В целях установления полномочий и организации деятельности структурных подразделений Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы, в соответствии с постановлением Администрации города Костромы от 29 марта 2018 года N 554 "Об утверждении структуры, структурной и штатной численности Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы", решением Думы города Костромы от 21 марта 2018 года N 46 "Об учреждении Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы в качестве юридического лица и об утверждении Положения об Управлении", руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение об отделе по защите прав и интересов несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы;
1.2. Положение об отделе по защите прав и интересов недееспособных граждан Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2018 года.
Глава Администрации города Костромы |
В.В. Емец |
Утверждено
постановлением
Администрации города Костромы
от 7 июня 2018 г. N 1181
Положение
об Отделе по защите прав и интересов несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы
1. Общие положения
1.1. Отдел по защите прав и интересов несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы (далее, соответственно, - Отдел, Управление, Администрация) является структурным подразделением Управления, осуществляющим непосредственное исполнение его полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними для предоставления государственных услуг населению города Костромы.
1.2. Отдел создается и упраздняется распоряжением Администрации в соответствии со структурой Управления, утверждаемой постановлением Администрации.
1.3. В своей деятельности, осуществляемой в рамках установленных полномочий, Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Костромской области, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области, Уставом города Костромы, иными муниципальными правовыми актами города Костромы, в том числе Регламентом Администрации города Костромы, Положением об Управлении, настоящим Положением.
1.4. Финансовое обеспечение деятельности Отдела является расходным обязательством города Костромы. Финансирование деятельности Отдела по исполнению отдельных государственных полномочий Костромской области осуществляется за счет и в пределах средств, передаваемых в виде субвенций из областного бюджета.
2. Компетенция Отдела
2.1. Полномочия Отдела
2.1.1. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетних Отдел осуществляет следующие полномочия:
2.1.1.1. выявляет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2.1.1.2. ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2.1.1.3. осуществляет ведение и хранение личных дел несовершеннолетних подопечных;
2.1.1.4. направляет имеющуюся информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
2.1.1.5. предлагает формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, а также обеспечивает устройство таких детей и осуществляет последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;
2.1.1.6. информирует граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказывает содействие в подготовке таких документов;
2.1.1.7. временно исполняет обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги) (далее - организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
2.1.1.8. принимает участие в рассмотрении судом дел об установлении усыновления или удочерения (далее - усыновление) детей, а также об отмене усыновления детей;
2.1.1.9. проводит обследование и составляет акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), представляет его в суд; проводит обследование условий жизни лиц в целях принятия акта о предварительных опеке или попечительстве;
2.1.1.10. готовит и представляет в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;
2.1.1.11. готовит заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями;
2.1.1.12. готовит проект согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);
2.1.1.13. дает разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением;
2.1.1.14. готовит проект согласия на установление отцовства в случаях, установленных федеральным законодательством;
2.1.1.15. осуществляет подготовку и направление в суд требования об отмене усыновления ребенка в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
2.1.1.16. в течение 3-х лет с момента установления усыновления осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей;
2.1.1.17. готовит проект распоряжения начальника Управления об установлении опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, назначает им опекунов (попечителей);
2.1.1.18. осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей) несовершеннолетних, деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории города Костромы;
2.1.1.19. осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимает меры для устройства таких детей на воспитание в семью;
2.1.1.20. осуществляет проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;
2.1.1.21. исполняет обязанности опекуна (попечителя) ребенка по завершении пребывания его в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет;
2.1.1.22. дает рекомендации опекунам (попечителям) относительно способов воспитания несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством), оказывает помощь опекунам (попечителям) несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;
2.1.1.23. готовит проект разрешения на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;
2.1.1.24. готовит проект предварительного разрешения опекунам или попечителям на распоряжение доходами подопечных, в том числе суммами алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на их содержание социальных выплат, а также доходами, причитающимися подопечным от управления их имуществом, за исключением доходов, которыми подопечные вправе распоряжаться самостоятельно;
2.1.1.25. готовит проект предварительного разрешения опекунам совершать, а попечителю проект согласия на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества несовершеннолетнего подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного, в том числе проект предварительного разрешения на отказ от наследства;
2.1.1.26. готовит проект предварительного разрешения усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
2.1.1.27. готовит проект предварительного разрешения опекуну (попечителю) на осуществление имущественных прав подопечного, в случаях выдачи доверенности от имени несовершеннолетнего подопечного;
2.1.1.28. представляет законные интересы несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством), в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов (попечителей) по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному и (или) областному законодательству или интересам подопечных либо если опекуны (попечители) не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
2.1.1.29. готовит проект распоряжения начальника Управления об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения им обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
2.1.1.30. готовит проект распоряжения начальника Управления об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, а также принимает необходимые меры для привлечения виновного лица к установленной законом ответственности;
2.1.1.31. осуществляет подбор, учет и подготовку в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
2.1.1.32. готовит заключение о возможности быть кандидатами в опекуны (попечители);
2.1.1.33. готовит проект договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе проект договора о приемной семье с опекуном или попечителем;
2.1.1.34. осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2.1.1.35. готовит проект согласия на продление до достижения ребенком возраста 4 лет включительно периода его пребывания в медицинской организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации;
2.1.1.36. ежегодно рассматривает и представляет на утверждение начальнику Управления отчет опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного;
2.1.1.37. разрешает разногласия между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями;
2.1.1.38. осуществляет подготовку и направление исков о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об отмене усыновления (удочерения) ребенка, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредставлении содержания несовершеннолетним детям и при не предъявлении иска в суд;
2.1.1.39. обращается в установленном порядке с заявлением о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны;
2.1.1.40. готовит проект разрешения на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2.1.1.41. на основании постановления Главы города Костромы осуществляет немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
При отобрании ребенка Отдел незамедлительно осуществляет подготовку и направление уведомления прокурору и обеспечивает временное устройство ребенка, а также в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка направляет в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
2.1.1.42. готовит проект согласия в установленном порядке на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;
2.1.1.43. готовит заключение о возможности временной передачи ребенка в семью;
2.1.1.44. осуществляет деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством;
2.1.1.45. сообщает в налоговые органы по месту своего нахождения об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних лиц, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) или управлением имуществом в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения;
2.1.1.46. по обращению родителей (одного из них) разрешает разногласия между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей;
2.1.1.47. принимает участие в разрешении судом спора между родителями о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
2.1.1.48. участвует при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка;
2.1.1.49. по запросу суда проводит обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представляет суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора;
2.1.1.50. составляет протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Костромской области об административных правонарушениях, и направляет их органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях;
2.1.1.51. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Костромской области.
2.1.2. В сфере защиты жилищных прав несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством Отдел, в том числе:
2.1.2.1. готовит проект согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом не затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
2.1.2.2. готовит проект предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
2.1.2.3. готовит проект согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;
2.1.2.4. направляет в установленном порядке в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в срок не более чем три рабочих дня со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии попечения родителей, сведения о проживающих в жилом помещении несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения;
2.1.2.5. осуществляет подготовку договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2.1.2.6. составляет акт при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) и осуществляет предъявление требований к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному;
2.1.2.7. готовит проект предварительного разрешения на передачу в собственность в порядке приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет; проект согласия на передачу в собственность в порядке приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.
2.2. Иные полномочия Отдела
2.2.1. По предметам своего ведения, указанным в пункте 1.1 настоящего Положения, Отдел:
2.2.1.1. разрабатывает проекты муниципальных правовых актов города Костромы, иные документы и материалы по предметам своего ведения;
2.2.1.2. обобщает и анализирует практику применения муниципальных правовых актов города Костромы в установленной сфере деятельности, вносит предложения начальнику Управления по их совершенствованию и признанию утратившими силу;
2.2.1.3. разрабатывает муниципальные программы по предметам своего ведения, контролирует их выполнение;
2.2.1.4. представляет интересы Администрации, Управления по предметам своего ведения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах, а также в организациях всех форм собственности;
2.2.1.5. консультирует обратившихся граждан по предметам своего ведения.
2.2.2. Отдел непосредственно осуществляет иные полномочия Управления в установленной пунктом 1.1 настоящего Положения сфере деятельности, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Костромы и не отнесены к компетенции иных органов или должностных лиц.
2.3. Права и обязанности Отдела
2.3.1. При осуществлении своих полномочий Отдел вправе:
2.3.1.1. запрашивать и получать в установленном порядке от учреждений, организаций, отраслевых (функциональных) органов Администрации, должностных лиц информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных на Отдел полномочий;
2.3.1.2. пользоваться системами связи, информационными системами и базами данных, иными носителями информации Администрации;
2.3.1.3. вносить предложения по совершенствованию деятельности Управления по предметам ведения Отдела;
2.3.1.4. принимать участие в совещаниях по предметам ведения Отдела.
2.3.2. Обязанностями Отдела являются:
2.3.2.1. своевременное и качественное исполнение установленных полномочий, поручений главы Администрации, курирующего заместителя главы Администрации, начальника Управления, заместителя начальника Управления;
2.3.2.2. соблюдение при исполнении полномочий Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Костромской области, законов и иных нормативных правовых актов Костромской области, Устава города Костромы, Регламента Администрации города Костромы и иных муниципальных правовых актов города Костромы;
2.3.2.3. рассмотрение обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по предметам своего ведения;
2.3.2.4. объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан по предметам своего ведения;
2.3.2.5. эффективное использование закрепленного за Отделом муниципального имущества в строгом соответствии с целевым назначением, обеспечение сохранности данного имущества;
2.3.2.6. выполнение требований охраны труда, техники общей и пожарной безопасности, производственной санитарии, осуществление мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда, предупреждение аварийных ситуаций;
2.3.2.7. обеспечение сохранности документов, образующихся в процессе деятельности, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Костромы;
2.3.2.8. обеспечение в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Костромы отбора, подготовки и передачи в упорядоченном состоянии документов на постоянное хранение в муниципальный архив.
2.4. Ответственность сотрудников Отдела
2.4.1. Сотрудники Отдела, в пределах должностных обязанностей, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных должностными инструкциями полномочий, поручений начальника Управления, заместителя начальника Управления, начальника Отдела, за непринятие мер по реализации предоставленных настоящим Положением прав и исполнению возложенных обязанностей.
2.4.2. Персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Отделом установленных настоящим Положением полномочий, поручений главы Администрации, курирующего заместителя главы Администрации, начальника Управления, заместителя начальника Управления, за несоблюдение в Отделе плановой, учетной и трудовой дисциплины несет начальник Отдела.
3. Организация деятельности Отдела
3.1. Руководство Отделом
3.1.1. Общее руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник Управления.
3.1.2. Непосредственное руководство Отделом осуществляет начальник Отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности кадровым распоряжением Администрации по представлению начальника Управления.
3.1.3. Начальник Отдела в соответствии с настоящим Положением и должностной инструкцией:
3.1.3.1. обеспечивает выполнение полномочий и реализацию прав Отдела, исполнение Отделом возложенных обязанностей, поручений главы Администрации, курирующего заместителя главы Администрации, начальника Управления;
3.1.3.2. непосредственно руководит деятельностью Отдела, распределяет обязанности между сотрудниками и дает обязательные для исполнения сотрудниками Отдела поручения и указания, проверяет их исполнение;
3.1.3.3. визирует от имени Отдела проекты документов, направляемые на подпись начальнику Управления;
3.1.3.4. готовит и вносит начальнику Управления должностные инструкции сотрудников Отдела для их представления на утверждение начальнику Управления;
3.1.3.5. ходатайствует перед начальником Управления о дополнительных выплатах сотрудникам Отдела в связи с расширением круга должностных обязанностей, их поощрении либо о наложении на них взысканий за совершенные дисциплинарные проступки;
3.1.3.6. согласовывает график отпусков сотрудников Отдела и вносит его на утверждение начальнику Управления;
3.1.3.7. представляет начальнику Управления предложения по штатной численности Отдела;
3.1.3.8. соблюдает требования конфиденциальности при работе со сведениями, содержащими персональные данные;
3.1.3.9. выполняет иные поручения начальника Управления по предметам ведения Отдела.
3.1.4. В случае отсутствия начальника Отдела в связи с отпуском, болезнью, командировкой или по иным причинам его обязанности исполняет должностное лицо, назначенное приказом начальника Управления.
3.2. Должности в Отделе
3.2.1. В Отделе устанавливаются следующие должности:
3.2.1.1. начальника Отдела;
3.2.1.2. главного специалиста;
3.2.1.3. ведущего специалиста;
3.2.1.4. специалиста 1 категории;
3.2.1.5. специалиста 2 категории.
3.2.2. Должность начальника Отдела Реестром должностей муниципальной службы в Костромской области отнесена к группе ведущих должностей муниципальной службы.
3.2.3. На должность начальника Отдела может быть назначено лицо, отвечающее следующим квалификационным требованиям к должностям муниципальной службы города Костромы:
3.2.3.1. имеющее удостоверенное дипломом государственного образца высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, установленным должностной инструкцией;
3.2.3.2. обладающее знаниями и умениями, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, установленными должностной инструкцией.
3.2.4. Главный специалист Отдела, ведущий специалист Отдела, специалист 1 категории Отдела назначается на должность и освобождается от должности главой Администрации по представлению начальника Управления.
3.2.5. Должности главного специалиста Отдела, ведущего специалиста Отдела, специалиста 1 категории Отдела Реестром должностей муниципальной службы в Костромской области отнесены к группе старших должностей муниципальной службы.
3.2.6. На должность главного специалиста Отдела, ведущего специалиста Отдела, специалиста 1 категории Отдела может быть назначено лицо, отвечающие следующим квалификационным требованиям:
3.2.6.1. имеющее удостоверенное дипломом государственного образца профессиональное образование, либо высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, установленным должностной инструкцией;
3.2.6.2. обладающее знаниями и умениями, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, установленными должностной инструкцией.
3.2.7. Должность специалиста 2 категории Отдела Реестром должностей муниципальной службы в Костромской области отнесена к группе младших должностей муниципальной службы.
3.2.8. На должность специалиста 2 категории Отдела может быть назначено лицо, отвечающие следующим квалификационным требованиям:
3.2.8.1. имеющее удостоверенное дипломом государственного образца профессиональное образование по специальностям, направлениям подготовки, установленным должностной инструкцией;
3.2.8.2. обладающее знаниями и умениями, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, установленными должностной инструкцией.
3.2.9. Должностные обязанности начальника Отдела, главного специалиста Отдела, ведущего специалиста Отдела, специалиста 1 категории Отдела, специалиста 2 категории Отдела определяются должностными инструкциями, которые утверждаются приказами начальника Управления.
Утверждено
постановлением
Администрации города Костромы
от 7 июня 2018 г. N 1181
Положение
об Отделе по защите прав и интересов недееспособных граждан Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы
1. Общие положения
1.1. Отдел по защите прав и интересов недееспособных граждан Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы (далее, соответственно, - Отдел, Управление, Администрация) является структурным подразделением Управления, осуществляющим непосредственное исполнение его полномочий в сфере опеки и попечительства над недееспособными, ограниченно дееспособными гражданами, защиты имущественных и личных не имущественных прав несовершеннолетних для предоставления государственных услуг населению города Костромы.
1.2. Отдел создается и упраздняется распоряжением Администрации в соответствии со структурой Управления, утверждаемой постановлением Администрации.
1.3. В своей деятельности, осуществляемой в рамках установленных полномочий, Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Костромской области, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области, Уставом города Костромы, иными муниципальными правовыми актами города Костромы, в том числе Регламентом Администрации города Костромы, Положением об Управлении, настоящим Положением.
1.4. Финансовое обеспечение деятельности Отдела является расходным обязательством города Костромы. Финансирование деятельности Отдела по исполнению отдельных государственных полномочий Костромской области осуществляется за счет и в пределах средств, передаваемых в виде субвенций из областного бюджета.
2. Компетенция Отдела
2.1. Полномочия Отдела
2.1.1. В целях защиты прав и интересов недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан Отдел:
2.1.1.1. выявляет и ведет учет недееспособных и ограниченно дееспособных граждан;
2.1.1.2. готовит проект распоряжения начальника Управления об установлении опеки над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также проект распоряжения начальника Управления о назначении опекунов в течение месяца с момента, когда Управлению стало известно о необходимости установления опеки над гражданином;
2.1.1.3. готовит проект распоряжения начальника Управления об установлении попечительства над совершеннолетними гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными, а также проект распоряжения начальника Управления о назначении попечителей в течение месяца с момента, когда Управлению стало известно о необходимости установления попечительства над гражданином;
2.1.1.4. осуществляет ведение и хранение личных дел недееспособных и ограниченно дееспособных граждан;
2.1.1.5. представляет законные интересы недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному и (или) областному законодательству или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
2.1.1.6. временно исполняет обязанности опекуна (попечителя) в случаях, установленных федеральным законодательством;
2.1.1.7. осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей), деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
2.1.1.8. осуществляет плановые и внеплановые проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами их прав и законных интересов, а также обеспечения сохранности их имущества, выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
2.1.1.9. осуществляет контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом подопечных;
2.1.1.10. готовит проект предварительного разрешения опекунам или попечителям на распоряжение доходами подопечных, в том числе суммами алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на их содержание социальных выплат, а также доходами, причитающимися подопечным от управления их имуществом, за исключением доходов, которыми подопечные вправе распоряжаться самостоятельно;
2.1.1.11. готовит проект предварительного разрешения опекунам совершать, а попечителю проект согласия на совершение сделок по отчуждению, в том числе по отчуждению (в том числе обмену или дарению) имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе проект предварительного разрешения на отказ от наследства;
2.1.1.12. готовит проект предварительного разрешения опекуну (попечителю) на осуществление имущественных прав подопечного в случаях выдачи доверенности от имени подопечного;
2.1.1.13. готовит проект предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
2.1.1.14. готовит проект согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом не затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
2.1.1.15. направляет в установленном порядке в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в срок не более чем три рабочих дня со дня установления опеки или попечительства сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством;
2.1.1.16. готовит проект распоряжения начальника Управления об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения им обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
2.1.1.17. готовит проект распоряжения начальника Управления об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, а также принимает необходимые меры для привлечения виновного лица к установленной законом ответственности;
2.1.1.18. осуществляет подготовку и направление в установленном федеральным законодательством порядке в суд заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным либо недееспособным, о признании гражданина дееспособным, об отмене ограничений дееспособности гражданина, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности, принимает участие в рассмотрении судом вышеуказанных категорий дел;
2.1.1.19. сообщает в налоговые органы по месту своего нахождения об установлении опеки (попечительства) над совершеннолетними гражданами и управлении их имуществом, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) или управлением имуществом в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения;
2.1.1.20. осуществляет подготовку договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2.1.1.21. ежегодно рассматривает и представляет на утверждение начальнику Управления отчет опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного;
2.1.1.22. составляет акт при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) и осуществляет предъявление требований к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному;
2.1.1.23. составляет протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Костромской области об административных правонарушениях, и направляет их органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях;
2.1.1.24. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Костромской области.
2.1.2. Отдел осуществляет отдельные полномочия в сфере защиты имущественных и личных не имущественных прав несовершеннолетних, проживающих в семьях, а именно:
2.1.2.1. разрешает разногласия относительно имени и (или) фамилии ребенка при отсутствии соглашения между родителями;
2.1.2.2. готовит проект разрешения в форме распоряжения начальника Управления на изменение имени ребенка, а также на изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
2.1.2.3. готовит проект распоряжения начальника Управления об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
2.1.2.4. готовит проект согласия (разрешение) на заключение с несовершеннолетним (учащимся, достигшим возраста 14 лет, а также с учащимся, не достигшим возраста 14 лет) трудового договора, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
2.1.2.5. готовит проект разрешения на осуществление обучающимся, достигшим возраста 14 лет, ухода за нетрудоспособным гражданином в свободное от учебы время в порядке, установленном действующим законодательством;
2.1.2.6. готовит проект разрешения законным представителям несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, с согласия законных представителей, на распоряжение имуществом несовершеннолетних (движимым и недвижимым), в том числе на совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних, его обмену или дарению, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего;
2.1.2.7. готовит проект распоряжения начальника Управления о разрешении законным представителям несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, с согласия законных представителей, на оформление доверенности от имени несовершеннолетнего, в случаях, затрагивающих осуществление имущественных прав несовершеннолетнего;
2.1.2.8. учитывает мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы;
2.1.2.9. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Костромской области.
2.1.3. Отдел осуществляет отдельные полномочия в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и проживающих за пределами города Костромы, а также находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно:
2.1.3.1. один раз в шесть месяцев осуществляет плановые проверки сохранности жилых помещений, расположенных на территории города Костромы и закрепленных за вышеуказанными детьми, с составлением актов обследования (выхода), до достижения детьми совершеннолетия, в целях контроля за состоянием и фактическим использованием жилья;
2.1.3.2. запрашивает информацию о наличии (отсутствии) и размере задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги по закрепленным жилым помещениям, а также информацию о зарегистрированных в них лицах;
2.1.3.3. принимает меры по защите жилищных прав вышеуказанных детей, в части не начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и осуществления перерасчета по оплате за жилищно-коммунальные услуги по закрепленным жилым помещениям, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
2.1.3.4. направляет информацию в уполномоченные органы о необходимости проведения ремонтных работ в закрепленных жилых помещениях, относящихся к муниципальному жилищному фонду, жилищному фонду Костромской области;
2.1.3.5. осуществляет контроль за использованием находящихся в собственности вышеуказанных детей закрепленных жилых помещений, сдаваемых по договору найма жилого помещения, за надлежащим исполнением нанимателями своих обязательств по договору;
2.1.3.6. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Костромской области.
2.2. Иные полномочия Отдела
2.2.1. По предметам своего ведения, указанным в пункте 1.1 настоящего Положения, Отдел:
2.2.1.1. разрабатывает проекты муниципальных правовых актов города Костромы, иные документы и материалы по предметам своего ведения;
2.2.1.2. обобщает и анализирует практику применения муниципальных правовых актов города Костромы в установленной сфере деятельности, вносит предложения начальнику Управления по их совершенствованию и признанию утратившими силу;
2.2.1.3. разрабатывает муниципальные программы по предметам своего ведения, контролирует их выполнение;
2.2.1.4. представляет интересы Администрации, Управления по предметам своего ведения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах, а также в организациях всех форм собственности;
2.2.1.5. консультирует обратившихся граждан по предметам своего ведения.
2.2.2. Отдел непосредственно осуществляет иные полномочия Управления в установленной пунктом 1.1 настоящего Положения сфере деятельности, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Костромы и не отнесены к компетенции иных органов или должностных лиц.
2.3. Права и обязанности Отдела
2.3.1. При осуществлении своих полномочий Отдел вправе:
2.3.1.1. запрашивать и получать в установленном порядке от учреждений, организаций, отраслевых (функциональных) органов Администрации, должностных лиц информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных на Отдел полномочий;
2.3.1.2. пользоваться системами связи, информационными системами и базами данных, иными носителями информации Администрации;
2.3.1.3. вносить предложения по совершенствованию деятельности Управления по предметам ведения Отдела;
2.3.1.4. принимать участие в совещаниях по предметам ведения Отдела.
2.3.2. Обязанностями Отдела являются:
2.3.2.1. своевременное и качественное исполнение установленных полномочий, поручений главы Администрации, курирующего заместителя главы Администрации, начальника Управления, заместителя начальника Управления;
2.3.2.2. соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Костромской области, законов и иных нормативных правовых актов Костромской области, Устава города Костромы, Регламента Администрации города Костромы и иных муниципальных правовых актов города Костромы;
2.3.2.3. рассмотрение обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по предметам своего ведения;
2.3.2.4. объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан по предметам своего ведения;
2.3.2.5. эффективное использование закрепленного за Отделом муниципального имущества в строгом соответствии с целевым назначением, обеспечение сохранности данного имущества;
2.3.2.6. выполнение требований охраны труда, техники общей и пожарной безопасности, производственной санитарии, осуществление мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда, предупреждение аварийных ситуаций;
2.3.2.7. обеспечение сохранности документов, образующихся в процессе деятельности, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Костромы;
2.3.2.8. обеспечение в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Костромы отбора, подготовки и передачи в упорядоченном состоянии документов на постоянное хранение в муниципальный архив.
2.4. Ответственность сотрудников Отдела
2.4.1. Сотрудники Отдела, в пределах должностных обязанностей, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных должностными инструкциями полномочий, поручений начальника Управления, заместителя начальника Управления, начальника Отдела, за непринятие мер по реализации предоставленных настоящим Положением прав и исполнению возложенных обязанностей.
2.4.2. Персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Отделом установленных настоящим Положением полномочий, поручений главы Администрации, курирующего заместителя главы Администрации, начальника Управления, заместителя начальника Управления, за несоблюдение в Отделе плановой, учетной и трудовой дисциплины несет начальник Отдела.
3. Организация деятельности Отдела
3.1. Руководство Отделом
3.1.1. Общее руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник Управления.
3.1.2. Непосредственное руководство Отделом осуществляет начальник Отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности кадровым распоряжением Администрации по представлению начальника Управления.
3.1.3. Начальник Отдела в соответствии с настоящим Положением и должностной инструкцией:
3.1.3.1. обеспечивает выполнение полномочий и реализацию прав Отдела, исполнение Отделом возложенных обязанностей, поручений главы Администрации, курирующего заместителя главы Администрации, начальника Управления;
3.1.3.2. непосредственно руководит деятельностью Отдела, распределяет обязанности между сотрудниками и дает обязательные для исполнения сотрудниками Отдела поручения и указания, проверяет их исполнение;
3.1.3.3. визирует от имени Отдела проекты документов, направляемые на подпись начальнику Управления;
3.1.3.4. готовит и вносит начальнику Управления должностные инструкции сотрудников Отдела для их представления на утверждение начальнику Управления;
3.1.3.5. ходатайствует перед начальником Управления о дополнительных выплатах сотрудникам Отдела в связи с расширением круга должностных обязанностей, их поощрении либо о наложении на них взысканий за совершенные дисциплинарные проступки;
3.1.3.6. согласовывает график отпусков сотрудников Отдела и вносит его на утверждение начальнику Управления;
3.1.3.7. представляет начальнику Управления предложения по штатной численности Отдела;
3.1.3.8. соблюдает требования конфиденциальности при работе со сведениями, содержащими персональные данные;
3.1.3.9. выполняет иные поручения начальника Управления по предметам ведения Отдела.
3.1.4. В случае отсутствия начальника Отдела в связи с отпуском, болезнью, командировкой или по иным причинам его обязанности исполняет должностное лицо, назначенное приказом начальника Управления.
3.2. Должности в Отделе
3.2.1. В Отделе устанавливаются следующие должности:
3.2.1.1. начальника Отдела;
3.2.1.2. главного специалиста;
3.2.1.3. ведущего специалиста;
3.2.1.4. специалиста 1 категории;
3.2.2. Должность начальника Отдела Реестром должностей муниципальной службы в Костромской области отнесена к группе ведущих должностей муниципальной службы.
3.2.3. На должность начальника Отдела может быть назначено лицо, отвечающее следующим квалификационным требованиям к должностям муниципальной службы города Костромы:
3.2.3.1. имеющее удостоверенное дипломом государственного образца высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, установленным должностной инструкцией;
3.2.3.2. обладающее знаниями и умениями, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, установленными должностной инструкцией.
3.2.4. Главный специалист Отдела, ведущий специалист Отдела, специалист 1 категории Отдела назначается на должность и освобождается от должности главой Администрации по представлению начальника Управления.
3.2.5. Должности главного специалиста Отдела, ведущего специалиста Отдела, специалиста 1 категории Отдела Реестром должностей муниципальной службы в Костромской области отнесены к группе старших должностей муниципальной службы.
3.2.6. На должность главного специалиста Отдела, ведущего специалиста Отдела, специалиста 1 категории Отдела может быть назначено лицо, отвечающие следующим квалификационным требованиям:
3.2.6.1. имеющее удостоверенное дипломом государственного образца профессиональное образование, либо высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, установленным должностной инструкцией;
3.2.6.2. обладающее знаниями и умениями, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, установленными должностной инструкцией.
3.2.7. Должностные обязанности начальника Отдела, главного специалиста Отдела, ведущего специалиста Отдела, специалиста 1 категории Отдела определяются должностными инструкциями, которые утверждаются приказами начальника Управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Костромы от 7 июня 2018 г. N 1181 "Об утверждении положений об отделах Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы"
Настоящее постановление вступает в силу с 7 июня 2018 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2018 г.
Текст постановления официально опубликован не был