Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3. Бюджетная и налоговая политика
В Послании Президента Российской Федерации поставлена задача "продолжения изменений в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой".
В целях реализации поставленной задачи в Думе проводилась работа по анализу и подготовке предложений по совершенствованию федерального налогового законодательства. Принято постановление Думы от 25.05.2017 N 21/24-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", направленной на уточнение перечня доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Думой предложены изменения в пункт 8 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц сумм единовременных выплат налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на социальную помощь, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Законодательная инициатива Думы была поддержана. Вступил в силу Федеральный закон от 30 октября 2017 года N 304-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Действие положений пункта 8 статьи 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 304-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
В Послании Президента Российской Федерации отмечена необходимость проведения ответственной бюджетной политики, направленной на обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и муниципальных финансов.
В декабре 2017 года Думой принят Закон Московской области N 214/2017-ОЗ "О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Формирование бюджета региона также как и федерального бюджета осуществляется на трехлетний период по программному принципу с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики Московской области на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов, Программного обращения Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева.
С учетом параметров прогноза социально-экономического развития Московской области в 2018 - 2020 годах определены основные параметры проекта бюджета региона.
В 2018 году общий объем доходов бюджета Московской области прогнозируется в сумме 469 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2017 года на 10,3 млрд. рублей или на 2,24 процента.
В плановый период доходы бюджета Московской области предусматриваются в сумме: в 2019 году - 486 млрд. рублей, в 2020 году - 512,87 млрд. рублей.
Расходы бюджета Московской области составят: в 2018 году - 513,7 млрд. рублей, с уменьшением к 2017 году на 34,6 млрд. рублей или на 6,3 процента, в 2019 году - 532,6 млрд. рублей, в 2020 году - 541,2 млрд. рублей.
В проект бюджета Московской области включены не все межбюджетные трансферты, получаемые Московской областью из федерального бюджета. По мере принятия федеральных нормативных актов о распределении межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, их объем и доходы бюджета Московской области в целом будут возрастать.
Доходы бюджетов муниципальных образований Московской области в 2018 году прогнозируются в сумме 153,2 млрд. рублей, с увеличением к 2017 году на 2,9 млрд. рублей.
Расходы бюджетов муниципальных образований Московской области прогнозируются в сумме: в 2018 году - 125,1 млрд. рублей, с ростом к 2017 году на 8,5 млрд. рублей.
Все эти цифры свидетельствуют об устойчивом социально-экономическом развитии Московской области.
Важными особенностями проекта бюджета Московской области на 2018 год являются следующие.
Бюджет области остается социально ориентированным. Расходы социального характера составят в 2018 году 351,4 млрд. рублей или 70 процентов в общем объеме расходов бюджета, что позволит обеспечить в полном объеме выполнение принятых социальных обязательств. Планируется увеличение капитальных вложений в объекты социальной сферы почти в 2 раза.
При этом, несмотря на социальную направленность бюджета, он является бюджетом развития. В 2018 году прогнозируется рост инвестиций, заработной платы, оборота розничной торговли и других показателей роста экономики.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений по-прежнему направлена на выравнивание диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области на 2018 год запланирован с ростом на 3,4 млрд. рублей или на 8,9 процента по сравнению с объемом дотаций на 2017 год.
Ключевые направления налоговой политики Московской области в 2018 году с учетом необходимости обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы включают:
повышение предпринимательской активности;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения налоговых издержек;
дальнейшее улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;
обеспечение принципа установления региональных налоговых льгот на временной основе с проведением обязательного анализа эффективности их применения.
Долговая политика Московской области направлена на снижение стоимости заимствований и сокращение расходов на обслуживание государственного долга Московской области.
Основными целями бюджетной политики Московской области остаются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
повышение эффективности бюджетных расходов;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;
повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
дальнейшая реализация программно-целевых методов управления;
повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса;
оптимизация межбюджетных отношений с 2018 года.
Оптимизация межбюджетных отношений предполагает:
определение уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования исходя из уровня бюджетной устойчивости и объема расчетных налоговых и неналоговых доходов на текущий финансовый год;
заблаговременное утверждение предельных уровней софинансирования расходных обязательств:
на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов - до 1 ноября 2017 года;
на 2019 и последующие годы - до 15 мая 2018 года;
установление возможности заключения долгосрочных соглашений с муниципальными образованиями в случае предоставления субсидий для выполнения работ (оказания услуг), длительность производственного цикла которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
установление нормы по заключению соглашений с муниципальными образованиями в электронном виде с использованием государственной информационной системы "Региональный электронный бюджет Московской области";
неприменение в 2018 году механизма "отрицательного трансферта" в отношении городских округов, что дает стимулы органам местного самоуправления к наращиванию налоговой базы муниципалитетов и возможность направлять дополнительные средства на развитие территорий.
Кроме того, в 2018 году бюджетам муниципальных районов предусматриваются иные межбюджетные трансферты в объеме "отрицательного трансферта", предоставляемого поселениями, входящими в состав соответствующего района, в бюджет Московской области, что также будет способствовать экономическому развитию соответствующих территорий.
Осенью были приняты изменения в региональный закон о межбюджетных отношениях. Для поселений области установлено дополнительное условие предоставления межбюджетных трансфертов. С 2018 года межбюджетные трансферты поселениям будут предоставляться при отсутствии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Ранее данное условие действовало только в отношении муниципальных районов и городских округов.
В Послании Президента Российской Федерации поставлена задача "так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель: на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий. Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными, отказаться от неэффективных инструментов".
В соответствии с целями, поставленными в Послании Президента Российской Федерации, осуществлялись меры по совершенствованию налогового законодательства Московской области.
В целях улучшения экономических условий для осуществления деятельности организаций, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования, по содержанию, ремонту и развитию автомобильных дорог и сооружений на них принят Закон Московской области N 132/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" и дополнении его статьей 26.24 "Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования".
С 1 января 2017 года до 1 января 2020 года для организаций, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные дороги общего пользования, в Московской области установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций.
В целях реализации инвестиционных проектов на территории Московской области принят Закон Московской области N 248/2017-ОЗ "О дополнении Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" статьей 26.25 "Льготы, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельность по производству пива", которым Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" дополнен новой льготной категорией налогоплательщиков. Это организации, имеющие долю доходов от реализации пива в общем объеме доходов в размере более 70 процентов, среднюю численность работников более 100 человек, среднемесячную заработную плату в размере, превышающем среднемесячную заработную плату в Московской области, и обеспечивающие прирост поступлений акциза в бюджет Московской области по сравнению с предыдущим годом.
Указанным товаропроизводителям предоставлена льгота по налогу на имущество организаций в виде полного освобождения от уплаты налога сроком на один год.
В целях обеспечения стабильности условий налогообложения принят Закон Московской области N 159/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области". В рамках реализации налоговых полномочий, предоставленных Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые направлены на поэтапную отмену федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам с применением подхода, когда по истечении периода действия обязательного применения льготы субъект Российской Федерации получает право самостоятельно принимать решение о ее предоставлении на своей территории или об отказе от нее.
В целях сохранения для налогоплательщиков текущих условий налогообложения и обеспечения стабильности налоговой нагрузки на территории Московской области на период с 1 января 2018 года по 1 января 2021 года установлена ставка налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, в размере 0 процентов.
В рамках реализации налоговых полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации главой 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях экономического регулирования миграционных потоков на соответствующей территории, принят Закон Московской области N 199/2017-ОЗ "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Московской области, на 2018 год", устанавливающий коэффициент, отражающий особенности рынка труда Московской области и применяемый при определении фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность на территории Московской области. В 2018 году установлен региональный коэффициент в размере 2,12535, тем самым с учетом коэффициента-дефлятора, принятого на федеральном уровне, ежемесячный платеж, уплачиваемый иностранными гражданами, составит 4 300 рублей.
В Послании Президента Российской Федерации поставлена задача "четко определить, какой вклад в экономический рост внесут улучшение делового климата, запуск крупных инвестиционных проектов, наращивание несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, другие меры, какова будет роль регионов и отдельных отраслей производства".
В целях реализации поставленной задачи в Думе в течение 2017 года проводился мониторинг правоприменения Закона Московской области N 164/2012-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Московской области". За время действия патентной системы в Московской области количество выданных патентов увеличилось с 12,5 тысяч за 2013 год до 54 тысяч за 2016 год. С 2013 года по 2016 год объем поступлений за счет средств, уплаченных налогоплательщиками, перешедших на патентную систему налогообложения, увеличился с 217 млн. рублей до 826 млн. рублей. На 2017 год запланировано поступление аналогичных платежей в местные бюджеты более 900 млн. рублей. За десять месяцев 2017 года в бюджеты муниципальных образований Московской области уже поступило более 760 млн. рублей.
По итогам мониторинга сделан вывод об эффективности принятого решения о введении на территории Московской области возможности по применению патентной системы налогообложения как меры, направленной на поддержку и развитие малого бизнеса. В связи с этим Думой принят Закон Московской области N 174/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области". Действие "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, выбравших патентную или упрощенную систему налогообложения или осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, продлено по 31 декабря 2020 года.
Также в целях дальнейшего совершенствования налогового законодательства Московской области внесены изменения в следующие законы Московской области:
N 9/2009-ОЗ "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области". Действие пониженной налоговой ставки в размере 10 процентов для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, которые являются приоритетными для Московской области, продлено по 31 декабря 2020 года;
N 164/2012-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Московской области". В целях стимулирования индивидуальных предпринимателей к переходу на патентную систему налогообложения с 1 января 2018 года из вида предпринимательской деятельности "Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом" (код ОКВЭД - 49.3) выделена в отдельный вид предпринимательской деятельности "Деятельность такси" (код ОКВЭД - 49.32).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.