Во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 01.02.2012 г. N 74) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", в целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Республики Дагестан, внедрения во всех общеобразовательных учреждениях федерального государственного образовательного стандарта приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Примерные учебные планы общеобразовательных учреждений Республики Дагестан на 2016/2017 учебный год.
2. Муниципальным органам управления образованием, руководителям общеобразовательных учреждений республики с 1 сентября 2016 г. руководствоваться Примерными учебными планами общеобразовательных учреждений Республики Дагестан при разработке учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Алиева Ш.К.
Министр |
Ш. Шахов |
Базисный учебный план
для образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Республиканский базисный учебный план (далее - учебный план), разработанный на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федерального базисного учебного плана, является основой для составления (формирования) учебных планов муниципальных, государственных, частных образовательных организаций всех типов, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и основанием для финансирования образовательной организации.
При разработке настоящего учебного плана учтены требования следующих документов:
- Федеральный Закон от 12 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "24 ноября 2015 года"
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования" (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "06 утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 03-413 "О методических рекомендациях по организации элективных курсов";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 03-ПГ-МОН-10430 "Об изучении предмета Технология";
- Закон РД "Об образовании в Республике Дагестан" от 15 июня 2014 года N 48;
- постановление Правительства РД от 15 октября 2015 г. N 289 "О дополнительных мерах по изучению русского языка и языков народов Дагестана".
В настоящее время в системе общего образования (7-11 классы) продолжают действовать приказы Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования" ФБУП.
ФБУП для VII-XI классов разработан на основе ФК ГОС 2004 года и является основой для разработки региональных, национально-региональных учебных планов и учебных планов образовательных организаций, продолжающих работать по стандартам первого поколения (2004 г.).
Как известно, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения вводятся поэтапно. В настоящее время по новым стандартам второго поколения обучаются учащиеся 1-V классов. С 1 сентября 2016 года на новые стандарты перейдут шестые классы.
Содержание образования определяется примерной основной образовательной программой, на основе которой школа составляет свою образовательную программу.
Учебный план является составной частью основной образовательной программы школы. Количество часов на изучение учебных предметов определяет образовательная организация с учетом часов, предусмотренных базисным учебным планом, включенным в примерную основную образовательную программу, а также своих специфики и возможностей.
Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 1/3 от общего объема основной образовательной программы" (приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования").
Изучение учебных предметов федерального компонента осуществляется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и наук Российской Федерации.
Предметы инвариантной части учебного плана способствуют формированию гражданской идентичности, здорового образа жизни учащихся, продолжению образования на последующих ступенях образования и личностному развитию обучающихся в соответствии с его индивидуальностью. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Сюда же входит и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлению развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, общественно полезные практики, олимпиады и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе и в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" финансирование внеурочной деятельности осуществляется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам в виде субвенций, в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с нормативами, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В национально-региональный компонент (этнокультурное образование) входят следующие учебные дисциплины: родные языки и литературы народов Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, история и география Дагестана, дагестанская литература, основы религиозных культур и светской этики, музыка, изобразительное искусство.
В сельских (особенно мононациональных) школах, куда поступают дети, не владеющие или слабо владеющие русским языком, в качестве языка обучения рекомендуется родной язык учащихся до IV включительно (см. постановление Правительства РД от 15 октября 2015 г. N 289).
При организации, планировании и проведении уроков по предметам этнокультурного образования (национально-регионального компонента) не рекомендуется заменять уроки по предметам этнокультурного образования занятиями (уроками) по другим предметам.
При проведении занятий по родным языкам в городских школах необходимо осуществлять деление классов на группы с учетом уровня их языковой компетенции: на группы учащихся, владеющих родным языком, и группы учащихся, не владеющих родным языком.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно. При этом учебный план с углубленным изучением отдельных предметов предполагает его реализацию в условиях шестидневной учебной недели.
Объем максимально допустимой недельной нагрузки учащихся в течение дня должен составлять:
- для учащихся 1-х классов - не более 4 уроков, и один день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для учащихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один день в неделю -6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;
- для учащихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
- для учащихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Продолжительность урока (академический час) во 2-11 классах не должен превышать 45 минут.
Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II-IV классы - не менее 34 учебных недель. По решению органов управления образованием и образовательных организаций продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока в I классе в сентябре - декабре - по 35 минут, в январе - мае - по 45 минут. Продолжительность урока во II-XI классах - 45 минут. Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий. В сентябре - октябре учебные занятия в I классе проводятся по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый, январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый. Для первоклассников допускается 1 день в неделю не более пяти уроков (за счет урока физической культуры).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - 8 недель. Для обучающихся в I классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышало (в астрономических часах): в 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-10 классах - до 3,5 часа (СанПиН) 2.4.2.2821.-10, п. 10.30.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении предельно (максимально) допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Третий час учебного предмета "Физическая культура" необходимо использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа, образовательным организациям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры;
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями ("Спортивный час", "Час здоровья" и др.);
- планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий.
При учебных занятиях по "Русскому языку" (в школах с родным (нерусским) языком обучения), "Родному языку" (в школах с русским (неродным) языком обучения), "Иностранному языку" (2-11 классы), "Технология" (5-11 классы), "Физическая культура "(10-11 классы), а также по "Информатике и ИКТ", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
I. Начальное общее образование
Учебный план начального общего образования обеспечивает возможность обучения на государственном языке Российской Федерации и родном (нерусском) языке из числа языков народов Дагестана, а также возможность изучения родных языков народов Дагестана и устанавливает количество часов, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения. В учебном плане N 1 для школ с родным (нерусским) языком обучения за русским языком сохраняется то количество часов, которое указано на этот предмет в Базисном учебном плане Российской Федерации. Что касается учебного плана N 2 для школ русским (неродным) языком обучения, то в нем для изучения русского языка выделяется в 1-4 классах на 167 часов больше, чем в Базисном учебном плане Российской Федерации.
Учебный план N 1, согласно которому в I-IV классах обучение осуществляется на родном языке учащихся, а русский язык изучается как предмет, предлагается для образовательных организаций с однонациональным составом учащихся, слабо владеющих и (или) совсем не владеющих русским языком до поступления в школу.
Учебный план N 2 с русским языком обучения предназначен для образовательных организаций со смешанным национальным составом учащихся, согласно которому с первого класса обучение ведется, как правило, на русском языке, родной язык изучается как предмет с I по XI класс.
В школах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества людей в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения одного из предметов: "Дагестанская литература", "Культура и традиции народов Дагестана" и других предметов этнокультурного образования.
При проведении занятий по родным языкам в городских школах с русским (неродным) языком обучения необходимо делить классы на группы с учетом уровня владения родным языком: на группы учащихся, владеющих родным языком, и группы учащихся, не владеющих (или) слабо владеющих родным языком.
В связи с необходимостью предстоящей сдачи выпускниками школ в обязательном порядке единого государственного экзамена по иностранному языку в II-IV классах сельских школ с родным (нерусским) языком обучения в учебном плане N 1 выделено по 2 часа в неделю на иностранный язык.
Что касается учебного предмета "Окружающий мир", то он должен быть изучен интегрированно при изучении учебных предметов "Русский язык и литературное чтение", "Родной язык и литературное чтение", "Культура и традиции народов Дагестана", "Основы религиозных культур и светской этики", а также за счет компонента образовательной организации.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно. При этом учебный план с углубленным изучением отдельных предметов предполагает его реализацию в условиях шестидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года I класс - 33 учебные недели, II-IV классы - 34 учебные недели. Продолжительность урока в I классе в сентябре - декабре - по 35 минут, в январе - мае - по 45 минут каждый. Продолжительность урока во II-IV классах - 45 минут каждый. Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. В сентябре - октябре учебные занятия в I классе проводятся по 3 урока в день, в ноябре - мае - по 4 урока в день.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - 8 недель. Для обучающихся в I классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышало (в астрономических часах): в 2-3 классах - 1,5 часа, в 4 классе - 2 часа.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" состоит из шести модулей и изучается в IV классе (1 час в неделю). Родители (законные представители) учащихся выбирают учебный модуль для изучения их детьми. Образовательная организация осуществляет изучение каждого модуля, выбранного учащимися и их родителями. Если в классе выбраны для изучения два или более модулей, то для организации образовательного процесса создаются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в них. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом ОРКСЭ должны стоять в расписании одновременно одним уроком во всех четвертых классах.
В соответствии с ФГОС начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это деятельность образовательных организаций, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.
План внеурочной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план, формы проведения внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной организацией могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций.
Рекомендуется не менее 2-х часов внеурочной деятельности использовать на изучение родного (нерусского) языка и литературы в формах, отличных от классно-урочной (кружки, театральные студии, краеведческая работа, олимпиады, научные исследования) и т.п.
В связи с отсутствием финансирования в I-IV классах предусмотрена оплата только 7 часов внеурочной деятельности, однако при наличии финансовых средств в муниципальных образованиях количество часов внеурочной деятельности может быть доведено до 10 часов в неделю в каждом классе.
При проведении занятий по русскому языку разрешается деление классов на две группы в сельских школах при наполняемости класса 20 и более учащихся, по родному языку в городских школах - при наполняемости класса 25 и более учащихся. При проведении занятий по иностранному языку во II-IV классах осуществляется деление класса на две группы при наполняемости 25 и более учащихся в городах, 20 и более учащихся в селе.
Часы, отведенные в I-IV классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология" (1 час в неделю), по решению образовательной организации могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд".
Базисный учебный план N 1
для I-IV классов образовательных организаций Республики Дагестан с родным (нерусским) языком обучения, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, на 2016/2017 учебный год
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
||||
I |
II |
III |
IV |
|||
Русский язык и литературное чтение |
7 |
8 |
8 |
7 |
||
Родной язык и литературное чтение |
5 |
5 |
5 |
5 |
||
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
||
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
||
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
|
2 |
2 |
1 |
||
Культура и традиции народов Дагестана |
|
|
|
1 |
||
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
1 |
||
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Изобразительное искусство +технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
Итого: |
21 |
26 |
26 |
26 |
||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
|
|
|
|
||
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
26 |
26 |
26 |
||
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
1 |
2 |
2 |
2 |
||
Всего к финансированию: |
22 |
28 |
28 |
28 |
Базисный учебный план N 2
для I-IV классов образовательных организаций с русским (неродным) языком обучения, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, на 2016/2017 учебный год
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
||||
I |
II |
III |
IV |
|||
Русский язык и литературное чтение |
9 |
9 |
9 |
8 |
||
Родной язык и литературное чтение |
2 |
3 |
3 |
3 |
||
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
||
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
||
Культура и традиции народов Дагестана |
|
|
|
1 |
||
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
1 |
2 |
2 |
2 |
||
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
1 |
||
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Изобразительное искусство + технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
Итого: |
21 |
25 |
25 |
26 |
||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
|
1 |
1 |
|
||
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка |
21 |
26 |
26 |
26 |
||
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
1 |
2 |
2 |
2 |
||
Всего к финансированию: |
22 |
28 |
28 |
28 |
II. Основное общее образование
Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования и рассчитан на 35 учебных недель в год. По решению муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока - 45 минут.
При проведении учебных занятий по учебным предметам "Иностранный язык" (V-IX классы), "Технология" (V-IX классы), а также "Информатика и ИКТ", "Физика" и "Химия" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях - при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Деление классов на две группы также разрешается при проведении занятий по русскому языку (V-IX классы) в сельских школах при наполняемости класса 20 и более учащихся, по родному языку в городских школах (V-IX классы) - 25 и более человек.
В классах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения во время уроков родного языка одного из предметов этнокультурного образования: "дагестанская литература" "культура и традиции народов Дагестана" и др. на русском языке.
Учебный план финансируется во всех видах образовательных организаций не ниже предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки учащихся.
Учебный предмет "Информатика и информационно-коммуникационные технологии" (ИКТ), направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в качестве самостоятельного учебного предмета федерального компонента по 1 часу в неделю в 8 классе, и в 9 классе - по 2 часа в неделю.
Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".
Учебный предмет "География" в 8-9 классах изучается интегрированным курсом с "Географией Дагестана" в объеме 17,5 часов (в 9 классе).
Учебный предмет "Технология" построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации и потребностей региона для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Часть традиционного содержания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание".
Примерный учебный план N 1
с родным (нерусским) языком обучения для V-IX классов образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих программы общего образования, на 2016/2017 учебный год
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
||||
Обязательная часть |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
|
Русская литература |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
|
Родной язык и литература |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Дагестанская литература |
|
|
|
|
|
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
|
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
История Дагестана |
|
|
|
1 |
1 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Культура и традиции народов Дагестана |
|
|
|
1 |
1 |
|
Природоведение* |
2 |
|
|
|
|
|
География |
|
1 |
2 |
2 |
2/1 |
|
География Дагестана |
|
|
|
|
0/1 |
|
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
|
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
|
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
|
Музыка |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Изобразительное искусство + труд |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
ОБЖ |
|
|
|
1 |
|
|
Технология |
1 |
2 |
1 |
|
|
|
Итого: |
31 |
32 |
34 |
36 |
36 |
|
Компонент образовательной организации |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
* Учебный предмет "Природоведение" по решению образовательной организации может изучаться в VI классе за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" и "Биология".
Примерный учебный план N 2
для V-IX классов образовательных организаций Республики Дагестан с русским (неродным) языком обучения на 2016/2017 учебный год
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
||||
Обязательная часть |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
Русский язык |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
|
Русская литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
|
Родной язык и литература |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
Дагестанская литература |
|
|
|
|
|
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
|
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
История Дагестана |
|
|
|
1 |
1 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Культура и традиции народов Дагестана |
|
|
|
1 |
1 |
|
Природоведение* |
2 |
|
|
|
|
|
География |
|
1 |
2 |
2 |
2/1 |
|
География Дагестана |
|
|
|
|
0/1 |
|
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
|
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
|
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
|
Музыка |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Изобразительное искусство + труд |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
ОБЖ |
|
|
|
1 |
|
|
Технология |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
|
Итого: |
31 |
32 |
34 |
35 |
34 |
|
Компонент образовательной организации |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Предельно допустимая аудиторная недельная нагрузка |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
* Учебный предмет "Природоведение" по решению образовательной организации может изучаться в VI классе за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" и "Биология".
III. Среднее общее образование
Среднее общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение этих целей возможно при введении профессионального обучения, которое является системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.
Принципы построения Примерного учебного плана (ПУП) для 10-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, каждая образовательная организация получает широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающийся - выбора профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - это учебные предметы федерального и национально-регионального компонентов, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - это учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента Примерного учебного плана.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
В случае, если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть Примерного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Предметы национально-регионального компонента и компонент образовательной организации для 10 и 11 классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:
1) "надстройки" профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Для формирования учебного плана отдельного профиля обучения на базе Примерного учебного плана необходимо:
1. Выбрать в вариативной части ПУП два учебных предмета на профильном уровне, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.
2. Добавить к ним набор обязательных предметов (инвариантная часть ПУП) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части.
3. Подсчитать суммарное число часов на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (30 часов в неделю), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части ПУП).
4. После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов менее 30, то следует вернуться к п. 3, если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательной организации. В том случае, если суммарное число часов превысит допустимую норму (30 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п. 3.
5. Завершив формирование федерального компонента в учебном плане профиля, следует дополнить план национально-региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.
При проведении занятий по учебным предметам "Иностранный язык", "Технология", "Физическая культура", "Информатика и ИКТ", а также "Естествознание", "Физика", "Химия" (во время проведения практических занятий) и элективных курсов в 10-11 классах осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях - при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. Деление классов на две группы разрешается при проведении занятий по русскому языку в 10-11 классах сельских школ при наполняемости 20 и более учащихся.
Для общеобразовательных учреждений, в которых не созданы условия для профильного обучения, предлагается Примерный учебный план универсального (непрофильного) обучения.
Базисный учебный план
(недельный) для 10-11 классов образовательных организаций Республики Дагестан в условиях введения профильного обучения
Инвариантная часть |
Федеральный компонент |
||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |||||
Учебные предметы |
Количество часов |
||||
10 класс |
11 класс |
||||
Русский язык |
2 |
2 |
|||
Литература |
3 |
3 |
|||
Родной язык |
1 |
1 |
|||
Дагестанская литература |
2 |
2 |
|||
История Дагестана |
1 |
1 |
|||
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
1 |
|||
Иностранный язык |
3 |
3 |
|||
Математика |
4 |
4 |
|||
История |
2 |
2 |
|||
Обществознание (включая экономику и право) |
2 |
2 |
|||
Естествознание |
1 |
1 |
|||
Физическая культура |
3 |
3 |
|||
ОБЖ |
1 |
1 |
|||
Вариативная часть |
Учебные предметы по выбору на базовом и (или) профильных уровнях |
||||
Учебные предметы |
Базовый уровень |
Профильный уровень |
|||
10 класс |
11 класс |
10 класс |
11 класс |
||
Русский язык |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Литература |
- |
- |
5 |
5 |
|
Иностранный язык |
- |
- |
6 |
6 |
|
Математика |
- |
- |
6 |
6 |
|
История |
- |
- |
4 |
4 |
|
Физическая культура |
- |
- |
4 |
4 |
|
Обществоведение |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Экономика |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
|
Право |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
|
География |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Физика |
1 |
1 |
5 |
5 |
|
Химия |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Биология |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
4 |
4 |
|
Искусство (МХК) |
- |
- |
2 |
2 |
|
Технология |
1 |
1 |
4 |
4 |
|
ОБЖ |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Компонент образовательного учреждения | |||||
|
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
37 |
37 |
37 |
37 |
Базисный учебный план
(недельный) для 10-11 классов образовательных организаций универсального (непрофильного) обучения Республики Дагестан на 2016/2017 учебный год
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов |
|
Базовые учебные предметы | ||
|
10 класс |
11 класс |
Русский язык |
2 |
2 |
Русская литература |
3 |
3 |
Родной язык |
1 |
1 |
Дагестанская (родная) литература |
2 |
2 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
Математика |
4 |
4 |
Информатика |
1 |
1 |
История |
2 |
2 |
История Дагестана |
1 |
1 |
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
1 |
Обществознание (включая экономику и право) |
2 |
2 |
Физика |
2 |
2 |
Химия |
1 |
1 |
Биология |
1 |
1 |
Физическая культура |
3 |
3 |
География |
1 |
1 |
Технология |
1 |
1 |
ОБЖ |
1 |
1 |
Итого: |
32 |
32 |
Элективные учебные предметы | ||
Учебные предметы, предлагаемые образовательным организациям, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
5 |
5 |
Итого: |
37 |
37 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 8 июня 2016 г. N 1490-01/16 "Об утверждении Примерных учебных планов общеобразовательных учреждений на 2016/2017 учебный год"
Текст приказа официально опубликован не был