Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2011 г. N КГ-А40/2342-11 по делу N А40-78755/10-19-662

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"При наличии вышеуказанных отличий суд первой инстанции обоснованно посчитал, что противопоставленные изображения не сходны до степени смешения. Более того, несмотря на вывод специалиста о наличии между товарными знаками истца и изображением ответчика сходства до степени смешения (т.2 л.д. 27). В мотивировочной части заключения, предваряющий итоговое суждение о сходстве до степени смешения, специалист приходит к выводу, что между изобразительными элементами товарного знака истца и изображением ответчика имеются как признаки сходства, так и отличия. Причем различия в головном уборе девочек и их возрасте может рассматриваться как признак, указывающий на семантическое сходство - в том случае, если рассматривать сравниваемые обозначения как линейку товаров одного производителя (т.2 л.д. 26, предпоследний абзац страницы 8 заключения). Между тем этикетки шоколадных плиток истца и ответчика позволяют однозначно отнести их к разным производителям, так как на обеих этикетках указаны наименование и местонахождение юридических лиц (ОАО "Красный Октябрь", Россия, 119072, г. Москва, Берсеневская набережная, д. 6. Адрес производства: Россия, 107140, г. Москва, ул. Малая Красносельская, д. 7 - этикетка истца, т.1 л.д. 67; ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" 309514, Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Октябрьская, 20, т.1 л.д. 99 - этикетка ответчика N 1).

Следовательно, у рядового потребителя, исходя из доступности наглядной информации о производителе непосредственно при покупке, не может возникнуть мнения, что шоколад истца и ответчика являются линейкой одного производителя и сходны до степени смешения. В отношении наличия опасности сходства до степени смешения истец представил в материалы дела договор N 38 от 10.06.2010 г., заключенный с ОАО "Всероссийский центр изучения общественного мнения" на проведение социологического исследования (исследовательской работы) по теме: "Определение степени сходства/различия в оформлении упаковок шоколада "Аленка" и "Алина" в соответствии с техническим заданием истца и сам отчет ОАО "ВЦИОМ" (т.2 л.д. 31-54). Рассматривая отчет ОАО "ВЦИОМ" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что мнения опрашиваемых лиц носят противоречивый характер.

В частности, заявитель жалобы указывает, что в соответствии с опросом большая часть респондентов (58-71%, т.е. 2 из 3 потребителей) считает, что упаковки шоколада "Алина" и шоколада "Аленка" в целом схожи, несмотря на отдельные отличия. Среди элементов оформления, делающих упаковки похожими, респонденты отмечали: композиционное расположение элементов (75-76%); оформление в целом (65-71%), шрифт (59-74%), размер надписи (58-68%), название шоколада (56-76%), губы девочек (54-61%), глаза девочек (49-55%), фон изображения (54-62%); около половины респондентов (37-56%, т.е. каждый второй потребитель) могли бы подумать, что продукция принадлежит одному производителю; практически все респонденты (98-99%) уверены, что первым стал выпускаться шоколад "Аленка". При этом подавляющее большинство (66-80%) считает, что упаковка шоколада "Алина" разрабатывалась с учетом элементов упаковки шоколада "Аленка". У значительной части опрошенных (38-69%), глядя на упаковку шоколада "Алина" возникают ассоциации с другим продуктом, существующим на рынке. При ответе на открытый вопрос большинство респондентов в качестве ассоциируемого продукта назвали шоколад "Аленка" (7395%). Однако судебная коллегия считает, что центральным является открытый вопрос, без предварительных вариантов ответа, что, по сути, и выражает свободно сформулированное мнение рядового потребителя без необходимости выбирать предложенный социологом ответ.

Такой вопрос в Отчете "ВЦИОМ" один, а именно: "Ассоциации, связанные с упаковкой шоколада "Алина". С каким продуктом вызывает ассоциации упаковка шоколада "Алина"? (т.2 л.д. 40). У большинства респондентов, опрошенных в Москве (73%), Белгородской области (95%), других регионах (89%) шоколад "Алина" ассоциируется с шоколадом "Аленка". Соответственно, как раз большинство опрошенных респондентов отличают шоколад "Алина" от шоколада "Аленка" и не путают данные пищевые продукты на рынке. Таким образом, в заблуждение могут быть введены потребители, не знакомые с шоколадом "Алина", у которых шоколад "Алина" вызывает прочие ассоциации (детство, ребенок). Таковых, согласно Отчету "ВЦИОМ" в Москве 6%, Белгородской области - 3%, в других регионах - 1%. Следовательно, истец не доказал, что существует сама опасность смешения товарного знака истца с изображением ответчика в сознании потребителей. Более того, ответ на открытый вопрос свидетельствует, что товарный знак истца и изображение ответчика в настоящее время не сталкиваются на рынке в конкурентной борьбе.

Приведенные выше выводы судов первой и апелляционной инстанций, по мнению кассационной коллегии, сводятся по сути лишь к детализации различий товарных знаков, без оценки в целом внешних признаков сходства, которые и видит потребитель при выборе продукта.

Кроме того, согласно пункту 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Приказом Роспатента от 05 марта 2003 г. N 32 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Это обстоятельство не было принято судами во внимание.

Кроме того, указанные выше выводы судов сделаны без учета правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 18.07.2006 г. N 3691/06.

...

Объективно, выводы социологического исследования подтверждают то обстоятельство, что использование товарных знаков "Аленка" и "Алина" в отношении однородной продукции может привести к смешению торговых марок на уровне ассоциативного мышления и ошибкам при выборе продукции.

Кроме того, суд апелляционной инстанции, сделал вывод, что, исходя из конкретных фактических обстоятельств, иск направлен не на защиту права на товарный знак как средство индивидуализации, а на запрет творческой идеи использования образа малолетней девочки в качестве обозначения для индивидуализации определенной номенклатуры товаров, что противоречит требованиям ст.ст. 128, 1225 ГК РФ."


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2011 г. N КГ-А40/2342-11 по делу N А40-78755/10-19-662


Текст постановления официально опубликован не был