Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Мероприятия по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации
С целью повышения эффективности законотворческой работы, мониторинга реализации нормативных правовых актов, привлечения органов исполнительной власти, руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также представителей общественных организаций к рассмотрению и обсуждению проектов федеральных законов и проектов законов Московской области Думой проведены различные мероприятия, на которых обсуждались наиболее актуальные и социально-значимые вопросы реализации федеральных законов и законов Московской области.
В течение 2017 года проведен мониторинг правоприменения Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (далее - Закон Московской области N 151/2004-ОЗ), целью которого было выявление существующих проблем правоприменения данного Закона.
Комиссией по мониторингу отмечено, что за период действия Закона Московской области N 151/2004-ОЗ с 2012 по 2016 годы включительно государственная поддержка в виде предоставления налоговых льгот оказывалась категориям налогоплательщикам-организациям и физическим лицам на территории Московской области.
Льготы налогоплательщикам-организациям предоставлены по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу.
Льготы налогоплательщикам - физическим лицам предоставлены по транспортному налогу.
Средства, полученные организациями в результате применения налоговых льгот, использовались в соответствии с условиями предоставления налоговых льгот. Это позволило направить средства на:
модернизацию технологических процессов;
развитие материально-технической базы организаций;
приобретение основных средств;
строительство основных производственных фондов;
организацию рабочих мест для инвалидов.
В ходе работы комиссии по мониторингу было выявлено, что в связи с внесением в Закон Московской области N 151/2004-ОЗ многочисленных изменений и дополнений у налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков - физических лиц возникла сложность восприятия его правовых норм. Редакция Закона Московской области N 151/2004-ОЗ с учетом всех принятых изменений имеется только в справочно-информационных системах. Налогоплательщики в большинстве своем не имеют доступа к этим системам. Унифицированный акт не был издан. Также восприятие норм Закона Московской области N 151/2004-ОЗ затрудняет наличие в нем положений, имеющих срочный характер.
В ходе деятельности комиссии по мониторингу были выявлены следующие недостатки Закона Московской области N 151/2004-ОЗ:
наличие правовых норм, фактически не применяемых:
действие норм, установленных в статье 6 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ, о проведении оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот, ежегодно приостанавливается в соответствии с Законом Московской области N 9/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области", Законом Московской области N 4/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области", Законом Московской области N 132/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области и дополнении его статьей 26.24 "Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования";
наличие статей, по которым налогоплательщики не пользуются налоговыми льготами:
статья 13 "Льготы, предоставляемые религиозным организациям";
статья 14 "Льготы, предоставляемые организациям, участниками которых являются религиозные объединения";
статья 26.17 "Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены горнолыжные комплексы";
наличие правовых норм, осуществляющих недостаточное правовое регулирование:
Закон Московской области N 151/2004-ОЗ содержит статьи, по которым налоговыми льготами пользуются менее трех налогоплательщиков, что может являться признаком индивидуального подхода к предоставлению налоговых льгот:
статья 7 "Льготы, предоставляемые общественным организациям инвалидов";
статья 8 "Льготы, предоставляемые организациям, участниками которых являются общественные организации инвалидов";
статья 26.2 "Льготы, предоставляемые товариществам собственников жилья";
статья 26.7 "Льготы, предоставляемые негосударственным образовательным учреждениям, осуществляющим деятельность по дополнительному профессиональному образованию, и организациям, обеспечивающим функционирование негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность по дополнительному профессиональному образованию";
статья 26.9 "Льготы, предоставляемые дошкольным образовательным учреждениям";
статья 26.14 "Льготы, предоставляемые общеобразовательным организациям";
статья 26.15 "Льготы, предоставляемые участникам инвестиционных проектов, реализуемых на территории Московской области";
статья 26.16 "Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены объекты недвижимости с выставочными залами, используемыми для проведения выставок".
Вместе с тем комиссией по мониторингу выявлено следующее:
низкая информированность налогоплательщиков о действующих налоговых льготах;
отсутствие согласованности между целями экономической политики, установленными в государственных программах (подпрограммах) Московской области, и целями устанавливаемых налоговых льгот;
отсутствие методики оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот, критериев принятия решения о необходимости введения налоговой льготы, связи между налоговыми льготами и иными методами регулирования экономической деятельности, применяемыми центральными исполнительными органами государственной власти Московской области;
недостаточность перечня возможных направлений использования применения высвобожденных средств, установленных в пункте 10 статьи 4 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ;
необходимость включения в Закон Московской области N 151/2004-ОЗ дополнительных правовых норм, регулирующих порядок проверки сведений о целевом использовании высвобожденных средств, представленных налогоплательщиками-организациями;
необходимость включения в состав Отчета о результатах действия Закона Московской области N 151/2004-ОЗ информации о сумме средств, взысканных с налогоплательщиков-организаций в результате их нецелевого использования.
В целях проведения комплексного изучения правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления общественного контроля в Московской области, Думой проведен мониторинг правоприменения Закона Московской области N 130/2015-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области" (далее - Закон Московской области N 130/2015-ОЗ).
Целью мониторинга являлся сбор и анализ объективной информации о практике применения Закона Московской области N 130/2015-ОЗ в Московской области за период с 4 августа 2015 года по 8 июня 2017 года. По результатам мониторинга планировалось выявить проблемы, возникающие перед правоприменителями в ходе исполнения Закона Московской области N 130/2015-ОЗ, подготовить предложения по совершенствованию законодательства, а также по разработке нормативных правовых актов и рекомендаций субъектам общественного контроля в целях повышения эффективности исполнения указанного закона.
По результатам проведенного мониторинга подготовлен отчет, основной вывод которого состоит в том, что Закон Московской области N 130/2015-ОЗ обеспечивает реализацию права граждан на осуществление общественного контроля в Московской области.
Анализ общественных отношений, возникших в результате применения правовых норм Закона Московской области N 130/2015-ОЗ, а также анализ законодательства в этой области, свидетельствует о необходимости корректировки правоприменительной практики.
В ходе мониторинга не выявлено таких нежелательных последствий действия Закона Московской области N 130/2015-ОЗ, как:
несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в процессе применения Закона Московской области N 130/2015-ОЗ;
несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области при издании нормативного правового акта.
Наряду с этим выявлено:
отсутствие нормативных правовых актов органов государственной власти Московской области, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена Законом Московской области N 130/2015-ОЗ;
неполнота правового регулирования общественных отношений, возникших в результате правоприменения Закона Московской области N 130/2015-ОЗ;
искажение смысла некоторых положений Закона Московской области N 130/2015-ОЗ при его применении;
неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении Закона Московской области N 130/2015-ОЗ.
Также отмечено, что наличие единообразной практики применения Закона Московской области N 130/2015-ОЗ отсутствует. Наличие финансовой, организационной, кадровой обеспеченности реализации Закона Московской области N 130/2015-ОЗ не соответствует потребностям.
По результатам мониторинга приняты следующие рекомендации.
Думе:
разработать и утвердить положение об Общественном совете при Думе, утвердить состав Общественного совета при Думе;
организовать подготовку и рассмотрение проекта закона Московской области о внесении изменений в Закон, учитывающие предложения правоприменителей, поступившие в ходе проведения мониторинга.
Правительству Московской области:
по согласованию с Общественной палатой Московской области разработать и принять типовое положение об общественных советах при центральных исполнительных органах государственной власти с учетом практики, применяемой в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
Центральным исполнительным органам государственной власти Московской области:
устранить выявленные недостатки в части обеспечения открытости деятельности общественных советов при исполнительных органах государственной власти Московской области;
продолжить работу по совершенствованию правовых и организационных механизмов, направленных на повышение эффективности осуществления общественного контроля.
Общественной палате Московской области:
совершенствовать систему взаимодействия Общественной палаты Московской области с общественными советами при органах государственной власти Московской области, общественными палатами муниципальных образований Московской области, в том числе в части оказания информационно-методической помощи в организации и осуществлении общественного контроля, обучении лиц - субъектов общественного контроля;
оказать помощь субъектам общественного контроля в создании устойчивой коммуникационной системы, обеспечивающей постоянную связь с населением Московской области.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
повышать открытость деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в части осуществления общественного контроля.
Во II - III кварталах 2017 года проведен мониторинг правоприменения Закона Московской области N 34/2013-ОЗ "Об использовании копии Знамени Победы в Московской области".
Целью мониторинга был анализ практики применения указанного Закона, выявление причин, препятствующих его надлежащему исполнению, и выработка предложений, направленных на устранение выявленных проблем.
Объектом мониторинга были правовые нормы указанного Закона, а также отдельные положения Закона Московской области N 184/2005-ОЗ "О флаге Московской области" и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок одновременного размещения (вывешивания) Государственного флага Российской Федерации, копии Знамени Победы, флага Московской области, флагов муниципальных образований Московской области и иных флагов на территории Московской области.
По итогам мониторинга подготовлен Отчет, в котором обозначены следующие организационно-правые и технические проблемы, препятствующие надлежащему и повсеместному исполнению Закона Московской области N 34/2013-ОЗ "Об использовании копии Знамени Победы в Московской области" на территории Московской области.
Имеет место правовая неопределенность, обусловленная отсутствием у правоприменителей информации, как именно должна располагаться копия Знамени Победы по отношению к Государственному флагу Российской Федерации, флагу Московской области, флагу муниципального образования Московской области при их одновременном размещении в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Московской области.
Указанная правовая неопределенность связана с тем, что с момента вступления в силу указанного Закона его исполнение не контролируется и до настоящего времени не разработан нормативный правовой акт Правительства Московской области, которым устанавливается единый порядок одновременного размещения Государственного флага Российской Федерации, флага Московской области, копии Знамени Победы и флага муниципального образования на территории Московской области в День Победы 9 мая.
На зданиях органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области установлены флагодержатели старого типа, имеющие менее трех рожков. В связи с этим отсутствует техническая возможность одновременного размещения копии Знамени Победы в числе трех и более флагов на указанных зданиях в День Победы.
При разработке концепций праздничного, тематического оформления территорий муниципальных образований Московской области не предусматривается размещение на зданиях копий Знамени Победы, несмотря на указание о необходимости руководствоваться Законом Московской области N 34/2013-ОЗ "Об использовании копии Знамени Победы в Московской области", которое содержится в Методических рекомендациях, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 21 мая 2014 года N 363/16.
В указанном Отчете приведены выводы и рекомендации комиссии по мониторингу. В частности, признано необходимым разработать систему мер, направленных на повышение уровня реализации Закона Московской области N 34/2013-ОЗ "Об использовании копии Знамени Победы в Московской области" и решение проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга. Для этого целесообразно осуществить следующие мероприятия:
разработать нормативный правовой акт Правительства Московской области, устанавливающий единый порядок одновременного размещения Государственного флага Российской Федерации, флага Московской области, копии Знамени Победы, флага муниципального образования и иных флагов на территории Московской области по аналогии с постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N 801-ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий";
обратиться в Правительство Московской области с просьбой подготовить информационное письмо руководителям центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, главам муниципальных районов и городских округов о необходимости надлежащего исполнения Закона Московской области N 34/2013-ОЗ "Об использовании копии Знамени Победы в Московской области" с предоставлением разъяснений по порядку размещения копии Знамени Победы на территории Московской области;
при доработке Методических рекомендаций следует обратить внимание на внесение изменений в концепции праздничного оформления территорий муниципальных образований Московской области и предусмотреть использование копий Знамени Победы не только на праздничных шествиях (акции "Бессмертный полк"), но и обязательное их размещение на зданиях в День Победы;
рекомендовать главам муниципальных образований провести инвентаризацию флагодержателей на зданиях органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) там, где она не проводилась, с целью замены устаревших двухрожковых флагодержателей на трех- (четырех) рожковые;
предложить главам муниципальных районов и городских округов подготовить информационные письма балансодержателям зданий и руководителям управляющих компаний многоквартирных домов о необходимости приобретения копий Знамени Победы и повсеместной замены двухрожковых флагодержателей на трех- (четырех) рожковые для обеспечения технической возможности ежегодного вывешивания копий Знамени Победы.
В рамках "Часа Правительства" Думой заслушаны информационные сообщения по актуальным вопросам, на которые обратил внимание Президент Российской Федерации в своем Послании, в частности, на повышение эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами, экологические проблемы, благоустройство городов и поселков.
9 марта 2017 года в целях обсуждения вопросов управления государственными заимствованиями Московской области, эффективного регулирования государственного долга Московской области, поддержания его объема на оптимальном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, равномерного распределения во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Московской области, и снижения влияния долговой нагрузки на бюджет Московской области на заседании Думы выступил министр финансов Московской области А.О. Котяков с информационным сообщением на тему "Основные направления долговой политики Московской области и повышение ликвидности единого счета бюджета". Депутатам была предоставлена информация о состоянии государственного долга Московской области на тот период, а также основные направления долговой политики. Долговая политика Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена Правительством Московской области в конце марта 2017 года. Долговая политика Московской области является частью бюджетной политики Московской области, в связи с чем органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области рекомендовано в процессе управления муниципальным долгом руководствоваться основными направлениями, изложенными в долговой политике.
16 марта 2017 года перед депутатами Думы выступил министр экологии и природопользования Московской области А.Б. Коган с информацией на тему "Экологическая реабилитация малых рек: результаты работ 2016 года, проблемы и пути их решения". Программа экологической реабилитации малых рек стартовала в Московской области в 2016 году. Специалистами Министерства экологии и природопользования Московской области и специализированных организаций обследовано 1466 км рек из бассейнов рек Клязьмы, Москвы, Нары. Выяснилось, что только 54 процента обследованной протяженности находится в удовлетворительном состоянии (793 км). По результатам проверок сформирован план реабилитации малых рек, находящихся в тяжелом экологическом состоянии, до 2023 года. В него вошли 10 рек, на которых в ближайшее время проведут комплекс мероприятий - санитарную очистку от мусора, расчистку русел от донных отложений, восстановление фауны и флоры.
23 марта 2017 года с информацией о результатах работы Госадмтехнадзора в сфере детской игровой инфраструктуры выступила начальник Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области - главный государственный административно-технический инспектор Московской области Т.С. Витушева. Госадмтехнадзор постоянно осуществляет контроль соответствия детских площадок нормам СНиП. Так, в 2017 году было проверено 1385 площадок. По результатам проверок было возбуждено 285 административных дел и наложено 162 штрафа на сумму 3,5 млн. рублей. В 2016 году в реестре области насчитывалось 15426 площадок, из них 13176 игровых и 2250 физкультурных. За год их количество увеличилось более чем на 1200 штук. Таким образом, по состоянию на 2016 год обеспеченность жителей Московской области детскими площадками составляла 70 процентов, однако была отмечена потребность в возведении еще 2,5 тысяч площадок. В настоящее время одной из приоритетных задач государства является повышение прозрачности и доступности информации об управлении общественными финансами, вовлечение граждан в обсуждение и принятие решений по вопросам местного значения, развитие механизмов общественного контроля.
Одним из дополнительных механизмов привлечения граждан Российской Федерации к участию в государственном и муниципальном управлении становится механизм реализации практик инициативного бюджетирования.
25 октября 2017 года в Думе с привлечением широкого круга заинтересованных лиц прошло заседание экспертной дискуссионной площадки "Открытая трибуна". В ходе заседания обсуждены вопросы целесообразности внедрения практик инициативного бюджетирования на территориях муниципальных образований Московской области, вопросы подготовки нормативной правовой базы для внедрения практик инициативного бюджетирования и сроков их принятия, целесообразности принятия нормативных правовых актов Московской области, в том числе закона Московской области. Механизмы вовлечения граждан в решение вопросов развития территорий различны. Так, в текущем году Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области реализовывало ряд проектов, которые выбирались с учетом мнения и пожеланий жителей. Больше 20 лет в Московской области действует механизм реализации мероприятий по наказам избирателей. Законами о дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на соответствующий период устанавливаются правовые основы распределения средств, выделенных на финансирование приоритетных для жителей Московской области мероприятий в сферах развития жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, молодежной политики, культуры, средств массовой информации, социального обслуживания населения, на оказание материальной помощи и проведение подписки на периодические издания отдельных категорий граждан, проведение мероприятий, посвященных знаменательным событиям и памятным датам. Бюджетные средства на реализацию мероприятий в 2017 году были запланированы в размере 823,0 млн. рублей, из них порядка 400,0 млн. рублей - на развитие сферы образования, порядка 90,0 млн. рублей - на развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства, более 80,0 млн. рублей - на развитие сферы здравоохранения, а также более 80,0 млн. рублей - на развитие сферы социальной политики. Министерством экономики и финансов Московской области на сайте "Открытый бюджет Московской области" размещены показатели бюджетов и информационные материалы, в том числе и "Бюджет для граждан". Также на данном ресурсе все могут ознакомиться с фактическим исполнением областного и местных бюджетов Московской области. Дума активно способствует повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса в Московской области и согласно методикам составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных размещает на официальном сайте Московской областной Думы все проекты законов о бюджете Московской области, об исполнении бюджета Московской области, материалы и документы, представляемые одновременно с ними, а также иные требуемые документы и заключения. В марте, июне и октябре 2017 года в целях повышения прозрачности и доступности информации об управлении общественными финансами, вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений по вопросам местного значения, развития механизмов общественного контроля проведены публичные мероприятия по вопросам внедрения практик инициативного бюджетирования на территории муниципальных образований Московской области.
Развитие системы обращения c отходами производства и потребления крайне актуально для всех субъектов Российской Федерации. В настоящее время Московская область, как и многие другие регионы, сталкивается с необходимостью скорейшего развития отрасли обращения с отходами. В рамках решения этой задачи проводится активная работа: совершенствуется нормативная правовая база, выдвигаются новые проекты, подбираются земельные участки, реализуется программа закрытия полигонов по захоронению отходов (за последние три года закрыто 16 полигонов) и строительства современных мусороперерабатывающих комплексов.
22 ноября 2017 года в Думе прошло заседание экспертной дискуссионной площадки "Открытая трибуна" на тему "Современные технологии обезвреживания твердых коммунальных отходов". В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, прокуратуры, муниципальных образований, общественных организаций и инициативных групп граждан. В рамках заседания обсуждался вопрос строительства в Московской области новых современных мусороперерабатывающих заводов, а также был продемонстрирован фильм о технологиях обезвреживания твердых бытовых отходов в странах Европы.
По инициативе комитетов и фракций в Думе проведены круглые столы по следующим темам:
"О правовых основах противодействия коррупции на территории Московской области" (25.01.2017). В мероприятии приняли участие депутаты Думы, представители исполнительных органов государственной власти Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области, члены Экспертного совета при Московской областной Думе, а также представители территориальных подразделений федеральных органов государственной власти по Московской области, общественных организаций и средств массовой информации. В рамках обсуждаемой темы выступили представители прокуратуры Московской области, Главного управления МВД России по Московской области, Управления Минюста России по Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области, Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, Альянса руководителей региональных средств массовой информации России, Московского областного отделения Российского общества "Знание". По итогам круглого стола сделаны выводы о том, что борьба с коррупцией - это системная работа, во главе которой должно быть федеральное законодательство. Она заключается не только в контроле, выявлении правонарушений и привлечении виновных к ответственности, но и в воспитании граждан, формировании их сознания и мировоззрения. Большую работу по реализации этого направления могут и должны проводить общественные организации. По итогам круглого стола участниками выработан ряд рекомендаций.
"Приведение в нормативное состояние дорожной сети, в том числе в населенных пунктах, и снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий" (15.02.2017). В ходе проведенного круглого стола выступили эксперты транспортной сферы, рассказали о текущей ситуации и о планах на год. Представителями дорожных организаций было отмечено, что в 2017 году увеличено финансирование. Если в 2016 году на ремонт дорог как муниципального, так и регионального уровней выделено 12,3 млрд. рублей, то в 2017 году - почти 15 млрд. рублей (региональная сеть - 8,6 млрд. рублей, муниципальная сеть - 6,3 млрд. рублей). В 2017 году планируется отремонтировать более 2,3 тыс. км автомобильных дорог (1,7 тыс. км - региональные дороги, 637 км - муниципальные дороги). В Российской Федерации, в том числе и в Московском транспортном узле, активно реализуются программы по развитию и модернизации дорожной сети. Только в 2016 году в Московской области открыто шесть путепроводов: в Химках, Солнечногорске, Долгопрудном, Чеховском районе, два - в Ступинском районе. Построено 28 региональных дорог, в том числе Южный обход Подольска. В 2017 году открыто движение по путепроводам у станции Нахабино в городе Красногорске, у станции Водники в городе Долгопрудном, выполнены работы по реконструкции Старошереметьевского шоссе. В декабре текущего года открыт для движения путепровод в городе Одинцово. При этом при формировании планов ремонта в Московской области проведен уникальный эксперимент, позволивший жителям в ходе голосования на портале "Добродел" определить региональные дороги, нуждающиеся в ремонте. По результатам народного голосования отремонтирована 91 дорога общей протяженностью 380 км, что составляет около 20 процентов от общего объема регионального ремонта. Этот уникальный опыт по вовлечению жителей в процесс формирования программы ремонта автодорог региона продолжен при формировании программы ремонта дорог на 2018 год. Один из важных показателей, установленный в "майском" Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года N 598 - ликвидация смертности на дорогах. За последние два года количество ДТП снизилось на 20 процентов, количество погибших снизилось почти на 9 процентов, а раненых - почти на 21 процент. Этого удалось достичь благодаря эффективной работе ГИБДД, дорожных организаций, органов местного самоуправления. По итогам 2017 года в Московской области отремонтировано 2218 участков общей протяженностью 3183 км. Объем отремонтированных дорог на 45 процентов превысил показатели 2016 года. Основной акцент был сделан на ремонте региональных автодорог, при этом план ремонта муниципальных дорог возрос более чем в 2 раза - на 124 процента. Ряд муниципалитетов завершили ремонтные работы досрочно. В их числе - городские округа Долгопрудный, Звенигород, Ивантеевка, Лобня, Мытищи, Озёры, Реутов, Серебряные Пруды, Черноголовка и Истринский район. Особое внимание уделено обустройству пешеходных переходов у школ и детских учреждений, реализованы мероприятия по улучшению качества транспортного обслуживания населения путем строительства заездных карманов и посадочных площадок.
"Медицинские и биологические отходы: проблемы сбора и утилизации" (28.02.2017). На мероприятии обсудили создание схемы, по которой должно развиваться обращение с медицинскими отходами. Компания "Пиретта" презентовала новый способ обращения с медицинскими отходами. По результатам заседания круглого стола образована рабочая группа по систематизации предложений и выработке конкретных решений в части совершенствования законодательства, запрошены документы, подтверждающие экономическую эффективность и безопасность представленного метода.
"Состояние гидротехнических сооружений на территории Московской области" (22.03.2017). В заседании круглого стола приняли участие депутаты Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления. В ходе заседания проанализировано состояние гидротехнических сооружений на территории Московской области, а также обсуждены основные задачи, стоящие перед областью в этом направлении:
защита граждан от негативного воздействия вод;
обеспечение качества поверхностных и подземных вод;
стабильное и безопасное водообеспечение жителей;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и другие.
В 2017 году в рамках работы межведомственной комиссии обследовано 336 бесхозяйных гидротехнических сооружений. В 2018 году запланирован ремонт гидротехнических сооружений на общую сумму порядка 120 млн. рублей (оз. Сенеж, плотина "Михалево", плотина на р. Истоминка). Члены Комитета по экологии и природопользованию пришли к выводу, что в дальнейшем необходимо детально обследовать все гидротехнические сооружения, мелиоративные гидроузлы с целью получения полной картины состояния всех систем и узлов данной области хозяйствования.
"Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: тенденция и перспективы" (28.03.2017). В рамках круглого стола обсуждались вопросы взаимодействия сельхозпредприятий и образовательных вузов с целью привлечения молодых специалистов в сельскохозяйственное производство.
"Вопросы экологического просвещения по организации раздельного сбора мусора в Московской области" (29.03.2017). В мероприятии приняли участие депутаты Думы, представители исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, общественных организаций и предприятия-переработчика отходов. Проанализировав возможные направления развития экологического образования и культуры как основ государственной политики в области экологии, участниками круглого стола сформированы предложения Министерству образования Московской области:
рассмотреть возможность утверждения Концепции (методики) общего экологического образования в интересах устойчивого развития и рекомендовать ее для практического использования с 1 сентября 2017 года во всех образовательных учреждениях Московской области;
обеспечить координацию мер, направленных на обеспечение экологического образования в Московской области;
считать актуальным и необходимым проведение до конца учебного года 2016 - 2017 во всех образовательных учреждениях Московской области экологического урока "Экодень", в учебном году 2017 - 2018 экологические уроки "Экодень" проводить не реже 1 раза в четверть;
рассмотреть возможность создания информационной базы методов педагогической практики, проектной и исследовательской деятельности, электронных учебников, а также специализированных порталов в сфере экологического образования;
рекомендовать ВУЗам Московской области при разработке образовательных программ учитывать необходимость преподавания экологических знаний, в том числе по раздельному сбору мусора.
"Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия животного и растительного мира" (23.05.2017). Одним из путей сохранения биологического разнообразия было названо создание и развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В настоящее время на территории Московской области находится 236 таких объектов общей площадью около 178500 гектаров. Это 156 государственных природных заказников, 79 памятников природы и одна прибрежная рекреационная зона. Общая их площадь составляет 4 процента от всей территории Московской области. Как рассказал представитель Министерства экологии и природопользования Московской области, в планах ведомства увеличить этот показатель до 17 процентов в 2020 году. Еще одним важным инструментом в деле сохранения разнообразия видов является ведение Красной книги Московской области, которое осуществляет Министерство экологии и природопользования Московской области. В настоящее время в его структуре предусмотрен отдел по работе с ООПТ и мониторингу окружающей среды. Однако, как было отмечено на заседании, для дальнейшей работы необходимо создание Дирекции особо охраняемых природных территорий Московской области в форме государственного бюджетного учреждения. Такие структуры уже существуют в 56 регионах России. Членами Комитета по экологии и природопользованию изучен их опыт и совместно с Министерством экологии и природопользования Московской области подготовлены предложения по созданию в 2018 году такого учреждения с примерным кадровым составом и финансированием.
"Взаимодействие органов исполнительной, законодательной власти и общественности в решении экологических проблем городского округа Лобня" (05.06.2017). Мероприятие организовано совместно с Московской областной организацией "Всероссийское общество охраны природы", администрацией городского округа Лобня. В рамках круглого стола речь шла о необходимости решения на федеральном уровне вопросов сохранения таких природных территорий, как озеро Киёво. На мероприятии предложено направить обращение в Минприроды России о том, чтобы озеро Киёво вошло в федеральную программу по финансированию особо охраняемых природных территорий.
"Отдельные вопросы правового регулирования в сфере жилищного строительства" (21.06.2017). Участники круглого стола обсуждали практику, проблемные вопросы и дальнейшие задачи по реализации мероприятий:
по обновлению многоквартирного жилищного фонда на территории Московской области;
по защите прав граждан - участников долевого строительства.
По вопросу обновления многоквартирного жилищного фонда участники круглого стола пришли к выводу о необходимости сохранения на территории Московской области такой формы обновления многоквартирного жилищного фонда, как расселение аварийного жилищного фонда в рамках государственных программ и расселение ветхого жилья в рамках реализации договоров о развитии застроенных территорий. Опыт города Москвы по реновации жилищного фонда, не являющегося аварийным или ветхим, признан участниками круглого стола неоправданным для условий Московской области. По вопросу состояния государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и защиты прав граждан - участников долевого строительства определены основные подходы к защите прав участников долевого строительства, в том числе в части необходимости развития системы общественного контроля в жилищном строительстве, повышения информированности граждан об особенностях приобретения жилья в строящихся объектах и связанных с этим рисками, которые в последующем (в течение осенней сессии) использованы при проведении выездных заседаний рабочей группы по защите прав и законных интересов участников долевого строительства, созданной в июле 2017 года при Думе.
"Основные направления налоговой политики в Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Московской области на 2018 - 2020 годы" (26.10.2017). В заседании круглого стола приняли участие депутаты Думы, представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, представители Контрольно-счетной палаты Московской области, Уполномоченный по правам человека в Московской области, представители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области, представители Управления федеральной налоговой службы России по Московской области. Также были приглашены представители Экспертного Совета при Московской областной Думе, Общественной палаты Московской области. Целью данного мероприятия было обеспечение гласности и открытости бюджетного процесса, обсуждение основных направлений налоговой политики в Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, основных подходов к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Московской области на 2018 - 2020 годы, а также предоставление участникам заседания возможности высказать свою точку зрения. Основные направления налоговой и бюджетной политики являются одним из документов, которые учитываются в процессе бюджетного проектирования, при планировании и при подготовке проектов бюджетов всех уровней. Помимо решения задач в области бюджетного планирования основные направления налоговой и бюджетной политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что способствует стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что основные направления налоговой и бюджетной политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
"Роль социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных организаций в решении социальных проблем. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных организаций, участвующих в социальных программах и проектах Московской области" (21.12.2017). В мероприятии приняли участие депутаты Думы, представители Министерства социального развития Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, Главного управления социальных коммуникаций Московской области, Палаты молодых депутатов, Московского областного молодежного парламента, социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) и общественных организаций. В Московской области на НКО приходится до 20 процентов бюджетных средств, выделенных на услуги в сфере социального обслуживания. Социально ориентированные НКО работают в 32 муниципальных образованиях области, а общее количество граждан, находящихся на социальном обслуживании в НКО, к концу 2017 года составило 24 708 человек. Участники круглого стола пришли к заключению, что основные проблемы поддержки лежат в области законодательства. По итогам мероприятия приняты рекомендации, направленные на решение указанных проблем.
Комитетами Думы проведены расширенные и выездные заседания, семинары, форумы и иные мероприятия, направленные на решение задач по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации.
24 января 2017 года Комитет по экологии и природопользованию провел выездное расширенное заседание с участием представителей органов исполнительной власти Московской области, научного сообщества и общественности на территории Приокско-Террасного заповедника в Серпуховском районе. В ходе мероприятия обсуждались проблемы, возникающие при создании и работе дирекции особо охраняемых природных территорий. Участники мероприятия единогласно поддержали необходимость создания указанной дирекции на территории Московской области.
15 февраля 2017 года на базе ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" состоялось выездное заседание Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики по вопросу "Текущее состояние информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения Московской области. Применение телемедицинских технологий при оказании экстренной и консультативной медицинской помощи в Московской области". В 2017 году началась глобальная информатизация здравоохранения Московской области. В первую очередь внедряются электронные карты пациентов и удаленная запись к врачам. Одно из главных преимуществ их внедрения - это сокращение времени, которое тратят врачи на заполнение различной документации. Известно, что в среднем на оформление разного рода документации специалистом тратится от 5 до 15 процентов времени, которое может и должно быть потрачено на решение клинических вопросов. Электронная карта спроектирована таким образом, что не только ввод, но и последующие просмотр и анализ данных удобны, наглядны и информативны. Любая информация, хранящаяся в базе данных, обеспечивает безопасность доступа к электронной карте с учетом прав доступа пользователей к медицинской информации, утвержденной в медицинском учреждении. В настоящее время учреждения здравоохранения Московской области активно внедряют данный электронный продукт в эксплуатацию.
21 февраля 2017 года состоялось расширенное заседание Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики на тему "О надзорных полномочиях в сфере благоустройства". На заседании обсуждались вопросы передачи части полномочий по надзору в сфере благоустройства муниципальным административным комиссиям. В заседании приняли участие представители Госадмтехнадзора Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, органов местного самоуправления Московской области. Участниками заседания принято решение о целесообразности формирования нормативной правовой базы, которая позволит работать на территории Московской области муниципальным административным комиссиям. Комитету по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, совместно с Госадмтехнадзором поручено определиться, по согласованию с органами местного самоуправления, по кругу полномочий, которые стоило бы передать муниципальным административным комиссиям, и уровню муниципальных образований, на который эти полномочия могут быть переданы. Результаты расширенного заседания привели к подготовке и принятию Думой Закона Московской области N 243/2017-ОЗ "Об административных комиссиях в Московской области", Закона Московской области N 244/2017-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по созданию административных комиссий в Московской области", Закона Московской области N 245/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
15 марта 2017 года Комитет по вопросам экологии и природопользования провел семинар на тему "Формирование экологической культуры населения и воспитание ответственного отношения к окружающей среде". В рамках семинара озвучены недостатки современного российского экологического образования, а именно: отсутствие четкой направленности на решение местных и региональных проблем; низкая ориентированность на психологические особенности разных групп населения; преобладание традиционных методов обучения; недостаточное применение современных эмоционально насыщенных средств; отсутствие системы социально-психологического мониторинга эффективности воспитательной работы. Участники обсудили функции, цели и задачи экологического образования, его правовые основы и пути решения проблем.
17 марта 2017 года проведено выездное расширенное заседание Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка с участием представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области на тему "Развитие молокоперерабатывающей отрасли на территории Московской области". С целью выявления актуальных вопросов и проблем развития молокоперерабатывающей отрасли на территории Московской области участники мероприятия посетили ООО "Молочный завод "Наро-Фоминский", где состоялось совещание, осмотр территории и ознакомление с производимой продукцией представителей молокоперерабатывающей отрасли, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области.
29 марта 2017 года проведено расширенное заседание Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики по вопросу "Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания лицам пожилого возраста". Предоставление мер социальной поддержки и социальное обслуживание инвалидов, в том числе несовершеннолетних на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания Московской области "Серебряно-Прудский дом-интернат "Надежда". В выездном заседании Комитета приняли участие депутаты Думы, Уполномоченный по правам ребенка в Московской области, глава городского округа Серебряные Пруды, представители Министерства социального развития Московской области, члены Экспертного Совета Думы. В ходе заседания рассмотрены вопросы реализации областного закона о социальном обслуживании. Также обсуждались проблемы и задачи ухода и реабилитации лиц старшего возраста, внедрения инновационных технологий для реабилитации инвалидов, маломобильных групп граждан, в том числе пожилого возраста, на территории Московской области, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп граждан к объектам инфраструктуры на территории Московской области. Из 7,2 миллионов жителей Подмосковья граждане старшего поколения составляют 1,75 миллиона человек (или 24,3 процента). В Московской области функционирует 82 учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, из которых: 11 психоневрологических интернатов, 12 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 пансионата для престарелых и инвалидов, 4 социально-оздоровительных центра, 2 центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, 45 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе комплексных центров, 6 реабилитационных центров для инвалидов. Ежегодно услугами данных учреждений пользуется порядка 100 тысяч человек из числа пожилых людей. В 2016 году в стационарных учреждениях социального обслуживания получили услуги 6 321 граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальное обслуживание граждан из числа жителей Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Законом Московской области N 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области", а также принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами. Социальные услуги в учреждениях социального обслуживания Московской области предоставляются бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты в зависимости от уровня дохода получателя социальных услуг. Набор социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, исходя из потребностей гражданина в социальных услугах. Предоставление социальных услуг осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного между гражданином (его законным представителем) и поставщиком социальных услуг. Гражданам с учетом их индивидуальных потребностей в стационарной форме социального обслуживания предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые.
18 апреля 2017 года Комитет по экологии и природопользованию провел выездное расширенное заседание в городе Ивантеевка на тему "Экодесант", как инструмент формирования экологически ответственного поведения" с участием представителей Министерства экологии и природопользования Московской области, представителей общественности, школьников городского округа Ивантеевка. В ходе заседания участники сыграли в интерактивную экологическую игру-квест "Стратег". Такие неординарные занятия уже проводятся в школах региона в рамках программы экологического просвещения и воспитания, которую реализует Министерство экологии и природопользования Московской области. В условиях, приближенных к реальным, были смоделированы ситуации, связанные со сферой обращения с отходами, анализировались различные варианты размещения и технологии утилизации и переработки мусора. Школьники определяли стратегию развития отрасли и решали проблемы экологии.
19 апреля 2017 года Комитетом по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики проведено расширенное заседание по вопросу "О ходе реализации государственной программы Московской области "Эффективная власть": предварительные итоги, оценка эффективности государственной программы и перспективы внесения изменений в государственную программу". При обсуждении указанного вопроса были заслушаны представители Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, Министерства экономики и финансов Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Губернатора Московской области, Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области. Участникам была представлена детальная информация о ходе реализации государственной программы Московской области "Эффективная власть" на 2014 - 2018 годы в целом и в разрезе подпрограмм. Контрольно-счетная палата Московской области представила предварительные итоги реализации указанной государственной программы. Особое внимание было уделено информации о реализации мероприятий приоритетной для Комитета подпрограммы "Управление государственными финансами Московской области". Подпрограмма направлена на достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области. Основными задачами эффективного управления государственными финансами Московской области являлись: повышение эффективности бюджетных расходов Московской области, повышение качества исполнения бюджета Московской области, совершенствование межбюджетных отношений в Московской области, качественное управление государственным долгом Московской области. В ходе заседания обсуждены предварительные итоги реализации государственной программы Московской области "Эффективная власть" на 2014 - 2018 годы, ее эффективность и результативность и достижение целевых показателей, а также проанализированы сбалансированность целей, задач, мероприятий и финансовых ресурсов, состав и уровень целевых показателей, характеризующих достижение цели.
19 мая 2017 года в рамках проведения Думой в городском округе Дубна экологического форума "СтЭКОвка" состоялось заседание Комитета по экологии и природопользованию на тему "Демеркуризация химических элементов питания как способ сохранения окружающей среды". В ходе заседания руководителем Всероссийского природоохранного социального проекта "Экобокс" предложено разработать совместную программу информирования жителей о вреде батареек и ртутных ламп. Обсуждалось введение практики раздельного сбора мусора, необходимости многократного снижения негативного воздействия на окружающую среду опасных отходов, а также воспитания экологического самосознания и экологической культуры. Участие в обсуждении приняли студенты подмосковных ВУЗов из 25 муниципалитетов, которые занимаются вопросами экологии. В рамках мероприятий Года экологии в муниципальных образованиях, посещая предприятия и образовательные учреждения, депутаты Думы доводили до жителей значимость селективного сбора опасных отходов и улучшения экологического состояния области.
13 сентября 2017 года Комитет по вопросам образования, культуры и туризма провел расширенное заседание на тему "О взаимодействии учреждений культуры и общеобразовательных организаций Московской области в ходе реализации основных и дополнительных программ в образовании". В заседании приняли участие представители Министерства образования Московской области, Министерства культуры Московской области, экспертного сообщества в сфере туризма. В ходе заседания участники обсудили организацию обучающих уроков для школьников на базе подмосковных музеев. Заместитель министра образования Московской области Ю.В. Картушин сообщил участникам мероприятия, что на организацию экскурсионно-туристических поездок, учащихся из бюджета Московской области в 2016 году выделено 9,5 млн. рублей. В 2016 году более 10 000 школьников приняли участие в этих поездках. Заместитель министра культуры Московской области Н.М. Жилкина привела данные, что в 2016 году около 250 000 школьников Подмосковья до 16 лет посетили музеи в регионе. Порядка 37 000 человек приняли участие в образовательных программах. В целом в 2016 году более 5,5 миллионов человек побывали в музеях Московской области. По итогам обсуждения Комитет принял решение рекомендовать Министерству образования Московской области, Министерству культуры Московской области, муниципальным образованиям Московской области реализовать комплекс мероприятий, направленных на вовлечение учреждений культуры (музеев) в образовательный процесс, в числе которых - рекомендация руководителям муниципальных образований Московской области подготовить материально-техническую базу музеев к приему учащихся. Для этого необходимо создать мультимедийную лекцию для школьников с информацией о музеях Московской области и рассмотреть вопрос о внесении в рейтингование школ положения о проведении уроков в музеях.
11 октября 2017 года состоялось выездное расширенное заседание Комитета по экологии и природопользованию на тему "Соблюдение требований природоохранного законодательства при осуществлении недропользования на территории Одинцовского муниципального района". В заседании приняли участие депутаты Думы, представители федеральных, региональных и местных органов власти, общественных организаций, правоохранительных органов, экспертного сообщества, средств массовой информации, инициативной группы сельского поселения Никольское и компании "ТЭКА-сервис". По официальной информации, предоставленной в ходе заседания контрольно-надзорными органами, карьер "Пронское" был засыпан землей, строительным грунтом и частично бытовыми отходами IV класса опасности, что соответствует проекту рекультивации. Вместе с тем, от жителей поступают жалобы по поводу того, что под видом отходов, разрешенных к использованию в качестве рекультиванта, в карьер завозятся опасные отходы (II-III класса опасности). В целях снятия общественного напряжения, компания приняла решение для рекультивации карьера "Пронское" использовать исключительно грунты от землеройных работ. Ввоз отходов строительства, слом зданий и сооружений временно приостановлен. По итогам встречи было принято решение создать рабочую группу для решения вопросов, связанных с карьерами в деревнях Пронское, Никифоровское и Власово.
20 декабря 2017 года состоялось расширенное заседание Комитета по имущественным отношениям и землепользованию на тему "Результаты деятельности органов, осуществляющих государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль по выявлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области". При обсуждении темы отмечено следующее. По состоянию на 1 декабря 2017 года Министерством имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество) на основании анализа данных об использовании сельскохозяйственных земель на территории Московской области органами местного самоуправления осуществлены осмотры 14,5 тысяч земельных участков общей площадью 432 тыс. гектаров. Нарушения выявлены в отношении 8,1 тысяч участков общей площадью 206 тыс. гектаров. Осуществлен муниципальный земельный контроль в отношении 5 тысяч участков площадью 102,3 тыс. гектаров. Нарушения выявлены в отношении 3 тысяч участков площадью 63 тыс. гектаров. Процент обрабатываемой пашни на сегодняшний день превышает 80 процентов. Минимуществом в 2017 году разработаны и доведены до муниципальных образований Московской области методические рекомендации по осуществлению муниципального земельного контроля, которые содержат образцы заполнения процессуальных документов. Администрациями муниципальных образований Московской области осмотрено 1,4 тысяч земельных участков общей площадью 55,7 тыс. гектаров, предоставленных в аренду. В отношении 0,5 тысяч участков площадью 20,8 тыс. гектаров выявлены признаки нарушений. По ним ведется работа, направленная на вовлечение данных земель в сельскохозяйственный оборот. В рамках осуществления муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения за 10 месяцев 2017 года на правообладателей земельных участков наложено штрафов на сумму 40 млн. рублей. Сумма взысканных штрафов составила 14 млн. рублей. В 2017 году вовлечено в оборот неиспользуемых сельхозземель общей площадью 63 тыс. гектаров. В бюджет Московской области при использовании повышенной ставки земельного налога для земельных участков сельхозназначения поступило 36,8 млн. рублей. По данным Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора), в результате деятельности по возмещению вреда, нанесенного землям сельскохозяйственного назначения, в 2016 - 2017 годах подано 10 исков о взыскании ущерба, причиненного вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, на общую сумму 309,4 млн. рублей, с обязательным проведением правообладателями рекультивации земельных участков и введения их в сельскохозяйственный оборот. В 2017 году по материалам дел об административных правонарушениях Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области дополнительно начислено 11,2 млн. рублей налогов за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (пересмотрена налоговая ставка с 0,3 процента до 1,5 процента). Возможность изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения определена пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), при условии, что земельный участок в течение трех и более лет подряд с момента выявления факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. По представлениям Управления Россельхознадзора у правообладателей земельных участков, не использующих земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, в судебном порядке в 2017 году изъято 10 гектаров земель в Дмитровском районе, заключено мировое соглашение по надлежащему использованию 227 гектаров сельхозземель в городском округе Егорьевск. Росимуществом прекращено право на постоянное бессрочное пользование земельным участком площадью 2568 гектаров в Солнечногорском районе, кроме того, в арбитражном судебном производстве находится 10 исков по изъятию земельных участков. По результатам проведенной работы сделан вывод о необходимости внесения изменений в п. 3 ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ в части сокращения срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у его собственника в судебном порядке до двух лет, что будет способствовать сокращению количества нарушений земельного законодательства собственниками таких участков. Управление Росреестра по Московской области считает также целесообразным, в целях исключения возможности отчуждения земельного участка третьим лицам до истечения трехлетнего срока, наделить органы муниципального земельного контроля правом направлять, в рамках статьи 36.1. Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в ЕГРН заявления о внесении записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации. В настоящее время этим полномочием наделены уполномоченные исполнительные органы государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора. Впервые на территории Московской области начата работа по профилактике нарушений земельного законодательства. Потенциальным нарушителям направлены предупреждения о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства. В целях повышения эффективности исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления муниципального земельного контроля, Думой в 2017 году внесены изменения в Кодекс Московской области об административных правонарушениях в части наделения должностных лиц органов местного самоуправления полномочием по составлению протоколов за неисполнение ими выданных предписаний. Также в ходе проведенного мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения установлено, что к основным фактам, препятствующим проведению муниципального земельного контроля в отношении неиспользуемых земельных участков или использования земельных участков с нарушением установленных требований, является отсутствие однообразного подхода районных прокуратур Московской области к согласованию проведения выездных внеплановых проверок, в части признания возможности возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде вследствие нарушений земельного законодательства. Кроме того, земельным законодательством не закреплен конкретный перечень мероприятий, которые правообладатель должен осуществлять в рамках освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения. Определение подобного перечня мероприятий, а также мер ответственности за их невыполнение вынудит правообладателей земель приступать к освоению участков незамедлительно после регистрации права собственности. При этом регулярная переуступка правообладателями прав на неиспользуемые земельные участки с целью уклонения от административной ответственности потеряет смысл. Также существенно осложнились процедуры контрольно-надзорных проверок и привлечения к административной ответственности после исключения данных о регистрации (проживания) собственника объекта, из форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 июня 2016 года N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968".
В июне, сентябре и декабре 2017 года Комитет по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики провел расширенные заседания о ходе исполнения бюджета Московской области за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2017 года. Контроль за исполнением бюджета Московской области во взаимодействии с Контрольно-счетной палатой Московской области является одним из способов осуществления контрольной деятельности Думы. В соответствии с законодательством в Думу представляются:
Губернатором Московской области - отчеты об исполнении бюджета Московской области за первый квартал, полугодие и девять месяцев;
Контрольно-счетной палатой Московской области - информация о ходе исполнения бюджета Московской области за первый квартал, полугодие и девять месяцев.
В связи с тем, что 2017 год был объявлен Годом экологии, в Послании Президента Российской Федерации уделено особое внимание этому вопросу, в том числе отмечена необходимость сбережения уникальных природных объектов, принятия безотлагательных мер по уборке загрязненных территорий и ликвидации свалок.
Комитетом по экологии и природопользованию Думы уделялось большое внимание вопросам состояния и рекультивации полигонов ТБО, расположенных на территории Московской области, реализации территориальной схемы обращения с отходами в муниципальных образованиях Московской области, соблюдения требований природоохранного законодательства. В связи с этим Комитетом проведены расширенные выездные заседания на территории муниципальных образований Московской области с участием депутатов Думы, представителей федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти Московской области, местного самоуправления, общественных палат, экспертного сообщества, организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, и жителей Подмосковья.
18 января 2017 года состоялось расширенное заседание Комитета на тему "Соблюдение требований природоохранного законодательства при эксплуатации полигона ТБО "Кулаковский". Члены Комитета пришли к выводу о необходимости проведения выездного мероприятия на полигон ТБО "Кулаковский" для оценки соблюдения требований природоохранного законодательства. 24 января 2017 года состоялось выездное заседание Комитета с целью проведения мониторинга соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации полигона ТБО "Кулаковский". На территории Чеховского муниципального района полигон существует около 60 лет. За эти годы площадь полигона значительно увеличилась, было засыпано местное озеро. Граждане неоднократно жаловались на запах от полигона. В результате выездного мероприятия совместно с руководителями эксплуатирующей организации принято решение предоставить местным жителям возможность находиться на контрольно-пропускном пункте полигона и фиксировать количество въезжающих машин. Всем присутствующим был разъяснен план по рекультивации полигона и восстановления окружающей среды. 1 сентября 2017 года полигон был закрыт.
С марта по сентябрь 2017 года Комитетом проведено несколько выездных расширенных заседаний на тему "Реализация территориальной схемы обращения с отходами в муниципальных образованиях Московской области":
14 марта 2017 года - в Орехово-Зуевском районе (полигон ТБО "Заволенье"). На заседании принято решение продолжить контроль работ, проводимых эксплуатирующей организацией, по содержанию и рекультивации полигонов ТБО "Заволенье" и "Малая Дубна".
7 апреля 2017 года - в городе Клин. На заседании обсуждалась деятельность полигона ТБО "Алексинский карьер". Было отмечено, что руководство объекта готово проводить модернизацию. Для контроля за количеством въезжающих мусоровозов на въезде на полигон установлены камеры видеонаблюдения, произведена высадка деревьев. Одним из результатов заседания стала договоренность о взаимодействии эксплуатирующей организации с инициативной группой граждан. По итогам заседания создана рабочая группа по решению вопросов закрытия и рекультивации полигона ТБО "Алексинский карьер".
20 июня 2017 года - в Дмитровском районе. Депутаты посетили несанкционированную свалку вблизи поселка Икша и полигон ТБО "Непейно". По результатам заседания принято решение о создании рабочей группы по вопросам эксплуатации полигона ТБО "Непейно". Члены рабочей группы взяли под личный контроль работу полигона ТБО "Непейно" в части недопущения нарушений требований природоохранного законодательства, а также выполнение ООО "Эко-Жилком" мероприятий, направленных на приведение полигона ТБО "Непейно" в соответствие с требованиями законодательства.
19 сентября 2017 года - в Пушкинском районе (полигон ТБО "Царево"). В ходе заседания администрации Пушкинского муниципального района предложено обеспечить официальное опубликование информационного сообщения о проведении публичных слушаний по проекту рекультивации полигона ТБО "Царево" и размещение его на официальных сайтах органов местного самоуправления, в сети "Интернет", объявлений по радио-и телевизионным каналам, а также путем размещения на информационных стендах и средствах наружной рекламы. Также предложено направлять в Комитет по экологии и природопользованию Думы отчет о выполнении пунктов протокола совещания по вопросу закрытия полигона "Царево" от 25 августа 2017 года, плана по закрытию и содержанию полигона ТБО "Царево", плана-графика по рекультивации полигона ТБО "Царево". 1 октября 2017 года полигон был закрыт.
26 сентября 2017 года в городе Воскресенске прошло выездное расширенное заседание Комитета на тему "Формирование современной отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами в Московской области на примере Воскресенского муниципального района". В ходе заседания поступило предложение о подготовке подробной информации и видеоматериала о мировом опыте работы мусороперерабатывающих заводов и статистике экологической нагрузки на природу и население от данных заводов в других странах.
28 сентября 2017 года прошло выездное расширенное заседание Комитета на тему "Перспективы размещения объектов по обращению с отходами вблизи микрорайона Вашутино городского округа Химки". В Комитет поступали многочисленные обращения жителей микрорайона Вашутино по вопросу работы линии сортировки и перспективах размещения объектов по обращению с отходами. В ходе проверок надзорными органами были выявлены многочисленные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Благодаря активной гражданской позиции жителей, контролирующих органов и органов местного самоуправления удалось разрешить ситуацию противостояния жителей и арендатора. Генеральный директор мусоросортировочной линии в ходе заседания принял решение не строить на принадлежащем ему земельном участке мусоросортировочный завод, а перепрофилировать предприятие.
17 октября 2017 года в городе Электросталь Комитет провел выездное расширенное заседание на тему "О ходе работ по рекультивации полигона ТБО "Электросталь". Участники мероприятия отметили, что работы по рекультивации идут в соответствии с планом, еженедельно на полигоне проводится штаб, подрядчиком предоставляется отчетность по текущему состоянию дел.
31 октября 2017 года состоялось расширенное заседание Комитета по вопросам рекультивации полигонов, принадлежащих городу Москве, расположенных в Московской области. Кроме того, на заседании был обсужден ход рекультивации полигона ТБО "Быково". Полигон ТБО "Быково" в Павлово-Посадском районе эксплуатировался с 1966 года. В заседании приняли участие представители Министерства экологии и природопользования Московской области, органов исполнительной власти города Москвы. Были предоставлены видео- и фото- отчеты, документация по планам работ и графику их исполнения. В рамках технологического этапа ведется работа по завозу грунтов, устроению защитных экранов, системы газоудаления, дренажной системы сбора фильтрата. В рамках биологической рекультивации будут восстанавливаться нарушенные земли, будет проводиться мониторинг состояния окружающей среды. Депутаты взяли на контроль процесс рекультивации полигона ТБО "Быково". В настоящее время полигоны "Быково", "Каширский" и "Электросталь", на которых ведутся работы по рекультивации, включены в государственную программу.
8 ноября 2017 года состоялось расширенное заседание Комитета, на котором заслушан доклад на тему "Чистое Подмосковье": этапы реализации и перспективы". В докладе сообщалось, что на осенне-зимний период проект "Чистое Подмосковье" будет переориентирован с проведения рейдовых мероприятий по выявлению несанкционированных навалов мусора на аналитическую работу. Речь идет о таких направлениях, как анализ реестров договоров индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), садоводческих некоммерческих товариществ (далее - СНТ), заключенных с мусоровывозящими организациями, выявление проблем при заключении договоров с мусоровывозящими организациями, достижение стопроцентного заключения договоров с мусоровывозящими организациями, рейды по проверкам наличия контейнеров на площадках в осенне-зимний период, подготовка к весенне-летнему сезону.
10 ноября 2017 года в городе Талдом состоялся межмуниципальный Осенний форум дачников и садоводов Подмосковья, организованный Комитетом по имущественным отношениям и землепользованию Думы и Комитетом по экологии и природопользованию Думы. В форуме приняло участие более 300 человек. На мероприятии были разъяснены требования законодательства по заключению договоров на вывоз мусора и поставлена задача стопроцентного заключения договоров на вывоз мусора всеми СНТ в 2018 году. Присутствующие единогласно обозначили проблему отсутствия договоров в ИЖС. Дачники поддержали проект "Чистое Подмосковье" и выразили готовность активно участвовать в программе раздельного сбора мусора.
27 ноября 2017 года Комитет провел расширенное заседание по вопросу "О ходе работ по рекультивации полигона ТБО "Каширский". Были рассмотрены проектные решения для рекультивации полигона, проблемы рекультивации данного объекта, ход выполнения работ и финансовых обязательств. По итогам принято решение о необходимости осуществлять постоянный контроль проведения рекультивации полигона.
11 декабря 2017 года прошло выездное расширенное заседание Комитета в городе Клин на тему "Мониторинг текущей ситуации на полигоне ТКО "Алексинский карьер". На заседании рассмотрен ход выполнения инвестиционной программы ООО "Комбинат". Отмечено, что выполнены следующие мероприятия: произведено открытие новых рабочих карт; осуществлено строительство станции очистки и системы сбора ливневых вод; закуплены и установлены отпугиватели птиц; на полигон проведена линия оптоволокна и осуществлено подключение к сети "Интернет". С целью снижения негативного влияния полигона на окружающую среду вместо "пассивной" дегазации тела полигона принято решение о запуске "активной" дегазации с последующей утилизацией свалочного газа. Системой "активной" дегазации предусмотрено производство электрической энергии для нужд полигона в объеме примерно 3 МВт (освещение, отопление и т.д.). В декабре 2017 года началось бурение специальных скважин для сбора биогаза.
<< Подраздел 3. Бюджетная и налоговая политика |
||
Содержание Постановление Московской областной Думы от 29 марта 2018 г. N 40/47-П "О Докладе по итогам работы по законодательному... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.