Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Развитие демократических институтов и местного самоуправления
В 2016 году изменения областного законодательства о выборах и референдумах не носили кардинального характера и, в основном, были связаны с изменениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Принят ряд законов, направленных на приведение законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Так, в целях уточнения ряда положений законов Московской области, в том числе Закона Московской области N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы" по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов в сентябре 2016 года, а также Закона Московской области N 31/2003-ОЗ "Об Избирательной комиссии Московской области" в части уточнения полномочий Избирательной комиссии Московской области по определению результатов выборов депутатов Думы принят Закон Московской области N 20/2016-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере избирательного законодательства".
Изменения, принятые Законом Московской области N 57/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы", затрагивают положения статей 10, 13, 15, 16, 18, 21, 25, 26.1, 28, 29, 33, 34 - 44, 46, 49 - 51, 53 - 56 Закона Московской области N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы" и касаются регулирования вопросов совершенствования деятельности наблюдателей, процедурных вопросов проведения агитационных мероприятий на выборах, уточняется порядок изготовления печатных агитационных материалов, проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации, порядок выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам, порядок изготовления бюллетеней, определяют единые сроки рассмотрения жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период.
Кроме того, данным Законом увеличен предельный размер избирательного фонда кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, с 5 до 15 млн. рублей, а также увеличен предельный размер перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата с 2 до 5 млн. рублей.
Законом Московской области N 47/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области" и в Закон Московской области "О порядке проведения на территории Московской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования" уточнен порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в случаях осуществления пикетирования одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции либо без использования такой конструкции, а также уточнены обязанности соответствующего уполномоченного органа при получении уведомления о проведении вышеуказанного публичного мероприятия.
Законом Московской области N 78/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О поддержке национально-культурных автономий в Московской области" дополнено понятие "национально-культурная автономия в Московской области", а также расширены виды деятельности национально-культурной автономии в Московской области следующими критериями: укрепление единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений, содействие межрелигиозному диалогу, а также деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Также в 2016 году осуществлялась деятельность по совершенствованию областного законодательства о муниципальных выборах, местном референдуме и других формах непосредственной демократии.
С целью приведения Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принят Закон Московской области N 17/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Пункт 4 статьи 66 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" дополнен нормой о том, что зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов и допущенный к распределению депутатских мандатов, исключается из указанного списка в случае принятия избирательной комиссией муниципального образования решения о регистрации его депутатом, в том числе по одномандатному или многомандатному избирательному округу.
Также уточнен порядок назначения дополнительных выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.
Закон Московской области N 59/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" принят с целью приведения Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В соответствии с внесенными изменениям:
в избирательную комиссию от политической партии, иного общественного объединения, зарегистрированного кандидата может быть назначено не более 2 наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования;
одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Одновременно с этим, наблюдателям предоставляется право осуществлять фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования (с места, определенного председателем комиссии, и предварительно уведомив об этом председателя, его заместителя или секретаря комиссии), а удаление наблюдателя допускается только на основании судебного решения. Также ограничено количество замен членов комиссии с правом совещательного голоса. При этом кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия и назначать нового члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса не более чем 5 раз;
избирательные объединения и политические партии, зарегистрировавшие списки кандидатов, а также зарегистрированные кандидаты лично обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях.
Кроме того, изменены сроки окончания полномочий действующих на непостоянной основе окружных и участковых комиссий в случае обжалования итогов голосования или результатов выборов. Срок полномочий указанных избирательных комиссий прекращается со дня, следующего за днем исполнения избирательной комиссией решения вышестоящей комиссии, либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования или результатах выборов используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное или сокращенное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, то тогда кандидат или орган политической партии, иного общественного объединения, выдвинувший кандидата, список кандидатов, согласует краткое наименование, которое не должно состоять более чем из семи слов.
Правило о проведении всех операций по расходованию средств избирательного фонда в безналичном порядке не распространяется на случаи, когда избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета, а представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает 5 тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.
Предусмотрены единые правила составления списков государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, что должно способствовать укреплению гарантий права кандидатов и избирательных объединений на использование эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Урегулирован правовой статус сетевых изданий наряду с организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий.
В случае совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование не проводится.
Предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.
Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, о кандидате (кандидатах) не допускается.
Закон Московской области N 75/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" принят в целях приведения Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствие с нормами Федерального закона от 4 октября 2014 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где устанавливаются права главы муниципального образования на судебное обжалование решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку и особенности проведения досрочных выборов главы муниципального образования в случае такого обжалования.
Законом вносится соответствующее изменение в статью 6 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Закон Московской области N 128/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О местном референдуме в Московской области" принят с целью приведения законодательства Московской области о местном референдуме в соответствие с федеральным законодательством.
Устанавливается ограничение общего числа наблюдателей, назначаемых от инициативной группы по проведению референдума. В комиссию референдума может быть назначено не более 2 наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию референдума. Одновременно с этим, наблюдателям предоставляется право осуществлять фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования (с места, определенного председателем комиссии, и, предварительно уведомив об этом председателя, его заместителя или секретаря комиссии), а удаление наблюдателя допускается только на основании судебного решения.
Предусматривается, что при отказе инициативной группы по проведению референдума от участия в совместном агитационном мероприятии доля эфирного времени, отведенная инициативной группе по проведению референдума для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия, в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник.
Устанавливается, что сведения об избирателях, находящихся в местах временного пребывания избирателей, представляет в комиссию референдума руководитель организации, в которой участник референдума временно пребывает.
На всех заседаниях соответствующей комиссии референдума и при осуществлении ею работы с документами могут присутствовать представители средств массовой информации, которые вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии референдума.
Наряду с такими видами организаций СМИ, как организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, урегулирован правовой статус сетевых изданий.
Предусматривается, что использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить агитацию по вопросам референдума, не допускается.
С учетом замечаний и предложений, содержащихся в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 13/100-7 "О дополнительных мерах реагирования, направленных на совершенствование деятельности Избирательной комиссии Московской области по контролю за соблюдением избирательных прав граждан и законодательства о выборах при проведении выборов на территории Московской области" принят Закон Московской области N 161/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Данным Законом в части 6 статьи 27 и пункте 3 части 7 статьи 28 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" исключаются слова ", настоящим Законом", поскольку согласно пунктам 14 и 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отказ в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, возможен только в случае несоблюдения требований вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 28 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" в качестве одного из оснований для отказа в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу является предоставление документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области". При этом пункт 14 статьи 35 вышеназванного Федерального закона такого основания не содержит. Законом Московской области N 161/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" пункт 2 части 7 статьи 28 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" признается утратившим силу.
Кроме того, устанавливается срок определения результатов выборов - не позднее чем через десять дней после дня голосования.
В сфере местного самоуправления в 2016 году по инициативе органов местного самоуправления Ногинского и Щёлковского муниципальных районов Московской области в целях включения всей территории военного городка Ногинск-9 в границы Ногинского муниципального района с последующим созданием на его территории вновь образованного муниципального образования со статусом городского поселения принят Закон Московской области N 22/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границах Ногинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и в Закон Московской области "О статусе и границах Щёлковского муниципального района, вновь образованных в его составе городских и сельских поселений и существующих на территории Щёлковского района Московской области муниципальных образований". В связи с изменением границы Ногинского и Щёлковского муниципальных районов внесены соответствующие изменения в карты (схемы) и описание границ этих муниципальных образований.
В связи с принятием в 2015 году Закона Московской области N 228/2015-ОЗ "О границе городского округа Кашира" и Закона Московской области N 229/2015-ОЗ "О границе городского округа Серебряные Пруды", которыми установлены и описаны границы городских округов Кашира и Серебряные Пруды и внесены соответствующие изменения в описание границ сопредельных с ними муниципальных образований - городского округа Озёры, Зарайского и Ступинского муниципальных районов и входящих в их состав поселений, в 2016 году принят Закон Московской области N 81/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О границе городского округа Озёры", Закон Московской области "О статусе и границах Зарайского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и Закон Московской области "О статусе и границах Ступинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
В целях приведения законодательства Московской области в соответствие с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П, принят Закон Московской области N 60/2016-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области".
Указанным Законом устанавливается единый срок полномочий для глав и советов депутатов муниципальных образований Московской области - пять лет, а также определяется, что советы депутатов муниципальных районов будут формироваться из глав поселений, входящих в состав муниципальных районов, и из депутатов советов депутатов указанных поселений.
Главы муниципальных районов и городских округов будут избираться советами депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавлять местную администрацию.
Главы городских округов - ЗАТО будут избираться советами депутатов из своего состава, и исполнять полномочия их председателей.
Главы городских и сельских поселений в соответствии с уставами поселений могут избираться на муниципальных выборах или советами депутатов из своего состава.
Принятый в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 297-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" Закон Московской области N 120/2016-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области" признает утратившим силу абзац второй статьи 5 Закона Московской области N 60/2016-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области".
В соответствии с внесенными изменениями отменяется ранее установленный особый порядок избрания глав городских округов, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями. Главы будут избираться по общему для глав городских округов Московской области порядку - советом депутатов муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавлять местную администрацию.
В целях реализации положений законов Московской области о статусе и границах отдельных муниципальных образований Московской области приняты следующие законы Московской области, изменяющие описания границ сопредельных с ними муниципальных образований Московской области:
N 149/2016-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области";
N 150/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границах Волоколамского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", Закон Московской области "О статусе и границах Лотошинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и Закон Московской области "О статусе и границах Можайского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований";
N 151/2016-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области".
Законом Московской области N 180/2016-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О статусе и границах Солнечногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" перечень населенных пунктов Солнечногорского района Московской области, находящихся в границе сельского поселения Кривцовское, дополнен деревней Никулино.
На основании решений советов депутатов Люберецкого, Рузского, Павлово-Посадского, Красногорского, Зарайского, Луховицкого муниципальных районов Московской области, а также решений советов депутатов городских и сельских поселений, входящих в состав указанных муниципальных районов Московской области, приняты законы Московской области:
N 183/2016-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Люберецкого муниципального района";
N 184/2016-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Рузского муниципального района";
N 185/2016-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Павлово-Посадского муниципального района";
N 186/2016-ОЗ Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального района";
N 206/2016-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Зарайского муниципального района";
N 207/2016-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Луховицкого муниципального района".
Объединение территорий осуществлено с согласия населения каждого из городских и сельских поселений, входящих в состав вышеуказанных муниципальных районов, выраженного решениями советов депутатов.
Объединение поселений осуществляется без изменения границ территорий муниципальных районов. Городские поселения, образованные путем изменения состава территорий муниципальных районов, наделяются статусом соответствующих городских округов.
В результате объединения городские и сельские поселения, входящие в состав Люберецкого, Рузского, Павлово-Посадского, Красногорского, Зарайского, Луховицкого муниципальных районов Московской области, утрачивают статус муниципальных образований.
В 2016 году принят ряд законов Московской области в сфере законодательного регулирования вопросов муниципальной службы.
Так, Закон Московской области N 16/2016-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О муниципальной службе в Московской области" принят в целях реализации Федерального закона от 30 марта 2015 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы" и приведения законодательства Московской области о муниципальной службе в соответствие с федеральным законодательством.
В целях формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы органам местного самоуправления предоставлено право на договорной основе осуществлять подготовку кадров. При этом субъект Российской Федерации должен своим законом установить порядок заключения такого договора.
Закон Московской области N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" дополнен новой статьей 17.1, в которой определен порядок заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином, обучающимся в образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации.
Установлено, что договор о целевом обучении заключается на конкурсной основе. Определены условия, порядок проведения и подведения итогов такого конкурса, перечень документов, которые представляют граждане, изъявившие желание участвовать в конкурсе. Также установлены обязательства гражданина, получившего соответствующую подготовку, пройти муниципальную службу в органе местного самоуправления. Срок ее прохождения может быть от одного года до пяти лет, но не менее срока, в течение которого орган местного самоуправления предоставлял меры социальной поддержки гражданину в соответствии с договором о целевом обучении.
Закон Московской области N 56/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих Московской области" и Закон Московской области "О классных чинах лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих муниципальных образований Московской области" разработан и принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы".
В Законе Московской области N 199/2007-ОЗ "Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих Московской области" и Законе Московской области N 17/2009-ОЗ "О классных чинах лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих муниципальных образований Московской области" слова "повышение квалификации" заменены словами "дополнительное профессиональное образование".
Закон Московской области N 85/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы Московской области" и Закон Московской области "О муниципальной службе в Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 395-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 9 и 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Данным Законом внесены изменения, определяющие периоды замещения должностей, которые во всех случаях включаются в стаж муниципальной службы. К ним относятся периоды замещения должностей муниципальной службы, муниципальных должностей, государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов.
Установлено, что в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и установления других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований для муниципальных служащих, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы.
Кроме того, статьей 1 Закона Московской области N 55/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственных должностях Московской области" абзацы второй и третий пункта 1 статьи 15 Закона Московской области N 16/97-ОЗ "О государственных должностях Московской области", предусматривающие выплату единовременного денежного вознаграждения лицам, замещавшим государственные должности Московской области, после прекращения осуществления полномочий, признаны утратившими силу.
В целях реализации Закона Московской области N 55/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственных должностях Московской области" из Закона Московской области N 164/2008-ОЗ "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области" исключено положение, предусматривающее исчисление стажа для выплаты единовременного денежного вознаграждения лицам, замещавшим государственные должности Московской области, после прекращения осуществления полномочий.
Закон Московской области N 194/2016-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым предусматривается изменение условий установления выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности муниципальной службы, и отдельным лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещавшиеся на постоянной основе. Также предусматривается постепенное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости.
Законом устанавливается:
порядок назначения и расчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области;
порядок применения Закона Московской области N 118/2002-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области" после 1 января 2017 года.
С целью определения порядка осуществления общественного контроля Общественной палатой Московской области принят Закон Московской области N 41/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Общественной палате Московской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.