Постановление Администрации Ибресинского района Чувашской Республики
от 9 марта 2016 г. N 126
"Об утверждении Муниципальной программы "Развитие инженерного и технического творчества детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики "От детского сада до высшего учебного заведения"
1 июня 2016 г.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом Ибресинского района Чувашской Республики, администрация Ибресинского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Муниципальную программу "Развитие инженерного и технического творчества детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики "От детского сада до высшего учебного заведения" (далее - Программа).
2. Установить, что:
- финансирование Программы осуществляется из бюджета Ибресинского района и внебюджетных источников;
- объемы финансирования на реализацию Программы могут ежегодно уточняться исходя из возможностей районного бюджета, а также объемов средств, предусмотренных из внебюджетных источников.
3. Ответственным за реализацию Программы определить МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района.
4. Контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет отдел образования администрации Ибресинского района.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района - начальника отдела образования Григорьеву Л.В.
Постановлением Администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 1 июня 2016 г. N 305 пункт 6 изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента официального опубликования названного постановления
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Глава администрации |
С.В. Горбунов |
Утверждена
Постановлением администрации
Ибресинского района
Чувашской Республики
от 9 марта 2016 г. N 126
Муниципальная программа
"Развитие инженерного и технического творчества детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики "От детского сада до высшего учебного заведения"
Паспорт
Муниципальной Программы "Развитие инженерного и технического творчества детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики "От детского сада до высшего учебного заведения"
Наименование |
"Развитие инженерного и технического творчества детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики "От детского сада до высшего учебного заведения" |
Заказчик |
Администрация Ибресинского района Чувашской Республики |
Разработчик |
Отдел образования администрации Ибресинского района |
Исполнители |
образовательные организации Ибресинского района |
Нормативно-правовые основания для разработки |
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 N 50 (ред. от 22.06.2015) "Об образовании в Чувашской Республике"; - Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р; - Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761; - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р |
Цель |
Создание необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития в Ибресинском районе системы инженерного и научно-технического творчества обучающихся, способствующей развитию у обучающихся интереса к сфере политехнического образования, инженерно-программного мышления, формирования навыков конструирования, моделирования, мотивации к осознанному выбору инженерно-технических и рабочих профессий. |
Задачи |
1. Разработать комплекс социально-педагогических, материально-технических и финансовых условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы инженерного и технического творчества в Ибресинском районе. 2. Модернизировать материально-техническую базу для развития инженерного и технического творчества, обеспечить ее соответствие современным требованиям. 3. Разработать и внедрить образовательные программы инженерной и технической направленностей, ориентированные на развитие личности обучающихся. 4. Повысить качество преподавания предметов физико-математического и естественнонаучных направлений. 5. Совершенствовать научное, методическое и информационное сопровождение развития системы воспитания детей через инженерное и техническое творчество. 6. Увеличить охват детей "группы риска" в кружковую деятельность с целью профилактики правонарушений. 7. Сформировать систему выявления, поддержки и развития технических способностей детей, их самореализации, профессионального самоопределения. 8. Обеспечить условия для творческого общения и обмена опытом, как педагогов, так и обучающихся. |
Срок реализации |
2016 - 2020 годы |
Этапы реализации и основные мероприятия Программы |
1-й этап. Организационный (I полугодие 2016 г.): 1.1. Анализ состояния системы инженерного и технического творчества в Ибресинском районе, определение приоритетных направлений развития с целью конкретизации основных положений Программы для решения поставленных задач. 1.2. Проведение предварительной работы по модернизации системы инженерного и технического творчества Ибресинского района: определение данных развития и оснащения учебных кабинетов, мастерских, планов модернизации материально-технической базы, сметной документации на создание материально-технической базы. 2-й этап. Основной (II полугодие 2016 - 2019 гг.): 2.1. Создание условий для развития инженерного и технического творчества: материальное, методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы. 2.2. Модернизация материально-технической базы учреждений в сфере дополнительного образования по направлению инженерного и технического творчества. 2.3. Проведение массовых мероприятий по развитию инженерного и технического творчества. 2.4. Разработка и реализация механизма социального партнерства объединений технической направленности с предприятиями, индивидуальными предпринимателями, СУЗами и ВУЗами Чувашской Республики. 2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров. 2.6. Развитие сетевых сообществ по направлению инженерного и технического творчества детей и молодежи. 2.7. Создание на базе МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района нового перспективного научно-технического центра развития инженерного и технического творчества, осуществляющего комплексные интегрированные программы в сотрудничестве с образовательными организациями района, частными предпринимателями. 3-й этап. Завершающий (2020 г.): 3.1. Внедрение концепции развития системы инженерного и технического творчества в Ибресинском районе. 3.2. Создание условий для организации учебно-тренировочных сборов, соревнований и конкурсов в соответствии с ежегодными республиканскими мероприятиями технической направленности. 3.3. Мониторинг эффективности Программы. |
Объемы и источники финансирования |
Бюджетные и внебюджетные источники: бюджетные - 864 тыс. руб. внебюджетные - 90 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты |
1. Формирование комплексной системы профессионального определения обучающихся. 2. Повышение качества знаний обучающихся по предметам физико-математического и естественнонаучных направлений и увеличение количества призеров региональных, Всероссийских олимпиад, соревнований, конкурсов по техническому творчеству. 3. Оптимизация системы инженерного и технического творчества Ибресинского района, появление в МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района нового перспективного научно-технического центра развития инженерного и технического творчества, осуществляющего комплексные интегрированные программы в сотрудничестве с образовательными организациями района, частными предпринимателями. 4. Увеличение доли выпускников 9 и 11 классов, выбирающих выпускные экзамены физико-математического и естественнонаучных направлений. 5. Увеличение количества детских кружков и объединений технической направленности. 6. Возрастание числа обучающихся, ориентированных на социально востребованные профессии в сфере науки, техники и производства. 7. Отвлечение обучающихся от негативных социальных влияний средствами инженерного и технического творчества и мероприятиями технической направленности. 8. Уменьшение доли детей "группы риска" и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. 9. Обеспечение эффективного взаимодействия систем образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного), организаций, объединений технического творчества. |
Система организации контроля за исполнением |
Контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием денежных средств муниципального бюджета осуществляет отдел образования администрации Ибресинского района |
Введение
В настоящее время как никогда возникает вопрос о необходимости и значимости развития инженерного и технического творчества детей и молодежи. Значение технического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлении личности ребенка чрезвычайно велико и многогранно. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество - весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, одно из мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности - личности, без которой невозможно себе представить наши завтрашние успехи. Работа в этом направлении ориентирована не только на знания, но в первую очередь на практическую деятельность, а это позволяет повысить мотивацию обучения, активизировать познавательный процесс, интеллектуальное и творческое развитие, патриотическое воспитание. Широкий выбор деятельности и материалов позволяет расширить кругозор детей, дает возможность раскрыть свои индивидуальные способности, свое увлечение. Это способствует сознательному выбору профессии. Раскрывая свои потенциальные возможности и реализуя их в школьные годы, ребенок будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирать правильные средства для их достижения.
Муниципальная программа "Развитие инженерного и технического творчества детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики "От детского сада до высшего учебного заведения" (далее - Программа) представляет собой комплекс мер, направленных на создание необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития системы инженерного и технического творчества в Ибресинском районе, способствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей и подростков, подготовке их к активному участию в развитии научно-технического потенциала Чувашской Республики, обеспечение социального заказа государства на воспитание технически грамотных и высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей, обладающих высокими духовно-нравственными принципами, стойкими жизненными ориентирами, стремлением к служению Отечеству.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 N 50 (ред. от 22.06.2015) "Об образовании в Чувашской Республике";
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р.
Заказчик Программы:
Администрация Ибресинского района.
Разработчик Программы:
Отдел образования Администрации Ибресинского района.
Исполнители Программы:
Образовательные организации Ибресинского района.
Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития в Ибресинском районе системы инженерного и научно-технического творчества обучающихся, способствующей развитию у обучающихся интереса к сфере политехнического образования, инженерно-программного мышления, формирования навыков конструирования, моделирования, мотивации к осознанному выбору инженерно-технических и рабочих профессий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать комплекс социально-педагогических, материально-технических и финансовых условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы инженерного и технического творчества в Ибресинском районе.
2. Модернизировать материально-техническую базу для развития инженерного и технического творчества, обеспечить ее соответствие современным требованиям.
3. Разработать и внедрить образовательные программы инженерной и технической направленностей, ориентированные на развитие личности обучающихся.
4. Повысить качество преподавания предметов физико-математического и естественнонаучных направлений.
5. Совершенствовать научное, методическое и информационное сопровождение развития системы воспитания детей через инженерное и техническое творчество.
6. Увеличить охват детей "группы риска" в кружковую деятельность с целью профилактики правонарушений.
7. Сформировать систему выявления, поддержки и развития технических способностей детей, их самореализации, профессионального самоопределения.
8. Обеспечить условия для творческого общения и обмена опытом, как педагогов, так и обучающихся.
Сроки и этапы реализации Программы
1-й этап. Организационный (первое полугодие 2016 г.):
1.1. Анализ состояния системы инженерного и технического творчества в Ибресинском районе, определение приоритетных направлений развития с целью конкретизации основных положений Программы для решения поставленных задач.
1.2. Проведение предварительной работы по модернизации системы инженерного и технического творчества Ибресинского района: определение данных развития и оснащения учебных кабинетов, мастерских, планов модернизации материально-технической базы, сметной документации на приобретение материально-технической базы.
2-й этап. Основной (второе полугодие 2016 - 2019 гг.):
2.1. Создание условий для развития инженерного и технического творчества: материальное, методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы.
2.2. Модернизация материально-технической базы инженерного и технического творчества Ибресинского района.
2.3. Обеспечение массовых мероприятий по развитию инженерного и технического творчества.
2.4. Разработка и реализация механизма социального партнерства объединений технической направленности с предприятиями, индивидуальными предпринимателями, СУЗами и ВУЗами Чувашской Республики.
2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров.
2.6. Развитие сетевых сообществ по развитию инженерного и технического творчества детей и молодежи.
2.7. Создание на базе МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района нового перспективного научно-технического центра развития инженерного и технического творчества, осуществляющего комплексные интегрированные программы в сотрудничестве с образовательными организациями района, частными предпринимателями.
3-й этап. Завершающий (2020 г.):
3.1. Внедрение концепции развития системы инженерного и технического творчества в Ибресинском районе.
3.2. Создание условий для организации учебно-тренировочных сборов, соревнований и конкурсов в соответствии с ежегодными республиканскими мероприятиями технической направленности.
3.3. Мониторинг эффективности Программы.
Анализ существующей ситуации
В настоящее время в Ибресинском районе осуществляют образовательную деятельность 30 образовательных организаций: 12 дошкольных образовательных учреждений, 6 основных общеобразовательных школ, 9 средних общеобразовательных школ, 3 учреждения дополнительного образования.
Программы инженерного и технического творчества детей и молодежи реализуются через:
- создание инженерных классов;
- профильное обучение в 10-11 классах;
- кружковую работу технической направленности в общеобразовательных школах;
- объединения технической направленности в УДО.
В последние годы наиболее популярными стали физико-математический и естественнонаучный профили, что свидетельствует о том, что интересы учащихся, пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка труда. Для привлечения детей и молодежи к техническим специальностям расширяется сеть инженерных классов в школах. В 3 общеобразовательных организациях открыты инженерные классы: МБОУ "Ибресинская СОШ N 1" - 10 и 11 классы, МБОУ "Ибресинская СОШ N 2" - 7 класс, МБОУ "Айбечская СОШ" - 7 класс. В них обучаются 96 учеников, что составляет около 4% от общего числа обучающихся.
В 10 - 11 классах МБОУ "Ибресинская СОШ N 1" ведется обучение по физико-математическому профилю, охвачено 56 детей.
В школах района функционируют 26 кружков технической направленности, в них насчитывается 347 обучающихся, что составляет 13,5% от количества школьников. Наиболее востребованными и успешно развивающимися являются такие направления в техническом творчестве как авиамоделирование, судомоделирование, информационные технологии, технический дизайн, веб-дизайн и т. д.
В МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района с ноября 2015 года реализуют свою деятельность два объединения технической направленности: "Электроник" и "Робототехника". Эти объединения посещают 30 ребят в возрасте от 9 до 15 лет, что составляет 1,16% от количества детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В творческих объединениях технической направленности всего работает 24 педагога (в УДО - 2 чел. и ОУ - 22 чел.). Все работники имеют высшее образование. В дошкольных учреждениях технические кружки не ведутся.
На территории Чувашской Республики с 2012 года началась реализация регионального проекта "Профильные инженерно-технические классы". Базовой площадкой в нашем районе определена МБОУ "Ибресинская СОШ N 1", а с 2013 года подключились МБОУ "Ибресинская СОШ N 2" и МБОУ "Айбечская СОШ". В рамках данного проекта образовательные организации получили оборудование Lego Education и Lego Mindstorms. Это оборудование используется на занятиях в школьных кружках и в объединениях технической направленности, на уроках физики, информатики и интегрированных занятиях и на элективных курсах. Все образовательные организации обеспечены компьютерной техникой, оборудованы мастерские для уроков технологии.
Ежегодно растет доля выпускников 9 (рис. 1) и 11 (рис. 2) классов, выбирающих ГИА по физике, химии, биологии, информатики и ИКТ.
Рис. 1
Рис. 2
Дом детского творчества ежегодно проводит различные технические конкурсы такие как: фестиваль "Воздушные змеи", Молодежные "Николаевские чтения", конкурс "Юный техник", НПК "Поиск", конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников "Я - Исследователь", конференцию - фестиваль творчества обучающихся "EXCELSIOR" авиационные соревнования в закрытых помещениях. Отмечается устойчивое увеличение количества участников в данных конкурсах. (Рис. 3)
Рис. 3
Модернизация системы образования в районе предполагает интеграцию систем школьного и дополнительного образования детей. Необходимость интеграции обеих систем образования обусловлена тем, что дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Деятельность образовательных организаций осуществляется на основе договоров о сотрудничестве между МБОУ ДО "ДДТ" и школами района.
В 2015 году в VIII Республиканских Молодежных Николаевских чтениях, обучающийся МБОУ "Малокармалинская СОШ" занял 3 место. В республиканском конкурсе детско-юношеского технического и художественного творчества "Дорога к звездам" воспитанник МБОУ ДО "ДДТ" стал победителем, обучающаяся МБОУ "Айбечская "СОШ" - призером.
В 2016 году в республиканской научно-практической конференции "Поиск" обучающиеся МБОУ "Айбечская "СОШ" и МБОУ "Буинская "СОШ" удостоились дипломов III степени.
Анализ имеющихся проблем и пути их решения
Перспективы развития системы инженерного и технического творчества в Ибресинском районе определяются стратегией развития социально-экономической сферы Чувашской Республики, направлениями модернизации образования в Российской Федерации, стратегией развития системы образования. Специфика системы инженерного и технического творчества учащихся в Ибресинском районе заключается:
- в уникальности планируемых программ технической направленности, соединяющих в себе науку, технику и спорт, развивающих в воспитанниках потребности в познании и творчестве;
- в обращенности к наиболее педагогически запущенному контингенту учащихся с целью "отвлечения" от улицы, осуществления социально-трудовой адаптации посредством вовлечения в техническое творчество и организации полезного досуга;
- в ориентации на подготовку обучающихся, прежде всего мальчиков и юношей, в научно-технических объединениях к выполнению различного рода "мужских" социальных функций: мужа, отца, защитника Родины, хозяина;
- в его высокой ресурсоемкости (это направление требует вложения больших финансовых средств, приобретения дорогостоящего оборудования и инструмента, специально оборудованных помещений, сооружений, рабочих мест).
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие инженерного и технического творчества учащихся, позволяет обозначить следующие факторы:
Сильные стороны - наличие материально-технической базы в МБОУ "Ибресинская СОШ N 1", МБОУ "Ибресинская СОШ N 1", МБОУ "Айбечская СОШ"; - большой потенциал дополнительного образования: ДДТ охватывает 8 образовательных организаций района; - заинтересованность детей в техническом творчестве; |
Слабые стороны - 90% ОО имеют слабую материально-техническую базу; - нехватка квалифицированных кадров; - слабые связи с социальными партнерами; - недостаточное количество штатных единиц педагогического персонала в УДО - отсутствие координирующего центра и методиста-координатора |
Возможности - возможность охватить большее число образовательных организаций; - рост интереса к научно-техническому творчеству; - интерес общества к проблемам детского научно-технического творчества |
Угрозы - недостаточное финансирование; - нестабильная социально-экономическая ситуация |
Анализ ситуации развития инженерного и технического творчества в районе обнажил следующие проблемы:
1. Снижение качества преподавания предметов физико-математического и естественнонаучного направлений. Оно обусловлено следующими причинами:
- нехваткой учителей-предметников математического и естественнонаучного направлений, смена поколений кадров идет медленными темпами, очень мало молодых специалистов;
- снижением количества обучающихся с сильной мотивацией к учебе;
- уменьшением количества детей во всех образовательных учреждениях: появились малочисленные школы с числом учащихся от 40 до 60.
2. Недостаток общеобразовательных программ нового поколения, направленных на развитие детского научно-технического творчества и способствующих развитию инженерного мышления детей и молодежи. Программы должны быть интегрированными и охватывающими все сферы образования.
3. Недостаток квалифицированных педагогических кадров в сфере дополнительного образования, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности. Молодежь с техническим складом ума не желает возвращаться в село и в образовательные организации.
4. Отсутствует современный центр дополнительного образования для реализации программ инженерной и технической направленности. Материальная база МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района не отвечает требованиям настоящего времени. Учреждение находится в затруднительном положении: нет своего помещения (ДДТ арендует различные помещения в образовательных организациях района), отсутствуют вакантные должности педагога дополнительного образования.
5. Материально-техническая база образовательных организаций для развития инженерного и технического творчества не отвечает современным требованиям. Только три ОО обеспечены наборами для развития системы инженерного и технического творчества. Это МБОУ "Ибресинская СОШ N 1", МБОУ "Ибресинская СОШ N 2", МБОУ "Айбечская СОШ".
Для решения этих проблем в муниципалитете:
Разработан комплекс мероприятий стимулирующего характера для привлечения молодых специалистов в образовательные организации. В настоящее время в районе молодым педагогическим работникам устанавливается надбавка в размере 50% к должностному окладу.
Для дальнейшего удержания кадров создана система по развитию наставничества с молодыми педагогами. Действует муниципальный Совет молодых педагогов, утверждено Положение о муниципальном совете молодых педагогов.
Для привлечения молодежи в сельскую местность разработана и реализуется программа по обеспечению жильем молодых сельских специалистов, которая является частью национального проекта.
В целях стимулирования интеллектуального, творческого и познавательного потенциала обучающихся общеобразовательных учреждений поощряются денежными призами ученики - победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
С 2013 г. в районе появилась новая форма поощрения талантливым молодым людям - учреждена стипендия Главы администрации Ибресинского района учащимся общеобразовательных учреждений за особую творческую устремленность в размере 300 руб. в месяц. Именные стипендии получают 7 учащихся.
В ходе реализации Программы планируется:
1. Модернизировать материально-техническую базу ОО.
2. Разработать муниципальную концепцию развития инженерного и технического творчества детей и молодежи, которая обеспечит эффективное взаимодействие систем образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного), организаций, объединений технического творчества.
3. Разработать изменения в образовательные программы с целью интегрирования межпредметных связей всех уровней образования. (Внести изменения в образовательные программы учителей технических и естественнонаучных дисциплин, разработать новые, в том числе с применением сетевой формы обучения.)
4. Расширить сферу деятельности ассоциации учителей-предметников технических и естественнонаучных дисциплин. Повышать квалификации педагогических кадров в рамках постоянно действующих мастер-классов и семинаров по обмену опытом на базе образовательных организаций, имеющих кадровый, материально-технический, организационный ресурс, обеспечивающих реализацию муниципальных и республиканских научно-технических, спортивно-технических мероприятий.
5. Расширить комплекс мероприятий стимулирующего характера для призеров (руководителей) Всероссийской олимпиады школьников, инженерных и технических конкурсов различного уровня (муниципальный, республиканский, российский).
6. Для обеспечения гармоничного сочетания интересов конкретной личности и общества ввести во всех общеобразовательных организациях профориентационную работу с обучающимися 8 - 11 классов, что включает в себя профессиональное просвещение - воспитание в детях осознанной потребности в труде; профессиональную информацию и консультацию.
7. Открыть районную экспериментальную площадку по теме: "Профессиональная ориентация обучающихся в современных условиях".
8. Увеличить количество наиболее востребованных у детей и подростков объединений инженерной и технической направленности в образовательных учреждениях района.
9. Создать на базе МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района новый перспективный научно-технический центр, осуществляющий комплексные интегрированные программы в сотрудничестве с образовательными организациями района, частными предпринимателями, а также координирующий работу в области инженерной и технической направленности.
10. Подготовить сборники методических рекомендаций по различным направлениям деятельности технической направленности: "Организация учебного процесса в творческих объединениях технической направленности", "Сборник образовательных программ технической направленности".
Показатели эффективности реализации Программы
Индикаторы позитивных изменений в результате реализации программы по развитию инженерного и технического творчества детей и молодежи
|
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение индикатора |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1. |
Доля обучающихся в профильных инженерно-технических классах в общеобразовательных организациях |
в % |
36,3 |
39,3 |
37,6 |
37,9 |
39,1 |
39,7 |
2. |
Доля выпускников 9 классов, выбирающих ОГЭ по: |
|
|
|
|
|
|
|
физике |
в % |
11,3 |
13,3 |
15,2 |
17 |
20 |
30 |
|
химии |
в % |
4 |
13,3 |
14 |
14,5 |
14,8 |
15,2 |
|
биологии |
в % |
4 |
27 |
27,5 |
28 |
28,6 |
30 |
|
информатике и ИКТ |
в % |
0,3 |
8,4 |
8,7 |
10 |
11,4 |
13,3 |
|
3. |
Доля выпускников 11 классов, выбирающих ЕГЭ по: |
|
|
|
|
|
|
|
|
физике |
в % |
20,8 |
30,3 |
35,3 |
35,3 |
34,1 |
37 |
|
химии |
в % |
11,8 |
14,5 |
16,4 |
16,4 |
17,4 |
19,7 |
|
биологии |
в % |
19,4 |
23,7 |
27,9 |
27,9 |
26,5 |
29,1 |
|
информатике и ИКТ |
в % |
0 |
9,9 |
12,3 |
12,3 |
12,9 |
14,2 |
4. |
Доля выпускников 11 классов текущего года, поступивших в профессиональные образовательные организации на профессии и специальности среднего профессионального образования технической направленности, образовательные организации высшего образования на специальности и направления подготовки технической направленности |
в % |
34 |
38,9 |
46,7 |
49,2 |
48,5 |
53,5 |
5. |
Доля выпускников 9-х классов текущего года, поступивших в профессиональные образовательные организации на профессии и специальности среднего профессионального образования технического направления |
в % |
21,7 |
23,4 |
29,2 |
30,9 |
31,3 |
33,6 |
6. |
Количество победителей и призеров республиканского и заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, химии, биологии, информатике |
чел. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет в объединениях технической направленности в организациях дополнительного образования детей от общего количества детей от 5 до 18 лет |
в % |
0,9 |
1 |
1,5 |
2 |
3 |
4 |
8. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет в объединениях технической направленности в школьных кружках от общего количества детей от 5 до 18 лет |
в % |
11,3 |
12,3 |
|
|
|
|
9. |
Количество объединений технической направленности в организациях дополнительного образования детей |
шт. |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
10. |
Количество организаций дополнительного образования детей, реализующих программы социального партнерства с ведущими предприятиями республики |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11. |
Количество призеров всероссийских соревнований, конкурсов, олимпиад по техническому творчеству |
чел. |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
План реализации
Программы по развитию инженерного и технического творчества детей и молодежи
N |
Наименование мероприятий |
Основные исполнители |
Сроки проведения |
Финансирование, тыс. рублей |
Результаты реализации мероприятия, в том числе с учетом достижения индикаторов программы |
|
муниципальный бюджет |
внебюджетные источники |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Увеличение количества штатных единиц педагогов дополнительного образования |
Отдел образования, МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
2016 - 2018 гг. |
120 |
|
Увеличение охвата на 70-80 детей инженерным и техническим творчеством |
2. |
Создание материальной базы "Рабочее место радиотехника" |
МБОУ "Ибресинская СОШ N 1", МБОУ "Ибресинская СОШ N 2", МБОУ "Айбечская СОШ" |
2017 - 2018 гг. |
153 |
10 |
Развитие интереса к инженерным и техническим профессиям на уроках технологии и физики, осознанный выбор профессий технической направленности |
3. |
Создание материальной базы для направления "Бумажное моделирование" |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
2016 г. |
26 |
10 |
Формирование навыков технического моделирования дошкольников и младших школьников, развитие интереса к техническому творчеству |
4. |
Создание материальной базы для направлений "Авиамоделизм" и "Судомоделизм" |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
2016 г. |
31 |
20 |
Формирование навыков технического моделирования школьников младшего и среднего школьного возраста |
5. |
Создание материальной базы для направления "Картинг" |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
2018 г. |
215 |
13 |
Формирование навыков поведения в различных ситуациях на дороге, как в роли пешехода, так и в роли водителя |
6. |
Создание материальной базы для направления "Начальное техническое моделирование" |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
2016 - 2019 гг. |
269 |
37 |
Формирование навыков технического моделирования дошкольников и школьников младшего и среднего школьного возраста |
7. |
Создание выставочного центра |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
2016 г. |
50 |
|
Демонстрация результатов творчества, развитие интереса к инженерному и техническому творчеству |
|
Итого |
Х |
Х |
864 |
90 |
Х |
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Формирование комплексной системы профессионального определения обучающихся.
2. Повышение качества знаний обучающихся по предметам физико-математического и естественнонаучных направлений и увеличение количества призеров региональных, Всероссийских олимпиад, соревнований, конкурсов по техническому творчеству.
3. Оптимизация системы инженерного и технического творчества Ибресинского района, появление в МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района нового перспективного научно-технического центра развития инженерного и технического творчества, осуществляющего комплексные интегрированные программы в сотрудничестве с образовательными организациями района, частными предпринимателями.
4. Увеличение доли выпускников 9 и 11 классов, выбирающих выпускные экзамены физико-математического и естественнонаучных направлений.
5. Увеличение количества детских кружков и объединений технической направленности.
6. Возрастание числа обучающихся, ориентированных на социально востребованные профессии в сфере науки, техники и производства.
7. Отвлечение обучающихся от негативных социальных влияний средствами инженерного и технического творчества и мероприятиями технической направленности.
8. Уменьшение доли детей "группы риска" и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
9. Обеспечение эффективного взаимодействия систем образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного), организаций, объединений технического творчества.
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием денежных средств муниципального бюджета осуществляет отдел образования администрации Ибресинского района.
Отчет о реализации программы выставляется ежегодно на сайте Ибресинского района.
Приложение
к Муниципальной программе "Развитие
инженерного и технического творчества
детей и молодежи в Ибресинском
районе Чувашской Республики "От детского
сада до высшего учебного заведения"
Перечень
оборудования, необходимого для развития инженерного и технического творчества детей и молодежи
N |
Наименование оборудования |
Количество и стоимость (суммарная) оборудования, руб. |
Места поставки (образовательные организации) |
Использование (цель приобретения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Стол радиотехника с освещением |
(3 шт.) 60000 |
МБОУ "Ибресинская СОШ N 1", МБОУ "Ибресинская СОШ N 2", МБОУ "Айбечская СОШ" |
Рабочее место радиотехника |
2. |
Стул |
(3 шт.) 6000 |
||
3. |
Компьютер |
(3 шт.) 60000 |
||
4. |
Принтер |
(3 шт.) 18000 |
||
5. |
Мультиметр |
(3 шт.) 1500 |
||
6. |
Паяльник |
(3 шт.) 1000 |
||
7. |
Вытяжка для паяльника |
(3 шт.) 1500 |
||
8. |
Осциллограф |
(3 шт.) 15000 |
||
9. |
Компьютер |
(1 шт.) 20000 |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
Создание материальной базы для направления "Бумажное моделирование" |
10. |
Принтер |
(1 шт.) 6000 |
||
11. |
Расходные материалы (бумага, ножницы, ножи канцелярские, клей) |
10000 |
||
12. |
Электролобзик настольный |
(2 шт.) 18000 |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
Создание материальной базы для направлений "Авиамоделизм" и "Судомоделизм" |
13. |
Набор столярных инструментов |
(6 шт.) 12000 |
||
14. |
Клеящий пистолет |
(2 шт.) 1000 |
||
15. |
Расходные материалы |
20000 |
||
16. |
Приобретение картов |
(2 шт.) 200000 |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
Создание материальной базы для направления "Картинг" |
17. |
Шлем |
(2 шт.) 4500 |
||
18. |
Забрало для шлема |
(2 шт.) 1000 |
||
19. |
Защита ребер |
(2 шт.) 5500 |
||
20. |
Защита шеи |
(2 шт.) 4000 |
||
21. |
Слесарный инструмент |
(1 набор) 3000 |
||
22. |
ГСМ (бензин) |
(300 л) 10000 |
||
23. |
Компьютер |
(1 шт.) 20000 |
ДОУ, МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
Создание материальной базы для направления "Начальное техническое моделирование" |
24. |
Принтер 3D |
(1 шт.) 15000 |
||
25. |
Конструктор Huna KICKY Junior |
(10 шт.) 120000 |
||
26. |
Набор "Простые механизмы" |
(5 шт.) 44000 |
||
27. |
Наборы для исследований "Настоящее Радио" |
(5 шт.) 8000 |
||
28. |
Крутая механика для любознательных |
(5 шт.) 9000 |
||
29. |
Электронный конструктор Знаток "Альтернативные источники энергии" |
(10 шт.) 33000 |
||
30. |
Электронный конструктор "Знаток Школа" 999 схем |
(10 шт.) 37000 |
||
31. |
Расходные материалы для оргтехники |
20000 |
||
32. |
Выставочное оборудование |
50000 |
МБОУ ДО "ДДТ" Ибресинского района |
Организация выставок |
|
Итого: |
834000 |
Х |
Х |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 9 марта 2016 г. N 126 "Об утверждении Муниципальной программы "Развитие инженерного и технического творчества детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики "От детского сада до высшего учебного заведения"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 1 июня 2016 г. N 305
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления