Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
председательствующего Алексеева Р.А.,
судей Улько Е.В. и Фефеловой И.И.,
при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея - Полуэктовой И.А. (доверенность от 24.12.2010), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея - Нубарян Н.Д. (доверенность от 05.04.2011), от третьего лица - Управления лесами Республики Адыгея Озериной Т.В. (доверенность от 01.06.2011), Родина А.Г. (доверенность от 15.06.2011), в отсутствие третьего лица - федерального государственного учреждения "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова", извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А01-826/2010 (судьи Ильина М.В., Тимченко О.Х., Фахретдинов Т.Р.,), установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - регистрационная служба) осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на этот участок.
Заявленные требования мотивированы тем, что на государственную регистрацию права собственности представлены все необходимые документы. Выводы регистрационной службы о наложении спорного земельного участка на участок лесного фонда безосновательны, поскольку сделаны только на основании письма Управления лесами Республики Адыгея без уточнения границ лесного фонда.
Определением от 31.05.2010 удовлетворено ходатайство прокурора Республики Адыгея о вступлении в дело.
Определениями суда от 18.05.2010, 16.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Г.Х. Шапошникова", Управление лесами Республики Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии спора о границах земельных участков между смежными землепользователями, который может быть разрешен только в исковом порядке. Регистрационная служба, установив возможность частичного наложения границ земельного участка с кадастровым номером 01:04:6001001:1 на участок лесного фонда с условным номером 3/2004-714, право на который ранее зарегистрировано в ЕГРП, правомерно отказала в совершении регистрационных действий до устранения установленных противоречий.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 решение суда от 15.12.2010 отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что на государственную регистрацию был представлен полный пакет документов, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - постановление от 30.06.2006 N 404); право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу статей 17, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а не при разграничении государственной собственности на землю, в связи с чем требования постановления от 30.06.2006 N 404 не подлежат применению; документальное подтверждение фактического наложения границ спорного земельного участка отсутствует.
В кассационной жалобе регистрационная служба просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы приведены следующие доводы: земельные участки, в отношении которых Управлением лесами Республики Адыгея представлена информация, на кадастровом учете не состоят, в связи с чем выявить наложение границ спорного земельного участка и земельного участка лесного фонда не представляется возможным; суд апелляционной инстанции неверно толкует положения статей 19, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон); апелляционный суд не учел различный правовой режим и вид разрешенного использования спорных земельных участков; судом не дана оценка факту значительного расхождения площадей спорного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура Республики Адыгея и Росимущество указали, что на государственную регистрацию был представлен полный пакет документов, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404. Выводы государственного регистратора о наложении спорного земельного участка на участок лесного фонда не подтверждены надлежащими документами, в связи с чем не могут быть основанием для отказа в проведении государственной регистрации.
В судебном заседании представители заявителя и Управления лесами Республики Адыгея поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Росимущества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 24.12.2009 Росимущество со ссылкой на статьи 17, 95 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 общей площадью 730692457 кв. м. расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Гузерипль.
Согласно расписке в получении документов от 24.12.2009 на государственную регистрацию были представлены: кадастровый паспорт земельного участка и свидетельство на право собственности на землю, право бессрочного (постоянного) пользования землей от 04.01.1993.
29 декабря 2009 года Росимущество дополнительно представило на государственную регистрацию государственный акт на право пользования землей от 24.09.1987 серии А-1 N 399728.
Уведомлением от 22.01.2010 N 3/035/2009-677 регистрационная служба известила заявителя о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 общей площадью 730 692 457 кв. м. расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Гузерипль, до 19.02.2010 в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона. Регистратор указал, что представленные на государственную регистрацию документы не соответствуют перечню, утвержденному постановлением от 30.06.2006 N 404. У регистратора имеются основания полагать, что земельный участок, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права, входит в один из участков лесного фонда, право собственности на который уже зарегистрировано за Российской Федерацией. В кадастровом паспорте и свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю имеются разночтения по площадным параметрам и адресу объекта недвижимости.
Сообщением от 19.02.2010 N 03/035/2009-677 регистрационная служба уведомила об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона. В качестве оснований для отказа в государственной регистрации права регистрационная служба указала на отсутствие предусмотренных постановлением от 30.06.2006 N 404 документов для проведения государственной регистрации; наличие расхождений по площадным параметрам и адресу земельного участка в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю; подтвержденный письмом начальника Управления лесами Республики Адыгея от 11.02.2010 N 148 факт частичного наложения границ спорного земельного участка на земельный участок лесного фонда, право собственности на который зарегистрировано в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Российской Федерацией.
Росимущество, полагая отказ в регистрации незаконным, обратилось в суд.
Согласно части 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Из буквального содержания указанной нормы Кодекса следует, что законодательно предусмотрены различные основания возникновения права федеральной собственности на земельные участки.
В силу статьи 6 Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.
Данная норма закона корреспондирует с положениями статьи 95 Кодекса, в соответствии с которой земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
Из представленного в регистрационную службу кадастрового паспорта земельного участка от 23.12.2009, свидетельства на право собственности на землю от 04.01.1993 и государственного акта на право пользования землей от 24.09.1987 серии А-1 N 399728 следует, что спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и предоставлен в бессрочное пользование Кавказскому государственному биосферному заповеднику, поэтому право Российской Федерации на этот участок возникло в силу закона (статья 17 Кодекса, статья 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"), а не разграничении государственной собственности на землю.
Основываясь на указанных нормах права и исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что предоставленный Росимуществом на регистрацию земельный участок является объектом федеральной собственности, на регистрацию заявителем представлены все необходимые документы, в связи с чем основания для отказа Росимуществу в государственной регистрации права собственности отсутствовали.
Суд также пришел к правильному выводу о том, что несоответствие площадей спорного земельного участка, указанных в кадастровом паспорте и свидетельстве на право бессрочного (постоянного) пользования, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Вывод апелляционного суда об отсутствии документального подтверждения наличия фактического наложения границ спорного земельного участка Кавказского государственного природного биосферного заповедника и находящихся в распоряжении Управления лесами Республики Адыгея участков лесного фонда является обоснованным со ссылкой на статьи 1, 16, 23, 26, 27, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Доводы кассационной жалобы, по существ у, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом апелляционной инстанции, что недопустимо в силу утвержденных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы - соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А01-826/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
Е.В. Улько |
|
И.И. Фефелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленного в регистрационную службу кадастрового паспорта земельного участка от 23.12.2009, свидетельства на право собственности на землю от 04.01.1993 и государственного акта на право пользования землей от 24.09.1987 серии А-1 N 399728 следует, что спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и предоставлен в бессрочное пользование Кавказскому государственному биосферному заповеднику, поэтому право Российской Федерации на этот участок возникло в силу закона (статья 17 Кодекса, статья 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"), а не разграничении государственной собственности на землю.
...
Вывод апелляционного суда об отсутствии документального подтверждения наличия фактического наложения границ спорного земельного участка Кавказского государственного природного биосферного заповедника и находящихся в распоряжении Управления лесами Республики Адыгея участков лесного фонда является обоснованным со ссылкой на статьи 1, 16, 23, 26, 27, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2011 г. N Ф08-3107/2011 по делу N А01-826/2010