Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.,
судей Шуровой Л.Ф., Егорова Е.И.,
при участии в заседании:
от администрации г. Сельцо Брянской области - Кононовой И.Е. - представителя (дов. от 18.04.11 г. б/н),
от ФГУП "Брянский химический завод имени 50-летия СССР" - не явились, извещены надлежаще,
от налогового органа - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Брянский химический завод имени 50-летия СССР" на определение Арбитражного суда Брянской области от 05.10.10 г. (судья Р.Е. Запороженко) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.11 г. (судьи О.А. Тиминская, А.Г. Дорошкова, Е.Н. Тимашкова) по делу N А09-7498/2010, установил:
Администрация г. Сельцо Брянской области (далее - Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Брянской области (далее - налоговый орган) по возврату денежных средств из городского бюджета в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Брянский химический завод им. 50-летия СССР" (далее - Предприятие).
Одновременно Администрацией заявлено ходатайство об обеспечении заявления в виде запрета налоговому органу совершать действия, направленные на возврат и списание денежных средств из городского бюджета в пользу Предприятия.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 29.09.10 г. указанное ходатайство удовлетворено.
04.10.10 г. Администрация увеличила в порядке ст. 49 АПК РФ свои требования и соответственно ходатайство о принятии обеспечительных мер и просила запретить налоговому органу совершать действия по возврату на расчетный счет Предприятия земельного налога в общей сумме 43908641 руб. 80 коп., а также запретить Управлению Федерального казначейства по Брянской области и Отделению по г. Сельцо УФК по Брянской области производить бесспорное списание из бюджета города Сельцо на расчетный счет Предприятия на основании актов налогового органа денежных средств в виде земельного налога в общем размере 43908641 руб. 80 коп.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 05.10.10 г. ходатайство об обеспечении заявления удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.11 г. определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя Администрации, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что определение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно с ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
По смыслу ч. 1 ст. 197 АПК РФ применение таких мер как приостановление действий (бездействия) осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений.
Следовательно, такое приостановление допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
В п. п. 9-10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 г. N 55 разъяснено, что при оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам необходимо иметь в виду:
- разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Таким образом, как правильно указал суд, необходимость применения обеспечительных мер, которая оценивается судом по своему внутреннему убеждению, основанному на конкретных обстоятельств спора, может быть вызвана следующим: затруднением или невозможностью исполнения судебного акта, принятого в будущем по их делу, разумностью и обоснованностью требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятностью причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, предотвращением нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом на основании поступившего заявления Предприятия было принято решение от 23.09.10 г. N 5093 о возврате на расчетный счет Предприятия денежных средств в размере 4100000 руб. (земельный налог).
На основании указанного решения Управлением Федерального казначейства по Брянской области 24.09.10 г. с единого счета местного бюджета г. Сельцо списаны денежные средства в размере 4085046,2 руб. на расчетный счет Предприятия.
Списание из средств местного бюджета указанной суммы денежных средств отражено в Реестре перечисленных поступлений N 4445 от 24.09.10 г. и в Ведомости по движению свободного остатка местного бюджета за 24.09.10 г.
Согласно письма налогового органа от 28.09.10 г. N 05-24/10037 на запрос Администрации г. Сельцо на текущую дату в налоговом органе имеется заявление Предприятия на возврат на расчетный счет земельного налога в сумме 14100000 руб., решение о возврате по которому будет принято инспекцией в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, т.е. не позднее 06.10.10 г.
Вместе с тем, списание денежных средств в размере 43908641,8 руб. нанесет значительный ущерб бюджету г. Сельцо, поскольку указанная к возмещению сумма превышает годовую сумму собственных доходов местного бюджета.
При дефиците бюджета в случае удовлетворения требований взыскание этой суммы может повлечь неисполнение в установленный срок социально значимых и государственных программ в отношении неопределенного круга лиц, составляющего население района, что заложено в расходной части бюджета МО.
Дав надлежащую оценку доводам заявителя, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом на основании п. 1 ч. 1 ст. 91 АПК РФ обеспечительные меры, непосредственно связаны с предметом иска, соразмерны ему, необходимы для сохранения существующего положения сторон до вступления в законную силу решения суда по данному делу, а непринятие указанных обеспечительных мер может затруднить исполнение судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения определения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
определение Арбитражного суда Брянской области от 5 октября 2010 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2011 года по делу N А09-7498/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Брянский химический завод имени 50-летия СССР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Л.Ф. Шурова |
|
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу ч. 1 ст. 197 АПК РФ применение таких мер как приостановление действий (бездействия) осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 мая 2011 г. N Ф10-46/2011 по делу N А09-7498/2010
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3840/11
26.04.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1493/11
26.04.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1494/11
06.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-46/11
04.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3840/11
22.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3840/11
24.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А09-7498/2010
14.02.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-35/2011
27.01.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5922/2010
27.01.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5924/2010
19.11.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5001/10