Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
председательствующего Рыжкова Ю.В.,
судей Илюшникова С.М. и Кухаря В.Ф.,
в отсутствие истца - муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление" (г. Нальчик, ИНН 0711026486, ОГРН 1020700744261) и ответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КабардиноБалкарской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.04.2011 (судья Шогенов Х.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 (судьи Егорченко И.Н., Джамбулатов С.И., Казакова Г.В.) по делу N А20-187/2011, установил следующее.
МУП "Троллейбусное управление" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) и Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин республики) о взыскании 8 612 965 рублей 16 копеек убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям гражданам льгот по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования.
Определением от 28.02.2011 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Минфина Российской Федерации.
Предприятие до вынесения решения уточнило требования и просило взыскать с Российской Федерации - 152 951 рубль 04 копейки убытков, связанных с предоставлением в июне 2010 года льгот гражданам согласно федеральному регистру; с Кабардино-Балкарской Республики - 8 612 965 рублей 16 копеек убытков, связанных с предоставлением в январе-декабре 2010 года льгот гражданам по республиканскому регистру. В части требований к министерству предприятие отказалось от иска. Определением от 28.02.2011 производство по делу в отношении министерства прекращено.
Решением от 05.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2011, требования предприятия удовлетворены. Судебные инстанции исходили из того, что материалами дела подтверждается несение предприятием расходов вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан; расчет суммы, подлежащей возмещению, произведен истцом верно.
В кассационной жалобе Минфин республики просит отменить решение и постановление и отказать предприятию в иске в части требований к КабардиноБалкарской Республике. По мнению заявителя, судебные инстанции не учли, что возмещение понесенных истцом убытков возможно только в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете. Делая вывод о правомерности произведенного предприятием расчета, суды не дали надлежащую оценку доводу Минфина республики о неправомерности применения при расчете суммы иска стоимости месячного проездного билета на два вида транспорта. В соответствии с условиями договора от 22.01.2010 N 52 предприятие осуществляло перевозку пассажиров льготных категорий только одним видом транспорта - троллейбусным. Таким образом, при расчете суммы иска следовало применять тариф в размере 385 рублей (стоимость месячного проездного билета на один вид транспорта), что с учетом доведенного до предприятия объема ассигнований свидетельствует об отсутствии задолженности по возмещению выпадающих доходов по региональному регистру.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установили судебные инстанции, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП "О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - постановление N 70-ПП) в целях реализации прав отдельных категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку "Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законами Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законами Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике" и от 17.08.1996 N 21-РЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", установлен порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования. Министерству предписано: заключить с транспортными предприятиями договоры о возмещении расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам; представлять в Минфин республики: ежемесячно не позднее 21 числа заявку на финансирование расходов транспортных предприятий за осуществление льготного проезда по единому социальному проездному билету на следующий месяц; ежемесячно до 13 числа отчет о количестве реализованных единых социальных проездных билетов.
Во исполнение названных нормативных актов министерство (заказчик) и предприятие (перевозчик) 22.01.2010 заключили договор на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан N 52 (в редакции дополнительных соглашений), где предусмотрели условия о компенсации перевозчику расходов от предоставления льготного проезда на основании единых проездных документов установленного образца. Кроме того, составлены федеральный и региональный регистры льготников.
Ссылаясь на то, что убытки, связанные с предоставлением льгот по проезду, составили 8 612 965 рублей 16 копеек по республиканскому регистру и 152 951 рубль 04 копейки по федеральному регистру, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции и сходили из того, что материалами дела подтверждаются убытки предприятия вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан; расчет суммы, подлежащей возмещению, произведен истцом верно.
Поскольку решение и постановление обжалуются только в части взыскания убытков с Кабардино-Балкарской Республики (8 612 965 рублей 16 копеек), в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает законность решения и постановления в пределах доводов жалобы. При этом вывод судебных инстанций о том, что Кабардино-Балкарская Республика является надлежащим ответчиком по данной части требований, Минфин республики не оспаривает. В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с произведенным предприятием расчетом исковых требований и указывает, что возмещение понесенных истцом убытков возможно только в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете.
В соответствии с постановлением N 70-ПП стоимость единого социального проездного билета (ЕСПБ) на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования установлена в размере 100 рублей. Порядком предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденным постановлением N 70-ПП (далее - Порядок), предусмотрено, что право льготного проезда на общественном транспорте имеют категории граждан, перечисленные в пункте 1 Порядка. Основанием для предоставления льготного и бесплатного проезда является ЕСПБ и удостоверение (справка) установленного образца, подтверждающее льготный статус гражданина (пункт 2).
Судебные инстанции установили, что в соответствии с постановлением N 70-ПП в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 реализовано 22 426 единых социальных проездных билетов, с 01.06.2010 по 30.06.2010 - 4 690 ЕСПБ, с 01.07.2010 по 31.12.2010 45 667 единых социальных проездных билетов. В спорный период предприятие во исполнение обязательств по договору N 52 осуществляло перевозку льготных категорий граждан, включенных в региональный регистр. Истец ежемесячно представлял министерству счета на оплату услуг. Однако услуги предприятия по перевозке льготных категорий граждан остались неоплаченными.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09 указано, что расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, предъявляемые транспортными предприятиями, в соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально. Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела (постановления от 23.06.2009 N 2992/09 и от 25.01.2011 N 9621/10), суд должен проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей. Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного С уда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17828/10, методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан до настоящего времени не разработана. Поэтому при определении размера убытков следует руководствоваться пунктом 56 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденного постановлением Росстата России от 19.01.2007 N 9, в соответствии с которым, если в городе имеется несколько организаций, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами (а также городским наземным электрическим транспортом) во внутри городском сообщении, то при действии единого тарифа и единых разовых проездных билетов (в том числе социальных проездных билетов) и при перевозках пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, количество перевезенных пассажиров распределяется территориальным органом исполнительной власти (или уполномоченным на это лицом), выполняющим функцию заказчика по организации перевозок пассажиров, между отдельными пассажирскими предприятиями (автобусными, троллейбусными и трамвайными) пропорционально выполненной работе на линии. При этом расходы транспортной организации определяются исходя из разницы между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли данного предприятия в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий.
Поскольку на территории г. Нальчика перевозка пассажиров на регулярном транспорте общего пользования осуществляется несколькими видами транспорта, администрация г. Нальчика распределила компенсации выпадающих доходов от предоставления проезда по единым льготным проездным билетам (ЕЛПБ) в следующем соотношении: с 01.01.2010 по 30.06.2010 - МУП "НальчикАвтобусТранс" - 60%, предприятие - 40%; с 01.07.2010 по 31.12.2010 - МУП "НальчикАвтобусТранс" - 57%, предприятие - 34%, ООО "Перевозчик" - 9%.
Как видно из материалов дела, расчет суммы иска произведен предприятием исходя из разницы между полной стоимостью (согласно установленным тарифам) месячного проездного билета гражданам на два вида транспорта и льготной стоимостью одного единого социального проездного билета, с учетом доли предприятия в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий, определенной администрацией г. Нальчика. Таким образом, размер убытков, понесенных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования, определен в соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод Минфина республики о неправомерности применения при расчете суммы иска стоимости месячного проездного билета на два вида транспорта, так как ЕСПБ в г. Нальчике мог быть использован для проезда на двух видах общественного транспорта (автобус, троллейбус) и предприятием при расчете учтен размер доли истца в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий.
Ссылка заявителя жалобы на то, что возмещение понесенных предприятием убытков возможно только в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете, является несостоятельной. Суды, применив нормы статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", правомерно исходили из того, что убытки предприятия подлежат возмещению в полном объеме, независимо от того, что нормативными актами республики предусмотрен ограниченный размер компенсации.
Основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.04.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 по делу N А20-187/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
С.М. Илюшников |
|
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09 указано, что расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, предъявляемые транспортными предприятиями, в соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально. Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела (постановления от 23.06.2009 N 2992/09 и от 25.01.2011 N 9621/10), суд должен проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей. Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного С уда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17828/10, методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан до настоящего времени не разработана. Поэтому при определении размера убытков следует руководствоваться пунктом 56 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденного постановлением Росстата России от 19.01.2007 N 9, в соответствии с которым, если в городе имеется несколько организаций, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами (а также городским наземным электрическим транспортом) во внутри городском сообщении, то при действии единого тарифа и единых разовых проездных билетов (в том числе социальных проездных билетов) и при перевозках пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, количество перевезенных пассажиров распределяется территориальным органом исполнительной власти (или уполномоченным на это лицом), выполняющим функцию заказчика по организации перевозок пассажиров, между отдельными пассажирскими предприятиями (автобусными, троллейбусными и трамвайными) пропорционально выполненной работе на линии. При этом расходы транспортной организации определяются исходя из разницы между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли данного предприятия в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий.
...
Ссылка заявителя жалобы на то, что возмещение понесенных предприятием убытков возможно только в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете, является несостоятельной. Суды, применив нормы статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", правомерно исходили из того, что убытки предприятия подлежат возмещению в полном объеме, независимо от того, что нормативными актами республики предусмотрен ограниченный размер компенсации."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2011 г. N Ф08-5438/2011 по делу N А20-187/2011