Постановление Правительства Пермского края
от 20 февраля 2016 г. N 68-п
"Об утверждении Концепции семейной политики в Пермском крае на период до 2025 года и плана мероприятий на период до 2018 года по реализации в Пермском крае первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года"
Руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2015 г. N 607-р, Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Концепцию семейной политики в Пермском крае на период до 2025 года;
Пункт 1.2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 9 апреля 2015 г.
1.2. план мероприятий на период до 2018 года по реализации в Пермском крае первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, пункт 1.2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 09 апреля 2015 года.
3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства |
Г.П. Тушнолобов |
Концепция
семейной политики в Пермском крае на период до 2025 года
(утв. постановлением Правительства Пермского края от 20 февраля 2016 г. N 68-п)
I. Общие положения
Семейная политика в Пермском крае представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Участие семей Пермского края в реализации семейной политики предполагает их активное взаимодействие с государственной властью, бизнесом и общественностью.
Концепция семейной политики в Пермском крае направлена на реализацию Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761, Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712, Региональной стратегии действий в интересах детей в Пермском крае на 2013 - 2017 годы, утвержденной указом губернатора Пермского края от 24 мая 2013 г. N 60.
II. Положение семей с детьми в Пермском крае
В Пермском крае удалось добиться значительных успехов в поддержке института семьи.
По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2014 года отмечается естественный прирост населения, коэффициент которого составил 0,8 промилле. Общий коэффициент рождаемости по итогам 2014 года составил 14,8 промилле.
По данным Комитета записи актов гражданского состояния Пермского края, в 2014 году в Пермском крае зарегистрировано 39 382 случая рождения. При этом на 10% выросло количество третьих и последующих детей, родившихся в течение года (2013 год - 6 505 человек, 2014 год - 7 159 человек).
Постепенный рост уровня рождаемости, несмотря на ежегодное сокращение количества женщин фертильного возраста, свидетельствует об эффективности мер социальной поддержки семей с детьми.
Наиболее значительными мерами в настоящее время является предоставление сертификатов на региональный материнский капитал, ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума на третьего и последующего детей, родившихся в 2013 году, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В 2014 году более 3 000 семей реализовали сертификаты на региональный материнский капитал, действие которого продлено на 2015 год. Размер регионального материнского капитала в 2014 году составил 115 656,80 рублей. Подавляющее большинство семей, получивших сертификаты в 2014 году (97%), направили средства на улучшение жилищных условий. В 2014 году расширены направления использования регионального материнского капитала с учетом таких потребностей многодетных семей, как оказание высокотехнологичной медицинской помощи сверх базовой программы обязательного медицинского страхования, приобретение автомобиля, расходы, связанные с оказанием членам семьи платных услуг, предоставляемых ребенку (детям) или родителям образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность и реализующими программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, программы высшего образования.
Более 9 000 семей получают выплату на третьего и последующего ребенка в размере величины прожиточного минимума на ребенка, установленной в Пермском крае.
Более 28 000 семей получают пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, размер пособия составляет от 3 000 рублей на первого ребенка до 12 500 рублей на второго ребенка.
Обеспечение жильем молодых семей на территории Пермского края осуществляется по двум направлениям (механизмам реализации):
софинансирование мероприятий в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050. Размер социальной выплаты составляет 30% (семьи без детей) и 35% (семьи с детьми, в том числе неполные семьи) расчетной стоимости жилья;
предоставление участникам программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья, которые, в отличие от федерального направления, можно направить на приобретение жилья путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, на реконструкцию имеющегося индивидуального жилого дома, а также на погашение жилищного кредита без ограничения срока заключения данного кредита.
Общее количество молодых семей, получивших социальные выплаты в 2014 году, составляет 1047 молодых семей, из них 654 по федеральному направлению, 393 - по краевому.
Также молодым семьям в случае рождения ребенка в течение двух лет с момента улучшения жилищных условий предоставляется дополнительная социальная выплата. В рамках федерального направления размер дополнительной социальной выплаты составляет 5% средней (расчетной) стоимости жилья, в рамках краевого направления такая выплата предоставляется в размере предоставленной ранее социальной выплаты.
В 2014 году дополнительные социальные выплаты получили 265 семей на сумму более 36,6 миллионов рублей.
В рамках государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1322-п (далее - государственная программа "Семья и дети Пермского края"), реализуются меры поощрения и поддержки многодетных семей, успешно воспитывающих детей: награждение почетным знаком "За достойное воспитание детей" с денежным поощрением в размере 100 тыс. рублей, награждение почетным знаком и единовременной денежной выплатой в размере 200 тыс. рублей в рамках ежегодного краевого конкурса "Лучшая многодетная семья года".
С целью выявления и поощрения социально активных приемных семей, утверждения приоритета семейного воспитания детей, распространения положительного опыта семейных отношений в замещающей семье проводится традиционный краевой конкурс "Лучшая замещающая семья". Для приемных родителей, ставших победителями финала фестиваля, учреждена награда - почетный нагрудный памятный знак "Лучшая приемная семья" и денежная премия губернатора Пермского края.
В 2014 году в Пермском крае количество действующих загородных лагерей увеличилось до 46 (2013 год - 45). Увеличился охват детей отдыхом и оздоровлением - с 96,5% в 2013 году до 96,6% в 2014 году. Улучшение качества оздоровительных услуг для детей подтверждается достижением выраженного оздоровительного эффекта у 92% детей.
Опора на развитие общественной активности, собственной активности родителей и детей в улучшении социальной среды стала ключевым звеном государственной программы "Семья и дети Пермского края". В этой связи 2014 год стал годом знаковых мероприятий государственно-общественного партнерства в данном направлении. В 2014 году число ассоциаций замещающих семей увеличилось до 12 (в 2013 году их было 8); подписан Меморандум об учреждении Ассоциации замещающих семей Пермского края, которая будет представлять интересы данных семей в органах государственной власти и местного самоуправления, способствовать повышению их статуса.
Первый краевой семейный форум, направленный на стимулирование развития семейной политики в крае, состоялся 21 ноября 2014 года. Форум собрал более 900 участников и стал крупнейшей за последние годы коммуникативной площадкой, местом встречи власти, бизнеса, некоммерческого сектора и активной части семейного сообщества Пермского края. Форум планируется проводить ежегодно.
В целях создания условий для проявления различных форм социальной активности семей Пермского края в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11 июля 2014 г. N 609-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края некоммерческим организациям в рамках реализации мероприятия по поддержке семейных клубов и консультационных центров" в 2014 году были предоставлены субсидии 10 некоммерческим организациям. В 2014 году на средства субсидий были созданы 3 семейных клуба для семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, и семейный клуб выходного дня для малообеспеченных семей; финансовую поддержку получили 2 существующих семейных клуба.
С начала реализации государственной программы "Семья и дети Пермского края" число действующих на территории Пермского края семейных клубов выросло с 30 до 147, в их деятельности в настоящее время принимают участие более 1000 семей.
Основными направлениями деятельности семейных клубов являются оказание психолого-педагогической помощи родителям в вопросах воспитания, творческого, физического развития и оздоровления детей, вовлечение семей в общественно-полезную деятельность, пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни семей, организация совместного семейного досуга.
Высокую актуальность сохраняет работа по раннему выявлению и профилактике семейного неблагополучия.
С июля 2014 года в соответствии с Законом Пермского края от 19 декабря 2006 г. N 44-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности" деятельность по обеспечению координации проведения индивидуальной профилактической работы органов, учреждений и организаций системы профилактики в отношении семей и детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется специалистами муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в рамках расширения их полномочий.
Перераспределение функций по кураторству семей в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав позволило увеличить объем социально-психологической помощи семьям, внедрить адресный подход при оказании услуг семьям и детям. Впервые в алгоритм оказания социальных услуг заложен принцип формирования индивидуального пакета услуг для каждой семьи и ребенка (по перечню и объему), исходя из их реальных потребностей.
За счет внедрения новых технологий число семей, находящихся в социально опасном положении, сократилось более чем на 7,5%, а количество детей - на 4%. Количество несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и совершивших преступления повторно, снизилось на 33%.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 3 Закона Пермского края от 07 июля 2014 г. N 352-ПК "О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае" общественные и некоммерческие организации (объединения) принимают участие в мероприятиях по защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детского и семейного неблагополучия. Общественные и иных некоммерческие организации активно привлекаются для предоставления социальных услуг семьям и детям и проведения профилактических мероприятий на территории Пермского края.
В Пермском крае работает служба детского "телефона доверия" под единым общероссийским номером 8 (800) 2000-122. За 2014 год на "телефон доверия" для детей поступило более 16 000 обращений.
В 2014 году апробирована модель взаимодействия службы детского "телефона доверия" и психологов системы образования, прошедших переподготовку по оказанию очной кризисной помощи ребенку и его семье на территории его проживания.
Пермский край - один из немногих субъектов Российской Федерации, где реализуется совместный со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю проект. В рамках проекта организовано взаимодействие следственных органов и государственного автономного учреждения дополнительного образования Пермского края "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения" при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и последующей реабилитации детей и их законных представителей. Создана и работает Служба особого сопровождения "SOS" по оказанию психологической помощи детям и их родителям. Специалисты-психологи привлекаются к сопровождению следственных действий для оказания помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию, снижения уровня тревоги ребенка и выстраивания контакта с потерпевшим. С целью создания комфортного и безопасного реабилитационного пространства оборудована специальная комната для проведения психологических исследований и реабилитации несовершеннолетних жертв насилия (так называемая "зеленая комната"). "Зеленая комната" дает уникальную возможность работать с ребенком, пережившим ситуацию насилия, не причиняя ему новых психологических травм в ходе проведения следственных мероприятий. В 2015 - 2017 годах сеть "зеленых комнат" планируется расширить до девяти таких комнат в пилотных территориях Пермского края.
В 2014 году запущен краевой семейный портал (http://всемы.рф/). Целевая аудитория портала: родители и дети; специалисты, работающие с семьями и детьми; социально ориентированные некоммерческие организации, оказывающие услуги семьям и детям; волонтеры и добровольцы; представители гражданского общества и социально ответственного бизнеса; эксперты в сфере семейной политики и практики помощи детям и семьям. Портал является информационной и коммуникативной площадкой для межсекторного взаимодействия по решению проблем семьи, на котором представлена актуальная информация о событиях, сервисах и социальных услугах, предоставляемых в Пермском крае.
Решение задачи по обеспечению доступности и качества образовательных услуг, в том числе услуг дополнительного образования, осуществляется в рамках государственной программы Пермского края "Развитие образования и науки", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1318-п.
Так, в системе дополнительного образования детей Пермского края в настоящее время действуют 147 учреждений с контингентом обучающихся 174 756 человек. Также дополнительное образование осуществляется на базе общеобразовательных организаций. В Пермском крае по дополнительным образовательным программам обучается 244 851 человек в 12 682 кружках, секциях, студиях. В целом охват детей Пермского края дополнительным образованием составляет 74,2% от общего количества детей в возрасте 5-18 лет. Более 70% школ Пермского края в разных формах сотрудничают с организациями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта. Около 15% организаций реализуют программы внеурочной деятельности на базе организаций дополнительного образования, что существенно расширяет образовательное пространство, усиливает мотивацию и интерес детей. Программы дополнительного образования детей в Перми реализуются также на базе крупных промышленных предприятий. На базе открытого акционерного общества "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" созданы школа для юных физиков "Школа фотоники", академия робототехники и Интерактивный музей физики. Занятия проходят в группах дополнительного образования, посещать их могут все желающие в возрасте от 6 до 18 лет.
Ресурсы дополнительного образования активно используются в работе с одаренными детьми. В регионе более трех лет действуют очно-заочные школы для одаренных детей при национальных исследовательских университетах, на базе краевых организаций дополнительного образования ведется исследовательская работа по предметам естественно-научного цикла, преподаватели высшей школы работают с детьми в организациях дополнительного образования по программам довузовской подготовки по таким предметам, как химия, физика, биология, экология, геология и т.д.
В 2014 году в рамках государственной программы "Семья и дети Пермского края" организована работа пяти очно-заочных школ при ведущих университетах Пермского края по следующим направлениям: биология, химия, информатика, математика (федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет"), экономика (национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"). Организовано обучение 2005 школьников на базе указанных очно-заочных школ.
В 2014 году 125 одаренных учащихся Пермского края получили стипендию "Юные дарования Прикамья". Размер стипендии составил 11 340 рублей на человека.
По итогам 2014 года доля детей, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, составила 44,1% от общего количества участников.
В рамках реализации мероприятий по формированию ответственного родительства в 2014 году разработан проект "Родительские университеты" и проведено обучение 200 специалистов системы образования, здравоохранения и культуры технологиям родительского образования по вопросам выстраивания конструктивных детско-родительских отношений, соблюдения прав детей в семье, психологии детского возраста и другим вопросам воспитания детей и создания благоприятной среды для развития ребенка в семье.
Во исполнение положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761, и Региональной стратегий действий в интересах детей в Пермском крае на 2013 - 2017 годы, утвержденной указом губернатора Пермского края от 24 мая 2013 г. N 60, в 20 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям, организована работа кабинетов психологов (далее - Кабинет). Основными задачами Кабинетов являются:
выявление случаев детского и семейного неблагополучия, представляющих опасность для жизни и здоровья ребенка, на ранних стадиях развития кризисной ситуации;
организация психологической консультативной и профилактической помощи детям и подросткам, их семьям, оказавшимся в трудной жизненной (кризисной) ситуации, в том числе детям с суицидальными намерениями, детям, ставшим свидетелями и жертвами преступлений и насилия, обратившимся самостоятельно или по направлению врачей и социальных работников поликлиники, педагогов, краевой службой экстренной психологической помощи детский "телефон доверия";
оказание психологической помощи семьям в преодолении острых кризисных ситуаций, которые оказывают или могут оказать влияние на психическое или физическое здоровье ребенка, нанести вред его здоровью;
своевременное направление к врачам-специалистам (в том числе к психотерапевту, психиатру) пациентов с выявленными нарушениями и отклонениями, требующими лечения и диспансерного наблюдения;
взаимодействие со специалистами детской поликлиники в целях выявления и предотвращения случаев нарушения прав детей и жестокого обращения с ребенком, купирования случаев развития кризисных состояний и преодоления кризисных ситуаций, повышение уровня профессиональных знаний медицинских работников поликлиники, родителей в отношении методов сохранения психологического здоровья детей и подростков.
В Кабинетах работают психологи, прошедшие курсы повышения квалификации по программе краткосрочного кризисного консультирования.
Период 2012 - 2014 годов стал знаковым в сфере создания условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в семье.
Впервые за последние пять лет доля социального сиротства в Пермском крае вплотную приблизилась к среднероссийскому показателю (2,6%), снизившись до 2,7%. Удалось сократить общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки попечительства, на 7,5%.
Сохранена на уровне 94% доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семейные формы. Одновременно с этим возросла доля детей, усыновленных гражданами Российской Федерации, с 70% в 2013 году до 78% в 2014 году.
При этом в 2014 году удалось добиться беспрецедентного для края снижения количества вновь выявленных детей-сирот на 20%. Соответственно, сократился и региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В 2014 году ставилась задача сохранения кровной семьи, проведения работы по восстановлению родителей в родительских правах. В результате достигнуто снижение числа родителей, лишенных родительских прав, на 21%. Количество родителей, восстановившихся в родительских правах, выросло на 28%. С 26 до 82 человек выросло число родителей, в отношении которых суды после реабилитации отменили решения об ограничении в родительских правах.
В 2,5 раза выросло количество воспитанников, с тяжелыми хроническими и врожденными расстройствами здоровья, переданных на воспитание в семьи.
Успешно развивается такая форма семейного устройства, как приемная семья. В крае функционирует около 2,5 тысяч приемных семей, в которых воспитывается более 5 тысяч детей. За 2014 год количество приемных семей увеличилось на 10%. В рамках сопровождения замещающих семей им оказывается различная социальная помощь. Сопровождением охвачено более 90% замещающих семей.
Благодаря работе специалистов по сопровождению оперативно выявляются и решаются проблемы замещающих семей, в результате в 2015 году количество отмен и возвратов из замещающих семей сократилось на 38%.
Для обеспечения постоянной прямой связи с органами опеки в 2014 году в каждой территории края функционирует контактный телефон для приемных родителей.
Несмотря на высокую долю семейного устройства сохраняется потребность в организациях для детей-сирот.
В настоящее время в регионе функционирует сеть из 21 организации для детей, нуждающихся в государственной поддержке. В текущем году наблюдается снижение числа несовершеннолетних, находящихся в организациях, на 9%, что указывает на положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, а также положительную динамику устройства детей-сирот в замещающие семьи.
В результате активизации этой работы в 2014 году в семейные формы устройства переданы 16,5% воспитанников детских домов (или 90 из 544).
В рамках государственной программы "Семья и дети Пермского края" реализуются мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 2014 г. жилыми помещениями обеспечено 477 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 470 человек по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В Пермском крае реализуется ряд проектов, направленных на поддержку семей с детьми-инвалидами. Организовано адаптивное обучение родителей детей-инвалидов необходимым навыкам воспитания и обучения. Обучение прошли 116 родителей детей-инвалидов г. Перми и Пермского края, которые получили необходимые навыки ухода и реабилитации.
Реализуется пилотный проект по сопровождению семей с детьми-инвалидами с впервые установленной инвалидностью. Семьи получили социально-психологические, социально-педагогические и социально-правовые услуги.
В апробации проекта по предоставлению социальной услуги сиделки семьям, воспитывающим детей-инвалидов с третьей степенью утраты жизнедеятельности, приняли участие 20 семей, проживающих в г. Перми. Проект проходил в два этапа (февраль - июнь; август - декабрь).
В проекте по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях приняли участие 100 детей-инвалидов, 25 принимающих родителей, проживающих на территории городов Пермь, Кунгур, Березники, Кунгурского, Чайковского муниципальных районов. Принимающие семьи оказывали услуги детям-инвалидам в объеме 48 часов на каждого ребенка. Перед этим все принимающие семьи прошли обучение и проверку знаний.
На реализацию государственной программы "Семья и дети Пермского края" в 2014 году были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 13 007 683,6 тыс. рублей (в том числе из средств краевого бюджета - 8 495 227,5 тыс. рублей), в 2015 году - 12 713 518,0 тыс. рублей (в том числе из средств краевого бюджета - 8 252 384,8 тыс. рублей).
Общие объемы бюджетных ассигнований на государственную поддержку семей и детей в рамках подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края" в 2014 году составляли 7 058 681,5 тыс. рублей (в том числе из средств краевого бюджета - 3 186 908,5 тыс. рублей), в 2015 году - 7 508 607,3 тыс. рублей (в том числе из средств краевого бюджета - 3 462 343, 8 тыс. рублей). Бюджетные ассигнования направлены на предоставление денежных выплат, пособий, компенсаций, обеспечение жильем молодых семей, предоставление земельных участков многодетным семьям.
Несмотря на позитивные тенденции в сфере семейной политики в Пермском крае, отмечается высокий удельный вес бедных семей. Бедность является одной из причин негативных тенденций демографических процессов и функционирования института семьи. В структуре бедных семей большую часть составляют семьи с детьми. Доля населения Пермского края, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, выше среднероссийских показателей (по предварительным данным Росстата, 11,2%) и составляет 11,4%, по отношению к 2010 году она уменьшилась всего на 1,8%. Численность жителей Пермского края, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, составила в 2013 году 300,7 тыс. человек (2010 г. - 348,4 тыс. человек). При этом особенностью Пермского края является преобладание в структуре доходов семей доли мер социальной поддержки над долей заработной платы, что ведет к развитию иждивенческой позиции. Доля заработной платы в структуре денежных доходов составила в 2013 г. всего 33,2%, в Российской Федерации, по предварительным данным Росстата, она составляет 66,8%.
Другой проблемой является недостаточное развитие социальной инфраструктуры для семей с детьми: объектов для семейных занятий физкультурой и спортом, учреждений культуры и досуга, организаций, предоставляющих различные социальные, психолого-педагогические, образовательные услуги семье. В крае отмечается низкий уровень доступности услуг для семей с детьми, направленных на коррекцию ранних случаев неблагополучия, в том числе психологических, правовых, досуговых, оздоровительных. Сохраняется неравенство между муниципальными образованиями в отношении объема и качества доступных товаров и услуг для семей с детьми.
Перечисленные явления в значительной степени связаны с трансформацией семейных ценностей, снижением роли семьи и ценностей семейного образа жизни в обществе. Современные социально-экономические условия существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей. Наиболее острыми проблемами являются семейные конфликты, некомпетентность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за содержание и развитие детей. Остаются актуальными проблемы уклонения родителей от воспитания детей, семейного насилия.
В связи с развитием семейного устройства и значительным сокращением контингента воспитанников детских домов выросла концентрация в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с проблемным поведением и слабым состоянием здоровья (особенно подростков), в связи с чем необходимо освоение новых технологий работы с такими детьми.
Отмечаются случаи возвратов детей из различных форм семейного устройства.
Физическое, психическое, социальное благополучие детей и подростков необходимо рассматривать как фактор создания успешной семьи. Однако показатели общей заболеваемости детского населения, количество детских и подростковых абортов, показатели заболеваемости социально значимыми заболеваниями детей и подростков свидетельствуют о недостаточно высоком уровне мотивации несовершеннолетних и их родителей к ведению здорового образа жизни.
Не обеспечен равный доступ детей и подростков городских и сельских территорий края к получению услуг дополнительного образования.
Одним из социально значимых направлений деятельности является поиск путей снижения числа правонарушений среди детей и повышения эффективности профилактических мер, что может быть обеспечено принятием скоординированных решений на межведомственном уровне с привлечением общественности, внедрением восстановительных технологий, формированием у несовершеннолетних законопослушного поведения.
Несмотря на отдельные эффективные практики включения детей в добровольческое движение, сохраняется социальная пассивность большинства подростков и семей, воспитывающих детей. Семейная добровольческая деятельность остается весьма редким явлением в общественной жизни Пермского края. Отсутствует система стимулирования формирования детских общественных объединений, поддержки их развития, мониторинг эффективности их деятельности, отсутствует координирующий орган формирования, развития, ресурсной поддержки детских общественных объединений, что не позволяет в настоящее время объективно оценить состояние развития детского общественного движения в Пермском крае.
Инициативы детских объединений не всегда находят поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. В крае отсутствуют действенные механизмы обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
В обществе усиливаются новые риски, связанные с распространением информации, представляющей опасность для детей. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На современном этапе необходимо учитывать еще два важных фактора современного демографического развития.
В обществе произошел переход от традиционной модели семьи к современной нуклеарной, в которой присутствуют мать (не всегда), отец (не всегда), ребенок (не всегда), второй ребенок (редко), третий ребенок (почти никогда). Социологические исследования утверждают, что если рождение первого ребенка не обязательно связано с экономическими факторами, присутствующими в жизни матери и отца, то рождение второго, третьего и последующих детей все больше определяется именно качеством жизни семьи, ее благосостоянием и дружественностью окружающей среды во всех ее проявлениях.
Уменьшается количество женщин фертильного возраста, что является одним из факторов риска снижения рождаемости в крае. Особо актуальным при этом становится состояние репродуктивного здоровья как женского, так и мужского населения.
Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы носят всеобщий характер, глубоко укоренены в современном образе жизни и слабо поддаются воздействию только со стороны государства.
В связи с этим необходимо переориентировать работу на формирование у населения мотивации к сохранению репродуктивного здоровья, ответственному родительству, сохранению родной семьи ребенка на разных этапах ее кризиса, создание среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений. Необходимо сконцентрироваться на разработке и запуске в обществе саморазвивающихся и самоподдерживающихся механизмов решения актуальных проблем семьи и детства во всех сферах жизнедеятельности.
Основным фактором отказа от рождения второго ребенка становится нерешенная жилищная проблема, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В настоящих экономических условиях и в отсутствие перспектив получения жилья возможен отказ и от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.
Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодежи Пермского края жилищная проблема является первостепенной.
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
С 2011 года на территории Пермского края реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей путем предоставления социальных выплат за счет федерального, краевого и местных бюджетов.
До 01 января 2014 года данные мероприятия реализовывались на основании долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п. С 01 января 2014 года мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей реализуются на основании подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1322-п.
В 2011 - 2015 годах за счет средств бюджетов различных уровней на территории Пермского края свои жилищные условия улучшили более 7 тыс. молодых семей.
Анализ положения семей на современном этапе позволяет сделать вывод о том, что семья в процессе жизнедеятельности может сталкиваться, с одной стороны, с проблемами, связанными с развитием систем здравоохранения, занятости, образования, культуры, ситуацией на рынке жилья и функционированием государственных структур, с другой стороны, с проблемами специфического характера, свойственными конкретной семье.
Главными приоритетами должны стать укрепление семьи как основы государства, а также формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей в семье.
III. Цели и задачи семейной политики
Целями семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.
Основными задачами семейной политики являются:
развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;
развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;
создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;
повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
IV. Механизмы и ресурсы реализации Концепции
Реализацию семейной политики предполагается осуществлять посредством:
нормативного правового обеспечения;
учета задач семейной политики при формировании краевого и местных бюджетов;
координации деятельности субъектов семейной политики;
информационного обеспечения, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода реализации семейной политики, сбор и анализ информации по ее основным направлениям, оценку эффективности ее реализации;
партнерства органов государственной власти Пермского края и гражданского общества;
научно-методического обеспечения реализации семейной политики;
информационно-пропагандистской, рекламной поддержки реализации семейной политики.
Ресурсами для успешной реализации государственной семейной политики являются развитая доступная инфраструктура организаций - субъектов семейной политики, а также материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение реализации мероприятий Концепции.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Итогом реализации Концепции станет сформированная к 2025 году система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укрепления престижа брака и семейного образа жизни.
В соответствии с поставленными в Концепции задачами вводятся целевые индикаторы эффективности реализации семейной политики:
сокращение числа неработающих родителей на 15%;
рост доли трудоустроенных в числе граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан с 45% до 60%;
обеспечение 100% доступности дошкольного образования, в том числе за счет вариативных форм оказания услуг по присмотру и уходу, развития негосударственного сектора дошкольного образования;
достижение положительной динамики демографических показателей;
уменьшение числа разводов;
увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга;
увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на 10%;
сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, в общей численности детей, имеющих право на получение алиментов, на 20%;
уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах;
снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 10%;
снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения на 0,2% (с 2,6% до 2,4%);
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 94%.
План
мероприятий на период до 2018 года по реализации в Пермском крае первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. постановлением Правительства Пермского края от 20 февраля 2016 г. N 68-п)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Мероприятия, направленные на развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции | ||||
1 |
Содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет |
2015 - 2018 годы |
Агентство по занятости населения Пермского края |
Увеличение доли трудоустроенных граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, в общей численности обратившихся граждан данной категории в ГКУ ЦЗН Пермского края с 45% до 60% к концу 2018 года. Обучение ежегодно не менее 500 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижении# им возраста трех лет |
2 |
Обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет |
2015 - 2018 годы |
Министерство образования и науки Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в актуальной очереди на получение в текущем году дошкольного образования, составляет 100% |
3 |
Создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми, в том числе на принципах государственно-частного партнерства |
2015 - 2018 годы |
Министерство образования и науки Пермского края, Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края |
Удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования и услуги по присмотру и уходу за детьми, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования, к 2018 году составит 3% |
4 |
Совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей |
2015 - 2018 годы |
Министерство образования и науки Пермского края, Министерство культуры Пермского края, Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
К концу 2018 года доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5-18 лет составит 76,5% |
5 |
Введение налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность с применением специального налогового режима - патентная система налогообложения и упрощенная система налогообложения |
2016 год |
Министерство экономического развития Пермского края |
Создание благоприятных экономических условий функционирования негосударственных образовательных организаций |
6 |
Разработка программы привлечения инвестиций в производственные проекты предприятий, производящих детские товары, игрушки, игровое оборудование |
2017 год |
Министерство экономического развития Пермского края |
Развитие индустрии детских товаров |
II. Мероприятия, направленные на развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей | ||||
7 |
Предоставление права единовременной выплаты за счет средств регионального материнского капитала, расширение направлений использования регионального материнского капитала |
2015 год |
Министерство социального развития Пермского края |
Предоставление единовременной выплаты не менее 20% семей из числа получивших сертификаты |
8 |
Оказание государственной социальной помощи семьям с детьми на основании социального контракта |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Увеличение численности граждан из числа семей с детьми, заключивших социальный контракт, на 20-30% к концу 2018 года в сравнении с 2013 годом. Увеличение на 20-30% числа граждан, вышедших из трудной жизненной ситуации |
III. Мероприятия, направленные на создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий | ||||
9 |
Формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода |
2015 - 2018 годы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края |
Увеличение числа семей, имеющих возможность улучшить жилищные условия |
10 |
Мониторинг предоставления земельных участков на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, и обеспечения их инженерной инфраструктурой |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Увеличение доли семей с тремя и более детьми, получивших земельные участки на бесплатной основе, в общей численности семей, подавших заявление на получение земельного участка, до 75% к концу 2018 года |
11 |
Создание и развитие региональной системы субсидированного жилищного найма для семей с детьми |
2015 - 2018 годы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края |
Реализация права семей с детьми на улучшение жилищных условий, подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по развитию системы субсидированного жилищного найма по мере рождения в семье детей |
12 |
Предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
В 2015 году планируемое количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, - 1750. В 2016 - 2018 годах свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья планируется предоставить 2250 молодым семьям |
13 |
Предоставление земельных участков на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, и обеспечение их инженерной инфраструктурой |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Увеличение доли семей с тремя и более детьми, получивших земельные участки на бесплатной основе, в общей численности семей, подавших заявление о получении земельного участка, до 75% к концу 2018 года |
14 |
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
В 2015 - 2018 годах жилыми помещениями специализированного жилищного фонда планируется обеспечить 2766 детей-сирот |
IV. Мероприятия, направленные на развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов | ||||
15 |
Проведение медицинских осмотров несовершеннолетних |
2015 - 2018 годы |
Министерство здравоохранения Пермского края |
Доля детей, прошедших медицинские осмотры, к концу 2018 года составит 85% |
16 |
Проведение вакцинации детей против пневмококковой инфекции |
2015 - 2018 годы |
Министерство здравоохранения Пермского края |
Снижение младенческой смертности до 6,5 случаев на 1000 детей к концу 2018 года |
17 |
Обеспечение детей, страдающих орфанными заболеваниями, онкологическими заболеваниями, расстройствами аутического спектра, лекарственными препаратами в соответствии с показаниями |
2015 - 2018 годы |
Министерство здравоохранения Пермского края |
Реализация права каждого ребенка на получение качественной медицинской помощи |
18 |
Организация и проведение массовых физкультурных мероприятий, в том числе направленных на вовлечение в занятия физической культурой и спортом семей с детьми, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2015 - 2018 годы |
Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края |
Увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Пермском крае, с 19,1% в 2013 году до 30,0% к концу 2018 года |
19 |
Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе доступной для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями |
2015 - 2018 годы |
Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края |
Увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Пермском крае, с 19,1% в 2013 году до 30,0% к концу 2018 года. Повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из их единовременной пропускной способности, с 25, 5% в 2013 году до 36,0% к концу 2018 года |
20 |
Организация отдыха детей и их оздоровления |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края |
Доля детей, охваченных различными формами оздоровления и отдыха, от числа детей в возрасте от 7 до 18 лет к концу 2018 года составит 93% |
V. Мероприятия, направленные на повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, оказание содействия в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи | ||||
21 |
Информационная поддержка некоммерческих организаций, семейных клубов и родительских объединений, осуществляющих акции и мероприятия по популяризации и продвижению семейных ценностей |
2015 - 2018 годы |
Министерство образования и науки Пермского края, Министерство культуры Пермского края, Министерство социального развития Пермского края |
Популяризация и продвижение семейных ценностей в обществе |
22 |
Мероприятия по просвещению родителей в области педагогики и возрастной психологии |
2015-2018 годы |
Министерство образования и науки Пермского края, Министерство культуры Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Повышение компетенций родителей в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей |
23 |
Проведение информационной кампании, направленной на пропаганду в обществе ценностей семейного образа жизни, позитивного отцовства и материнства |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края, Министерство культуры Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию), некоммерческие организации (по согласованию) |
Повышение общественного престижа семейного образа жизни, семейных ценностей и ответственного родительства |
24 |
Проведение краевых конкурсов семей, в том числе ежегодных конкурсов "Лучшая многодетная семья года", "Лучшая замещающая семья", и ежегодного краевого семейного форума |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Повышение общественного престижа семейного образа жизни, семейных ценностей и ответственного родительства |
25 |
Повышение качества подготовки потенциальных замещающих родителей |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Сокращение количества возвратов из замещающих семей |
26 |
Развитие системы сопровождения замещающих семей, организация супервизии для качественного обеспечения деятельности по сопровождению замещающих семей |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Обеспечение доступности и качества социально-психологических услуг для семей. Сокращение количества возвратов из замещающих семей |
27 |
Развитие детских библиотек, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей |
2015 - 2018 годы |
Министерство культуры Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Повышение эффективности работы по социокультурной адаптации, социализации детей |
28 |
Проведение мероприятий, направленных на повышение роли отца в семье |
2015 - 2018 годы |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Повышение общественного престижа семейного образа жизни, семейных ценностей и ответственного родительства |
VI. Мероприятия, направленные на обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства | ||||
29 |
Формирование и ведение регистра детей-инвалидов в рамках федерального реестра инвалидов |
2016 год |
Министерство социального развития Пермского края |
Объективный учет указанной категории детей в крае, позволяющий более точно определять характер необходимой для детей помощи, учет всех детей для работы с ними специалистов государственных учреждений и общественных организаций |
30 |
Поддержка и реализация инновационных проектов по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, включая обучение родителей методам реабилитации и абилитации таких детей, и профилактике отказов от новорожденных детей с ограниченными возможностями здоровья |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края |
Уменьшение числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в интернатных учреждения системы социального обслуживания |
31 |
Стимулирование и поддержка развития разнообразных моделей постинтернатного сопровождения. Изучение опыта субъектов Российской Федерации по развитию различных моделей постинтернатного сопровождения |
2017 год |
Министерство социального развития Пермского края |
Увеличение количества детей-сирот, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на постинтернатном сопровождении |
32 |
Пилотная реализация проекта "Независимое проживание" по технологии "Учебная квартира", по которой воспитанники детского дома будут самостоятельно при условии педагогического сопровождения проживать за полгода до выпуска в предоставленном жилом помещении, что позволит повысить эффективность подготовки к самостоятельной жизни выпускников государственных краевых учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей |
2017 год |
Министерство социального развития Пермского края |
Эффективная социализация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей |
33 |
Информационное освещение историй успешных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа из замещающих семей, а также положительное освещение жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Повышение общественного престижа замещающих семей, формирование в обществе положительного отношения к выпускникам организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке |
34 |
Мониторинг реализации мероприятий по обеспечению приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Сохранение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семейных формах устройства, на уровне 94%. Снижение доли социального сиротства с 2,9% в 2013 году до 2,4% к концу 2018 года. Снижение вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1992 чел. в 2013 году до 1250 чел. к концу 2018 г., на 60%. Снижение числа детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с 1395 в 2013 г. до 900 к концу 2018 г., на 55% |
35 |
Внедрение новой версии программного обеспечения "АИСТ" |
2015 год |
Министерство социального развития Пермского края |
Установка и настройка программного обеспечения "АИСТ" на автоматизированных рабочих местах в 19 территориальных управлениях Министерства социального развития Пермского края. Обучение специалистов, ответственных за ведение первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и учета граждан, желающих принять их на воспитание в семью. Доступность информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, федерального банка данных о детях. Обеспечение ведения регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
36 |
Информационная и техническая поддержка сайта по развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Требуется мама" |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Размещение информации о 140 детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Создание и размещение видео-паспортов 50 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей |
37 |
Подготовка рекомендаций для территориальных управлений Министерства социального развития Пермского края по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на причитающиеся им алименты |
2015 год |
Министерство социального развития Пермского края |
Увеличение количества детей, получающих алименты, на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года |
38 |
Выпуск и распространение информационных материалов (рекомендаций) по восстановлению родителей в родительских правах и отмене ограничения родительских прав |
2015 год |
Министерство социального развития Пермского края |
Увеличение на 20% количества родителей, восстановленных в родительских правах, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года |
39 |
Информационно-методическое сопровождение деятельности ассоциаций замещающих родителей |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Проведение не менее 2 круглых столов и не менее 5 выездных родительских собраний |
40 |
Проведение конкурса профессионального мастерства специалистов органов опеки и попечительства |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Выявление лучшего опыта, награждение более 40 лучших специалистов |
41 |
Повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Повышение квалификации не менее 100 специалистов опеки и попечительства |
VII. Мероприятия, направленные на профилактику семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности | ||||
42 |
Поддержка краевого ресурсного центра по работе с семьей и обеспечение работы детского "телефона доверия" |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Обеспечение доступности и качества социально-психологических услуг для семей с детьми |
43 |
Сопровождение семей и детей, находящихся в социально опасном положении |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Увеличение доли семей, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета по положительным результатам реабилитации |
44 |
Предоставление социальных услуг семьям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании по обстоятельствам, приводящим семью к попаданию в социально опасное положение и группу риска социально опасного положения |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Сокращение доли детей, находящихся в социально опасном положении, в общей численности детского населения в Пермском крае |
45 |
Предоставление временного приюта женщинам, женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Профилактика жестокого обращения с детьми, отказов от новорожденных |
46 |
Разработка механизма взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению случаев нарушения прав детей, в том числе фактов пренебрежения основными нуждами ребенка, оставления ребенка в опасности жестокого обращения с детьми, и оказания помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей |
2015 год |
Департамент социальной политики Аппарата Правительства Пермского края |
Внедрение механизма взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению случаев нарушения прав детей, в том числе фактов пренебрежения основными нуждами ребенка, оставления ребенка в опасности жестокого обращения с детьми, и оказания помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей |
47 |
Разработка порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и судов Пермского края по реализации восстановительных технологий |
2016 год |
Департамент социальной политики Аппарата Правительства Пермского края |
Внедрение порядка в деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
48 |
Индивидуальное сопровождение семей, имеющих несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-восстановительных учреждениях закрытого типа, а также несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества |
2015 год |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Охват 100% семей, имеющих детей, отбывающих наказание в закрытых учреждениях, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, в отношении которых проводятся реабилитационные мероприятия согласно индивидуальным программам реабилитации |
49 |
Создание отделения медико-социальной поддержки беременных несовершеннолетних в целях профилактики абортов, сопровождения несовершеннолетних и оказания помощи в случае трудной жизненной ситуации |
2016 год |
Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство социального развития Пермского края |
Снижение количества абортов у несовершеннолетних, сохранение их репродуктивного здоровья, профилактика социального сиротства и социально опасного поведения матери |
50 |
Разработка плана исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р в Пермском крае на 2016 год |
2015 год |
Департамент социальной политики Аппарата Правительства Пермского края |
Реализация плана исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р |
VIII. Мероприятия, направленные на повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства | ||||
51 |
Предоставление членам семьи, имеющим детей, бесплатной помощи с применением процедур медиации |
2015 - 2018 годы |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Оказание бесплатной помощи с применением процедур медиации нуждающимся членам семей, имеющих детей, вовлеченных в сферу гражданского, административного или уголовного судопроизводства |
52 |
Реализация комплекса мер по восстановлению правового статуса осужденного несовершеннолетнего по окончании отбывания наказания (оказание помощи в получении регистрации, паспорта и других документов, удостоверяющих факты, имеющие юридическое значение в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением, а также содействие в получении установленных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ, социальных выплат, полиса обязательного медицинского страхования) |
2015 - 2018 годы |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Получение всеми осужденными несовершеннолетними после отбывания наказания помощи в получении регистрации, паспорта и других документов, удостоверяющих факты, имеющие юридическое значение в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением, а также содействие в получении установленных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ, социальных выплат, полиса обязательного медицинского страхования |
53 |
Оказание поддержки осужденным несовершеннолетним после отбывания наказания, в том числе при организации их обучения |
2015 - 2018 годы |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (по согласованию) |
Обеспечение содействия всем осужденным несовершеннолетним после отбывания наказания в получении необходимой поддержки, в том числе при организации обучения |
54 |
Поддержка краевого ресурсного центра профилактики противоправного поведения и сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом |
2015 - 2018 годы |
Министерство социального развития Пермского края |
Обеспечение системного методического сопровождения деятельности специалистов субъектов системы профилактики, работающих с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пермского края от 20 февраля 2016 г. N 68-п "Об утверждении плана мероприятий на период до 2018 года по реализации в Пермском крае первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года"
Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, пункт 1.2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 9 апреля 2015 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 февраля 2016 г., в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 29 февраля 2016 г. N 8 (392)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пермского края от 14 декабря 2018 г. N 787-п
Изменения вступают в силу c 28 декабря 2018 г.