-м нежилым этажом, количеством секций 4, площадью застройки 1325,11 кв. м. площадью здания 19487,79 кв. м. общей площадью 12377,17 кв. м. общей площадью нежилых помещений 567,99 кв. м и количеством квартир 231.
В соответствии с оспариваемыми по делу пунктами 9.1.1, 10, 11, 12 постановления от 15.09.2009 N 998-ПП Правительство Москвы постановило:
- согласованный проект дополнительного соглашения к инвестиционному контракту от 20.08.2002 N ДЖП.02.СЗАО.00361 (реестровый номер 1-000745-5801-0001-00001-02) на условиях настоящего постановления с утверждением содержащегося в качестве приложения графика выполнения сторонами обязательств по инвестиционному контракту с учетом срока исполнения отдельных этапов работ и ввода объекта в эксплуатацию (пункт 9.1.1);
- Департаменту города Москвы по конкурентной политике после выполнения пункта 9.1 постановления в установленные регламентные сроки оформить, организовать подписание сторонами и осуществить учетную регистрацию дополнительного соглашения к инвестиционному контракту в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы (ЕАИСТ) (пункт 10);
- инвестору ЗАО "Энергостройкомплект-М" представить в Департамент земельных ресурсов города Москвы договор аренды земельного участка от 27.04.2006 N М-08-506846 для внесения изменений на условиях настоящего постановления(пункт 11);
- контроль за выполнением настоящего постановления возложить на префекта Северо-Западного административного округа города Москвы (пункт 12).
Посчитав, что приведенные положения постановлений Правительства Москвы содержат указание на строительство жилого дома на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО "ДОР-2006", а также на снос находящегося на земельном участке административного здания при отсутствии сведений о каких-либо мерах по выкупу здания либо компенсации собственнику стоимости его недвижимого имущества, общество оспорило их в судебном порядке.
Рассматривая спор, суды двух инстанций установили, что ООО "ДОР-2006" является собственником расположенного в микрорайоне 11 Южное Тушино Северо-Западного административного округа города Москвы нежилого здания общей площадью 807,1 кв. м и занятого им земельного участка общей площадью 639 кв. м с кадастровым номером 77:08:0004014:1 по адресу г. Москва, ул. Сходненская, дом 10.
Оценив приведенные выше положения оспариваемых постановлений Правительства Москвы, суды пришли к выводу о том, что ни одно из них не является прямым основанием для осуществления конкретных действий по строительству жилого дома на месте принадлежащего ООО "ДОР-2006" земельного участка с указанными выше адресными ориентирами и не обязывает осуществить снос находящегося на нем административного здания. Кроме того, оспариваемыми пунктами постановлений Правительства Москвы от 15.09.2009 N 998-ПП и от 13.08.2002 N 640-ПП не устанавливается непосредственных ограничений для собственника - ООО "ДОР-2006" в пользовании вышеупомянутым принадлежащим ему недвижимым имуществом, не регулируются вопросы землепользования, постановления не влекут за собой изменение прав и обязанностей ООО "ДОР-2006".
При этом суды отклонили ссылки общества на взаимосвязанное, по его мнению, с оспариваемыми по делу актами постановление Правительства Москвы от 08.11.2005 N 873-ПП, в приложении 7 которого определен перечень объектов, предлагаемых к сносу на территории микрорайона 11 района Южное Тушино, отметив, что данным постановлением прямо предусмотрено осуществление сноса объектов лишь по согласованию с собственниками жилых и нежилых помещений.
Кроме того, суды пришли к выводу о непротиворечии оспариваемых положений постановлений Правительства Москвы каким-либо нормам действующего законодательства, о принятии постановлений в рамках установленной компетенции Правительства Москвы.
Судами установлено, что оспариваемые акты не содержат положений, свидетельствующих о возможности изъятия у ООО "ДОР-2006" принадлежащего ему имущества без соблюдения установленных законодательством процедур или каким-либо иным образом нарушающих права общества.
С учетом изложенного, утверждение судов об отсутствии предусмотренных главой 24 АПК РФ правовых оснований для вывода о незаконности оспариваемых обществом ненормативных актов признается судом кассационной инстанции правильным.
Доводы кассационной жалобы в опровержение приведенной выше правовой позиции судов первой и апелляционной инстанций основаны на иной оценке установленных судами фактических обстоятельств и фактически представляют собой позицию заявителя по делу.
Принятие Правительством Москвы в пределах своей компетенции комплекса определенных мер планировочного характера, касающихся осуществления в будущем перепланировки и застройки районов города, территорий, занятых недвижимым имуществом иных лиц, сопровождающееся изданием соответствующих ненормативных актов, в отсутствие прямых указаний на изменение прав собственников (арендаторов) недвижимого имущества не может само по себе нарушать права и законные интересы собственников.
Установив, что все оспариваемые положения ненормативных актов Правительства Москвы, в том числе касающиеся заключения инвестиционного контракта и оформления взаимоотношений с лицами, указанными в качестве инвесторов, носят именно такой характер и не создают непосредственно правовых последствий для собственника недвижимого имущества, расположенного на территории планируемого для застройки микрорайона, суды справедливо отклонили соответствующие доводы ООО "ДОР-2006". Правовых оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции при таких обстоятельствах не имеется.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 февраля 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2011 года по делу N А40-160533/09-17-1232 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ДОР-2006" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
|
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив приведенные выше положения оспариваемых постановлений Правительства Москвы, суды пришли к выводу о том, что ни одно из них не является прямым основанием для осуществления конкретных действий по строительству жилого дома на месте принадлежащего ООО "ДОР-2006" земельного участка с указанными выше адресными ориентирами и не обязывает осуществить снос находящегося на нем административного здания. Кроме того, оспариваемыми пунктами постановлений Правительства Москвы от 15.09.2009 N 998-ПП и от 13.08.2002 N 640-ПП не устанавливается непосредственных ограничений для собственника - ООО "ДОР-2006" в пользовании вышеупомянутым принадлежащим ему недвижимым имуществом, не регулируются вопросы землепользования, постановления не влекут за собой изменение прав и обязанностей ООО "ДОР-2006".
При этом суды отклонили ссылки общества на взаимосвязанное, по его мнению, с оспариваемыми по делу актами постановление Правительства Москвы от 08.11.2005 N 873-ПП, в приложении 7 которого определен перечень объектов, предлагаемых к сносу на территории микрорайона 11 района Южное Тушино, отметив, что данным постановлением прямо предусмотрено осуществление сноса объектов лишь по согласованию с собственниками жилых и нежилых помещений."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2011 г. N Ф05-8293/2011 по делу N А40-160533/09-17-1232
Текст постановления официально опубликован не был