Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: С.Е. Лобаря,
судей: С.Н. Новиковой, Л.Б. Шариповой,
при участии: от истца: Пахимова М.А. - представитель, доверенность от 15.06.2011 N 24юр/288/8919.1-08,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края на решение от 16.06.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А73-2641/2011 Арбитражного суда Хабаровского края;
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Панина, в апелляционном суде судьи: А.А. Тихоненко, М.О. Волкова, В.Г. Дроздова по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края об обязании принять имущество в муниципальную собственность.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ОГРН 1092721008005, адрес (место нахождения): 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65) (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700758156, адрес (место нахождения): 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Краснофлотская, 32б) (далее - администрация) об обязании принять в муниципальную собственность 43 объекта инженерной инфраструктуры (линий электропередач, высоковольтных линий) на основании распоряжения ТУ Росимущества в Хабаровском крае N 766 от 05.07.2010 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Комсомольский муниципальный район".
Решением суда от 16.06.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что передаваемое электросетевое имущество в силу закона должно находиться в муниципальной собственности.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе администрации, считающей их необоснованными. В обоснование жалобы администрация ссылается на то, что Комсомольский муниципальный район Хабаровского края не является муниципальным образованием. Кроме того, по мнению заявителя, безоговорочное принятие таких существенных объектов повлечет для муниципального образования дополнительные расходы на их содержание. Указывает на то, что истец не предоставил правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные под передаваемыми объектами. Считает, что судами приняты судебные акты без учета положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу безосновательной.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" установлен размер его уставного капитала, а также предписано утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального дорожного транспорта.
При создании ОАО "Российские железные дороги" спорные объекты электросетевого хозяйства не вошли в его уставный капитал и на основании Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991, Распоряжения Минимущества РФ, Минфина РФ и МПС РФ N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004, ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" N 29-ФЗ от 27.02.2003 были внесены в реестр федерального имущества, выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Распоряжением ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 05.07.2010 N 766 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Комсомольский муниципальный район" с учетом изменений, внесенных распоряжением от 20.04.2011 N 426 (далее - распоряжение), предписано передать данное имущество в муниципальную собственность муниципального образования "Комсомольский муниципальный район" с оформлением акта приема-передачи и внесением соответствующих изменений в реестр. При этом, согласно указанному распоряжению при не подписании акта приема-передачи он может быть утвержден в одностороннем порядке.
Передаваемое имущество состоит из 43 объектов инженерной инфраструктуры (линий электропередач, высоковольтных линий), которые
необходимы для использования муниципального образования и его содержание относится к вопросам местного значения городского округа.
Акт приема-передачи спорного имущества в муниципальную собственность утвержден руководителем ТУ Росимущества в Хабаровском крае 15.11.2010.
Впоследствии ТУ Росимущества в Хабаровском крае неоднократно письмами от 14.07.2010 N 11859.1-08, от 25.01.2011 N 911.1-08 направляло в адрес администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края распоряжение и документы, необходимые для передачи имущества.
Однако указанный пакет документов был возвращен ответчиком с сопроводительными письмами от 13.08.2010 N 15-2/3.143, от 14.02.2011 N 15-6/453 с уведомлением об отказе в принятии имущества в муниципальную собственность до решения вопроса об обеспечении финансирования на восстановление спорных объектов, а также до государственной регистрации права собственности на земельные участки под этими объектами.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ Росимущества в Хабаровском крае в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражные суды обеих инстанции обоснованно исходили из того, что в соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Приложение 3 к Постановлению N 3020-1), частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поименованные в распоряжении объекты электросетевого хозяйства не должны находиться в федеральной собственности и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в установленном порядке.
В свою очередь, обязанность Комсомольского муниципального района принять в муниципальную собственность спорные объекты признана судами обязательной в силу прямого указания закона и имеющей безусловный характер.
В этой связи подлежит отклонению довод заявителя жалобы о том, что при разрешении возникшего вопроса ТУ Росимущества в Хабаровском крае следовало учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу.
Таким образом, судебные инстанции, установив, что передаваемое электросетевое имущество находится на территории муниципального образования Комсомольский муниципальный район Хабаровского края, относится к объектам инженерной инфраструктуры городов, упомянутым в Приложении 3 к Постановлению N 3020-1 и его содержание относится к вопросам местного значения муниципального образования, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Ссылка заявителя жалобы на Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П В судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку, как правильно указал апелляционный суд, названном определении высшая судебная инстанция указывает, что положения пункта 11 статьи 154 ФЗ от 22.082004 N 122-ФЗ "предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться, как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий". Следовательно, в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П речь идет о предотвращении передачи такого федерального имущества, в котором, по мнению органа местного самоуправления, нет необходимости для осуществления им своих полномочий.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу актов, основания для отмены решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.06.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А73-2641/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
С.Н. Новикова Л.Б. Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя жалобы на Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П В судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку, как правильно указал апелляционный суд, названном определении высшая судебная инстанция указывает, что положения пункта 11 статьи 154 ФЗ от 22.082004 N 122-ФЗ "предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться, как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий". Следовательно, в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П речь идет о предотвращении передачи такого федерального имущества, в котором, по мнению органа местного самоуправления, нет необходимости для осуществления им своих полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 ноября 2011 г. N Ф03-5900/2011 по делу N А73-2641/2011
Текст постановления официально опубликован не был