Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
председательствующего Леоновой О.В.,
судей Рогальского С.В. и Рыжкова Ю.В.,
при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства труда и социального развития Республики Дагестан - Абакаровой М.И. (доверенность от 01.11.2011), Мирзаева Б.М. (доверенность от 01.11.2011), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан, третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.05.2011 (судья Алиев А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 (Цигельников И.А., Афанасьев Л.В., Семенов М.У.) по делу N А15-2612/2010, установил следующее.
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (далее министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан (далее - управление) о признании незаконным акта проверки эффективного использования средств федерального бюджета по представлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан от 12.07.2010 в части нецелевого использования средств федерального бюджета на сумму 6 666 200 рублей и части первой представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.07.2010 N 03-03-19/1673 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением от 18.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2011, в части требований о признании недействительным акта проверки от 12.07.2010 производство по делу прекращено; представление от 22.07.2010 N 03-03-19/1673 в части указания нецелевого использования министерством дотаций, субвенций и субсидий в размере 6 666 200 рублей признано недействительным. Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств нецелевого использования министерством названной суммы.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство использовало средства федерального бюджета в размере 6 666 275 рублей, полученные по КБК 148 1003 505 4600 005 по КОСГУ 262 "Пособие по социальной помощи населению" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861, на расходы по КБК 148 1003 505 3300 005 по КОСГУ 262 "Пособие по социальной помощи населению" согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 07.02.2007 N 35.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании представители министерства просили судебные акты оставить без изменения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, с 29.04.2010 по 12.07.2010 контролером-ревизором управления произведена проверка эффективного использования министерством субсидий, представленных из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в 2009 году для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, в части соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок определения размера денежной выплаты, нормам действующего законодательства Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 12.07.2010, согласно которому министерство в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 и статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации допустило нецелевое использование денежных средств: средства федерального бюджета в размере 6 666 275 рублей, поступившие по КБК 148 1003 505 4600 005 на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, финансируемых из федерального бюджета по КОСГУ 262 "Пособие по социальной помощи населению", использовало на оплату жилищно-коммунальных услуг согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 07.02.2007 N 35 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Дагестан от 31.12.1992 N 299 "О неотложных мерах по социальной поддержке ветеранов войны, инвалидов, престарелых и других категорий граждан в Республике Дагестан" по КБК 148 1003 505 3300 005 по КОСГУ 262 "Пособие по социальной помощи населению". Министерству выдано предписание по устранению выявленных нарушений от 22.07.2010 N 03-03-19/1673. В части первой представления управление указало на нарушение министерством статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации - 6 666 200 рублей не в соответствии с условиями их предоставления.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, руководители получателей бюджетных средств несут административную и уголовную ответственности.
Суды, исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установили, что министерство в соответствии с бюджетной сметой распределило бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распределителями и (или) получателями бюджетных средств управлениями социальной защиты населения муниципальных образований Республики Дагестан. Соответствующие бюджетные сметы представлены в материалы дела. Кассовые расходы, по которым использованы средства на ежемесячные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг участникам ВОВ и приравненным к ним лицам, соответствуют утвержденной бюджетной росписи, сметам расходов управлений социальной защиты населения на соответствующий год. В акте проверки управления от 12.07.2010 не указано, что средства федерального бюджета выплачены иным категориям граждан, которым не предусматривалось предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Министерство провело расходы по кодам КОСГУ в соответствии с целевым назначением средств, бюджетной сметой и направило их получателям средств в соответствии с действующими нормативными правовыми актами постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 и от 12.12.2007 N 861.
Суды правомерно отклонили довод управления о том, что средства федерального бюджета в размере 6 666 275 рублей, поступившие по КБК 148100350546000005 на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, финансируемых из федерального бюджета по КОСГУ 262 "Пособие по социальной помощи", использованы на оплату жилищно-коммунальных услуг согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 07.02.2007 N 35, поскольку распределение денежных средств произведено в соответствии с целевым назначением, определенным соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861, нарушение которого вменяется министерству, не содержит конкретные статьи расходов (КБК, КОСГУ), в соответствии с которыми следует производить расходование названных субвенций, а определяет методику распределения между бюджетами субъектов субвенций и правила их предоставления бюджетам субъектов.
В письме Минфина России от 18.12.2009 N 02-07-10/5856 указано, что в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации (далее - Указания), коды классификации операций сектора государственного управления применяются при исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности в целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования по планированию (составлению) бюджета с применением кодов классификации операций сектора государственного управления.
В названном письме Минфин России разъяснил, что органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (но при этом, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями), или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств.
Управление не представило каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение министерством принципа адресности бюджетных средств в размере 6 666 275 рублей и их нецелевое использование.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.05.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 по делу N А15-2612/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
С.В. Рогальский |
|
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации (далее - Указания), коды классификации операций сектора государственного управления применяются при исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности в целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования по планированию (составлению) бюджета с применением кодов классификации операций сектора государственного управления.
В названном письме Минфин России разъяснил, что органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (но при этом, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями), или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 ноября 2011 г. N Ф08-7059/2011 по делу N А15-2612/2010