Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.Г.,
судей Васильевой Е.С. и Корабухиной Л.И.,
при участии от Акционерного коммерческого банка "АК БАРС" (открытое акционерное общество) Губайдуллина Г.Г. (заверенная нотариусом доверенность от 22.12.2010 ВМ 1008999), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Нестеровой Е.И. (доверенность от 12.08.2011 N 05-06/16591),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2011 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Дмитриева И.А.) по делу N А5610708/2011, установил:
Акционерный коммерческий банк "АК БАРС" (открытое акционерное общество), место нахождения: город Казань, улица Декабристов, дом 1, ОГРН 1021600000124 (далее ОАО "АК БАРС", Банк), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 16.12.2010 N 10/11, а также об обязании Инспекции устранить допущенные принятием этого решения нарушения прав и законных интересов Банка путем немедленного исполнения решения суда, сообщения суду и Банку об исполнении решения суда, возврата Банку 130 000 руб. незаконно взысканного штрафа и направления копии решения в вышестоящий налоговый орган в порядке подчиненности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2011 заявленные Банком требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение Инспекции в части привлечения ОАО "АК БАРС" к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 100 000 руб. штрафа, а также обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка путем возврата на его счет указанной суммы штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных Банком требований суд отказал.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 решение суда от 11.05.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов в части удовлетворения заявленных Банком требований и поданное Банком в суд заявление отклонить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Инспекция считает, что введение с 02.09.2010 пунктом 5 статьи 76 НК РФ обязанности банков сообщать налоговому орган у об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков в электронном виде в установленном порядке и отсутствие в рассматриваемом периоде такого порядка (утвержденных в установленном порядке форматов сообщений и порядка их направления) не снимало с Банка обязанности представлять в налоговый орган сообщения на бумажном носителе. Непредставление Банком в установленный срок (не позднее следующего дня после получения решения о приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке) таких сообщений повлекло правомерное привлечение Инспекцией Банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АК БАРС" просит оставить принятые судами по данному делу решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержала доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении, а представитель Банка просил жалобу отклонить, обжалуемые Инспекцией судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в августе - сентябре 2010 года Инспекция вынесла решения о приостановлении операций по счетам обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "МЕДАЛЬОН", "БалтСтройКомплект" и "ИНСАЙД НОРД ВЕСТ", а именно:
- решения от 02.08.2010 N 10843, от 20.09.2010 N 12962 о приостановлении операций по расчетному счету N 40702810397020000285 ООО "МЕДАЛЬОН" (получены Банком 17.08.2010 и 23.09.2010);
- решения от 02.08.2010 N 10903 и от 06.09.2010 N 12193 о приостановлении операций по расчетному счету N 40702810097020000527 ООО "БалтСтройКомплект" (получены Банком 13.08.2010 и 14.09.2010);
- решения от 02.08.2010 N 10836, от 06.09.2010 N 12174, от 20.09.2010 N 12959 и от 27.09.2010 N 13199 о приостановлении операций по расчетному счету N 40702810897020000329 ООО "ИНСАЙД НОРД ВЕСТ" (получены Банком 05.08.2010, 14.09.2010, 23.09.2010 и 30.09.2010 соответственно).
В ноябре 2010 года во исполнение решения от 01.11.2010 N 186/11 Инспекция проверила выполнение Северо-Западным филиалом Банка обязанностей, предусмотренных статьями 46, 60, 76 и 86 НК РФ, за период с 01.06.2010 по 29.10.2010. По имевшимся в Инспекции документам, а также документам, представленным Банком по требованию от 01.011.2010 N 11/18, установлено, что Банк в нарушение пункта 5 статьи 76 НК РФ не направил в установленный срок сообщения об остатках денежных средств на счетах вышеперечисленных налогоплательщиков. Выявленные нарушения Инспекция отразила в акте от 17.11.2010 N 95/11.
На основании акта и с учетом возражений Банка Инспекция приняла решение от 16.12.2010 N 10/11 о привлечении ОАО "АК БАРС" к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ, в виде взыскания 130 000 руб. за непредставление сообщений об остатках денежных средств налогоплательщиков-организаций на счетах, операции по которым приостановлены, в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 76 НК РФ. Санкция по статье 135.1 НК РФ применена Инспекцией за каждый случай ненаправления Банком предусмотренного пунктом 5 статьи 76 НК РФ сообщения (несвоевременного сообщения) по каждому ее решению о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Во исполнение решения от 16.12.2010 Банку направлено требование об уплате штрафа в сумме 130 000 руб., неисполнение которого послужило основанием для взыскания Инспекцией штрафа в бесспорном порядке.
Считая решение Инспекции от 16.12.2010 N 10/11 незаконным, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Банка частично. Суды подтвердили правомерность привлечения Банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ, за неисполнение установленной пунктом 5 статьи 76 НК РФ (в редакции, действовавшей до 02.09.2010) обязанности по направлению на бумажном носителе в установленный срок сообщений (справок) об остатках денежных средств на счетах ООО "МЕДАЛЬОН", ООО "БалтСтройКомплект" и ООО "ИНСАЙД НОРД ВЕСТ", операции по которым приостановлены решениями налогового органа от 02.08.2010 N 10843, 10903 и 10836.
В то же время суды пришли к выводу об отсутствии у Инспекции законных оснований для привлечения Банка к ответственности по статье 135.1 НК РФ за несообщение сведений об остатках денежных средств на счетах ООО "МЕДАЛЬОН", ООО "БалтСтройКомплект" и ООО "ИНСАЙД НОРД ВЕСТ", операции по которым приостановлены решениями налогового органа от 06.09.2010 N 12193 и 12174, от 20.09.2010 N 12959 и 12962, от 27.09.2010 N 13199.
Суды, обосновывая правомерность такого решения, указали на следующее.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в пункт 5 статьи 76 НК РФ внесены вступившие в силу с 02.09.2010 изменения, с соответствии с которыми на банки возлагается обязанность сообщать в налоговый орган сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в электронном виде, а не на бумажном носителе, как было установлено до внесения изменений. Форматы сообщения банками сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков и порядок их направления банками в электронном виде должны быть утверждены Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В сентябре 2010 года указанные форматы сообщения банками сведений и порядок их направления в электронном виде Центральным банком Российской Федерации утверждены не были, в связи с чем Банк лишен был возможности исполнить установленную пунктом 5 статьи 76 НК РФ обязанность. Справки об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, Банк направил в Инспекцию на бумажном носителе в декабре 2009 года, после получения акта от 17.11.2009. Поскольку срок представления этих сведений в указанном виде в пункте 5 статьи 76 НК РФ законодателем не определен, оснований для привлечения Банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ, не имеется.
Кассационная инстанция не усматривает законных оснований для отмены принятых судами решения и постановления в обжалованной Инспекцией части.
Статьей 135.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей за несообщение банком об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ.
В пункте 5 статьи 76 НК РФ (в редакции, действовавшей до 02.09.2010) установлена обязанность банка сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Вступившим с 02.09.2010 в силу Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в частью первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", пункт 5 статьи 76 НК РФ дополнен указанием на способ подачи банком - в электронном виде - в налоговый орган сведений об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также на обязанность Центрального банка Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвердить форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде.
Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" N 365-П, утверждено Центральным банком Российской Федерации лишь 29.12.2010.
Следовательно, в момент совершения Банком вмененного ему Инспекцией правонарушения (несообщения сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, операции по которым приостановлены решениями налогового органа от 06.09.2010 N 12193 и 12174, от 20.09.2010 N 12959 и 12962, от 27.09.2010 N 13199) форматы сообщения сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков и порядок направления банком указанных сообщений в электронном виде в установленном порядке утверждены не были.
В письмах от 11.10.2010 N 03-02-07/1-462 и от 20.10.2010 N 03-02-07/1-475 Министерство финансов Российской Федерации указало банкам на необходимость представления впредь до утверждения форматов сообщения сведений и порядка, предусмотренных пунктом 5 статьи 76 НК РФ, информации об остатках денежных средств налогоплательщиков-организаций на счетах в банке, операции по которым приостановлены, на бумажном носителе, руководствуясь приказом Федеральной налоговой службы от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@. "Об утверждении порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки".
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Банк не направил в налоговый орган в установленный пунктом 5 статьи 76 НК РФ срок сведения об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, в отношении которых приняты решения о приостановлении операций по счетам, как в электронном виде (ввиду отсутствия утвержденного формата сообщения и порядка его направления в электронном виде), так и на бумажном носителе (по причине отсутствия прямого указания на то в новой редакции пункта 5 статьи 76 НК РФ либо в Федеральном законе от 27.07.2010 N 229-ФЗ).
Вместе с тем после получения акта Инспекции Банк направил предусмотренные пунктом 5 статьи 76 НК РФ сведения на бумажном носителе.
Суды при рассмотрении дела пришли к выводу, что из положений пункта 5 статьи 76 и статьи 135.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) следует, что ответственность, установленная статьей 135.1 названного Кодекса, наступает в случае несообщения банком в электронном виде об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены либо направления банком такого сообщения в электронном виде с нарушением установленного срока.
В иных случаях, в том числе при сообщении банком сведений об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, на бумажном носителе с нарушением установленного срока, оснований для привлечения банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ, не имеется.
На основании установленных конкретных обстоятельств настоящего спора и исследованных доказательств суды пришли к выводу об отсутствии состава вменяемого Банку правонарушения, и удовлетворили требование Общества о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части привлечения ОАО "АК БАРС" к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ, в виде взыскания 100 000 руб. штрафа.
Кассационная инстанция считает такое решение судов правильным, соответствующим положениям статей 106 и 109, пункта 1 статьи 108, пункта 5 статьи 76 и статьи 135.1 НК РФ.
Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе доводы выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку судом кассационной инстанции не установлено нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба Инспекции отклоняется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 по делу N А56-10708/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды при рассмотрении дела пришли к выводу, что из положений пункта 5 статьи 76 и статьи 135.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) следует, что ответственность, установленная статьей 135.1 названного Кодекса, наступает в случае несообщения банком в электронном виде об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены либо направления банком такого сообщения в электронном виде с нарушением установленного срока.
В иных случаях, в том числе при сообщении банком сведений об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, на бумажном носителе с нарушением установленного срока, оснований для привлечения банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ, не имеется.
На основании установленных конкретных обстоятельств настоящего спора и исследованных доказательств суды пришли к выводу об отсутствии состава вменяемого Банку правонарушения, и удовлетворили требование Общества о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части привлечения ОАО "АК БАРС" к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ, в виде взыскания 100 000 руб. штрафа.
Кассационная инстанция считает такое решение судов правильным, соответствующим положениям статей 106 и 109, пункта 1 статьи 108, пункта 5 статьи 76 и статьи 135.1 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 декабря 2011 г. N Ф07-521/2011 по делу N А56-10708/2011
Текст постановления официально опубликован не был