Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3. Бюджетная и налоговая политика
12 ноября 2015 года Думой принят Закон Московской области N 213/2015-ОЗ "О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".
В 2016 году общий объем доходов бюджета Московской области установлен в сумме 371,5 млрд. рублей, с уменьшением к уровню 2015 года на 15 млрд. рублей или на 3,9 процента, в связи с неполным распределением объема межбюджетных трансфертов, получаемых Московской областью из федерального бюджета.
Расходы бюджета Московской области установлены в 2016 году - 406,53 млрд. рублей, с уменьшением к 2015 году на 49,6 млрд. рублей, или на 10,9 процента.
Бюджет Московской области на 2016 - 2018 годы сформирован с дефицитом, размер которого составил в 2016 году - 35,1 млрд. рублей, или 10,0 процентов к общей сумме доходов без учета безвозмездных поступлений; в 2017 и 2018 годах составит - 25,7 и 10,0 млрд. рублей или 7,1 и 2,6 процента к общей сумме доходов без учета безвозмездных поступлений соответственно.
Основные приоритеты расходов бюджета Московской области в 2016 - 2018 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в их числе:
повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы;
повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;
индексация расходов бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг и увеличение расходов на проведение капитального ремонта учреждений;
увеличение расходов на строительство и реконструкцию социально-значимых объектов государственной и муниципальной собственности.
На 2016 год расходы бюджета в объеме 385,2 млрд. рублей были сформированы в рамках 16 государственных программ Московской области. Удельный вес программных расходов в общем объеме всех расходов бюджета составил 94,6 процента.
В 2016 году 69 процентов расходов бюджета Московской области, или 282,4 млрд. рублей, составили расходы на социально-культурную сферу (на образование, социальную политику, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт, средства массовой информации).
Основными целями бюджетной политики Московской области в 2016 - 2018 годах являются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
повышение эффективности бюджетных расходов;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;
повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
дальнейшая реализация программно-целевых методов управления;
повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
Законами Московской области N 23/2016-ОЗ, N 105/2016-ОЗ, N 125/2016-ОЗ и N 173/2016-ОЗ внесены изменения в параметры бюджета Московской области на 2016 год, предусмотренные Законом Московской области N 213/2015-ОЗ "О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".
Основные характеристики бюджета Московской области в 2016 году изменились следующим образом:
общий объем доходов бюджета Московской области на 2016 год увеличился с 376,78 млрд. рублей до 424,3 млрд. рублей;
общий объем расходов бюджета увеличился с 443,31 млрд. рублей до 462 млрд. рублей;
дефицит бюджета снизился с 66,53 млрд. рублей до 37,8 млрд. рублей.
Изменения обусловлены в том числе:
уточнением плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам с учетом динамики их поступлений в бюджет Московской области;
включением в бюджет Московской области средств, подлежащих получению из федерального бюджета в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации остатков средств федерального бюджета и средств бюджета Московской области, не использованных в 2015 году;
обеспечением реализации указов Президента Российской Федерации и распоряжения Губернатора Московской области от 24.05.2016 N 136-РГ о повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы Московской области;
уточнением и перераспределением отдельных расходов бюджета в связи с необходимостью финансового обеспечения мероприятий по приоритетным направлениям в 2016 году и плановом периоде 2017 - 2018 годов.
27 июня 2016 года принят Закон Московской области N 71/2016-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2015 год", которым утвержден отчет об исполнении бюджета Московской области за 2015 год по доходам в сумме 393 145 289 тыс. рублей, по расходам в сумме 392 748 265 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит бюджета Московской области) в сумме 397 024 тыс. рублей.
Фактический объем средств, направленных на исполнение публичных нормативных обязательств в 2015 году, составил 39 555 050 тыс. рублей.
Объем государственного долга Московской области на 1 января 2016 года составил 98 747 642 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Московской области - 298 673 тыс. рублей.
По объему поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации Московская область в 2015 году заняла 2 место в Российской Федерации и 2 место в Центральном федеральном округе.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Московской области за 2015 год возросли к уровню поступлений 2014 года на 29 853 676 тыс. рублей или на 9,7 процента.
Плановые назначения по данной группе доходов выполнены на 101 процент.
Расходы бюджета Московской области за 2015 год исполнены в сумме 392 748 243 тыс. рублей или на 87,9 процента к уточненным плановым назначениям года (446 772 220 тыс. рублей), в том числе:
382 783 351 тыс. рублей или 88,1 процента к плану (434 506 798 тыс. рублей) - расходы в составе государственных программ Московской области;
3 429 621 тыс. рублей или 94,6 процента к плану (3 625 429 тыс. рублей) - расходы в составе адресной программы Московской области;
138 254 тыс. рублей или 99,5 процента к плану (138 928 тыс. рублей) - расходы в составе региональной программы Московской области;
6 397 039 тыс. рублей или 75,2 процента к плану (8 501 064 тыс. рублей) - непрограммные расходы бюджета Московской области.
По сравнению с 2014 годом расходы бюджета Московской области увеличились на 21 927 870 тыс. рублей или на 5,9 процента (370 820 373 тыс. рублей).
Долговая политика в 2015 году строилась на принципах безусловного исполнения и обслуживания долговых обязательств Московской области в полном объеме и в установленные сроки и снижения долговой нагрузки на бюджет Московской области.
Принятый в декабре 2016 года Закон Московской области N 175/2016-ОЗ "О бюджете Московской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" сформирован по программно-целевому принципу.
Доходы бюджета Московской области составят: в 2017 году - 399,3 млрд. рублей, с уменьшением к уровню 2016 года на 25 млрд. рублей или на 5,9 процента; в 2018 году - 412,95 млрд. рублей; в 2019 году - 432,3 млрд. рублей.
Расходы бюджета Московской области составят: в 2017 году - 436,87 млрд. рублей, с уменьшением к 2016 году на 25,2 млрд. рублей или 5,5 процента; в 2018 году - 426 млрд. рублей; в 2019 году - 451,2 млрд. рублей.
Бюджет Московской области на 2017 - 2019 годы сформирован с дефицитом, размер которого составит: в 2017 году - 37,6 млрд. рублей, в 2018 и 2019 годах - 13 млрд. рублей и 18,9 млрд. рублей соответственно.
Ориентиры налоговой политики Московской области связаны с такими стратегическими документами, как Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, План действий Правительства Российской Федерации, направленный на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, а также План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Московской области в 2016 году.
В условиях "четырехлетнего" моратория Правительства Российской Федерации на повышение налоговой нагрузки и осуществление каких-либо масштабных изменений в налоговой системе Российской Федерации ключевые направления налоговой политики Московской области в 2017 году с учетом необходимости обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы включают:
повышение предпринимательской активности;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения налоговых издержек;
дальнейшее улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;
обеспечение принципа установления региональных налоговых льгот на временной основе с проведением обязательного анализа эффективности их применения.
Основными целями бюджетной политики при формировании бюджета Московской области на 2017 - 2019 годы являются:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области;
повышение доходного потенциала бюджета Московской области;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
повышение эффективности бюджетных расходов;
обеспечение высокой доли бюджета развития, направленного на реализацию приоритетных проектов развития инфраструктуры в сферах: образования, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение условий для развития доступной и качественной медицины;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;
повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса;
поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области.
Основные приоритеты расходов бюджета Московской области в 2017 - 2019 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В 2017 году 70,4 процента расходов бюджета Московской области или 307,7 млрд. рублей составят расходы на социально-культурную сферу (на образование, социальную политику, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт).
В 2017 году на оказание мер социальной поддержки предусматривается 76,5 млрд. рублей, что выше соответствующих расходов 2016 года на 6,4 млрд. рублей или на 9,1 процента.
Дальнейшая реализация программно-целевого принципа планирования бюджета Московской области повышает обоснованность бюджетных ассигнований, обеспечивает их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
На 2017 год расходы бюджета в объеме 423,49 млрд. рублей сформированы в рамках 16 государственных и 1 адресной программы Московской области. Удельный вес программных расходов в общем объеме всех расходов бюджета составляет 96,9 процента.
Бюджеты муниципальных образований Московской области на 2017 год прогнозируются с профицитом в общей сумме 33,3 млрд. рублей. По сравнению с 2016 годом в 2017 году профицит бюджетов муниципальных районов и городских округов увеличится на 1,3 млрд. рублей или на 12,8 процента.
На 2018 год профицит бюджетов муниципальных образований Московской области прогнозируется в сумме 35,1 млрд. рублей или с ростом против 2017 года на 5,4 процента, на 2019 год - в сумме 38,1 млрд. рублей, что на 8,6 процента выше профицита 2018 года. Указанные средства остаются в распоряжении муниципальных образований и позволят им осуществить бюджетные расходы на реализацию закрепленных полномочий.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований в значительной степени зависит от финансовой помощи из бюджета Московской области, поскольку муниципальные образования сильно дифференцированы по уровню бюджетной обеспеченности в результате сложившейся структуры экономики муниципалитетов, размера территории, численности проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и т.п.
Общий объем дотаций из бюджета Московской области на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований прогнозируется на 2017 год в объеме 35,6 млрд. рублей с ростом по сравнению с объемом дотаций на 2016 год на 3,5 млрд. рублей или на 11 процентов.
Представляется необходимым отметить новые подходы в вопросах межбюджетного регулирования в Московской области на 2017 год, реализуемые при определении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований:
в прогнозе налогового потенциала по отдельным источникам учтена собираемость налогов 95 процентов;
налогооблагаемая база по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для муниципальных образований, у которых темпы роста поступлений выше сложившегося в среднем по Московской области, учитывалась исходя из среднего темпа роста по Московской области;
в расчете доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, учитывался средний показатель поступлений за последние три года, исключая наивысшие показатели, более чем в полтора раза превышающие сложившиеся поступления;
в объеме расчетных доходов не учитывались доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности;
в составе расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг учтены расходы на обслуживание муниципального долга, рассчитанные в соответствии с единой методикой;
предусмотрено неснижение по сравнению с 2016 годом размера дотации бюджетам вновь образованных городских округов Московской области;
предусмотрено неснижение по сравнению с 2016 годом размера дотации по консолидированным бюджетам муниципальных районов (по районным бюджетам) и бюджетам городских округов Московской области.
В 2017 - 2019 годах будет продолжена практика оказания муниципальным образованиям дополнительной финансовой помощи путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по наиболее значимым вопросам местного значения. Объем указанных субсидий в проекте бюджета Московской области на 2017 год составляет 24,7 млрд. рублей, на 2018 год - 20,5 млрд. рублей, на 2019 год - 24,8 млрд. рублей.
В связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Московской области в бюджете Московской области предусматриваются субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение переданных им полномочий на 2017 год в сумме 101,9 млрд. рублей, на 2018 год - 100,9 млрд. рублей, на 2019 год - 101,2 млрд. рублей.
Кроме того, в расходах бюджета Московской области на 2017 - 2019 годы предусмотрены средства для стимулирования муниципальных образований, органы местного самоуправления которых достигли наилучших результатов по увеличению налогового потенциала, в объеме 1 млрд. рублей (ежегодно).
В целях обеспечения финансовой устойчивости Московской области государственная долговая политика Московской области в 2017 - 2019 годах будет направлена на оптимизацию структуры и объема государственного долга и поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области.
Верхний предел государственного внутреннего долга Московской области по состоянию на 1 января 2018 года составит 155,5 млрд. рублей, на 1 января 2019 года - 168,5 млрд. рублей, на 1 января 2020 года - 187,4 млрд. рублей и не превысит предельного значения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Принят Закон Московской области N 111/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджетном процессе в Московской области".
Данный Закон разработан и принят в целях приведения положений Закона Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях оптимизации процессов составления и исполнения бюджета Московской области.
Статья 4 Закона дополнена такими мероприятиями, как внешняя проверка и утверждение отчетов об исполнении бюджетов, а также осуществление государственного финансового контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 1 ноября продлен срок внесения на рассмотрение Думы проекта закона Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
Данное изменение будет способствовать оптимизации процесса составления бюджета Московской области, в том числе позволит максимально учесть при подготовке проекта бюджета объемы средств, планируемых к поступлению в бюджет Московской области в очередном финансовом году и плановом периоде из федерального бюджета, что, в свою очередь, снизит количество изменений, вносимых в закон о бюджете Московской области в течение года.
В целях оптимизации перечня информации, представляемой в составе закона о бюджете по расходам, и устранения ее дублирования из состава приложений к закону о бюджете исключено приложение о распределении бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Московской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов.
Уточнено наименование субсидии, подлежащей предоставлению бюджету Московской области из бюджетов муниципальных образований Московской области, в части критерия для ее установления и групп муниципальных образований, по которым производится ее установление.
В Законе предусматривается установление различных методик определения прогноза налогового потенциала, расчетных доходов бюджетов и расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг для городских поселений (городских округов) и для сельских поселений.
Во исполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнен перечень материалов, представляемых в Думу одновременно с проектом закона о бюджете. В его состав включены:
проекты бюджетных смет, предложенные Думой, органами судебной системы, Контрольно-счетной палатой Московской области, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом Московской области в отношении указанных бюджетных смет;
реестры источников доходов бюджета Московской области.
Введены понятия - предметы рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области при принятии его за основу и при принятии его в целом.
Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области при принятии его за основу предлагается установить основные характеристики бюджета Московской области, к которым относятся:
прогнозируемый общий объем доходов;
общий объем расходов;
условно утверждаемые расходы;
верхний предел государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
дефицит (профицит) бюджета Московской области.
Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области при принятии его в целом являются текстовые статьи проекта закона, а также приложения к нему, устанавливающие:
перечень главных администраторов доходов бюджета;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Московской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Московской области;
бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями;
программа государственных внутренних заимствований;
программа государственных гарантий;
источники финансирования дефицита бюджета Московской области.
Уточнен перечень дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете Московской области:
приведен в соответствие с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
расширен в целях оперативного финансирования расходов, связанных:
с доставкой и пересылкой денежных средств для предоставления в Московской области мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
с обеспечением деятельности органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области и подведомственных им государственных казенных учреждений Московской области.
Кроме того, дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете распространены на бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств Закон Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" дополнен статьей, устанавливающей особенности использования средств, получаемых отдельными юридическими лицами из бюджета Московской области.
Закреплена норма, согласно которой законом о бюджете могут устанавливаться случаи перечисления из бюджета Московской области средств по государственным контрактам, договорам о предоставлении субсидий, а также по контрактам, договорам, соглашениям, заключенным в рамках их исполнения, на лицевые счета, открытые юридическим лицам на счетах финансового органа Московской области в учреждении Центрального банка Российской Федерации.
Операции по расходованию средств с указанных счетов осуществляются после проверки финансовым органом Московской области документов, подтверждающих денежные обязательства юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Московской области.
В целях установления порядка распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Московской области, между бюджетами муниципальных образований Московской области принят Закон Московской области N 66/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О межбюджетных отношениях в Московской области". Распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Московской области, между бюджетами муниципальных образований Московской области устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Московской области и (или) законом о бюджете Московской области, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Установленный порядок позволит сократить время между поступлением иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Московской области и фактическим использованием бюджетами муниципальных образований Московской области предоставленных средств, что, в свою очередь, сделает возможным максимально оперативно решать вопросы, связанные с реализацией установленных целей.
Принят Закон Московской области N 147/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Контрольно-счетной палате Московской области".
Данным Законом внесен ряд изменений в части финансового контроля, в том числе, уточняющих объекты внешнего государственного финансового контроля. Объектами контроля становятся финансовые органы (распорядители и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка, а также достижения показателей результативности использования средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами. Кроме этого, вместо договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий предметом контроля становится соблюдение юридическими лицами целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.
Закон приведен в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации в части методов проведения контрольных мероприятий, дополнив их таким методом как анализ, а также законодательно определив обязанность объектов контроля и их должностных лиц своевременно и в полном объеме представлять в Контрольно-счетную палату по ее запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления мониторинга, проведения и при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предоставлять должностным лицам Контрольно-счетной палаты допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.
В налоговом законодательстве Московской области Дума по предложениям Губернатора Московской области использует все возможности для обеспечения экономического роста, создания налоговых стимулов поддержки малого и среднего бизнеса, которые предоставляет федеральное законодательство.
Закон Московской области N 4/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" разработан и принят в целях повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. На федеральном уровне предусмотрено разработать меры, позволяющие обеспечить полноценную интеграцию налоговой политики (в части предоставления налоговых льгот), в том числе разработать методику оценки эффективности налоговых льгот.
Учитывая, что на федеральном уровне указанная методика не разработана, до 1 января 2017 года приостановлено действие второго предложения абзаца первого и подпунктов 1 - 3 пункта 4 статьи 3, подпунктов 2 и 4 статьи 6 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".
В целях законодательного обеспечения реализации поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года предложений, в целях повышения инвестиционной привлекательности Московской области принят Закон Московской области N 15/2016-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 "Ограничения по установлению налоговых льгот" и статью 26.10 "Льготы, предоставляемые резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны" Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области". Данный Закон направлен на совершенствование механизма оказания государственной поддержки резидентам особых экономических зон Московской области и предусматривает реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по установлению для резидентов особых экономических зон ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, и льгот по транспортному налогу.
Также принят Закон Московской области N 192/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области", дополнении его статьями 26.20 "Льготы, предоставляемые участникам и привлеченным лицам специальных инвестиционных контрактов", 26.21 "Льготы, предоставляемые участникам региональных инвестиционных проектов", 26.22 "Льготы, предоставляемые организациям, заключившим концессионное соглашение о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации имущества аэродромов аэропортов", 26.23 "Льготы, предоставляемые организациям, реализующим инвестиционные проекты по строительству и последующей эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления" и признании утратившими силу статей 26.5 "Льготы, предоставляемые организациям, принявшим на бухгалтерский учет в качестве основных средств объекты инженерной, транспортной и инновационной инфраструктуры в целях обеспечения функционирования технико-внедренческой особой экономической зоны" и 26.6 "Льготы, предоставляемые гражданам, на которых распространяется действие Закона Московской области "О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году", которым в целях формирования благоприятного инвестиционного климата для создания промышленных производств на территории Московской области предусматривается с 2017 года предоставление налоговых льгот четырем новым категориям налогоплательщиков. А именно в рамках реализации специальных инвестиционных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" от имени Российской Федерации и Московской области, льготы предоставляются участникам и привлеченным лицам специальных инвестиционных контрактов, заключаемых от имени Российской Федерации, а также инвесторам и привлеченным лицам специальных инвестиционных контрактов, заключаемых от имени Московской области, с объемом капитальных вложений свыше одного миллиарда рублей. В рамках реализации налоговых полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в целях оказания мер финансовой поддержки для реализации на территории Московской области региональных инвестиционных проектов по приоритетным видам деятельности, установлены льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций участникам региональных инвестиционных проектов.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в настоящее время рассматривается вопрос о развитии аэродромной инфраструктуры аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево на условиях концессионных соглашений. В целях оказания дополнительной налоговой поддержки организациям, заключившим концессионное соглашение с Российской Федерацией о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов комплекса имущества аэродромов аэропортов Московской области, Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" дополнен новой статьей 26.22 "Льготы, предоставляемые организациям, заключившим концессионное соглашение о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов комплекса имущества аэродромов аэропортов".
В рамках концессионных соглашений планируется передача аэродромного имущества ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" и ФГУП "Администрация аэропорта "ДОМОДЕДОВО" во владение и пользование операторам аэропортов Шереметьево и Домодедово (концессионерам) сроком на 49 лет в части аэропорта Шереметьево и на 58 лет - в части аэропорта Домодедово, а также строительство (реконструкция) концессионером объектов аэродромной инфраструктуры (объекты соглашений) и развитие терминальной инфраструктуры аэропортов (в составе иных обязательств концессионера).
В соответствии с действующим законодательством после передачи аэродромной инфраструктуры в концессию у концессионера возникают обязательства по уплате налога на имущество организаций по данным объектам.
Для организаций, заключивших концессионное соглашение с Российской Федерацией о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов комплекса имущества аэродромов аэропортов, пассажиропоток которых составляет более 10 млн. пассажиров в год, установлена льгота по налогу на имущество организаций в виде освобождения от уплаты налога в отношении принятых на учет объектов.
В целях улучшения экологической ситуации в условиях возрастающей нагрузки на Подмосковье в связи с размещением твердых коммунальных отходов жителей г. Москвы и Московской области и оказания дополнительной налоговой поддержки организациям, заключившим c уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству и последующей эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления на территории Московской области совокупной мощностью не менее 2 500 тыс. тонн в год, в Московской области установлены налоговые льготы организациям, реализующим инвестиционные проекты по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления, а именно:
снижена на 4,5 процентного пункта ставка налога на прибыль организаций. Льгота будет действовать в течение пятнадцати налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором получена прибыль;
по налогу на имущество организаций установлена ставка ноль процентов в отношении имущества генерирующего объекта. Льгота также будет действовать в течение пятнадцати лет, начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2014 года законами субъектов Российской Федерации о налогах в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, для отдельных объектов недвижимого имущества могут быть установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости этих объектов.
В пределах предоставленных полномочий в Московской области установлены особенности исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости для торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. м и помещений в них, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Московской области N 137/2013-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области" с 1 января 2017 года для таких объектов установлена ставка налога на имущество организаций в размере 2 процентов.
В соответствии с нормами статьи 6 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" в целях оценки эффективности установленных налоговых льгот Губернатор Московской области представил в Думу Отчет о результатах действия Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" для налогоплательщиков-организаций на территории Московской области за 2015 год, который был рассмотрен и принят к сведению на заседании Думы, а также отчет о результатах предоставления налоговых льгот налогоплательщикам - физическим лицам на территории Московской области за 2015 год.
В соответствии с Законом Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" в Московской области для отдельных категорий налогоплательщиков установлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, транспортному налогу и налогу на имущество организаций. В 2016 году действовали 19 статей, предусматривающих налоговые льготы физическим и юридическим лицам, в том числе инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Московской области.
В целях дальнейшего совершенствования налогового законодательства Московской области принят Закон Московской области N 141/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области". Законом с 1 января 2017 года расширен перечень видов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на территории Московской области определяется исходя из их кадастровой стоимости, а именно включены в него жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, а также установлена на 2017 год ставка налога на имущество организаций по указанным объектам налогообложения, в том числе по торговым центрам в размере 1,5 процентов, что соответствует уровню 2016 года.
Реализация положений данного Закона, помимо расширения налоговой базы налога на имущество организаций, будет способствовать решению проблемы стимулирования продаж объектов недвижимости и увеличит инвестиционные возможности организаций торговли по развитию бизнеса.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, на территории которых применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что, пеня на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, начисляется начиная с 1 мая 2017 года.
В Московской области налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В свою очередь, пеня за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит начислению с 2 декабря 2016 года.
Принят Закон Московской области N 188/2016-ОЗ "Об установлении в Московской области даты начала начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года".
Перенос даты начала начисления пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года на 1 мая 2017 года в качестве дополнительной меры поддержки налогоплательщиков Московской области в целях их адаптации к новому порядку уплаты налога позволит создать благоприятные условия для исполнения ими обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год.
В связи с окончанием с 1 января 2017 года переходного периода и введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), введенного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст (в ред. от 30.09.2014), принят Закон Московской области N 142/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области". Виды экономической деятельности, в отношении которых ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлена в размере 10 процентов, а также в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах, указаны в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 с учетом переходных ключей, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Одновременно до 31 декабря 2017 года продлено действие пониженной налоговой ставки в размере 10 процентов для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, которые являются приоритетными для Московской области. С 1 января 2017 года для всех групп налогоплательщиков, выбравших патентную систему налогообложения, значения потенциально возможного к получению годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности увеличены на индекс потребительских цен в размере 1,072, утвержденный приказом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 03.11.2016 N 698.
Рассматривая этот вопрос, было принято во внимание, что величина потенциально возможного к получению годового дохода последний раз в Московской области изменялась в 2015 году и только для предпринимателей, работающих без привлечения наемных работников или имеющих не более трех наемных работников. Для тех, у кого в штате от четырех до пятнадцати человек, индексация потенциально возможного к получению годового дохода не проводилась уже два года.
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 248-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающего изменение с 1 января 2017 года порядка определения видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых субъекты Российской Федерации вправе вводить "налоговые каникулы", а также в связи с тем, что перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, и перечень кодов услуг, относящихся к бытовым услугам, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам", принят Закон Московской области N 165/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области", что позволило сохранить для всех впервые зарегистрировавшихся в 2016 году индивидуальных предпринимателей, осуществлявших деятельность в сфере бытовых услуг, право на применение "налоговых каникул" в 2017 году.
Кроме того, с 1 января 2017 года на 5 видов расширен перечень видов деятельности, по которым в Московской области возможно применять патентую систему налогообложения, а именно:
предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла;
обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;
обработка металлических изделий механическая;
деятельность, специализированная в области дизайна;
дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования.
В рамках реализации налоговых полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации главой 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в целях экономического регулирования миграционных потоков на соответствующей территории принят Закон Московской области N 140/2016-ОЗ "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Московской области, на 2017 год". Для обеспечения стабильности налоговой нагрузки и стимулирования притока на территорию Московской области иностранных работников региональный коэффициент на 2016 год в Московской области был установлен в размере 2,05381, что позволило размер авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность на территории Московской области, сохранить в размере 4 000 рублей в месяц.
Необходимо отметить, что Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 1037957-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (постановление Государственной Думы от 20 мая 2016 года N 8994-6 ГД).
Целью данного проекта закона является уточнение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части особенностей налогообложения букмекерских контор и тотализаторов, осуществляющих учет интерактивных ставок и уточнения порядка налогообложения объектов игорного бизнеса с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Законопроект предусматривает установление полномочий субъектов Российской Федерации по определению ставок налога на игорный бизнес в отношении вновь вводимых объектов налогообложения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Московской области, Законом Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" и иными нормативными правовыми актами Московской области 9 июня 2016 года Думой проведены публичные слушания по проекту закона Московской области "Об исполнении бюджета Московской области за 2015 год", по результатам которых подготовлен и опубликован итоговый документ, а также разработаны рекомендации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" и иными нормативными правовыми актами Московской области 17 ноября 2016 года в Думе проведены публичные слушания по проекту закона Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В публичных слушаниях приняли участие депутаты Думы, представители исполнительных органов государственной власти Московской области, главы муниципальных образований Московской области, депутаты советов депутатов муниципальных образований Московской области, представители политических партий и общественных организаций Московской области, жители Московской области.
Были заслушаны и обсуждены доклады представителей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, председателя Контрольно-счетной палаты Московской области и председателя Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Думы.
В соответствии с Законом Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" составлен итоговый документ публичных слушаний с рекомендациями слушаний.
Проанализировав основные показатели проекта закона Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", участники публичных слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта закона, рекомендовали:
Думе:
продолжить работу по рассмотрению проекта закона Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" с учетом замечаний и предложений, прозвучавших в ходе публичных слушаний;
центральным исполнительным органами государственной власти Московской области продолжить работу:
по реализации программно-целевых методов управления в целях повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса;
по снижению дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;
по повышению эффективности бюджетных расходов;
по улучшению качества государственного долга Московской области и проведению взвешенной долговой политики, направленной на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области.
В соответствии с Законом Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" замечания и предложения по проекту закона Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", представленные участниками публичных слушаний, были обобщены на заседании Комитета по вопросам бюджета финансовой и налоговой политики Думы и направлены Губернатору Московской области для сведения.
Обобщенные замечания и предложения по проекту закона о бюджете Московской области, представленные участниками публичных слушаний, с итоговым документом были обнародованы на официальном сайте Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в составе материалов к проекту закона о бюджете Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.