Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Социальное развитие и здравоохранение
В целях совершенствования мер социальной поддержки граждан Московской области Думой совместно с органами исполнительной власти Московской области разработаны и приняты 24 закона Московской области.
В рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, принят Закон Московской области N 12/2015-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в котором предусмотрены меры социальной поддержки для ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих место жительства в Московской области, в виде компенсации расходов в размере 100 процентов, связанных с оплатой проезда железнодорожным транспортом (туда и обратно), осуществленного один раз в год в 2015 году в пределах Российской Федерации.
Также вышеуказанным Законом впервые была установлена материальная помощь лицам, рожденным до 31 декабря 1931 года, приравненным по пенсионному обеспечению к труженикам тыла, в размере, устанавливаемом Правительством Московской области. В бюджете Московской области были предусмотрены средства на указанные цели в объеме 101,0 млн. рублей.
Закон Московской области N 31/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной социальной помощи в Московской области" установил с 2015 года возможность оказания наряду с государственной социальной помощью - экстренной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в размере до 7 000 рублей на каждого члена семьи, до 10 000 рублей - одиноко проживающему гражданину.
В 2015 году в целях социальной поддержки граждан с низкими доходами были приняты законы Московской области, увеличивающие социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам. До 1 сентября 2015 года величина прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии составляла 7 549 рублей и в два этапа была увеличена до 8 950 рублей.
В целях приведения величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области, установленной на 2015 год для определения социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, в соответствие с фактически сложившейся в настоящее время стоимостью потребительской корзины был принят Закон Московской области N 139/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2015 год в целях установления социальной доплаты к пенсии". С 1 сентября 2015 года величина прожиточного минимума с доплатой составила 8 400 рублей.
Законом Московской области N 175/2015-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2016 год в целях установления социальной доплаты к пенсии" социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, материальное обеспечение которых не достигает установленной величины прожиточного минимума пенсионера, с 1 января 2016 года увеличена до 8 950 рублей.
В целях обеспечения социальной поддержки граждан пожилого возраста в 2015 году принят Закон Московской области N 239/2015-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки в 2016 - 2018 годах граждан, достигших возраста 70 лет и старше, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации", которым с 1 января 2016 года установлена ежемесячная денежная компенсация в размере 700 рублей:
пенсионерам, достигшим возраста 70 лет и старше, при условии, что они являются одиноко проживающими и имеют доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров;
пенсионерам, достигшим возраста 70 лет и старше, проживающим в семье, состоящей из пенсионеров, и имеющим среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров.
Численность лиц данных категорий - около 81 тысячи человек. При установлении ежемесячной денежной компенсации из бюджета Московской области в год потребуется 694,8 млн. рублей.
Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации утвержден Правительством Московской области.
С 1 января 2016 года в целях индексации на 1 процент размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан приняты законы Московской области: N 236/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области"; N 238/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
В соответствии с Законом Московской области N 236/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" с 1 января 2016 года увеличиваются размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ):
ветеранам труда и ветеранам военной службы с 154 до 156 рублей (количество получателей 695 316 человек);
труженикам тыла с 94 до 95 рублей (количество получателей 4 536 человек);
реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, с 94 до 95 рублей (количество получателей 10 417 человек);
гражданам, не отмеченным государственными или ведомственными наградами, имеющим трудовой стаж 50 лет и более, с 1 042 до 1 052 рублей (количество получателей 7 865 человек);
лицам, награжденным знаком "Почетный донор СССР" или "Почетный донор России", с 372 до 376 рублей (количество получателей 16 389 человек).
При отказе в 2016 году от бесплатного проезда по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам Московской области (автобус, трамвай, троллейбус) и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения ежемесячные денежные выплаты увеличены для:
ветеранов труда и ветеранов военной службы с 470 до 475 рублей;
тружеников тыла с 465 до 470 рублей;
реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, с 558 до 564 рублей.
В соответствии с Законом Московской области N 238/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" с 1 января 2016 года увеличиваются размеры ежемесячного пособия:
на детей: до полутора лет - 2 206 рублей (в 2015 году - 2 184 рубля); от полутора до трех лет - 3 216 рублей (в 2015 году - 3 184 рубля); от трех до семи лет - 1 104 рубля (в 2015 году - 1 093 рубля); от семи лет и старше - 552 рубля (в 2015 году - 547 рублей);
на детей одиноких матерей: до полутора лет - 4 412 рублей (в 2015 году - 4 368 рублей); от полутора до трех лет - 5 422 рубля (в 2015 году - 5 368 рублей); от трех до семи лет - 2 206 рублей (в 2015 году - 2 184 рубля); от семи лет и старше - 1 103 рубля (в 2015 году - 1 092 рубля);
на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву: до полутора лет - 3 033 рубля (в 2015 году - 3 003 рубля); от полутора до трех лет - 4 043 рубля (в 2015 году - 4 003 рубля); от трех до семи лет -1 654 рубля (в 2015 году - 1 638 рублей); от семи лет и старше - 827 рублей (в 2015 году - 819 рублей).
Законом Московской области N 237/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области" предусмотрено с 1 января 2016 года увеличение размеров единовременной материальной помощи на погребение и стоимости услуг для возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению отдельных категорий граждан.
С 1 января 2016 года размер единовременной материальной помощи лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, составит:
членам семьи (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения (для соответствующей основной социально-демографической группы населения), - 9 470 рублей (вместо 9 376 рублей);
членам семьи (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения (для соответствующей основной социально-демографической группы населения), - 6 764 рубля (вместо 6 697 рублей);
членам семьи (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых составляет от 150 до 200 процентов прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения (для соответствующей основной социально-демографической группы населения), - 4 058 рублей (вместо 4 018 рублей).
Возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению отдельных категорий умерших (не работающих и не являющихся пенсионерами, мертворожденных детей по истечении 154 дней беременности, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел), составит 4 695 рублей (вместо 4 649 рублей).
В целях реализации положений Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" по инициативе Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Думы были разработаны и приняты следующие законы Московской области:
N 171/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области";
N 182/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Московской области";
N 188/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" и о признании утратившим силу Закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальном обслуживании населения в Московской области";
N 189/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области";
N 190/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О физической культуре и спорте в Московской области";
N 219/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области";
N 220/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации гарантированного питания граждан";
N 221/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области";
N 2/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О благоустройстве в Московской области".
Реализация вышеперечисленных законов должна обеспечить безбарьерную среду для инвалидов во всех сферах жизни.
В рамках реализации задач по правовому регулированию отношений в сфере труда и занятости населения принят Закон Московской области N 96/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области, бюджетными и казенными учреждениями Московской области", который уточнил полномочия Правительства Московской области, связанные с утверждением примерного трудового договора с руководителем государственного унитарного предприятия Московской области и определением условий оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных унитарных предприятий и учреждений Московской области.
Закон Московской области N 141/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области, бюджетными и казенными учреждениями Московской области" принят Думой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" и предусматривает обязательное предоставление лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения Московской области, руководителем государственного учреждения Московской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
В целях совершенствования законодательства в сфере трудоустройства инвалидов Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Думы был разработан и принят Думой Закон Московской области N 15/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О квотировании рабочих мест", уточняющий обязанность работодателя в части представления в уполномоченный орган информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, выполнении квоты, а также информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о квотируемых рабочих местах для приема на работу инвалидов.
В целях улучшения качества предоставления населению государственных и муниципальных услуг приняты законы Московской области:
N 118/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет", предусматривающий сокращение срока рассмотрения заявлений о разрешении на вступление в брак лицам, не достигшим возраста 16 лет, с двадцати дней до пятнадцати дней;
N 151/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния Московской области", которым определены условия хранения актов гражданского состояния в электронном виде в органах записи актов гражданского состояния.
В целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных услуг населению, в том числе органами записи актов гражданского состояния, Думой принято постановление от 14.05.2015 N 19/127-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Семейного кодекса Российской Федерации". Предложенное изменение в Семейный кодекс Российской Федерации позволит органам записи актов гражданского состояния увеличить срок регистрации брака до 6 месяцев при наличии у лиц, вступающих в брак, уважительных причин.
В целях формирования единой практики применения законодательства Российской Федерации по вопросу перемены имени, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Думой также была внесена законодательная инициатива по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (постановление Думы от 14.05.2015 N 18/127-П).
В сфере здравоохранения деятельность Думы была направлена на совершенствование законодательства Московской области в части модернизации трехуровневой системы здравоохранения и улучшение качества оказания медицинской помощи населению Московской области. Совместно с Министерством здравоохранения Московской области разработаны и приняты Думой семь законов Московской области.
Закон Московской области N 222/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Московской области. В связи с тем, что с 1 января 2015 года муниципальные учреждения здравоохранения переданы в собственность Московской области и органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области упразднены, указанным Законом были внесены соответствующие изменения в Закон Московской области N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области".
Законом Московской области N 172/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области", принятым в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", были внесены изменения в Закон Московской области N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области" в части уточнения полномочий Правительства Московской области по организации создания условий для развития медицинской помощи в Московской области и обеспечения ее доступности для граждан, в том числе с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В целях реализации статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" принят Закон Московской области N 256/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет".
В соответствии с указанным Законом проиндексированы на 7 процентов денежные нормы на одного человека по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет с учетом ожидаемого уровня инфляции, а также внесены изменения в расчет субвенций, в соответствии с которыми вместо прогнозируемой численности получателей полноценного питания предлагается использовать прогнозируемую среднегодовую численность.
Новая методика расчета позволит более точно планировать средства на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.
Таким образом, с 1 января 2016 года расходы на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет предусматриваются из расчета:
детям в возрасте до одного года - 597 рублей в месяц на одного человека;
детям в возрасте от одного года до двух лет - 453 рубля в месяц на одного человека;
детям в возрасте от двух до трех лет - 377 рублей в месяц на одного человека;
беременным женщинам - 227 рублей в месяц на одного человека;
кормящим матерям - 597 рублей в месяц на одного человека.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства в Российской Федерации и в целях осуществления государственного контроля за качеством работы медицинских организаций приняты законы Московской области:
N 109/2015-ОЗ "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2014 год";
N 111/2015-ОЗ и N 243/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
N 201/2015-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".
Следует отметить, что в 2016 году бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - Фонд) увеличен на 802 562,5 тыс. рублей, сбалансирован по доходам и расходам и составит 92 782 679,2 тыс. рублей.
Увеличен в 2016 году подушевой норматив, который составит 8 727,2 рублей (в 2015 году - 8 481,5 рублей).
Средства бюджета Фонда распределены по 4 подпрограммам Государственной программы Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2014 - 2020 годы, из которых:
37 758 650,0 тыс. рублей - на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, а также развитие первичной медико-санитарной помощи;
40 525 730,2 тыс. рублей - на совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации;
11 094 785,0 тыс. рублей - на охрану здоровья матери и ребенка;
2 629 306,0 тыс. рублей - на развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, оказание паллиативной помощи, в том числе детям.
В целях обсуждения проблем и перспектив разрешения социальных конфликтов, обмена опытом конструктивного разрешения конфликтов в разных сферах общественных отношений в октябре 2015 года в Думе проведен круглый стол на тему "Социальные конфликты: проблемы и перспективы их разрешения".
Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации, глава 5 которой содержит указание на необходимость принятия и сопровождения комплексных программ по профилактике социальных и межнациональных конфликтов. Несмотря на активное развитие науки о конфликтах, в последнее десятилетие в Российской Федерации практическое применение примирительных процедур и ведение результативных переговоров встречаются редко. Конфликтующие стороны часто доводят конфликты до острых форм противостояния и в этих условиях необходимо вырабатывать компромиссы, для чего требуется квалифицированный кадровый персонал в органах государственного и муниципального управления.
В апреле 2015 года в Думе состоялись общественные слушания на тему "Общественно-государственный контроль в системе здравоохранения Московской области", целью которого было достижение консенсуса в вопросе определения методов осуществления контроля в сфере охраны здоровья граждан, как механизма повышения качества предоставления медицинских услуг населению Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.