Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: О.Г. Красковской,
судей: Г.А. Камалиевой, С.И. Гребенщикова,
при участии представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока на решение от 29.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 по делу N А51-6294/2011 Арбитражного суда Приморского края дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Н.Л. Бибик, в суде апелляционной инстанции - судьи О.Ю. Еремеева, Г.А. Симонова, Г.М. Грачев по заявлению индивидуального предпринимателя Алиева Тахир Магомед оглы к администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока о признании незаконным решения.
Индивидуальный предприниматель Алиев Тахир Магомед оглы (далее - ИП Алиев Т.М., предприниматель; ОГРНИП: 309253723600012, адрес (место нахождения): 690012, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бежецкая, д. 4) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации города Владивостока (далее - администрация; ОГРН: 1022501302955, адрес (место нахождения): 690950, Приморский край, г. Владивосток, проспект Океанский, 20) о признании незаконным решения, выраженного в сообщении от 06.04.2011 N 1192Д об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного в районе ул. Державина, д. 57 в г. Владивостоке; об обязании утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка, площадью 60 кв. м. согласно обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) от 31.01.2011 N 29/06/02-13/794.
Определением от 24.05.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры города Владивостока (далее - УГА администрации, ОГРН: 1092536003812, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, проспект Партизанский, 20).
Решением от 29.06.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011, заявление предпринимателя удовлетворено. Решение администрации, выраженное в сообщении от 06.04.2011 N 1192Д об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного в районе ул. Державина, д. 57 в г. Владивостоке, признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ). При этом суды обязали УГА администрации утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, площадью 60 кв. м. расположенного в районе ул. Державина, д. 57 в г. Владивостоке.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение администрации противоречит статьям 22, 27, 34 ЗК РФ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поэтому в силу требований статьи 201 АПК РФ является незаконным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация, УГА администрации обратились в Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просят их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование правовой позиции заявители кассационной жалобы указывают на неправильное применение норм материального права, поскольку полагают, что орган местного самоуправления обязан рассмотреть по существу и в установленные сроки обращение уполномоченного органа об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка с учетом зонирования территории, с учетом норм отвода земель, с учетом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры и по результатам рассмотрения принять решения. В то же время обращение Департамента было рассмотрено администрацией и принято решение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с его расположением непосредственно в зоне прохождения инженерных сетей. Отмечают, что в охранную зону инженерных сетей попадает 26 кв. м испрашиваемого земельного участка. Указывают, что поскольку земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Державина, 57, находится в охранных зонах следующих инженерных коммуникаций: телефонная канализация (ОАО "Дальсвязь"), ливневая канализация, хозяйственно-фекальная канализация (КГУП "Приморский водоканал", воздушная линия 0,4 кВ, 6 кВ МУПВ "ВПЭС" Владсвет, то согласно Правилам охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578, Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, то в названных зонах запрещается осуществлять монтажные работы и размещать, в том числе торговые точки. Считают, что оспариваемое предпринимателем решение администрации не нарушает его права и законные интересы, так как каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка у предпринимателя не возникло.
ИП Алиев Т.М. отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив законность решения от 29.06.2011, постановления от 29.08.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Арбитражными судами установлено, что 15.11.2010 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Державина, д. 57, примерной площадью 60 кв. м для целей, не связанных со строительством - размещения торгового павильона в сборно-разборных конструкциях.
Письмом от 31.01.2011 N 29/06/02-13/794 Департамент направил обращение предпринимателя в администрацию для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом от 06.04.2011 N 1192Д администрация отказала в предоставлении земельного участка. В обоснование причины отказа указала на расположение испрашиваемого земельного участка непосредственно в зоне прохождения инженерных сетей, где размещение павильона будет препятствовать проведению неотложных аварийно-восстановительных и плановых ремонтных работ.
Полагая, что отказ администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 34 ЗК РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу требований статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), основным видом разрешенного использования которого, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, является размещение объектов розничной торговли (статья 25).
На основании исследования и оценки представленных в дело доказательств арбитражные суды, установив, что испрашиваемый заявителем земельный участок в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ не изъят из оборота и не ограничен в обороте; при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, предприниматель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ, а оспариваемое решение администрации, выраженное в сообщении от 06.04.2011 N 1192Д об отказе в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права ИП Алиева Т.М. в сфере предпринимательской деятельности, обоснованно удовлетворили заявленные требования на основании статьи 201 АПК РФ.
При этом судами правомерно отклонены доводы администрации о расположении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций, поскольку, как указывается самой администраций, инженерными коммуникациями занято только 26 кв. м испрашиваемого земельного участка общей площадью 60 кв. м. то есть меньшая часть, а поскольку земельный участок как объект прав возникает после формирования и утверждения его границ с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, то уполномоченный орган имеет возможность сформировать границы испрашиваемого предпринимателем земельного участка, исключив тем самым наложение земельного участка на инженерные коммуникации.
Доводы кассационной жалобы со ссылками на Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578, Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, аналогичные доводам апелляционной жалобы, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку наличие на испрашиваемом земельном участке инженерных коммуникаций не является в соответствии с действующим законодательством основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Более того, действующее законодательство не содержит запрета на ограничение в обороте земельных участков, занятых инженерными коммуникациями.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и правовой оценки в суде первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая оценка, не подлежащая пересмотру в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений либо неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, в том числе являющихся основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 по делу N А51-6294/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г. Красковская |
Судьи |
Г.А. Камалиева С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), основным видом разрешенного использования которого, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, является размещение объектов розничной торговли (статья 25).
...
Доводы кассационной жалобы со ссылками на Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578, Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, аналогичные доводам апелляционной жалобы, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку наличие на испрашиваемом земельном участке инженерных коммуникаций не является в соответствии с действующим законодательством основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Более того, действующее законодательство не содержит запрета на ограничение в обороте земельных участков, занятых инженерными коммуникациями."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2011 г. N Ф03-5878/2011 по делу N А51-6294/2011
Текст постановления официально опубликован не был