Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации Курской области
от 19 марта 2015 г. N 198-ра
Методические рекомендации
по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях, организациях и на объектах экономики Курской области
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях, организациях и на объектах экономики Курской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 10 ноября 1996 года N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Законом Курской области от 5 июля 1997 года N 15-ЗКО "О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определяет основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - резервы) с учётом Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в муниципальных образованиях, организациях и на объектах экономики Курской области создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанный Федеральный закон является основополагающим нормативным правовым актом, определяющим необходимость создания резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). Кроме него при организации работ по созданию и использованию резервов руководствуются федеральными законами от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Основные нормативные правовые документы по вопросам создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС приведены в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
Создание резервов для ликвидации ЧС осуществляется на всех уровнях:
федеральный уровень - резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе государственного материального резерва;
ведомственный уровень - резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
территориальный уровень - резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;
местный уровень - резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления;
объектовый уровень - резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.
Организации ежегодно направляют в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления информацию о наличии, использовании и восполнении резервов. Обобщенные сведения о наличии, использовании и восполнении резервов организаций, находящихся на территории муниципального образования, органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления направляют в адрес отраслевых органов исполнительной власти Курской области и Главное управление МЧС России по Курской области в соответствии с приложением N 5 к Методическим рекомендациям. Объемы резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС (резервных фондов) определяются ежегодно и принимаются законами (решениями) о соответствующих бюджетах на очередной год. Цели использования и порядок выделения средств из указанных резервов определяются в положениях (порядках) об использовании средств резервных фондов, утвержденных создающими их органами.
Например, порядок выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определен в Правилах выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
В муниципальных образованиях могут создаваться как целевые резервы финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС, так и общие резервные фонды, в этом случае в порядках об их использовании предусматривается выделение средств на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
При этом обязательно должно быть утверждено Положение (Порядок) о выделении средств из финансового резерва на предупреждение и ликвидацию ЧС, которым определено, кем дается разрешение на использование резерва, на какие цели выделяются средства, кому и какие документы на оказание помощи направляются, порядок представления отчетности и т.д.
Если в Положении (Порядке) установлено, что отчет об использовании выделенных финансовых средств представляется по утвержденным формам, то такие формы документов должны быть разработаны и утверждены.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом местного самоуправления.
Конкретная номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяются исходя из прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС, анализа прошедших за ряд лет ЧС, их повторяемости, предполагаемого объема работ по их ликвидации, величины потенциального ущерба, максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС, продолжительности периода жизнеобеспечения пострадавшего населения, природных, экономических и иных особенностей территории, величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов (указанная в плане организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях на территории Курской области).
Перечень примерной номенклатуры резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС приведен в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
Создание и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС основывается на следующих основополагающих принципах:
определенность целевого назначения - формируются целевые резервы, учитывающие потенциальные возможности проявления ЧС применительно к соответствующим территориальным, отраслевым и производственным особенностям;
рациональность размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при возникновении ЧС и дислокация их в зонах, исходя из оценки степени риска возникновения в них чрезвычайных ситуаций;
мобильность - поддержание высокой степени готовности резервов к оперативному перемещению в зоны ЧС, а также осуществления приемки, переработки и подготовки материальных ресурсов резервов к использованию при ликвидации ЧС;
достаточность - величина резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения работ, спецификой территории, видом ЧС;
управляемость - соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, и ее сопряженность со всеми органами различного уровня, участвующими в ликвидации ЧС;
экономичность - величина затрат (ассигнований), выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, должна минимизировать привлекаемые для этих целей материальные ресурсы из иных источников, а также определяться в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения неотложных работ, спецификой территории, видом ЧС.
Работа по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций считается начатой, если органом местного самоуправления разработана нормативная база, приняты постановления (распоряжения) органа местного самоуправления об утверждении Порядка (Положения) создания, использования, хранения и восполнения резерва материальных ресурсов в муниципальном образовании, а также об утверждении номенклатуры и объемов материальных ресурсов этого резерва.
При этом следует подчеркнуть, что номенклатура и объемы резерва должны быть утверждены решением органа местного самоуправления. В противном случае эти резервы считаются ведомственными или объектовыми, так как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1996 года N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС устанавливаются создавшим их органом.
Создание резервов допускается следующими способами:
1. Закладка имущества на склад.
2. По предварительному отбору (в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
3. По договорам замещения.
4. С использованием страховых механизмов.
С учётом того, что ЧС могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает, практика указывает на необходимость иметь заложенные в резерв материальные ресурсы, которые в любое время можно изъять со склада, обеспечить оперативную загрузку их в автотранспорт и доставку к местам ликвидации ЧС. Поэтому органам местного самоуправления необходимо ежегодно выделять из местных бюджетов средства для увеличения фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС.
Заказы на поставку продукции в резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС размещаются в организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Контракт является основным документом, определяющим права и обязанности юридических сторон и регулирует экономические, правовые, имущественные и организационные отношения между заказчиком и поставщиком.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работах по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов размещения и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Решение об использовании резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС органа местного самоуправления принимается этим органом.
Каждое решение о выпуске материальных ресурсов из резерва должно сопровождаться письменным распоряжением указанного органа, в котором, кроме целевого назначения выделенных из резерва материальных ресурсов, необходимо указывать и источники восполнения израсходованных материальных средств резерва.
Финансирование расходов, связанных с созданием, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей) и восполнением (освежением, заменой и т.п.) резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, осуществляется за счет средств создающих их органов местного самоуправления.
Восполнение резервов материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется в соответствии с решением органа местного самоуправления, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва и определившего источники их восполнения (за счет собственных средств или за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва, а также других источников).
Объемы и номенклатура восполняемых материальных ресурсов резерва должны соответствовать объемам и номенклатуре израсходованных при ликвидации ЧС ресурсов, если нет иного решения органа местного самоуправления, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва.
Примерные формы документов по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС приводятся в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.
При накоплении резервов материальных ресурсов необходимо учитывать возможности местного производства и не производимую в данном районе продукцию необходимо закупать в первоочередном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что чрезвычайной ситуацией муниципального характера является ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
В связи с чем, муниципальным образованиям рекомендуется рассчитывать объемы своих резервов с учетом жизнеобеспечения не менее 50 человек на период до 10 суток.
Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях приведены в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
В последнее время созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС уделяется все большее внимание. Однако не во всех муниципальных образованиях созданы такие резервы. Остается низким объем резервов финансовых и материальных ресурсов, приходящийся на душу населения, номенклатура и объемы материальных резервов зачастую определяются без учета степени риска территорий. Недостаточно накапливаются материальные ресурсы для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Не планируются и не выделяются средства из бюджетов на закупку ресурсов в резервы.
Низкий уровень работы по созданию резервов для ликвидации ЧС может привести к ослаблению защиты населения от ЧС и стихийных бедствий.
Поэтому необходимо совершенствовать это направление работы, оптимизировать номенклатуру и объемы накопления, принимать меры по реальному накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС. Органам местного самоуправления, в которых отсутствует нормативная база (номенклатура, объемы и порядок использования резервов не утверждены), следует разработать ее, утвердить и приступить к накоплению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
3. Замена и освежение резервов материальных ресурсов
Освежение материальных ресурсов резервов - это отпуск материальных ресурсов из резервов в связи с истечением установленного срока хранения материальных ресурсов, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ресурсов до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в резервы равного количества аналогичных материальных ресурсов.
Замена материальных ресурсов резервов - это отпуск материальных ресурсов из резервов при одновременной поставке и закладке в них равного количества аналогичных или других однотипных материальных ресурсов в связи с изменением стандартов и технологий изготовления изделий или изменением номенклатуры резервов.
Освежение материальных ресурсов резервов осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами и производится органами, их создавшими, из тех же источников финансирования, что и накопление.
Основанием для определения очередности освежения материальных ресурсов резервов являются дата изготовления и срок их хранения.
Освежению в первую очередь подлежат материальные ресурсы резервов, у которых при очередной проверке выявлено какое-либо отклонение от нормы (изменение основных технических показателей и т.д.), а также с продленными сроками годности.
Освежение материальных ресурсов резервов, находящихся в организациях, осуществляющих их ответственное хранение, а также замена их на продукцию аналогичного ассортимента и качества производятся указанными организациями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств.
Материальные ресурсы резервов, подлежащие освежению и замене, могут передаваться или реализовываться за плату в установленном порядке.
4. Организация хранения резервов
Основной задачей хранения резервов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.
Резервы должны храниться как материальные ценности длительного хранения в законсервированном виде, отдельно от других материальных средств. На все виды резервов устанавливаются и доводятся в установленном порядке сроки хранения.
Резервы размещаются на базах и складах муниципального образования, отвечающих требованиям по условиям их хранения и обслуживания.
При отсутствии своих складов заключаются контракты (договоры) об ответственном хранении материальных ресурсов на базах и складах с компенсацией расходов или без компенсации расходов на обеспечение ответственного хранения с подведомственными разработчикам учреждениями или другими предприятиями (далее - организации), с которых возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Складские помещения (емкости) должны обеспечить: поддержание оптимальных условий и режимов хранения вида материальных ресурсов в соответствии с требованиями, изложенными в документации;
пожарную безопасность;
удобство при производстве работ по приему и выпуску материальных ресурсов с применением средств механизации;
правильную и рациональную укладку материальных средств;
удобные подъезды для автотранспорта;
возможность использования технических средств охраны.
На складах целесообразно иметь специальные места для проведения технического приема, консервации (переконсервации) и выдачи материалов.
Для обеспечения необходимых условий хранения и создания наибольших удобств, при выполнении внутри складских операций все места хранения должны быть оснащены соответствующим оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Склад должен быть укомплектован набором измерительного оборудования и приборов, необходимых для выполнения складских операций при приеме, хранении и выдаче материалов (линейки, рулетки, кронциркули, ареометры, весы различных видов, мерные емкости и т.п.).
Муниципальное образование, на складских площадях которого хранятся резервы, должно ежегодно проводить инвентаризацию материальных ресурсов с устранением выявленных недостатков, при хранении материальных ресурсов, специальной техники и других видов оборудования проводить их опломбирование и надлежащие виды обслуживания в установленные сроки.
По отдельным видам резервов, хранение и использование которых регламентировано специальными правилами и нормами, а также по продукции, размещаемой на объектах, подконтрольных органам специального надзора, порядок, места и условия дислокации устанавливаются по согласованию с этими органами.
Материальные ресурсы, поступившие в места хранения, должны иметь техническую документацию, удостоверяющую год выпуска, назначение, качественное состояние, гарантийный срок хранения (годности) и другую информацию, а также инструкцию по эксплуатации, ремонту и обслуживанию.
Подготовка материальных ресурсов к хранению проводится в соответствии с технологическими картами, разработанными в соответствии с инструкциями по эксплуатации по каждому виду материальных ресурсов.
Для определения качественного состояния имущества при приемке и в процессе хранения приводится выборочный или сплошной контроль.
Выборочный контроль качественного состояния материальных ресурсов проводится согласно разработанным графикам.
Контроль проводится с участием представителей, разработчиков и организаций, осуществляющих контроль за хранением резервов, а при необходимости - с привлечением специалистов других организаций.
При выявлении в результате выборочного контроля дефектов материальных ценностей проводится повторный контроль в удвоенном количестве. При повторном обнаружении дефектов принимаются следующие меры:
если гарантийный срок хранения материальных ценностей не истек, проводится вызов представителя поставщика для составления акта- рекламации, а в случае его неявки создается комиссия, которая в одностороннем порядке составляет акт-рекламацию;
если гарантийный срок хранения материальных ценностей истек, партия, в зависимости от вида дефекта, подвергается сплошному контролю с разбивкой материальных ценностей по категориям или вся партия в низшую категорию.
5. Выделение резервов для обеспечения мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации
Резервы материальных ресурсов создаются с целью экстренного привлечения необходимых средств для обеспечения населения, попавшего в зону чрезвычайной ситуации. Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах временного отселения от 3 до 10 суток.
Обеспечение населения водой:
определить потребное количество воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе чрезвычайной ситуации;
уточнить состояние и возможности использования действующих и поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов;
оборудовать недостающие пункты забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
организовать подвоз недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подачу ее по временным водоводам, в том числе полевым;
задействовать все сохранившиеся и вновь оборудованные системы водоснабжения и автономные водозаборы, водоочистные сооружения и установки;
использовать простейшие способы добычи и очистки воды, в том числе и самим населением;
ввести нормирование водопотребления и усиленный контроль качества воды;
организовать восстановление и ремонт поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.
Обеспечение населения питанием:
определить состояние сохранившихся мощностей по производству продуктов питания, пищевой и мясо-молочной промышленности; определить состояние предприятий общепита; уточнить объёмы запасов продовольствия на складах; определить потребное количество пунктов питания, в т.ч. подвижных;
выяснить потребность и установить возможность выпечки хлеба на сохранившихся мощностях хлебозаводов;
определить их потребное количество, пути доставки и направить соответствующие запросы.
Обеспечение предметами первой необходимости: определить потребное количество предметов первой необходимости и их сортамент;
организовать сбор, сортировку и подготовку к использованию предметов первой необходимости;
установить возможности обеспечения пострадавших предметами первой необходимости за счет резервов;
определить места и порядок выдачи предметов первой необходимости, организовать подвижные пункты снабжения;
выяснить объем дефицита предметов первой необходимости и пути его покрытия, направить соответствующие запросы.
Обеспечение населения жильем:
для размещения граждан, оставшихся без крова, в местах их эвакуации развернуть временные жилища (палатки, передвижные и сборные дома и т.п.), а также использовать санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и пионерские лагеря, другие общественные здания;
в целях создания минимально необходимых условий для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения чрезвычайной ситуации, создать мобильный пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, на 50 человек;
создать страховой фонд документации по оборудованию под жилье общественных зданий;
в случае нехватки временного жилья определить потребное количество, пути и средства доставки недостающего временного жилья из других регионов, порядок его приема и распределения, направить соответствующие запросы.
Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами: уточнить состояние сохранившихся топливных ресурсов, определить потребное количество топлива;
определить состояние, необходимые объемы и сроки ремонта водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и энергосетей, необходимые для этого силы и средства;
установить необходимое количество нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печи, передвижные малогабаритные котельные, дизельные электростанции, аккумуляторы и т.д.);
проработать вопросы обеспечения населения в зоне наводнения и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами;
при нехватке стационарных использовать передвижные средства обогрева и электростанции, подготовить и направить соответствующие запросы.
6. Отчетность о состоянии резервов материальных ресурсов
Форма "Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органов местного самоуправления" по форме 1/РЕЗ ЧС за квартал, пояснения к ней и регламент представления приведены в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.