Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Михайловской Е.А.,
судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 31.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Сельское поселение Куршская коса" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.08.2010 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А21-5397/2010, установил:
Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (правопредшественник Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального казенного предприятия "Благоустройство" (далее - Предприятие, МКП "Благоустройство") и субсидиарного должника - муниципального образования "Сельское поселение Куршская коса" в лице Администрации муниципального образования "Сельское поселение Куршская коса" (далее - Администрация) 3 528 900 руб. 53 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 и за 2009 годы.
К участию в деле привлечены Администрация и областное государственное унитарное предприятие "Единая система обращения с отходами" (далее - ОГУП "ЕССО").
Решением от 26.08.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2010, заявление удовлетворено, с МКП "Благоустройство" взысканы платежи за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3 528 900 руб. 53 коп. При недостаточности имущества Предприятия решением суда предусмотрено взыскание платежей с субсидиарного должника - муниципального образования "Сельское поселение Куршская коса" в лице Администрации за счет казны муниципального образования.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно применили к спорным отношениям статей 115 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку муниципальное образование не несет ответственности за несоблюдение муниципальным предприятием законодательства в области охраны окружающей среды. В дополнении к кассационной жалобе Администрация ссылается на то, что в спорный период Предприятие не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), а, следовательно, не должно вносить соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, податель жалобы считает необоснованно завышенным расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
В отзыве на кассационную жалобу МКП "Благоустройство" просит жалобу удовлетворить, отменив обжалуемые судебные акты и направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Стороны, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно Уставу Предприятие, создано в целях выполнения работ и оказания услуг в области санитарной очистки территории поселков, содержания дорог местного значения, мест общего пользования муниципального образования "Сельское поселение Куршская коса", для чего, в частности, осуществляет деятельность по санитарно-гигиенической очистке территории сельского поселения, зданий и территорий, сбору, вывозу, утилизации и захоронению бытовых отходов, благоустройству территорий поселков, содержанию мест общего пользования (пункты 2.1 и 2.2). Функции учредителя МКП "Благоустройство", основанного на праве оперативного управления, выполняет Администрация, которая несет субсидиарную ответственность по обязательствам Предприятия при недостаточности его имущества (пункты 1.3, 1.5 и 1.7).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц дополнительным видом деятельности Предприятия является сбор, очистка и распределение воды.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Предприятию выдана лицензия от 21.08.2008 N ОТ-21-000306(39) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, сроком действия до 21.08.2013, а также 08.10.2008 выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 539.
На основании представленных Предприятием документов: протокола анализов от 04.05.2010 N 280.10.В; сведений об использовании воды - формы N 2-ТП (водхоз) за 2008 и 2009 годы; сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления - формы N 2-ТП (отходы) за 2008 и 2009 годы, Управлением Ростехнадзора произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. При произведении расчета установлено, что задолженность МКП "Благоустройство" за 1-4 кварталы 2008 года составила 2 179 354 руб. 72 коп., а за 1-4 квартал 2009 года - 1 349 546 руб. 01 коп. Всего задолженность Предприятия составила 3 528 900 руб. 53 коп.
Поскольку в срок, установленный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (далее - Приказ N 557), Предприятие платежи за негативное воздействие на окружающую среду не внесло, Управление 10.06.2010 направило в адрес МКП "Благоустройство" и муниципального образования требование об уплате в добровольном порядке платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 и 2009 года. Согласно данному требованию МКП "Благоустройство" надлежало в течение пяти дней с момента получения требования уплатить задолженность, рассчитанную на основании представленных Предприятием документов, в размере 3 528 900 руб. 53 коп. Указанное требование получено МКП "Благоустройство" 22.06.2010.
Неисполнение Предприятием требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, сделав вывод об обоснованности взыскания с Предприятия 3 528 900 руб. 53 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суды указали, что в случае недостаточности имущества Предприятия, субсидиарным должником является муниципальное образование "Сельское поселение Куршская коса" в лице Администрации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции правомерно применили к спорным правоотношениям статью 115 ГК РФ, пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и исходили из того, что МКП "Благоустройство" является муниципальным казенным предприятием, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления. При этом собственник имущества - муниципальное образование "Сельское поселение Куршская коса" несет субсидиарную ответственность по его долгам в случае недостаточности имущества предприятия в порядке, предусмотренном статьей 399 ГК РФ и пунктом 1.7 Устава Предприятия.
Между тем, суды не учли следующее.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Удовлетворяя заявление Управления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Предприятие осуществляло в спорный период деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду: сброс загрязняющих веществ в водный объект - Куршский залив, а также размещение отходов производства и потребления. При этом, сделав вывод, что МКП "Благоустройство" размещает отходы производства и потребления, суды сослались на Устав Предприятия, в соответствии с которым, оно осуществляет деятельность по сбору и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, утилизацию и захоронение отходов. Кроме того, суды указали, что Предприятию утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Расчеты платежей за соответствующее негативное воздействие на окружающую среду произведены за 2008 и 2009 годы на основании представленных Предприятием в Управление форм N 2-ТП (отходы) (том 1, л.д. 20-22, 27-29).
Однако из представленных в Управление форм статистической отчетности следует, что Предприятие размещение отходов на собственных объектах в 2008 и 2009 годах не производило (графы 12-15). Из графы 11 форм N 2-ТП (отходы) видно, что Предприятие передавало отходы для захоронения другим организациям (том 1, л.д. 22, 29). В кассационной жалобе Администрация и Предприятие в отзыве на нее оспаривают то обстоятельство, что МКП "Благоустройство" в спорный период занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, и у него в связи с этим возникла обязанность по внесению 1 607 235 руб. 33 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, не оспаривая того факта, что Предприятие в спорный период осуществляло сброс загрязняющих веществ в водный объект, что подтверждается представленными формами статистической отчетности - формы N 2-ТП (водхоз), податель жалобы не согласен с соответствующим расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду. Суды первой и апелляционной инстанций, установив правомерное применение Управлением при расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате сброса загрязняющих веществ в окружающую среду пятикратного повышающего коэффициента, обоснованность иных составляющих расчета не проверили.
Таким образом, выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует проверить какие виды негативного воздействия на окружающую среду осуществляло Предприятие в спорный период; занималось ли Предприятие размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах; проверить обоснованность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду; оценить все представленные сторонами доказательства по делу и вынести законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.08.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А21-5397/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявление Управления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Предприятие осуществляло в спорный период деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду: сброс загрязняющих веществ в водный объект - Куршский залив, а также размещение отходов производства и потребления. При этом, сделав вывод, что МКП "Благоустройство" размещает отходы производства и потребления, суды сослались на Устав Предприятия, в соответствии с которым, оно осуществляет деятельность по сбору и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, утилизацию и захоронение отходов. Кроме того, суды указали, что Предприятию утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Расчеты платежей за соответствующее негативное воздействие на окружающую среду произведены за 2008 и 2009 годы на основании представленных Предприятием в Управление форм N 2-ТП (отходы) (том 1, л.д. 20-22, 27-29).
Однако из представленных в Управление форм статистической отчетности следует, что Предприятие размещение отходов на собственных объектах в 2008 и 2009 годах не производило (графы 12-15). Из графы 11 форм N 2-ТП (отходы) видно, что Предприятие передавало отходы для захоронения другим организациям (том 1, л.д. 22, 29). В кассационной жалобе Администрация и Предприятие в отзыве на нее оспаривают то обстоятельство, что МКП "Благоустройство" в спорный период занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, и у него в связи с этим возникла обязанность по внесению 1 607 235 руб. 33 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, не оспаривая того факта, что Предприятие в спорный период осуществляло сброс загрязняющих веществ в водный объект, что подтверждается представленными формами статистической отчетности - формы N 2-ТП (водхоз), податель жалобы не согласен с соответствующим расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду. Суды первой и апелляционной инстанций, установив правомерное применение Управлением при расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате сброса загрязняющих веществ в окружающую среду пятикратного повышающего коэффициента, обоснованность иных составляющих расчета не проверили.
...
При новом рассмотрении суду следует проверить какие виды негативного воздействия на окружающую среду осуществляло Предприятие в спорный период; занималось ли Предприятие размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах; проверить обоснованность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду; оценить все представленные сторонами доказательства по делу и вынести законное и обоснованное решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2011 г. N Ф07-1316/2011 по делу N А21-5397/2010
Текст постановления официально опубликован не был