Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1 к постановлению
Администрации города Белогорск
30.08.2017 N 2118
Порядок
межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики города Белогорск, создания условий для своевременного выявления детей нуждающихся в государственной защите и устранения причин нарушения их прав и законных интересов.
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Амурской области.
2. Основные понятия
Для организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите и родителями/законными представителями/, настоящий порядок использует следующие основные понятия:
Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, права и законные интересы которых нарушаются родителями/лицами, их заменяющими, иными законными представителями/, в том числе новорожденные дети, от которых отказались родители; безнадзорные и беспризорные дети; дети из семей группы риска по социальному сиротству; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; другие дети, чьи права и интересы нарушены.
Жестокое обращение с детьми - все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежение нуждами ребенка, применение недопустимых способов воспитания/грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатация. Жестокое обращение может выражаться в форме действия или бездействия, способного привести или приводящего к фактическому ущербу для здоровья или развития ребенка.
Оценка безопасности - выявление факторов, способствующих возникновению угрозы безопасности ребенка или риску нанесения серьезного вреда его здоровью, выраженное в поведении родителей, других членов семьи, обстоятельствах связанных с бытовыми и социальными условиями проживания, а также связанных с состоянием здоровья ребенка на момент оценки.
План по защите прав ребенка, нуждающегося в защите государства - акт, утвержденный органом опеки и попечительства, включающий перечень обязательных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, а также определяющий ответственных и сроки реализации указанных в плане мероприятий.
Куратор случая - специалист, осуществляющий деятельность по защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, и его семьи, через разработку Плана реабилитации ребенка и его семьи, координацию деятельности по его выполнению, регулярный мониторинг эффективности осуществляемых мероприятий.
План реабилитации ребенка и семьи - комплекс мероприятий при проведении реабилитации ребенка, нуждающегося в государственной защите и его семьи. План разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев на основе данных диагностики состояния и развития ребенка и реабилитационных ресурсов семьи, рассматривается на межведомственном консилиуме специалистов и утверждается его председателем.
Межведомственной консилиум специалистов (Межведомственный консилиум) - совещательный орган, созданный при местной администрации в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и осуществляющий контроль за выполнением мероприятий Плана работы с семьей.
Консилиум специалистов системы профилактики (Консилиум специалистов) - совещательный орган, созданный при органах опеки и попечительства в целях рассмотрения, корректировки и утверждения Плана работы с семьей.
Уполномоченная служба специалистов - объединение специалистов организации или учреждения для выявления случаев семейного неблагополучия на ранних этапах, фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, устранения причин нарушения прав и законных интересов детей и профилактики социального сиротства.
Ответственное лицо - специалист из числа лиц уполномоченной службы организации или учреждения, назначенный приказом руководителя, с целью осуществления контроля и оказания методической помощи специалистам, участвующим в выявлении случаев семейного неблагополучия на ранних этапах, фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, устранения причин нарушения прав и законных интересов детей и профилактики социального сиротства.
3. Органы, учреждения и организации, участвующие в деятельности по выявлению фактов жестокого обращения в отношении детей, с целью устранения причин, влияющих на нарушение их прав и законных интересов и профилактики социального сиротства
3.1. В деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, на территории города Белогорска, в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24.01.2013 N 20 "Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей" участвуют:
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Белогорск;
- Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области "Белогорская больница";
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области "Белогорский наркологический диспансер";
- Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения";
- Муниципальное казенное учреждение "Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорска" (в том числе образовательные учреждения, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования);
- Отдел опеки и попечительства, жизнеобеспечения и охраны здоровья МКУ "Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорска";
- Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Администрации г. Белогорск";
- Муниципальное казенное учреждение "Управление по физической культуре и спорту Администрации г. Белогорск";
- ГУ МОМВД России "Белогорский";
- Государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Белогорска.
- Иные органы и организации в пределах своей компетенции, в том числе некоммерческие организации, уставной деятельностью которых является оказание всесторонней помощи семье и детям, профилактика социального сиротства.
3.2. Взаимодействие органов и учреждений при осуществлении деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, осуществляется на основании настоящего Порядка и Постановления Правительства Амурской области от 24.01.2013 N 20 "Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей".
4. Основные этапы деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и организация работы с ними
4.1. Основными этапами деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, являются:
- обнаружение и регистрация факта нуждаемости ребенка в государственной защите;
- проверка информации и принятие решения о начале работы с ребенком и его семьей;
- организация работы с семьей, диагностика причин нарушения прав и законных интересов ребенка;
- разработка, утверждение и реализация плана работы с семьёй;
- контроль исполнения эффективности принимаемых мер по защите прав и законных интересов ребенка.
5. Механизм межведомственного взаимодействия организаций и учреждений системы профилактики по раннему выявлению детей, нуждающихся в государственной защите
5.1. В органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - субъекты системы профилактики) создаются уполномоченные службы и назначаются лица, ответственные за сбор, обработку и учет сведений о выявлении признаков нарушения прав и законных интересов детей (далее - ответственное лицо).
5.2. Уполномоченные службы, в соответствии с Алгоритмом действий специалистов учреждений (Приложение к Порядку N 1), осуществляют мониторинг и анализ ситуации в семьях, проживающих на подведомственной им территории. При выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - несовершеннолетний, ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях нарушения прав ребенка (в. т.ч. наличия риска жестокого обращения), уполномоченные службы незамедлительно доводят соответствующую информацию до сведения органа опеки и попечительства, который в свою очередь (при необходимости) сообщает поступившую информацию в КДН и ЗП, а также при необходимости в иные органы в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
5.3. Методическое сопровождение и практическая помощь уполномоченным службам, координация внедрения технологии раннего выявления семейного неблагополучия осуществляется методическим объединением уполномоченных организаций системы профилактики организованным на базе ГБУ АО "Белогорский КЦСОН".
5.4. В случае поступления информации о нарушении законных прав и интересов несовершеннолетнего:
- из иных источников (учреждений, не являющихся уполномоченными службами, а также от граждан) - орган опеки и попечительства района по месту фактического нахождения несовершеннолетнего осуществляет обследование условий жизни семьи либо незамедлительно поручает проведение такого обследования уполномоченной службе;
- от уполномоченной службы - орган опеки и попечительства дает специалисту уполномоченной службы информацию, необходимую для проведения обследования условий жизни семьи и поручает провести обследование, либо направляет специалиста органа опеки и попечительства для проведения обследования семьи.
5.5. При обнаружении признаков нарушения прав и законных интересов детей орган опеки и попечительства, либо специалист уполномоченной службы, по поручению органа опеки и попечительства, осуществляют проверку сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка. В ходе проверки сведений проводится оценка безопасности нахождения в семье данного ребенка и оценка риска возникновения жестокого обращения с ребенком.
5.6. По результатам оценки безопасности ребенка и риска жестокого обращения заполняется форма "Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребенком" и при необходимости составляется "План мероприятий по обеспечению безопасности ребенка" (Приложение N 3 к Постановлению).
5.7. Если в результате проверки сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка выявлен низкий уровень риска, т. е. отсутствуют основания для открытия "случая", результаты обследования семьи фиксируются ответственным лицом Уполномоченной службы/специалистом органа опеки в Журнале учета сведений о выявлении нарушения прав и законных интересов детей (Приложение N 2 к Порядку). Орган опеки и попечительства сопроводительным письмом передает данные о семье в субъект системы профилактики для оказания услуг в рамках своих полномочий и осуществления мониторинга.
При установлении среднего, либо высокого риска жестокого обращения, фактов жестокого обращения, ответственное лицо Уполномоченной службы/специалист органа опеки, осуществляет регистрацию сведений о выявлении нарушения прав и законных интересов детей в Журнале учета сведений о выявлении нарушения прав и законных интересов детей (Приложение N 2 к Порядку) и не позднее 1 дня, следующего за днем проведения оценки, передает информацию в орган опеки и попечительства посредством телефонной связи с обязательным направлением служебного сообщения (Приложение N 3 к Порядку) и приложением имеющихся документов. В служебном сообщении указывается работа, проведенная специалистами субъекта профилактики в рамках своей компетенции.
При выявлении непосредственной угрозы жизни и здоровью ребёнка (детей), специалисты органа опеки и попечительства принимают меры по его отобранию в соответствии с законодательством.
5.8. Орган опеки и попечительства, регистрирует поступившую информацию о выявлении признаков нарушения прав и законных интересов детей в Журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите (Приложение N 4 к Порядку), организует проведение обследования условий жизни ребенка и семьи, в том числе с целью оценки безопасности нахождения ребенка в семье и оценки степени риска жестокого обращения с ребенком, составляет акт обследования условий жизни ребенка (детей) и его (их) семьи по форме (Приложение N 6 к порядку), направляет запросы о семье в органы системы профилактики социального сиротства и принимает меры по организации работы с ребенком и семьей в соответствии с Алгоритмом действий органов опеки и попечительства (Приложение N 5 к Порядку).
5.9. В случае установления средней или высокой степени риска нарушения прав ребенка, специалистами органа опеки и попечительства в течение одного рабочего дня принимается решение о начале работы с ребенком и его семьей (об открытии "случая"). При этом формируется личное дело семьи, содержащее документы согласно Перечню документов личного дела в органах опеки и попечительства (Приложение N 7 к Порядку).
5.10. Решение о начале работы с ребенком и его семьей (об открытии "случая") оформляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 24.01.2013 N 20 "Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей" (Приложение N 8 к Порядку) и в течение одного рабочего дня со дня принятия решения направляется сопроводительным письмом руководителю организации, ответственной за работу с ребенком и семьей (далее - организация, ответственная за работу со "случаем"), для назначения ответственного специалиста по работе с семьей (куратора "случая") по форме (Приложение N 9 к Порядку).
5.11. Для работы с семьей руководитель организации, ответственной за работу со "случаем", в течение 1 дня со дня получения решения об открытии "случая" приказом назначает куратора "случая". Копия приказа направляется в орган опеки и попечительства, оригинал приобщается к перечню документов личного дела. Ответственное лицо (куратор "случая") организации, указанной в решении о начале работы с ребенком и его семьей (об открытии "случая"), фиксирует поступившие сведения в Журнале учета работы со "случаями" (Приложение N 10 к Порядку) в течение одного рабочего дня со дня поступления информации от органа опеки и попечительства и незамедлительно приступает к деятельности в рамках реализации технологии.
В организации работы с ребенком и семьей куратор "случая" руководствуется Алгоритмом действия куратора "случая" (Приложение N 11 к Порядку) и Методикой комплексной оценки для сопровождения семьи (Приложение N 4 к Постановлению).
5.12. Куратор "случая" в течение одного месяца со дня поступления документов об открытии "случая" в организацию:
- осуществляет сбор дополнительной информации о семье, формирует личное дело семьи (в т.ч. привлекает для обследования/оказания кризисной помощи специалистов - психолога, нарколога, психиатра, юриста и т.д.);
- заключает с семьей Соглашение о сотрудничестве по рекомендуемой форме (приложение N 12 к Порядку);
- проводит комплексную оценку семейной ситуации, анализирует ресурсы семьи, внешнего окружения, социальной среды, совместно с семьей разрабатывает План работы с семьей (далее - План) на период до трех месяцев, осуществляет выбор специалистов для выполнения отдельных услуг, предусмотренных в Плане работы (Приложение N 13 к порядку).
5.13.. План направляется руководителем организации, ответственной за работу со "случаем", с сопроводительным письмом не позднее, чем за 3 рабочих дня до заседания Консилиума специалистов для согласования и утверждается органами опеки не позднее 4 недель со дня открытия случая. При необходимости рассмотрения на Межведомственном консилиуме, план выносится органами опеки на заседание Межведомственного консилиума для назначения ответственных, определения порядка и установления сроков исполнения мероприятий плана.
5.14. В целях осуществления контроля куратор "случая" проводит мониторинг состояния и развития ребенка и выполнения мероприятий Плана работы с семьей. Для подтверждения результатов мониторинга, куратор "случая" заполняет форму Мониторинга состояния и развития ребенка и выполнения мероприятий Плана работы с семьей (Приложение N 14 к Порядку).
Результаты мониторинга подписывают: руководитель организации, специалист органа опеки и попечительства, и куратор "случая", работающий с семьей.
Результаты мониторинга и корректировка Плана рассматриваются на заседании Консилиума специалистов, по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца и утверждаются органами опеки (вместе с Планом).
5.15. С целью рассмотрения вопросов, требующих межведомственной координации и объединения усилий всех учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, оценки эффективности реабилитационной работы, "куратор" случая совместно с органами опеки и попечительства представляет (при необходимости) результаты мониторинга и План работы с семьей на рассмотрение Межведомственного консилиума, утвержденного постановлением Главы муниципального образования г. Белогорск от 29.07.2016 N 1142 "Об утверждении положения о межведомственном консилиуме специалистов".
По результатам рассмотрения результатов мониторинга принимается одно из следующих решений:
- о продолжении работы с семьей и согласование нового Плана;
- о закрытии "случая";
- о приостановке работы со "случаем".
5.16. Основаниями для принятия решения о закрытии "случая" являются:
- достижение запланированных в Плане результатов работы с семьей;
- лишение либо ограничение родителей (одного из них) родительских прав в соответствии с законодательством (вступление решения суда в законную силу);
- направление искового заявления в суд о лишении либо ограничении родителей (одного из них) родительских прав в соответствии с законодательством - при условии, что ребенок (дети) помещены в организацию;
- смена места жительства ребенка и семьи;
- достижение ребенком (детьми) возраста совершеннолетия, при условии, что в семье риск жестокого обращения по отношению к другим детям - низкий, либо в семье отсутствуют другие несовершеннолетние дети.
5.17. В случае принятия решения, указанного в подпункте 4 пункта 5.19 Порядка, информация о ребенке и семье, полученная по результатам работы со "случаем", в течение двух рабочих дней направляется в орган опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка и семьи в целях продолжения работы со "случаем". Информация передается с сопроводительным письмом непосредственно в орган опеки и попечительства либо направляется по почте с уведомлением о получении, с одновременным дублированием информации посредством факсимильной связи.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В настоящем приложении не содержится пункт 5.19
В случае если новое место жительства ребенка и семьи неизвестно, Межведомственным консилиумом принимается решение о приостановлении работы со "случаем" на срок не более трех месяцев с момента выявления факта смены места жительства ребенка и семьи.
Орган опеки и попечительства принимает меры по установлению нового места жительства ребенка и семьи, организуя направление письменных запросов в субъекты системы профилактики и органы опеки и попечительства муниципальных образований Амурской области.
В случае если новое место жительства ребенка и семьи в течение 3 месяцев не установлено, Межведомственным консилиумом принимается решение о закрытии "случая".
6. Особенности взаимодействия органов системы профилактики по предотвращению отказов от новорожденных детей
6.1. Выявление женщин, намеренных отказаться или уже отказавшихся от новорожденного ребенка.
6.1.1. Учреждения здравоохранения осуществляют выявление женщин, намеренных отказаться или уже отказавшихся от новорожденного ребенка.
6.1.2. Ответственное лицо за работу по предотвращению отказов от детей в медицинских учреждениях регистрирует информацию о выявленном случае и оформляет письменное согласие женщины на обработку и использование персональных данных.
6.1.3. Специалист медицинского учреждения передает сигнал о выявленном случае в течение установленного времени (0,5 - 3 часа) в учреждение социальной защиты населения.
6.2. Оперативное реагирование на ситуацию отказа.
6.2.1. Руководитель учреждения социальной защиты населения проводит оценку экстренности информации о выявленном случае.
6.2.2. Руководитель учреждения социальной защиты населения назначает куратора "случая" из числа специалистов данного учреждения.
6.2.3. Куратор "случая" осуществляет выезд к женщине, проводит исследование ресурсов женщины, ее ближайшего окружения.
6.2.4. Руководитель учреждения социальной защиты населения совместно с "куратором случая" принимает решение об открытии "случая".
6.3. Работа по сохранению ребенка в семье.
6.3.1. Разработка куратором "случая" совместно с женщиной плана по сохранению ребенка в семье (приложение N 15 к Порядку).
6.3.2. Реализация плана по сохранению ребенка в семье.
6.3.3. Руководитель учреждения социальной защиты населения совместно с куратором "случая" осуществляет мониторинг реализации плана и по результатам принимает решение о закрытии случая или переходе на следующий этап - сопровождение.
Длительность этапа составляет до 1 месяца.
6.4. Сопровождение женщины, изменившей решение об отказе.
6.4.1. Куратор "случая" осуществляет комплексную оценку семейной ситуации, по результатам совместно с семьей женщины разрабатывается План работы с семьей на период до трех месяцев (методика комплексной оценки семейной ситуации и оценка психосоциальных факторов Приложение N 4 к Постановлению).
6.4.2. Руководитель учреждения социальной защиты населения совместно с куратором "случая" осуществляет мониторинг реализации Плана работы с семьей и по результатам принимает решение о закрытии случая либо дальнейшей работе со случаем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.