Конституционный Суд Республики Дагестан в составе Председателя М.Х. Халитова, судей Р.М. Акутаева, М.Ш. Кадимовой, Х.У. Рустамова,
с участием гражданки М.А. Рамазановой, обратившейся в Конституционный Суд Республики Дагестан с жалобой, ее представителя Х.Ш. Алигаджиевой, представителей Правительства Республики Дагестан: специалиста-эксперта отдела по представлению интересов Правительства Республики Дагестан в судах и иных органах Министерства юстиции Республики Дагестан Ю.М. Курбаналиева, консультанта отдела контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Ш.А. Максудова и приглашенного специалиста - заместителя начальника Правового управления Администрации муниципального образования городской округ "город Махачкала" Х.З. Абдулаевой,
руководствуясь статьей 93 (часть 3) Конституции Республики Дагестан, пунктом 1 части первой и частями второй и пятой статьи 3, частями первой, второй и третьей статьи 27, статьями 34 и 65, частями первой и второй статьи 66, статьями 87, 88 и 91 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положения пункта 2.2.48 Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 января 2010 года N 14.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки М.А. Рамазановой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Дагестан оспариваемое заявителем нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.Ш. Кадимовой, объяснения гражданки М.А. Рамазановой, ее представителя Х.Ш. Алигаджиевой, представителей Правительства Республики Дагестан: специалиста-эксперта отдела по представлению интересов Правительства Республики Дагестан в судах и иных органах Министерства юстиции Республики Дагестан Ю.М. Курбаналиева, консультанта отдела контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Ш.А. Максудова и приглашенного специалиста - заместителя начальника Правового управления Администрации муниципального образования городской округ "город Махачкала" Х.З. Абдулаевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Дагестан
установил:
1. Гражданка М.А. Рамазанова оспаривает конституционность примененного в ее деле положения пункта 2.2.48 Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 января 2010 года N 14 (далее - Нормативы), в части, устанавливающей, что при проектировании на территории малоэтажной жилой застройки расстояние от стен индивидуальных, блокированных и секционных жилых домов до ограждения земельного участка должно составлять не менее 4,5 м.
На основании разрешения на строительство, выданного Администрацией муниципального образования городской округ "город Махачкала" (постановление от 13 октября 2011 года N 3146), М.А. Рамазанова начала строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей участке, отступив на один метр от границы соседнего земельного участка. Собственник соседнего земельного участка обжаловал действия М.А. Рамазановой в Ленинский районный суд г. Махачкалы, потребовав отступить от границы участка на 4,5 м.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10 мая 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 июля 2012 года, постановлено обязать М.А. Рамазанову устранить нарушение градостроительных норм, допущенных при строительстве дома, отступить от границы соседнего земельного участка на расстояние не менее 1 м.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2013 года решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10 мая 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 июля 2012 года в части возложения на А.М. Рамазанову обязанности устранить нарушения градостроительных норм при строительстве дома отменено, дело возвращено в суд первой инстанции, с указанием при новом рассмотрении применить оспариваемое нормативное положение.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 29 мая 2013 года на М.А. Рамазанову возложена обязанность устранить нарушения градостроительных норм и правил при строительстве дома и отступить от границы соседнего земельного участка на расстояние не менее 4,5 м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 августа 2013 года решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 29 мая 2013 года отменено.
По обращению гражданки М.А. Рамазановой решением Верховного Суда Республики Дагестан от 7 октября 2013 года пункт 2.2.48 Нормативов в части, устанавливающей, что при проектировании на территории малоэтажной жилой застройки расстояние от стен индивидуальных, блокированных и секционных жилых домов до ограждения земельного участка должно быть не менее 4,5 м, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2014 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 августа 2013 года отменено, решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 29 мая 2013 года оставлено в силе. При этом Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что признание положения пункта 2.2.48 Нормативов недействующим не имеет значения для решения указанного спора, так как решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 29 мая 2013 года было вынесено ранее признания оспариваемой нормы недействующей.
На основании определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2014 года собственник соседнего земельного участка обратился в Ленинский районный суд г. Махачкалы с исковым заявлением о сносе самовольно возведенного строения М.А. Рамазановой.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 18 декабря 2014 года постановлено обязать М.А. Рамазанову снести за свой счет часть жилого дома.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 8 апреля 2015 года решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 18 декабря 2014 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в исковых требованиях к М.А. Рамазановой.
Президиумом Верховного Суда Республики Дагестан 15 июля 2015 года определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 8 апреля 2015 года отменено, решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 18 декабря 2014 года оставлено в силе.
2. Согласно Конституции Республики Дагестан (статья 93, часть 3), части второй статьи 3 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" Конституционный Суд Республики Дагестан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет соответствие Конституции Республики Дагестан закона Республики Дагестан, нормативного правового акта Президента Республики Дагестан, Главы Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, другого органа исполнительной власти Республики Дагестан, устава муниципального образования, нормативного правового акта органа местного самоуправления, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
В соответствии с частью первой статьи 87 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" правом на обращение в Конституционный Суд Республики Дагестан с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан обладает гражданин, чьи права и свободы нарушаются законом Республики Дагестан, иным нормативным правовым актом Республики Дагестан, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан.
Согласно статье 88 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" жалоба на нарушение законом Республики Дагестан, иным нормативным правовым актом Республики Дагестан конституционных прав и свобод допустима, если: 1) закон Республики Дагестан, иной нормативный правовой акт Республики Дагестан затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон Республики Дагестан, иной нормативный правовой акт Республики Дагестан применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Конституционный Суд Республики Дагестан в соответствии со статьей 81 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" устанавливает соответствие Конституции Республики Дагестан законов Республики Дагестан, иных нормативных правовых актов Республики Дагестан:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного правового акта;
3) по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие;
4) с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
5) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления.
Как следует из статей 67, 87 и 88 Закона "О Конституционном Суде Республики Дагестан", Конституционный Суд Республики Дагестан, проверяя по жалобе гражданина конституционность закона Республики Дагестан, иного нормативного правового акта Республики Дагестан или его отдельных положений, затрагивающих конституционные права и свободы граждан, на нарушение которых ссылается заявитель, и примененных в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл проверяемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
Оспариваемое положение Нормативов применялось в деле гражданки М.А. Рамазановой при разрешении споров о нарушении градостроительных норм и затрагивает ее права и свободы, закрепленные в Конституции Республики Дагестан.
Таким образом, пункт 2.2.48 Нормативов в части, устанавливающей, что при проектировании на территории малоэтажной жилой застройки расстояние от стен индивидуальных, блокированных и секционных жилых домов до ограждения земельного участка должно быть не менее 4,5 м, является предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Дагестан.
3. В Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 2 Конституции Российской Федерации, статьи 3 и 18 Конституции Республики Дагестан).
В Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Земля и другие природные ресурсы, которые могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляется как лично, так и совместно с другими лицами (статьи 9, 35 и 36 Конституции Российской Федерации, статьи 14, 15 и 36 Конституции Республики Дагестан).
Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации, конституционные гарантии охраны частной собственности законом и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере; при этом, исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства, вмешательство государства в отношения собственности, в том числе связанные с осуществлением не запрещенной законом экономической деятельности, не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью с тем, чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; во всяком случае, правовое регулирование в этой сфере не должно посягать на само существо права или свободы и приводить к утрате их реального содержания (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2011 года N 1-П, от 25 апреля 2011 года N 6-П, от 10 декабря 2014 года N 31-П, от 22 декабря 2015 года N 34-П и др.).
По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года N 468-О, законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения, принимаются законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан. При этом законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 55 Конституции Республики Дагестан).
В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пунктов 1 - 12 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 26 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования - это совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями первой, третьей и четвертой статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 части первой статьи 3 Закона Республики Дагестан "О градостроительной деятельности в Республике Дагестан" утверждение республиканских нормативов градостроительного проектирования относится к полномочиям Правительства Республики Дагестан.
Согласно части первой статьи 15 и части второй статьи 17 указанного закона республиканские нормативы градостроительного проектирования учитываются при подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов и содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека с учетом схемы территориального планирования Республики Дагестан. Предметом их регулирования является: 1) уровень обеспеченности социальной, производственной, инженерной, транспортной и другими инфраструктурами; 2) расчетные показатели для планирования размещения объектов социальной инфраструктуры; 3) расчетные показатели для планирования размещения объектов производственной инфраструктуры; 4) расчетные показатели для планирования размещения объектов инженерной, транспортной инфраструктур; 5) иные расчетные показатели для планирования развития поселений и городских округов. Согласно части 1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами, расчетные показатели которых для региона должны быть установлены в региональных нормативах градостроительного проектирования, понимаются объекты, перечисленные в части третьей статьи 14 указанного кодекса, а именно, транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, объекты предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, образования, здравоохранения, физической культуры и иные объекты в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
Возможности комплексного правового регулирования отношений по использованию и охране земель, составляющих территории поселений, могут быть реализованы посредством градостроительного зонирования.
Градостроительное зонирование определяется как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, ограничения их использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части второй и часть шестая статьи 30, часть первая статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 части первой статьи 38 данного кодекса устанавливает, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (пункт 3 части первой статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 20 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно части первой статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
4. Из системного анализа приведенных положений конституционных норм и градостроительного законодательства следует, что строительство объекта на территории малоэтажной жилой застройки на земельном участке должно осуществляться в соответствии с градостроительным планом земельного участка, в котором указываются минимальные отступы от границ земельного участка до объектов капитального строительства на основании принятого органом местного самоуправления градостроительного регламента для территориальной зоны, в пределах которой находится данный земельный участок. Следовательно, Правительство Республики Дагестан, осуществляя предоставленные ему полномочия, при утверждении Республиканских нормативов градостроительного проектирования, вышло за пределы своей компетенции.
Отнесение к полномочиям органов местного самоуправления утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и правил землепользования и застройки связано с характерной для муниципального образования сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктурой, обусловливающей особую роль публично-территориальной единицы в обеспечении комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Определять и устанавливать в правилах землепользования и застройки предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства органам местного самоуправления необходимо с соблюдением требований технических регламентов (пункт 7 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, определяя градостроительные параметры при застройке и землепользовании на территориях жилых зон, органам местного самоуправления следует учитывать градостроительные и природные особенности, процент застроенности территорий и интенсивность их использования, плотность застройки, функциональные и архитектурно-ландшафтные особенности населенного пункта, историко-градостроительные исследования, основанные на культурных традициях, вызванных, прежде всего, социальными интересами населения. Иначе градостроительная политика и концепция реконструкции в отдельно взятой жилой зоне могут оказаться неосуществимыми.
Реализация субъектами Российской Федерации закрепленных за ними в статьях 72 и 73 Конституции Российской Федерации, статьях 54, 55 и 90 Конституции Республики Дагестан, статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Дагестан от 5 мая 2006 года N 26 "О градостроительной деятельности в Республике Дагестан" полномочий при наличии достаточно широкой свободы усмотрения по регулированию градостроительных норм и правил землепользования на соответствующей территории не предполагает возможности принятия ими произвольных решений, которые не основывались бы на вытекающих из Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан общих принципах и специальных нормах. Такое положение поставило бы под сомнение возможность самостоятельной реализации полномочий в области градостроительной деятельности органами местного самоуправления.
Местное самоуправление является неотъемлемой частью единого механизма управления делами федеративного государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П). Закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, однако исключает подмену органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 9-П и от 24 декабря 2012 года N 32-П). Самостоятельность местного самоуправления, таким образом, является не только пределом, ограничивающим произвольное вмешательство органов государственной власти в дела местного самоуправления, но и базой для его интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней на основе баланса интересов межуровневого взаимодействия.
Соответственно, при определении и оценке степени дискреционных возможностей исполнительного органа субъекта Российской Федерации в данной сфере существенное значение приобретает учет объективных взаимосвязей функций, задач и полномочий местного самоуправления и особенностей его правового взаимодействия с исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации, реализуемых на конкретном уровне.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8.2), могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Перераспределение полномочий является дискреционным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется им по своему усмотрению и не должно носить произвольный характер.
При этом установленное федеральным законодателем обязательное требование перераспределения полномочий посредством принятия закона субъекта Российской Федерации является гарантией от необоснованного ограничения компетенции муниципальных образований.
Перераспределение полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Дагестан путем принятия соответствующего закона не произведено.
Следовательно, утверждение оспариваемого положения неправомочным субъектом правоотношений повлекло использование в правоприменительной практике подхода, не отвечающего реальному состоянию законодательства, исказило истинный замысел законодателя относительно действительного нормативного содержания разделения полномочий в области градостроительства между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Подобное правовое регулирование, как показывает правоприменительная практика, может повлечь ограничение права собственности.
По смыслу конституционно-правового толкования градостроительного законодательства, содержащегося в настоящем Постановлении и, исходя из положений, предусмотренных в статьях 72 и 73 Конституции Российской Федерации, статьях 54, 55 и 90 Конституции Республики Дагестан, статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 3.1. Закона Республики Дагестан "О градостроительной деятельности в Республике Дагестан", определивших исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, положение Нормативов в части, устанавливающей, что при проектировании на территории малоэтажной жилой застройки расстояние от стен индивидуальных, блокированных и секционных жилых домов до ограждения земельного участка должно быть не менее 4,5 м. противоречит Конституции Республики Дагестан.
5. Рассмотрев обращение гражданки М.А. Рамазановой о признании указанного нормативного положения не соответствующим Конституции Республики Дагестан с момента принятия, Конституционный Суд Республики Дагестан исходит из того, что согласно части второй статьи 91 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" в случае, если Конституционный Суд Республики Дагестан признал закон Республики Дагестан, иной нормативный правовой акт Республики Дагестан, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Республики Дагестан, данное дело во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Такой пересмотр осуществляется безотносительно к истечении сроков обращения в компетентные органы и независимо от того, имеются или отсутствуют основания для пересмотра, предусмотренные иными, помимо Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", актами.
На основании изложенного отдельное признание положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим Конституции Республики Дагестан с момента его издания в контексте рассматриваемого обращения не требуется.
Аналогичная правовая позиция неоднократно выражена в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 14 января 1999 года N 4-О, от 5 февраля 2004 года N 78-О).
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 65, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 67, частями первой и третьей статьи 68, статьями 72 и 91 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", Конституционный Суд Республики Дагестан постановил:
1. Признать положение пункта 2.2.48 Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 января 2010 года N 14 в части, устанавливающей, что при проектировании на территории малоэтажной жилой застройки расстояние от стен индивидуальных, блокированных и секционных жилых домов до ограждения земельного участка должно быть не менее 4,5 м, не соответствующим Конституции Республики Дагестан, ее статьям 2, 18, 48, 54, 55, 88 и 90, поскольку оно принято с нарушением разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и в правоприменительной практике допускает возможность ограничения права собственности.
2. Правоприменительные решения по делу гражданки Рамазановой Мариян Абдурахмановны подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, учитывая в том числе, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации решение правоприменительного органа, основанное на подзаконном нормативном правовом акте, признанном конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий противоречащим Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, может быть пересмотрено в установленном законом порядке в соответствии с пунктом 1 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2012 года N 1239-О).
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газете "Дагестанская правда" и в "Собрании законодательства Республики Дагестан".
Конституционный Суд
Республики Дагестан
N 1-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 мая 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2.2.48 Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 января 2010 года N 14, в связи с жалобой гражданки М.А. Рамазановой"
Текст постановления официально опубликован не был