Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга Николаевой М.Н. (доверенности от 23.09.2011 N 07-125/771 и от 28.12.2010 N 16-13460/10-исх.), от Санкт-Петербургского государственного учреждения "Управление инвестиций" Левых Е.А. (доверенность от 30.12.2010 N 2/03), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Асташенковой Е.И. (доверенность от 30.03.2011 N ОВ/3172) и Рустамовой А.Г. (доверенность от 24.08.2011 N ОВ/9107), от об щества с ограниченной ответственностью "Стронг" Герасимовой О.В. (доверенность от 21.11.2011 б/н),
рассмотрев 22.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2011 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А56-5161/2011 установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стронг", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 120, ОГРН 1057811751018 (далее - ООО "Стронг"), Санкт-Петербургской государственное учреждение "Управление инвестиций, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, пер. Пирогова, д. 5/76, ОГРН 1027810269827 (далее - Учреждение), Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет) и Правительство Санкт-Петербурга, место нахождения: 190060, Санкт-Петербург, Смольный (далее Правительство) обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 7-9, ОГРН 1027809242933 (далее - УФАС), от 03.11.2010 по делу N К03-207/10.
Определением суда от 14.03.2011 дела N А56-5161/2011, А56-5747/2011, А56-4601/2011 и А56-4500/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А56-5161/2011.
Определением суда от 14.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ямса", место нахождения: 194017, Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 2а, и общество с ограниченной ответственностью "Концерн Питер", место нахождения: 190031, Санкт-Петербург, ул. Ефимова, д. 3, (далее - третьи лица, ООО "Ямса" и ООО "Концерн Питер", соответственно).
Решением суда первой инстанции от 11.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2011, требования заявителей удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение и постановление первой и апелляционной инстанций и принять по настоящему делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление УФАС является правомерным, поскольку Правительство, Комитет и Учреждение, предоставив в аренду ООО "Стронг" спорный земельный участок для осуществления изыскательских работ без проведения торгов, не допустили конкуренции на рынке инвестиционно-строительных работ (услуг) в аренду при наличии иных инвестиционных предложений от ООО "Ямса" и ООО "Концерн Питер".
УФАС считает, что по установленной в Санкт-Петербурге процедуре предоставления земельного участка для строительства, проведение изыскательских работ является одним из этапов предварительного согласования места размещения объекта. В обоснование своей позиции антимонопольный орган ссылается на постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 (далее постановление N 1592) и статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Податель жалобы отмечает также, что все инвесторы (ООО "Ямса", ООО "Концерн Питер" и ООО "Стронг") изначально в поданных Учреждению заявлениях испрашивали земельные участки для строительства, а не для проведения изыскательских работ.
УФАС считает, что выданное им Правительству, Комитету и Учреждению предписание полностью соответствует полномочиям антимонопольного органа и обладает необходимыми признаками исполнимости.
В отзывах на жалобу ООО "Стронг" и Учреждение просили оставить без изменений обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании 01.11.2011 представитель УФАС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Учреждения, Комитета и Правительства возражали против ее удовлетворения. ООО "Стронг" не направило уполномоченного представителя в судебное заседание. Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание 01.11.2011 не явились.
В порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрение кассационной жалобы отложено. Судебное разбирательство продолжено 22.11.2011 тем же составом судей. Представители УФАС и заявителей поддержали свои правовые позиции. Представители ООО "Ямса" и ООО "Концерн Питер", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.07.2008 ООО "Ямса" подало в Учреждение заявление о предоставлении для реконструкции/завершения строительства объекта недвижимости нежилое здание площадью 850 кв. м. по адресу: Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 2А, лит. В - под торговлю; потребность в земельных ресурсах - 1634 кв. м. Указанное заявление не было рассмотрено Учреждением по установленной процедуре. Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта не присвоен.
26.03.2009 в Учреждение поступило заявление от ООО "Концерн "Питер" о предоставлении земельного участка для строительства сельскохозяйственного универсального рынка по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский р-он, Удельный пр., д. 2, площадью 10200 кв. м. Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта 560-ННН-01.
31.07.2009 в Учреждение обратилось ООО "Стронг" с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства торговых павильонов по адресу: Выборгский р-н, территория, прилегающая к зданию ж/д станции "Удельная" по Удельному пр. от Скобелевского пр. и вдоль здания станции метро "Удельная" (площадью 11390 кв.м.). Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта 560-ННН-01.
12.08.2009 ООО "Ямса" подало в Учреждение два заявления о предоставлении земельных участков, расположенных по адресам: 1) Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 2, литера Б, Ж для строительства нежилого 2-этажного здания под культурно-бытовой комплекс, потребность в земельных ресурсах 520 кв. м. 2) Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 2, литера В, Д, для строительства нежилого 2-этажного здания под культурно-бытовой комплекс, потребность в земельных ресурсах 820 кв. м. Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта 560-ННН-01.
Рассмотрев заявления ООО "Концерн "Питер" от 26.03.2009 и ООО "Ямса" от 12.08.2009, Учреждение составило сводные заключения от 15.07.2009 N 4/11122/09 и от 16.07.2009 N 4/11122/09, содержание которых идентично и сводилось к тому, что заявления подлежали дальнейшему рассмотрению в соответствии с разделом 3 Постановления N 1592, при условии получения согласия ГУП "Водоканал Санкт-Петербург", собственников квартир и ОАО "Витабанк" на реализацию проекта. При этом в заключениях указывалось на необходимость выполнения проекта планировки и проекта межевания территории в границах, определенных Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее - КГА), а также на возможность в отношении данного объекта недвижимости подготовки документации для проведения торгов в установленном действующим законодательством порядке.
ООО "Ямса" в соответствии с заключением КГА от 23.04.2009 N 1-1-19960/5 и на основании распоряжения КГА от 14.08.2009 N 2845 начало подготовку проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной Скобелевским пр., Удельным пр., створом Заславской ул., границей полосы отвода Октябрьской железной дороги, в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
В связи с обращениями Учреждения от 06.05.2009 N 9/7672/09 и от 16.10.2009 N 9/16064/09 Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли письмом от 22.05.2009 N 09/7695 согласовал проведение изыскательских работ ООО "Концерн "Питер" по адресу: Удельный пр., д. 2 (участки 1,2) с целью проектирования и строительства универсального розничного рынка; письмом от 11.12.2009 N 09/19821 согласовал проведение изыскательских работ по адресу: Санкт-Петербург, территория, прилегающая к ж/д станции "Удельная" по Удельному пр. от Скобелевского пр. и вдоль здания станции метро "Удельная" с целью проектирования и строительства торгового комплекса (объекта розничной торговли).
До подачи ООО "Концерн Питер" своего заявления в Учреждение, администрацией Выборгского района в адрес Губернатора Санкт-Петербурга направлено письмо от 17.03.2009 N 13-1381/09 о целевом предоставлении ООО "Концерн "Питер" земельного участка по адресу: Удельный пр., д. 2, прилегающего к зданию ж/д станции "Удельная" по Удельному пр. от Скобелевского пр. и вдоль здания станции метро "Удельная" с целью строительства сельскохозяйственного универсального рынка. На указанном письме имеется резолюция Губернатора Санкт-Петербурга о принятии решения в установленном порядке.
Письмом от 04.08.2009 N 177/48 ООО "Стронг" обратилось к Губернатору Санкт-Петербурга с просьбой предоставить целевым назначением земельный участок, а именно: территорию, прилегающую к зданию ж/д станции "Удельная" по Удельному пр. от Скобелевского пр. и вдоль здания станции метро "Удельная", для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства торговых комплексов. На указанном письме имеется резолюция Губернатора Санкт-Петербурга о принятии решения в установленном порядке.
07.07.2009 в Комитете по строительству Санкт-Петербурга состоялось совещание по вопросу подготовки проектов постановлений Правительства Санкт-Петербурга, на котором был рассмотрен вопрос о проведении изыскательских работ на земельных участках по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), участок 2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), инвестором ООО "Концерн "Питер" (вопрос N 7, протокол от 07.07.2009 N 253). Из текста протокола следует, что на совещании рассматривалось инвестиционное предложение ООО "Концерн "Питер". Инвестиционное предложение ООО "Ямса" от 30.07.2008, подавшего Учреждению заявление о предоставлении для реконструкции/завершения строительства объекта недвижимости под торговлю, на совещании рассмотрено не было.
В соответствии с протоколом от 07.07.2009 N 253 было принято решение рекомендовать рассмотреть представленный проект постановления Правительства Санкт-Петербурга на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга после присвоения кадастрового номера земельному участку. Инвестор был уведомлен об отсутствии в комплекте документации согласования ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" о возможности проведения изыскательских работ и размещения универсального рынка.
14.07.2009 ООО "Концерн "Питер" получило недостающее в комплекте документации согласование ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" (письмо N 08-07-2354/09) и проведен кадастровый учет земельных участков: кадастровый паспорт земельного участка 1 от 03.09.2009 N 13074, кадастровый номер 78:36:5330:11; кадастровый паспорт земельного участка 2 от 18.08.2009 N 12561, кадастровый номер 78:36:5330:10.
В ответ на обращение ООО "Концерн "Питер" от 07.09.2009 N 662 о сроках рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков для проведения изыскательских работ Комитет в письме от 21.09.2009 N 14-10451/09 пояснил, что предоставление испрашиваемых земельных участков ООО "Концерн "Питер" в аренду для проведения изыскательских работ не представляется возможным в связи с поручением Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко о целевом предоставлении данных земельных участков ООО "Стронг" для строительства торгового комплекса.
15.12.2009, в отсутствие подготовленного Учреждением согласно пункту 1.6.3. Постановления N 1592 заключения о соответствии документации, необходимой для предоставления объекта недвижимости, в Комитете по строительству Санкт-Петербурга состоялось совещание по вопросу подготовки проектов постановлений Правительства Санкт-Петербурга, на котором был рассмотрен вопрос о проведении изыскательских работ на земельных участках по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), участок 2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), инвестор ООО "Стронг" (вопрос N 15, протокол от 15.12.2009 N 276). Из текста протокола следует, что инвестиционные предложения ООО "Концерн "Питер" от 26.03.2009, ООО "Ямса" от 30.07.2008, от 12.08.2009, подавших Учреждению заявления о предоставлении рассматриваемых земельных участков для строительства, на данном совещании не рассматривались.
В соответствии с протоколом от 15.12.2009 N 276 было принято решение рекомендовать рассмотреть представленный проект постановления Правительства Санкт-Петербурга на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга с учетом доработки комплекта документации.
17.12.2009 состоялось совещание с участием вице-губернатора Р.Е. Филимонова по вопросу согласования проектов постановлений, подготовленных для рассмотрения на заседании Правительства, на которое Комитетом был представлен на согласование проект постановления Правительства "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участки 1-2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.)", инвестор - ООО "Стронг" (вопрос N 13, протокол от 17.12.2009 N 274).
На данном совещании в присутствии представителей от Комитета и Учреждения было принято решение о согласовании представленного проекта постановления Правительства (протокол от 17.12.2009 N 274).
23.03.2010 на заседании Правительства было принято постановление N 287, которым ООО "Стронг" предоставлено право аренды земельных участков по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1804 кв. м. кадастровый N 78:36:5330:11, участок 2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1580 кв. м. кадастровый N 78:36:5330:10 для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства объекта розничной торговли (торговый комплекс).
ООО "Ямса", посчитав действия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга по предоставлению ООО "Стронг" в аренду земельных участков для проведения изыскательских работ нарушающими антимонопольное законодательство и создающими неравные условия деятельности на товарном рынке отдельному хозяйствующему субъекту, обратилось с жалобой в УФАС.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольный орган выявил, что ООО "Стронг", ООО "Ямса" и ООО "Концерн "Питер", являясь инвесторами, находились в отношениях прямой конкуренции за право аренды одних и тех же земельных участков для использования их с одинаковой целью - строительство объектов торговли. Оценив процедуру согласования государственными органами власти решения о целевом предоставлении земельного участка ООО "Стронг" при наличии заявок от ООО "Ямса" и ООО "Концерн "Питер", УФАС пришло к выводу, что действиями органов исполнительной власти Санкт-Петербурга созданы неравные условия конкурирующим хозяйствующим субъектам на рынке инвестиционно-строительных услуг.
Решением от 03.11.2010 по делу N К03-207/10 УФАС признало нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) действия Правительства, Комитета и Учреждения, выразившееся в недопущении конкуренции на рынке инвестиционно-строительных услуг (работ) при предоставлении земельных участков, расположенных по адресам:
- Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 804 кв. м. кадастровый номер 78:36:5330:11;
- Выборгский район, Удельный пр., участок 2 юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 580 кв. м. кадастровый номер 78:36:5330:10 для осуществления изыскательских работ без проведения торгов, путем принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2010 N 287.
На основании решения УФАС от 03.11.2010 по делу N К03-207/10 органам исполнительной власти Санкт-Петербурга выдано предписание от 03.11.2011 об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения действий в соответствии с полномочиями каждого государственного органа и организации, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- в срок до 31 декабря 2010 года отменить постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2010 N 287 "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участки 1-2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.)";
- в срок до 1 мая 2011 года провести торги на право заключения договора аренды земельных участков, предоставляемых в целях подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации или провести конкурс на право заключения договора на разработку документации для проведения торгов по предоставлению объектов недвижимости - земельных участков, для строительства и реконструкции по адресам:
- Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 804 кв. м. кадастровый номер 78:36:5330:11;
- Выборгский район, Удельный пр., участок 2 юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 580 кв. м. кадастровый номер 78:36:5330:10, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции (в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции");
- провести торги на право заключения договора аренды земельных участков по адресам:
- Выборгский район, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 804 кв. м. кадастровый номер 78:36:5330:11;
- Выборгский район, Удельный пр., участок 2 юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.) площадью 1 580 кв. м. кадастровый номер 78:36:5330:10, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, ООО "Стронг", Правительство, Комитет и Учреждение оспорили решение и предписание от 03.11.2010 по делу N К03-207/10 в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителей, исходили из законодательного разделения понятий "договор аренды земельного участка с целью проведения изыскательских работ" и "договор аренды земельного участка с целью проектирования и строительства". Суды пришли к выводу о том, что предоставление земельного участка для проведения изыскательских работ не может повлиять на возможные конкурентные отношения на рынке инвестиционно-строительных услуг, а антимонопольным органом не приведено достаточных оснований и норм, в силу которых действия государственных органов могут быть признаны незаконными.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых актов в силу следующего.
Закон N 135-ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления (статья 3).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Закона N 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что для квалификации актов и действий органов власти по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо одновременное наличие двух условий: антимонопольным органом должно быть доказано, что такие акты, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и государственным органом не может быть указана конкретная норма закона, в силу которой соответствующие акты, действия (бездействия) могут быть признаны допустимыми.
Таким образом, для квалификации действий (бездействия) в качестве нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 15 Закона N 135-ФЗ, обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих совершение уполномоченными органами действий, запрещенных законом или несоответствующих нормативно-правовым положениям, которые привели или могут привести к таким последствиям, как ограничение конкуренции, создания преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке.
Под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства в Санкт-Петербурге регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43) и принятым Правительством Санкт-Петербурга во исполнение Закона N 282-43 постановлением от 21.09.2004 N 1592 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции".
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
В силу пункта 7 статьи 22 ЗК РФ земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования, в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.
Вопросы, связанные с выполнением изыскательских работ, урегулированы статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), согласно которой инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
Следовательно, результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, в котором отражены сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанции правомерно учли, что предоставление земельного участка для инженерных изысканий не связано с изъятием такого участка из владения других лиц и не влечет обязательную последующую передачу участка для целей строительства. Наличие такого договора по смыслу действующего земельного законодательства не исключает необходимости проведения органами публичной власти торгов с целью определения лица, которому соответствующий земельный участок будет предоставлен для строительства.
Судами установлено, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни какие-либо иные нормативные правовые акты (в том числе Закон N 282-43), не устанавливают обязанность государственных органов проводить торги на право заключения договоров аренды земельных участков для проведения изыскательских работ при наличии нескольких заявок.
Поскольку законодатель разделяет понятия "договор аренды земельного участка с целью проведения изыскательских работ" и "договор аренды земельного участка с целью проектирования и строительства" (статьи 22, 30 ЗК РФ, статьи 1, 47, 52 ГСК РФ), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление земельного участка для проведения изыскательских работ не может повлиять на возможные конкурентные отношения на рынке инвестиционно-строительных услуг.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о законности постановления Правительства от 23.03.2010 N 287, которым земельные участки, расположенные по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участки 1-2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), переданы ООО "Стронг" для осуществления изыскательских работ.
При таких обстоятельствах суды законно и обоснованно признали недействительными оспариваемые решение и предписание УФАС.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
С учетом изложенного, не установив неправильного применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по делу N А56-5161/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни какие-либо иные нормативные правовые акты (в том числе Закон N 282-43), не устанавливают обязанность государственных органов проводить торги на право заключения договоров аренды земельных участков для проведения изыскательских работ при наличии нескольких заявок.
Поскольку законодатель разделяет понятия "договор аренды земельного участка с целью проведения изыскательских работ" и "договор аренды земельного участка с целью проектирования и строительства" (статьи 22, 30 ЗК РФ, статьи 1, 47, 52 ГСК РФ), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление земельного участка для проведения изыскательских работ не может повлиять на возможные конкурентные отношения на рынке инвестиционно-строительных услуг.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о законности постановления Правительства от 23.03.2010 N 287, которым земельные участки, расположенные по адресам: Выборгский район, Удельный пр., участки 1-2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.), переданы ООО "Стронг" для осуществления изыскательских работ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2011 г. N Ф07-9183/2011 по делу N А56-5161/2011
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2569/12
28.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2569/12
24.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9183/11
21.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9772/11