Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Афанасьева С.В., Казанцевой Р.В.,
при участии от общественной организации "Конаковское районное общество охотников и рыболовов" председателя правления Крапивина Ю.А. (паспорт N 28 01 337487) и Васильева В.Г. (доверенность от 12.04.2011), от Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области Галкина Д.Н. (доверенность от 18.01.2011 N 7),
рассмотрев 13.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.09.2010 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2011 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-7994/2010,
установил:
Общественная организация "Конаковское районное общество охотников и рыболовов" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными бездействия администрации Тверской области (далее - Администрация) и Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (далее - Департамент) при рассмотрении заявки от 20.05.2010 и обязании ответчиков заключить охотхозяйственное соглашение в установленный законом срок. Заявление принято с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По ходатайству Организации Администрация исключена из числа ответчиков и привлечена в качестве заинтересованного лица.
Решением от 30.09.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2011, заявленные требования Организации удовлетворены: признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в уклонении от заключения соглашения в установленный законом срок. Суды обязали Департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и заключить охотхозяйственное соглашение с Организацией в соответствии с долгосрочной лицензией.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент считает, что суд обязал заключить охотохозяйственное соглашение в пределах срока действия долгосрочной лицензии, в то время как указанный срок истек 29.08.2010.
Податель жалобы указывает, что на территории Тверской области не сформированы общедоступные охотничьи угодья, составляющие 20% от общей площади всех охотничьих угодий области, в связи с чем обжалуемое решение арбитражного суда не подлежит исполнению как ограничивающее права иных лиц, желающих приобрести право на осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В отзыве на кассационную жалобу Организация просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Организации с ними не согласились.
Администрация о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, однако представителя в суд не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно статье 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация и Организация заключили договор от 29.08.2000 N 422 о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром во временное пользование для организации ведения охотничьего хозяйства на основе долгосрочной лицензии.
На основании данного договора Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Тверской области выдало Организации долгосрочную лицензию от 29.08.2000 серии ХХ N 3437 на пользование объектами животного мира.
Срок действия данной лицензии установлен с 29.08.2000 по 29.08.2010.
Организация 20.05.2010 обратилась в Администрацию с заявкой о заключении охотхозяйственного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) сроком на 49 лет.
Письмом от 27.05.2010 N 875 Департамент отказал заявителю в рассмотрении заявки, поскольку при заключении охотхозяйственного соглашения единовременно вносится плата, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации, которое на данный момент не утвердило соответствующий нормативно-правовой акт.
Считая такой отказ Департамента неправомерным, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции сделал вывод, что отсутствие порядка перечисления денежных средств, уплачиваемых при заключении охотхозяйственного соглашения, не является препятствием для его заключения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав также, что истечение срока действия лицензии 29.08.2010 не имеет существенного значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку лицензия на момент обращения организации в Администрацию, а затем в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением действовала.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Департамента.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Заявка Организацией была подана после принятия Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ. В связи с введением в действие с 01.04.2010 Закона N 209-ФЗ предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом.
При этом право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 71 Закона N 209-ФЗ.
Юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
Поскольку Организация подала заявку 20.05.2010, то такое соглашение Департамент должен был заключить до 20.08.2010.
Согласно части 5 статьи 71 Закона N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 названной статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 указанной статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья.
Законодатель, предоставляя право владельцам долгосрочных лицензий на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, предусмотрел и ряд обязательных условий. К такого рода условиям относится единовременное внесение платы за заключение таких соглашений, определяемой как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 указанной статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья (часть 5 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
При этом ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений в случаях, предусмотренных частью 3 названной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
Постановление Правительства Российской Федерации "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений" от 30.06.2010 N 490 вступило в действие 15.07.2010.
Кроме того, примерная форма охотхозяйственного соглашения была утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.03.2010 N 93, который начал действовать 11.06.2010.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Организация владела именно долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира (серия XX N 3437; срок действия с 29.08.2000 по 29.08.2010).
При наличии указанной лицензии и договора о предоставлении в пользование участка (участков) охотничьих угодий для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, Организация обратилась в Департамент с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении данного охотхозяйства.
Учитывая обстоятельства дела, суды двух первых инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что на момент обращения Организации с заявлением от 20.05.2010 о заключении соглашения в пределах трех месяцев его рассмотрения, нормативные акты, устанавливающие ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственного соглашения и форму охотхозяйственного соглашения, уполномоченным органом были приняты.
Судами принято во внимание, что срок действия лицензии Организации истекал лишь 29.08.2010, следовательно, на момент обращения с указанной заявкой срок действия лицензии не являлся истекшим.
Кроме того, Законом N 209-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.04.2006 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), из которых следует, что вместо лицензий выдаются разрешения на право пользования объектами животного мира. В силу переходных положений Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установлено, что ранее выданные долгосрочные лицензии сохраняют силу до окончания указанного в них срока и продлению не подлежат.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 52-ФЗ следует читать как "24.04.1995"
Следует также отметить, что в настоящее время Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденное приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 "Об утверждении Положения о порядке выдачи лицензий", утратило силу в связи с принятием приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.08.2010 N 293, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.09.2010 за N 18457.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами предыдущих инстанций на основе полного и всестороннего изучения представленных сторонами доказательств; нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Департамента.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.09.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2011 по делу N А66-7994/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
|
Р.В. Казанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами принято во внимание, что срок действия лицензии Организации истекал лишь 29.08.2010, следовательно, на момент обращения с указанной заявкой срок действия лицензии не являлся истекшим.
Кроме того, Законом N 209-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.04.2006 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), из которых следует, что вместо лицензий выдаются разрешения на право пользования объектами животного мира. В силу переходных положений Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установлено, что ранее выданные долгосрочные лицензии сохраняют силу до окончания указанного в них срока и продлению не подлежат.
Следует также отметить, что в настоящее время Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденное приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 "Об утверждении Положения о порядке выдачи лицензий", утратило силу в связи с принятием приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.08.2010 N 293, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.09.2010 за N 18457."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. N Ф07-2845/2011 по делу N А66-7994/2010
Текст постановления официально опубликован не был