Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3. Бюджетная и налоговая политика
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства в 2017 году рассмотрен Отчет об исполнении бюджета Московской области за 2016 год и проведены публичные слушания по проекту закона Московской области "Об исполнении бюджета Московской области за 2016 год".
Принят Закон Московской области N 131/2017-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2016 год", которым утвержден отчет об исполнении бюджета Московской области за 2016 год по доходам в сумме 414,5 млрд. рублей, по расходам в сумме 400,8 млрд. рублей с превышением доходов над расходами (профицит бюджета Московской области) в сумме 13,7 млрд. рублей. Фактический объем средств, направленных за 2016 год на исполнение публичных нормативных обязательств, составил 42,9 млрд. рублей. Установлено, что фактический объем государственного долга Московской области на 1 января 2017 года составил 98,2 млрд. рублей, в том числе по государственным гарантиям Московской области - 0,1 млрд. рублей.
С 1 января 2017 года вступил в силу Закон Московской области N 175/2016-ОЗ "О бюджете Московской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов".
Основные характеристики бюджета Московской области:
прогнозируемые доходы бюджета Московской области: в 2017 году - 399,3 млрд. рублей, с уменьшением к уровню 2016 года на 15,2 млрд. рублей или 3,7 процента, в 2018 году - 413 млрд. рублей, в 2019 году - 432,3 млрд. рублей;
прогнозируемые расходы бюджета Московской области: в 2017 году - 436,9 млрд. рублей, с увеличением к 2016 году на 36,1 млрд. рублей или 9 процентов, в 2018 году - 426 млрд. рублей, в 2019 году - 451,2 млрд. рублей.
Бюджет Московской области на 2017 - 2019 годы планировался с дефицитом, размер которого: в 2017 году - 37,6 млрд. рублей, в 2018 и 2019 годах - 13 и 19 млрд. рублей соответственно.
Ориентиры налоговой политики Московской области связаны с такими стратегическими документами, как Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, План действий Правительства Российской Федерации, направленный на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году, а также План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Московской области в 2017 году.
В условиях "четырехлетнего" моратория Правительства Российской Федерации на повышение налоговой нагрузки и осуществление каких-либо масштабных изменений в налоговой системе Российской Федерации ключевые направления налоговой политики Московской области в 2017 году с учетом необходимости обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы включали:
повышение предпринимательской активности;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения налоговых издержек;
дальнейшее улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;
обеспечение принципа установления региональных налоговых льгот на временной основе с проведением обязательного анализа эффективности их применения.
Основными целями бюджетной политики при формировании бюджета Московской области на 2017 - 2019 годы являлись:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области;
повышение доходного потенциала бюджета Московской области;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
повышение эффективности бюджетных расходов;
обеспечение высокой доли бюджета развития, направленного на реализацию приоритетных проектов развития инфраструктуры в сфере образования, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение условий для развития доступной и качественной медицины;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;
повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса;
поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области.
Основные приоритеты расходов бюджета Московской области в 2017 - 2019 годах определялись с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных еще в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В 2017 году 70,6 процента расходов бюджета Московской области или 295,7 млрд. рублей планировались на расходы на социально-культурную сферу (на образование, социальную политику, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт).
В 2017 году на оказание мер социальной поддержки предусматривалось 76,5 млрд. рублей, что выше соответствующих расходов 2016 года на 6,4 млрд. рублей или 9,1 процента.
Дальнейшая реализация программно-целевого принципа планирования бюджета Московской области повышает обоснованность бюджетных ассигнований, обеспечивает их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
На 2017 год расходы бюджета в объеме 436,9 млрд. рублей были сформированы в рамках 16 государственных и 1 адресной программы Московской области, удельный вес программных расходов в общем объеме всех расходов бюджета составлял 96,6 процента.
Бюджеты муниципальных образований Московской области на 2017 год прогнозировались с профицитом в общей сумме 33,3 млрд. рублей. По сравнению с 2016 годом в 2017 году профицит бюджетов муниципальных районов и городских округов увеличится на 1,3 млрд. рублей или на 12,8 процента.
На 2018 год профицит бюджетов муниципальных образований Московской области прогнозировался в сумме 35,1 млрд. рублей или с ростом против 2017 года на 5,4 процента, на 2019 год - в сумме 38,1 млрд. рублей, что на 8,6 процента выше профицита 2018 года. Указанные средства остаются в распоряжении муниципальных образований и позволят им осуществить бюджетные расходы на реализацию закрепленных полномочий.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований в значительной степени зависит от финансовой помощи из бюджета Московской области, поскольку муниципальные образования сильно дифференцированы по уровню бюджетной обеспеченности в результате сложившейся структуры экономики муниципалитетов, размера территории, численности проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой.
Общий объем дотаций из бюджета Московской области на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований прогнозировался на 2017 год в объеме 35,6 млрд. рублей, с ростом по сравнению с объемом дотаций на 2016 год на 3,5 млрд. рублей или на 11 процентов.
Представляется необходимым сказать о новых подходах в вопросах межбюджетного регулирования в Московской области на 2017 год, реализуемых при определении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований:
в прогнозе налогового потенциала по отдельным источникам учтена собираемость налогов 95 процентов;
налогооблагаемая база по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для муниципальных образований, у которых темпы роста поступлений выше сложившегося в среднем по Московской области, учитывалась исходя из среднего темпа роста по Московской области;
в расчете доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, учитывался средний показатель поступлений за последние три года, исключая наивысшие показатели, более чем в полтора раза превышающие сложившиеся поступления;
в объеме расчетных доходов не учитывались доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности;
в составе расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг учтены расходы на обслуживание муниципального долга, рассчитанные в соответствии с единой методикой;
предусмотрено неснижение по сравнению с 2016 годом размера дотации бюджетам вновь образованных городских округов Московской области;
предусмотрено неснижение по сравнению с 2016 годом размера дотации по консолидированным бюджетам муниципальных районов (по районным бюджетам) и бюджетам городских округов Московской области.
В 2017 - 2019 годах продолжена практика оказания муниципальным образованиям дополнительной финансовой помощи путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по наиболее значимым вопросам местного значения.
В связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Московской области в бюджете Московской области предусматривались субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение переданных им полномочий: на 2017 год в сумме 101,9 млрд. рублей, на 2018 год - 100,9 млрд. рублей, на 2019 год - 101,2 млрд. рублей.
Кроме того, в расходах бюджета Московской области на 2017 - 2019 годы предусматривались средства для стимулирования муниципальных образований, органы местного самоуправления которых достигли наилучших результатов по увеличению налогового потенциала, в объеме 1 млрд. рублей (ежегодно).
В целях обеспечения финансовой устойчивости Московской области государственная долговая политика Московской области в 2017 - 2019 годах будет направлена на оптимизацию структуры и объема государственного долга и поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области.
Верхний предел государственного внутреннего долга Московской области по состоянию на 1 января 2018 года планировался в объеме 155,5 млрд. рублей, на 1 января 2019 года - 168,5 млрд. рублей, на 1 января 2020 года - 187,5 млрд. рублей и не превышает предельного значения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законами Московской области о внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" внесены изменения в параметры бюджета Московской области на 2017 год. Изменения вносились четырьмя законами Московской области: N 50/2017-ОЗ, N 114/2017-ОЗ, N 178/2017-ОЗ, N 217/2017-ОЗ.
Основные характеристики бюджета Московской области, утвержденные Законом Московской области N 175/2016-ОЗ "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", в 2017 году изменились следующим образом:
общий объем доходов бюджета Московской области на 2017 год увеличился с 399,3 млрд. рублей до 458,7 млрд. рублей;
общий объем расходов бюджета увеличился с 436,9 млрд. рублей до 548,3 млрд. рублей;
дефицит бюджета увеличился с 37,6 млрд. рублей до 89,6 млрд. рублей.
Изменения обусловлены в том числе:
уточнением плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам с учетом динамики их поступлений в бюджет Московской области;
включением в бюджет Московской области средств, подлежащих получению из федерального бюджета в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, остатков средств федерального бюджета и средств бюджета Московской области, не использованных в 2016 году;
уточнением и перераспределением отдельных расходов бюджета в связи с необходимостью финансового обеспечения мероприятий по приоритетным направлениям в 2017 году и плановом периоде 2018 - 2019 годов;
направлением расходов бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы;
уточнением отдельных межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований Московской области;
увеличением средств Дорожного фонда Московской области;
перераспределением средств на увеличение межбюджетного трансферта бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
Приняты меры по совершенствованию бюджетного процесса в Московской области.
В целях уточнения обязанностей органов местного самоуправления по представлению копий правовых муниципальных актов о бюджетах (изменений в бюджеты) соответствующих муниципальных образований Московской области в связи с изменением структуры исполнительных органов государственной власти Московской области принят Закон Московской области N 75/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджетном процессе в Московской области".
В целях приведения положений Закона Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов принят Закон Московской области N 227/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджетном процессе в Московской области".
В соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Учитывая, что в Московской области таким фондом является Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области (далее - Фонд), действующий Закон дополнен положениями в части описания бюджетного процесса, касающегося Фонда.
Также внесены изменения в действующие нормы в целях предоставления права после принятия проекта закона о бюджете Московской области за основу при его рассмотрении в Думе вносить изменения в показатели бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета и другие безвозмездные поступления.
Перечень приложений, утверждаемых законами о бюджете Московской области и об исполнении бюджета Московской области, дополнен приложением, включающим показатели расходов бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Московской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
Установлены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете Московской области.
Федеральным законом от 30 сентября 2017 года N 285-ФЗ до 1 января 2018 года приостановлено действие пункта 2 статьи 59 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего необходимость внесения изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъекта Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Данная норма на федеральном уровне была введена с 1 января 2008 года и ежегодно приостанавливалась ввиду невозможности ее реализации.
В связи с этим статья 15 Закона Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области", которая является дублером указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, признана утратившей силу.
Принят Закон Московской области N 141/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области". Закон разработан и принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 48-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", а именно - полномочия Правительства Московской области дополнены разработкой основных направлений налоговой политики.
Принят Закон Московской области N 139/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Контрольно-счетной палате Московской области". Закон разработан и принят в целях приведения Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции". Законом установлено, что при рассмотрении кандидатур на должность Председателя Контрольно-счетной палаты Дума обращается в Счетную палату Российской Федерации о даче заключения о соответствии указанных кандидатур требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". (Данное полномочие Счетной палаты Российской Федерации предусмотрено статьей 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации").
Также установлен порядок назначения исполняющего обязанности Председателя Контрольно-счетной палаты Московской области в случаях одновременного временного отсутствия Председателя Контрольно-счетной палаты и его заместителя, уточнен состав аппарата Контрольно-счетной палаты (в аппарате Контрольно-счетной палаты предусмотрена возможность введения должностей, не относящихся к должностям гражданской службы).
Принят Закон Московской области N 102/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
В связи с принятием федеральных законов от 3 июля 2016 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и от 7 февраля 2017 года N 11-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в Кодексе Московской области об административных правонарушениях расширены полномочия должностных лиц центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:
статьей 19.4.1 - за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, а также за повлекшие невозможность проведения или завершения указанной проверки действия (бездействие) и их повторное совершение;
частями 20 и 20.1 статьи 19.5 - за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля и за повторное невыполнение в установленный срок указанного законного предписания.
Статьей 19.4.1 и частями 20 и 20.1 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены меры административной ответственности в виде административных штрафов для граждан, должностных лиц, для юридических лиц, а также для должностных лиц - дисквалификация на различные сроки (максимальный срок дисквалификации: два года за повторное невыполнение должностным лицом в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля).
В целях приведения отдельных норм Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения полномочий должностных лиц Контрольно-счетной палаты Московской области по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд внесены изменения в статью 16.5 Кодекса, а именно из полномочий должностных лиц Контрольно-счетной палаты Московской области исключено право составлять протоколы об административных правонарушениях, установленных статьями 10.1 и 10.2.
Принят Закон Московской области N 240/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях". Закон направлен на устранение правового вакуума и установление перечня должностных лиц органов внешнего муниципального финансового контроля, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.2 "Нарушение порядка распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и нарушение порядка использования указанного имущества" Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", а также на исключение дублирования федеральной нормы и тождественности в толковании понятий "нарушение срока" и "неразмещение в сроки" в правоприменительной практике.
Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок.
Статьей 10.1 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за нарушение государственным заказчиком Московской области, муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением Московской области, муниципальным бюджетным учреждением порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок или планов-графиков закупок, установленного Правительством Московской области.
Учитывая, что срок утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) относится к порядку их утверждения, дублирование федеральной нормы в региональном законе исключено.
Также в статье 10.1 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за неразмещение государственным заказчиком Московской области, муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением Московской области, муниципальным бюджетным учреждением утвержденного или измененного плана закупок товаров, работ, услуг, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, в Единой автоматизированной системе управления закупками Московской области в порядке и сроки, установленные Правительством Московской области.
Указанная статья в этой части уточнена, исключена тождественность в толковании понятий "нарушение срока" и "неразмещение в сроки" в правоприменительной практике.
Принят Закон Московской области N 132/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" и дополнении его статьей 26.24 "Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования".
Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" дополнен новой льготной категорией налогоплательщиков - это организации, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения).
С 1 января 2017 года до 1 января 2020 года для организаций, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные дороги общего пользования, в Московской области установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций.
Принят Закон Московской области N 248/2017-ОЗ "О дополнении Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" статьей 26.25 "Льготы, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельность по производству пива".
Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" дополнен новой льготной категорией налогоплательщиков - это организации, имеющие долю доходов от реализации пива в общем объеме доходов в размере более 70 процентов, среднюю численность работников более 100 человек, среднемесячную заработную плату в размере, превышающем среднемесячную заработную плату в Московской области, и обеспечивающим прирост поступлений акциза в бюджет Московской области по сравнению с предыдущим годом. Указанным товаропроизводителям предоставлена льгота по налогу на имущество организаций в виде полного освобождения от уплаты налога сроком на один год.
Принят Закон Московской области N 47/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области". Закон устанавливает в Московской области на период 2017 - 2020 годов ставки налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, на максимальном уровне, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 464-ФЗ "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской" в целях стимулирования развития и обновления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования установлено, что налоговые ставки по налогу на имущество организаций, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году - 1 процент, в 2018 году - 1,3 процента, в 2019 году - 1,3 процента, в 2020 году - 1,6 процента.
В целях недопущения существенного роста налоговой нагрузки на собственников имущества в Московской области, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, Законом Московской области N 47/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области" на период 2018 - 2019 годов налоговая ставка в отношении указанных объектов налогообложения установлена в размере 1,5 процента, сохранив ее на уровне 2015 - 2017 годов, а в 2020 году и последующие годы - 2 процента.
До 1 мая 2017 года в Московской области не начислялась пеня на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года. Указанная мера была установлена Законом Московской области N 188/2016-ОЗ "Об установлении в Московской области даты начала начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года".
В Московской области с 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Пеня за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит начислению с 2 декабря 2016 года. Перенос даты начала начисления пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года на 1 мая 2017 года был осуществлен в пределах полномочий, предоставленных федеральным налоговым законодательством, в качестве дополнительной меры поддержки налогоплательщиков Московской области в целях их адаптации к новому порядку уплаты налога и создания благоприятных условий для исполнения ими обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год.
Принят Закон Московской области N 247/2017-ОЗ "Об установлении в Московской области даты начала начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2016 года" в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по уплате налога на имущество физических лиц и установления дополнительной меры поддержки налогоплательщиков Московской области. В пределах полномочий субъектов Российской Федерации, установленных в пункте 4.1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в Московской области установлено, что пеня на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2016 года, начисляется с 1 июля 2018 года.
Принят Закон Московской области N 163/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области".
В целях приведения законодательства Московской области в соответствие с действующим федеральным законодательством признана утратившей силу часть 3 статьи 3 Закона Московской области N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", устанавливавшая предельные размеры земельных участков в целях налогообложения.
Закон Московской области N 156/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об установлении единого норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Московской области от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в бюджет Московской области" принят в целях приведения отдельных норм Закона Московской области N 160/2012-ОЗ "Об установлении единого норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Московской области от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в бюджет Московской области" в соответствие с федеральным законодательством.
Название налога, от которого устанавливается единый норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Московской области от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в бюджет Московской области, приведено в соответствие с установленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Принят Закон Московской области N 177/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О межбюджетных отношениях в Московской области". В Закон Московской области N 123/2010-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Московской области" внесены следующие изменения:
расширены положения части 1.1 статьи 6 в части применения нормы, устанавливающей условие предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области (за исключением субвенций) - отсутствие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование не только в отношении муниципальных районов и городских округов Московской области, но и поселений Московской области;
уточнено наименование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах экономики, стратегического планирования, финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах. Уточнение наименования обусловлено реорганизацией Министерства финансов Московской области в Министерство экономики и финансов Московской области;
признана утратившей силу статья 10.1 и установлено, что вопрос расчета дотаций на очередной финансовый год и плановый период в бюджеты вновь образованных (в результате преобразования) муниципальных образований Московской области подлежит ежегодному регулированию законом о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
Закон Московской области N 159/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области" принят в рамках реализации налоговых полномочий, предоставленных Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на поэтапную отмену федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам с применением подхода, когда по истечении периода действия обязательного применения льготы субъект Российской Федерации получает право самостоятельно принимать решение о предоставлении ее на своей территории или отказа от нее.
В целях сохранения для налогоплательщиков текущих условий налогообложения и обеспечения стабильности налоговой нагрузки на территории Московской области на период с 1 января 2018 года по 1 января 2021 года установлена ставка налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, в размере 0 процентов.
Принят Закон Московской области N 186/2017-ОЗ "О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам". В рамках полномочий, предоставленных налоговым законодательством, установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Принят Закон Московской области N 174/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области", которым в целях дальнейшего совершенствования налогового законодательства Московской области внесены изменения в пределах предоставленных полномочий.
Данный Закон предусматривает продление до 31 декабря 2020 года:
действия пониженной налоговой ставки в размере 10 процентов для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, которые являются приоритетными для Московской области;
действия "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, выбравших патентную или упрощенную системы налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также сфере бытовых услуг населению.
Законом с 1 января 2018 года выделен в отдельный вид предпринимательской деятельности "Деятельность такси" (код ОКВЭД - 49.32) из вида предпринимательской деятельности "Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом" (код ОКВЭД - 49.3) в целях стимулирования индивидуальных предпринимателей к переходу на патентную систему налогообложения. Потенциально возможный к получению годовой доход по этому виду деятельности установлен в зависимости от количества транспортных средств.
В рамках реализации налоговых полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации главой 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях экономического регулирования миграционных потоков на соответствующей территории принят Закон Московской области N 199/2017-ОЗ "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Московской области, на 2018 год", устанавливающий коэффициент, отражающий особенности рынка труда Московской области и применяемый при определении фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность на территории Московской области.
В 2018 году установлен региональный коэффициент в размере 2,12535. Тем самым с учетом коэффициента-дефлятора, принятого на федеральном уровне, ежемесячный платеж, уплачиваемый иностранными гражданами, составит 4 300 рублей.
Принят Закон Московской области N 214/2017-ОЗ "О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утверждающий правовые основания расходования централизованных денежных средств на обеспечение реализации задач социально-экономического развития Московской области. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства 16 ноября 2017 года проведены публичные слушания по проекту закона Московской области "О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
С учетом параметров прогноза социально-экономического развития Московской области в 2018 - 2020 годах определены основные параметры проекта бюджета Московской области на трехлетний период, подходы к формированию бюджетной и налоговой политики региона.
В 2018 году общий объем доходов бюджета Московской области прогнозируется в сумме 469 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2017 года на 10,3 млрд. рублей или 2,24 процента.
В плановый период доходы бюджета Московской области предусматриваются в сумме: в 2019 году - 486 млрд. рублей, в 2020 году - 512,87 млрд. рублей.
Дефицит бюджета Московской области на 2018 год запланирован в сумме 44,73 млрд. рублей, на 2019 год составит 46,65 млрд. рублей и на 2020 год - 28,36 млрд. рублей.
Прогнозируемые объемы доходов (налоговых, неналоговых) бюджета Московской области на 2018 - 2020 годы определены исходя из оценки доходного потенциала в 2017 году, основных показателей развития экономики Московской области на 2018 - 2020 годы, данных главных администраторов доходов бюджета, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области о прогнозе поступлений доходных источников.
В расчетах учтены изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Московской области, вступающие в действие с 2018 года.
Особенностью формирования программных расходов бюджета на 2018 - 2020 годы является оптимизация сложившейся структуры государственных программ Московской области.
С целью концентрации финансового обеспечения мероприятий, направленных на развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности в Московской области, две программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" и "Энергоэффективность и развитие энергетики", действовавшие с 2014 года, объединяются в единую государственную программу Московской области "Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности".
В связи с необходимостью эффективного управления расходами в сфере государственного управления, развития информационного общества и цифровой экономики, сбалансированного управления имуществом и финансами Московской области, в том числе в сфере межбюджетных отношений, государственная программа Московской области "Эффективная власть" преобразовывается в две самостоятельные программы "Цифровая экономика" и "Управление имуществом и финансами Московской области".
Кроме того, с 2018 года начинает действовать новая государственная программа Московской области "Формирование современной комфортной городской среды" в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации "ЖКХ и городская среда".
Таким образом, расходы бюджета области Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сформированы в рамках 17 государственных и 1 адресной программы Московской области. Программные расходы бюджета составят более 90 процентов в общем объеме расходов бюджета.
Приоритетные проекты предполагают наличие индивидуального для каждого проекта набора конкретных измеримых целей и позволяют сконцентрировать управленческие усилия и бюджетные ассигнования на тех мероприятиях государственных программ, которые обеспечивают максимальный вклад в достижение ключевых приоритетов государственной политики в соответствующих отраслях.
В бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сохраняется безусловная приоритетность социальной сферы. Расходы социального характера составят в 2018 году 351,4 млрд. рублей или 70 процентов в общем объеме расходов бюджета, что позволит обеспечить в полном объеме выполнение принятых социальных обязательств.
Предусматривается, что в 2018 году расходы на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, превысят 82 млрд. рублей.
Верхний предел объема государственного долга Московской области по состоянию на 01.01.2019 составит 162,18 млрд. рублей, на 01.01.2020 - 208,83 млрд. рублей, на 01.01.2021 - 237,19 млрд. рублей и не превысит предельного значения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений по-прежнему направлена на выравнивание диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Бюджеты муниципальных образований Московской области на 2018 год прогнозируются с профицитом в общей сумме 28,2 млрд. рублей. Профицит бюджетов муниципальных районов и городских округов в 2018 году на 5,1 млрд. рублей (15,3 процента) меньше по сравнению с 2017 годом.
Средства, остающиеся в распоряжении муниципальных образований, позволят им осуществить бюджетные расходы на реализацию закрепленных полномочий в большем объеме.
Исполнение расходных обязательств многих муниципальных образований в значительной степени зависит от финансовой помощи из бюджета Московской области, поскольку муниципальные образования сильно дифференцированы по уровню бюджетной обеспеченности в результате сложившейся структуры экономики муниципалитетов, размера территории, численности проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и так далее.
Основным инструментом сглаживания диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности муниципальных образований является предоставление муниципалитетам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности как безусловного вида финансовой помощи, распределяемого на три года до начала финансового года и обеспечивающего органам местного самоуправления возможности для реалистичного планирования доходов и расходов местных бюджетов.
Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области прогнозируется на 2018 год в объеме 39,2 млрд. рублей, с ростом на 3,4 млрд. рублей или на 8,9 процента по сравнению с объемом дотаций на 2017 год.
В 2018 - 2020 годах будет продолжена практика оказания муниципальным образованиям дополнительной финансовой помощи путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по наиболее значимым вопросам местного значения.
Объем указанных субсидий на 2018 год составляет 51,6 млрд. рублей, на 2019 год - 40,8 млрд. рублей, на 2020 год - 24,8 млрд. рублей.
В связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Московской области в бюджете Московской области предусматриваются субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение переданных им полномочий на 2018 год в сумме 111,1 млрд. рублей.
Кроме того, в расходах бюджета Московской области на 2018 - 2020 годы предусмотрены средства для стимулирования муниципальных образований, органы местного самоуправления которых достигли наилучших результатов по увеличению налогового потенциала, в объеме 1 млрд. рублей (ежегодно).
В 2018 году предусмотрено предоставление бюджету Московской области субсидий из бюджетов городских и сельских поселений, в которых подушевые расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в 2016 году превышали 1,6-кратный средний уровень соответственно по городским, сельским поселениям Московской области в расчете на одного жителя (т.е. "отрицательного" трансферта).
При определении величины "отрицательного трансферта" на 2018 год проводятся мероприятия, направленные на снижение нагрузки на местные бюджеты, а именно расчетные налоговые доходы муниципального образования на 2018 год в расчете на одного жителя после исключения "отрицательного трансферта" применяются не ниже аналогичного показателя иного муниципального образования Московской области, которое до исключения указанной субсидии имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя.
В 2018 году механизм "отрицательного" трансферта не применяется в отношении городских округов, что дает стимулы органам местного самоуправления к наращиванию налоговой базы муниципалитетов и возможность направлять дополнительные средства на развитие территорий.
Кроме того, в 2018 году бюджетам муниципальных районов предусматриваются иные межбюджетные трансферты в объеме "отрицательного" трансферта, предоставляемого поселениями, входящими в состав соответствующего района, в бюджет Московской области, что также будет способствовать экономическому развитию территорий районов.
В 2017 году в Московской области был принят Закон Московской области N 23/2017-ОЗ "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", который направлен на реализацию наказов избирателей, полученных депутатами Думы. Перечень объектов финансирования составлен на основании предложений депутатов Думы. Средства на его исполнение в размере 817 980 тыс. рублей предусмотрены в бюджете Московской области. В 2017 году в рамках реализации Закона были профинансированы мероприятия в сферах: образования - 388 453 тыс. рублей; культуры - 65 019 тыс. рублей; здравоохранения - 80 698 тыс. рублей; социального развития - 83 517 тыс. рублей.
Законами Московской области о внесении изменений в Закон Московской области "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" вносились уточнения в утвержденный перечень мероприятий. В течение 2017 года были приняты четыре закона N 100/2017-ОЗ, N 146/2017-ОЗ, N 158/2017-ОЗ, N 196/2017-ОЗ.
Изменения направлены на уточнение мероприятий Закона, объемов их финансирования, а также обеспечение эффективного расходования средств бюджета Московской области в 2017 году.
В 2017 году принят Закон Московской области от N 246/2017-ОЗ "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", который направлен на обеспечение своевременной реализации в 2018 году наказов избирателей, полученных депутатами Думы. В бюджете Московской области на 2018 год на реализацию мероприятий указанного Закона предусмотрено 750 млн. рублей.
В 2017 году был рассмотрен и принят к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области за 2016 год (постановление Думы от 25.05.2017 N 22/24-П), в котором отражены результаты деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области по проведенным контрольным мероприятиям.
В соответствии с полномочиями Думы принято постановление Думы от 07.12.2017 N 46/38-П "О поручении Контрольно-счетной палате Московской области о проведении плановых экспертно-аналитических и контрольных мероприятий в 2018 году", которое предусматривает перечень контрольных мероприятий, предлагаемых Думой к реализации Контрольно-счетной палатой Московской области в 2018 году.
В целях выработки рекомендаций по повышению эффективности деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, а также подготовки предложений по совершенствованию осуществления внешнего государственного финансового контроля в целом Счетная палата Российской Федерации планирует проведение в 2018 году комплекса мероприятий по оценке (анализу) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. В рамках своих полномочий Дума подготовила и направила в Счетную палату Российской Федерации соответствующее постановление "Об Обращении Московской областной Думы к Счетной палате Российской Федерации об осуществлении оценки (анализа) деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области" (постановление Думы от 23.11.2017 N 23/37-П).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.