Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
государственного органа
Московской области
"Уполномоченный по правам человека
в Московской области и его аппарат"
от 26 февраля 2018 г. N РГОМО-12/2018
Отчет
о результатах правового мониторинга соблюдения трудовых прав осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Московской области
1. Общие положения
Объект мониторинга: Глава 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство Российской Федерации в части трудовых прав и гарантий осужденных, иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов, связанных с привлечением осужденных к труду.
Цели и задачи проведения мониторинга: выявление нарушений трудовых прав и гарантий осужденных к лишению свободы, закрепленных действующим законодательством, выработка мер и предложений по улучшению ситуации, контроль за исполнением законов и других нормативных правовых актов в сфере привлечения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к труду.
Время проведения мониторинга: апрель - ноябрь 2017 года.
2. Деятельность исполнителей
Исполнитель: Шаталов В.И., Соколов А.А.
Проведенные мероприятия:
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Отметка о выполнении |
1 |
Изучение и анализ законодательства в сфере соблюдения трудовых прав осужденных (федеральное законодательство, региональное законодательство, ведомственные нормативные правовые акты, практика других стран) |
Апрель 2017 |
Соколов А.А. |
Исполнено |
2 |
Посещение Московской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области для получения информации, связанной с соблюдением трудовых прав осужденных |
Апрель - Май 2017 |
Шаталов В.И., Соколов А.А. |
Исполнено |
3 |
Посещение УФСИН России по Московской области для получения информации, связанной с трудовыми правоотношениями осужденных |
Май 2017 |
Шаталов В.И., Соколов А.А. |
Исполнено |
4 |
Подготовка и направление соответствующих запросов (статистика, нормативная база и др.) начальнику УФСИН России по Московской области и прокурору Московской области |
Май 2017 |
Соколов А.А. |
Исполнено |
5 |
Посещение исправительных учреждений с целью сбора информации, ее анализа и обобщения, бесед с сотрудниками и осужденными |
По отдельному графику (май - ноябрь 2017) |
Соколов А.А. |
Исполнено |
6 |
Подведение итогов мониторинга, анализ результатов, подготовка предложений по устранению выявленных проблем |
Ноябрь 2017 |
Соколов А.А. |
Исполнено |
7 |
Подготовка отчета о проведенном мониторинге |
Ноябрь 2017 |
Соколов А.А. |
Исполнено |
3. Проведение мониторинга
В соответствии с положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации главной целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных. В свою очередь, одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд и профессиональное обучение. Задачей исправительного учреждения (далее - ИУ) является формирование у осужденного привычки трудиться. Отношения, возникающие в результате привлечения осужденных к труду, регулируются уголовно-исполнительным законодательством и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы привлечения осужденных к труду:
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30.08.1955 (ст. 71 - 76);
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (п. 3 ст. 8);
Декларация МОТ Об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19.06.1998);
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст. 9, глава 14);
Трудовой кодекс РФ (Продолжительность рабочего времени - главы 15 - 18; Правила охраны труда и техники безопасности - главы 33 - 36; Оплата труда - главы 20 - 21; Привлечение несовершеннолетних к труду - глава 42; Привлечение к труду инвалидов - ст. 224);
Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 N 295);
Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13.11.2008 N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы".
Реалии нынешнего экономического состояния нашей страны не позволяют в полной мере реализовывать право осужденных на труд и достойную его оплату. Это затрудняет как последующую ресоциализацию лиц, отбывших наказание, так и выплату осужденными нанесенного ими ущерба государству, организациям и гражданам. Существенным недостатком действующего законодательства и предпосылкой нарушения прав граждан является отсутствие правовой регламентации трудовых прав осужденных, что позволяет правоприменителям трактовать их весьма произвольно, либо просто игнорировать положения Трудового кодекса РФ.
В научной и профессиональной среде существует непрекращающаяся дискуссия о том, какова правовая природа трудовых отношений, возникающих между администрацией исправительного учреждения и осужденными.
Между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не на свободном волеизъявлении осужденного, а на его обязанности трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые отношения, регулируемые исключительно и безусловно Трудовым кодексом РФ, поскольку при привлечении осужденных к труду последние не могут рассматриваться в качестве работников, а администрация исправительного учреждения - в качестве работодателей, поскольку отношения по привлечению осужденных к труду трудовыми отношениями применительно к Трудовому кодексу РФ (статья 15) в полной мере не являются.
Трудиться в местах лишения свободы является не только правом осужденного, но и его обязанностью, а отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.
Требование об обязательности труда не распространяется на инвалидов первой и второй групп, пенсионеров, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет. Привлечение несовершеннолетних осужденных к труду осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о труде.
В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы трудовое законодательство распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, оплаты труда, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии.
Из этого следует, что на осужденного не распространяются другие гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, в частности, по порядку оформления прекращения трудовых отношений, соблюдению самой процедуры увольнения и наличию предусмотренных на то оснований. Прекращение привлечения осужденного к труду не является увольнением по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.
Еще одним моментом, свидетельствующим о специфике трудовых отношений между администрацией ИУ и осужденными, являются удержания из заработной платы осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию.
Представляет интерес зарубежный опыт привлечения заключенных к труду 1. В большинстве государств привлечением заключенных к труду занимаются сами пенитенциарные учреждения и местные органы власти, за исключением США, в которых вопросами привлечения к труду занимается частная корпорация. Следует отметить, что ни в одной стране не ставится задача экономической самоокупаемости за счет доходов, полученных от использования труда заключенных. Практика многих зарубежных стран показала, что использование труда заключенных при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг считается экономически невыгодным. К исключениям можно отнести пенитенциарные системы США, Германии и Японии. Конкурентными преимуществами рабочей силы из числа заключенных является ее относительная дешевизна и дисциплинированность рабочих. Кроме того, для оплаты труда заключенных, в ряде стран применяются пониженные ставки заработной платы.
Использование труда заключенных в Германии считается экономически выгодным, так как при оплате их труда возможно использование пониженных ставок налогов, а также существует возможность свободного отбора работников нужных профессий и квалификации из числа лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Работа в тюрьмах Германии и Японии не является обязательной, однако созданы элементы механизма экономического стимулирования к труду (сделать покупки в магазинах учреждений заключенным разрешается только на деньги, заработанные при отбывании наказания; в Японии основная часть услуг в тюрьмах платные, например, телефонные звонки).
Особенностью пенитенциарной системы Великобритании является то, что доходы, получаемые от труда заключенных, принадлежат администрации тюрем и лишь часть средств выделяется заключенным в качестве вознаграждения за труд и используется для приобретения мелких покупок.
Труд в Италии является для осужденных льготой, так как не хватает заказов, размещаемых в тюрьмах.
Существующие проблемы предопределили необходимость проведения аппаратом Уполномоченного по правам человека в Московской области мониторинга соблюдения трудовых прав осужденных к лишению свободы для выработки возможных мер и предложений по улучшению ситуации.
В ходе мониторинга были направлены запросы в прокуратуру Московской области и УФСИН России по Московской области, посещены все исправительные учреждения Московской области (ФКУ КП-2, КП-3, ИК-1, РЖ-5, ИК-6, МВК) и три следственных изолятора (ФКУ СИЗО-5, СИЗО-8, СИЗО-11), проведено анкетирование осужденных (225 чел.) и письменный опрос руководителей учреждений (далее - эксперты) (9 чел.), подготовлены акты проверки соблюдения трудовых прав осужденных по каждому исправительному учреждению. Проверки в ИК-6 и КП-3 прошли совместно с представителями Московской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области.
Всего в учреждениях уголовно-исполнительной системы Московской области в период проведения мониторинга отбывали лишение свободы 1943 осужденных, в том числе 1866 (96%) трудоспособных осужденных, 1627 (87,2%) трудоустроенных осужденных. Отбывало наказание 130 иностранных граждан (6,7%), из них 98 чел. (75,4%) трудоустроено. Кроме того, законом предусмотрена при наличии соответствующих условий возможность подозреваемым и обвиняемым трудиться на территории следственных изоляторов. В следственных изоляторах Московской области такие условия не созданы.
Количество трудоустроенных осужденных по исправительным учреждениям
|
ИК-1 |
ИК-5 |
ИК-6 |
КП-2 |
КП-3 |
мвк |
СИЗО |
ИТОГО |
Кол-во трудоспособных |
237 |
818 |
168 |
188 |
186 |
75 |
194 |
1866 |
Из них трудоустроено |
237 (100%) |
818 (100%) |
135 (80,3%) |
102 (54,2%) |
107 (57,5%) |
34 (45,3%) |
194 (100%) |
1627 (87,2%) |
- с разбивкой по видам занятости:
в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, чел. |
на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы, чел. |
на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания / вне территории учреждения, чел. |
по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, чел. |
1144 (70,3%) |
1 (помощник продавца в магазине ФГУП "Калужское") (0,06%) |
11 (КП при ИК-6) (0,74%) |
471 (28,9%) |
Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ст. 13) на учреждения, исполняющие наказания, возложена обязанность обеспечивать привлечение осужденных к труду.
Трудовая деятельность осужденных осуществляется в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве (всего 34) с коммерческими организациями и договоров на производство и поставку товаров для внутрисистемных нужд и нужд федеральных органов.
Как видим из таблицы, общее количество трудоустроенных осужденных в Московской области достаточно высокое (87,2%) в сравнении с общероссийским (около половины осужденных трудоустроено), однако такой показатель достигается за счет привлечения к труду осужденных женщин.
В женских исправительных колониях (ФКУ ИК-1 и ФКУ ИК-5) все осужденные трудоустроены, в Можайской воспитательной колонии наличие большого количества неработающих объясняется тем, что в первую очередь несовершеннолетние осужденные получают среднее и профессиональное образование. Наибольшие проблемы в трудоустройстве имеются в колониях-поселениях (ФКУ КП-2, ФКУ КП-3) и ФКУ ИК-6 (колония общего режима для мужчин). Парадоксальность ситуации заключается в том, что в целом по России колонии-поселения, наоборот, в вопросах трудоустройства осужденных являются наиболее успешными (более 3/4 трудоустроено). Следует отметить, что в ФКУ КП-3 в последние годы отмечается увеличение количества трудоустроенных осужденных (в 2013 году было трудоустроено менее 1/3 осужденных).
Большинство осужденных, имеющих обязательства по исполнительным листам, трудоустроено - 85%.
По мнению всех руководителей исправительных учреждений наличие работы у осужденного благоприятно влияет на его положительное поведение и исправление, при чем, не только во время отбывания наказания, но и после освобождения (77,8% опрошенных). При решении вопросов трудовой занятости осужденных сотрудники учреждений чаще всего сталкиваются со следующими трудностями: отсутствие паспортов, СНИЛС, отсутствие профессиональных навыков и опыта работы, низкая квалификация, трудности при формировании портфеля заказов, мало мер воздействия (как наказаний, так и поощрений).
В качестве причин снижения количества осужденных, привлекаемых к оплачиваемым работам, руководители ИУ называют: отсутствие заказов (ФКУ ИК-6), многие заказчики приостановили сотрудничество ввиду отсутствия рынка сбыта (ФКУ КП-2). По их мнению, чаще всего осужденные отказываются от работы по следующим причинам (распределены по порядку в зависимости от степени значимости): нежелание оплачивать свое содержание в УИС; нежелание платить по исполнительным листам и искам; наличие денежных средств на лицевом счету; низкая заработная плата; тяжелый и неквалифицированный труд; противопоказания по состоянию здоровья; воровские традиции, тунеядство, нежелание работать. Причинами низкой эффективности труда эксперты называют (распределены по порядку в зависимости от степени значимости): Нежелание значительного числа осужденных трудиться в связи с деформацией их личности; материальная незаинтересованность осужденных; предложение осужденным работы, не соответствующей квалификации, образованию, возможностям и интересам осужденного; отсутствие действенной помощи со стороны государства и местных органов власти в обеспечении трудовой занятости осужденных; слабые связи исправительных учреждений с частными предприятиями в части привлечения осужденных к труду; нехватка рабочих мест.
Руководителями ИУ были названы стимулы к труду для осужденного (распределены по порядку в зависимости от степени значимости): зачет дней работы для исчисления срока наказания (один день работы за два дня лишения свободы); повышение оплаты труда; УДО; сокращение удержания денежных средств из заработной платы на содержание осужденного (питание, одежда и т.д.); увеличение гарантированного минимума денежных средств, зачисляемых на счет осужденного; моральное поощрение (благодарность, благодарственное письмо родственникам, занесение на доску почета и т.д.); в условиях отсутствия достаточного количества рабочих мест, сама возможность работать.
В настоящее время осужденные заняты на следующих видах производств (работ): швейное производство (МВК, ИК-1, ИК-5, ИК-6); производство макаронных изделий (КП-2, КП-3); художественная ковка (КП-3); сборка светодиодных светильников (КП-3); металлообработка (КП-3, МВК); изготовление компрессоров (КП-2); переработка, сортировка и прессование кабельной продукции (КП-2); изготовление и покраска контейнеров (КП-2); сборка и сортировка канцелярских принадлежностей (КП-2); разборка противогазов (КП-2, ИК-6); литье колодок для обуви (ИК-6); клейка цветов для кладбищ (ИК-1).
В качестве перспективных для развития в ИУ видов производств экспертами были названы: швейное производство; изготовление готовой продукции для внутрисистемных нужд; металлобработка; производство макаронных изделий; сортировка и комплектация.
Экспертам было предложено высказать мнение по вопросу участия производственного сектора ИУ в рыночных экономических отношениях. Полученные данные распределились следующим образом:
A) Основное направление деятельности производственного сектора ИУ - выполнение государственного заказа или производство для нужд самих исправительных учреждений - 50% опрошенных;
Б) Производственный сектор ИУ не должен участвовать в рыночных отношениях на общих условиях в связи с тем, что имеет определенные особенности организации производственной деятельности - 40%;
B) Производственный сектор ИУ может участвовать в рыночных отношениях на общих условиях - 10% опрошенных.
Техническое состояние оборудования в ИУ (СИЗО) эксперты оценивают следующим образом: физически изношено - 22,2% (КП-2, ИК-1); морально устарело - 33,3% (СИЗО-8, ИК-1, ИК-6); вполне пригодно для эксплуатации - 33,3% (СИЗО-11, МВК, КП-3); парк оборудования обновлен - 11,2% (ИК-5). Существующее на сегодняшний день состояние организации труда в ИУ устраивает руководителей всех учреждений, за исключением ИК-6, КП-3, которые полагают, что есть возможности для улучшения.
Многие осужденные попадают в места лишения свободы, не имея специальности, а, зачастую, даже среднего образования. В этом свете большую роль играет возможность получения в стенах ИУ образования и специальности, востребованной не только во время трудовой деятельности в период отбывания наказания, но и после освобождения. Осужденные получают образование в школах (488 чел.), в профтехучилищах (509 чел.) и в ВУЗах (1 чел.).
Проведенное исследование показало, что во всех ИУ, кроме КП-2, имеется образовательное учреждение (филиал), в которых осужденные могут получить следующие специальности: оператор швейного оборудования, швея, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-сантехник, слесарь механосборочных работ, слесарь строительный, укладчик-упаковщик, парикмахер. Необходимо отметить, что в КП-2 осужденным вообще не созданы условия для обучения, в ИК-6 мужчины обучаются только на оператора швейного оборудования, в КП-3 только на сборщика-комплектовщика.
В двух учреждениях (КП-3, ИК-5) осужденные также обучаются индивидуальным (бригадным) методом, непосредственно на рабочем месте, по следующим специальностям: КП-3 - сварщик, слесарь-сборщик; ИК-5 - швея, контролер ОТК, раскройщик, уборщица, грузчик, слесарь-ремонтник, настильщик).
Экспертами были названы профессии, которые могут быть востребованными после освобождения: швея; сварщик; сборщик-упаковщик; каменщик; штукатур-маляр; автослесарь; повар; складские рабочие.
Руководством ИУ были отмечены основные проблемы, возникающие при получении профессионального образования, прохождении профессионального обучения осужденными: нежелание учиться (50% опрошенных) и отсутствие материально-технической базы (МВК, КП-2). В ИК-1 таких проблем нет, поскольку многие осужденные уже имеют специальности, полученные во время предыдущего отбывания наказания.
Хорошая организация труда в ИУ во многом зависит от успешного взаимодействия с органами местного самоуправления. Руководителями ИУ отмечается регулярная потребность в данном взаимодействии. В ИК-1 и ИК-5 созданы попечительские советы, в состав которых входят руководители муниципальных образований, в КП-3 взаимодействие с администрацией города осуществляется посредством проведения совещаний. В МВК и ИК-6 взаимодействие с органами местного самоуправления отсутствует. При этом, по мнению руководства ИК-6 и СИЗО-11, в настоящее время отсутствуют условия для его успешного развития.
Экспертами были названы основные препятствия по реализации взаимодействия с муниципальными органами: нехватка кадров - 27,8%, нехватка средств - 22,2%, формализм - 22,2%, настроение людей, их неверие в успех - 16,7%, нехватка времени - 11,1%.
Руководителями ИУ были отмечены наиболее распространенные формы взаимодействия (ответы даны по степени важности): оказание помощи, реализация совместных мероприятий по направлениям деятельности, личные встречи руководителей органов, обмен информацией, координационные совещания, проверки по направлениям деятельности.
По мнению экспертов, координатором деятельности по взаимодействию ИУ с органами местного самоуправления должен стать: начальник ИУ или директор ЦТАО - 33,4%, территориальный орган ФСИН России - 22,2%, совместный, коллективный орган - 22,2%, глава муниципального образования - 11,1%.
Перейдем к анализу результатов, полученных в ходе выездных проверок соблюдения трудовых прав осужденных в ИУ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Из анализа данной нормы закона следует вывод о том, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания. Таким образом, при привлечении осужденных к труду они не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку отношения по обязательному привлечению к труду трудовыми отношениями применительно к Трудовому кодексу РФ не являются.
Труд осужденных, хотя и регулируется в определенной части законодательством о труде, сам по себе является обособленной принудительной мерой исправления.
Руководство ФСИН России ссылается на Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 24.09.2008 N 2128-6-1, согласно которому между работающими осужденными и администрациями Учреждений не возникает трудовых отношений, как их определяет ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации.
В исправительных учреждениях Московской области придерживаются данной позиции и трудовые договоры с осужденными не оформляются.
Тем не менее, в некоторых субъектах РФ трудовые договоры с осужденными заключаются, а их копии выдаются при освобождении.
Полагаем, что здесь целесообразно согласиться с позицией Уполномоченного по правам человека в РФ о том, что трудовые договоры между осужденными и администрациями учреждений ФСИН России заключать необходимо, но с учетом своей специфики, что послужит эффективной профилактикой трудовых конфликтов в учреждениях УИС и будет способствовать обеспечению трудовых прав осужденных.
Отсутствие трудовых договоров приводит к размытости норм рабочего времени, что в свою очередь влечет за собой возможность выплачивать осужденным заработную плату ниже уровня МРОТ.
На лицевой счет осужденных после удержания расходов по их содержанию и обязательств по искам и алиментам (при их наличии) зачисляется заработная плата в следующих размерах: до 1000 руб. - 10,3%; от 1000 до 3000 руб. - 33,5%; от 3000 до 5000 руб. - 42%; от 5000 до 7000 руб. - 6,7%; от 7000 до 10000 руб. - 4,9%; от 10000 до 15000 руб. - 2,2%; свыше 15000 руб. - 0,4%.
Как видим, начисляемая на лицевой счет заработная плата у 85,8% осужденных составляет меньше 5000 руб. (в 10 раз меньше среднемесячной заработной платы по региону). При таких обстоятельствах сложно говорить о компенсации вреда, причиненного преступлением (например, средний размер иска о возмещении морального вреда при ДТП - 1 млн. руб.), выплатах алиментов, реальной финансовой поддержке семьи осужденного, его ресоциализации.
Около 1/4 опрошенных осужденных имеют обязательства: по возмещению материального ущерба от преступления и морального вреда (19%), алиментов (8,8%).
Значительное количество осужденных (более 10%) получают заработную плату ниже уровня МРОТ (в основном в КП-2 и КП-3). Согласно ст. 105 УИК РФ размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки. Согласно полученным данным к полной рабочей неделе привлечено 98,6% осужденных, а к неполной - лишь 1,4%. Возникает парадоксальная ситуация, при которой около 10% осужденных, отработавших полный рабочий день, получают заработную плату ниже уровня МРОТ, а в отдельных случаях после всех необходимых удержаний на лицевой счет зачисляется лишь 200 - 300 рублей в месяц. В такой ситуации сохраняется лишь воспитательная роль труда, а материальная составляющая фактически отсутствует.
По информации 0,4% опрошенных осужденных имели место случаи излишнего удержания из заработной платы, при которых на их лицевой счет было зачислено менее 25% заработной платы.
Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ). В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Практика ведения трудовых книжек в ИУ на осужденных разная. Так, в СИЗО-5, СИЗО-8 и МВК трудовые книжки ведутся на всех осужденных, частично ведутся в ИК-5 и ИК-6, вообще не ведутся в СИЗО-11, КП-2, КП-3, ИК-1. Записи в трудовой книжке являются подтверждением трудового стажа работника, что играет важную роль при назначении пенсии. В некоторых учреждениях ведутся учетные карты рабочего времени (СИЗО-11, ИК-5), а при освобождении выдаются справки учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж (КП-3, ИК-1, ИК-5, ИК-6).
На практике имеют место случаи, когда для гражданина именно стажа его работы в местах лишения свободы не хватало для начисления пенсии. Во избежание этого необходимо обеспечить надлежащий и единообразный учет трудового стажа осужденных в ИУ Московской области.
Привлечение осужденных к труду осуществляется в соответствии с графиками сменности. В некоторых случаях имеется практика принудительного привлечения к работам сверх предусмотренного графиками сменности времени путем написания соответствующих заявлений (0,9% опрошенных осужденных - в СИЗО-8, ИК-1).
В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса РФ привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается только с его письменного согласия. В ИУ Московской области 31 чел. работает более 40 часов в неделю (25 чел. в КП-3 и 6 чел. в СИЗО-11). В некоторых учреждениях (СИЗО-8, СИЗО-11, ИК-6) заявления о согласии на сверхурочную работу осужденные не писали. Положительным моментом является то, что во всех ИУ ведется точный учет продолжительности сверхурочной работы, однако ее оплата осуществляется не во всех учреждениях (ст. 152 Трудового кодекса РФ). В СИЗО-5 и МВК осужденные к сверхурочной работе не привлекались; в КП-3, ИК-6 и СИЗО-8 сверхурочная работа оплачивалась, но в СИЗО-8 при этом даже с учетом сверхурочной работы заработная плата не превышает 1 МРОТ. В СИЗО-11, КП-2 и ИК-1 сверхурочная работа не оплачивается, в ИК-5 сверхурочные заменяют отгулами.
В соответствии со ст. 113 Трудового кодекса РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ. Статьей 153 Трудового кодекса РФ предусмотрена повышенная оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Во всех учреждениях, кроме МВК, осужденные привлекались к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, при этом письменные согласия осужденных имеются только в КП-3 и ИК-5, в остальных учреждениях они отсутствуют (СИЗО-5, СИЗО-8, СИЗО-11, ИК-1, ИК-6).
Статьей 136 Трудового кодекса РФ предусмотрена выплата заработной платы не реже, чем каждые полмесяца и выдача расчетных листков. В ИК-6 и МВК данное требование нарушается и заработная плата выплачивается один раз в месяц. В СИЗО-8 не выдавались расчетные листки.
Незначительная часть опрошенных осужденных (1,8%) указали, что имели место задержки при выплате заработной платы (КП-2, КП-3).
Во всех ИУ имеются специалисты по охране труда (ст. 217 Трудового кодекса РФ), все осужденные обеспечены специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Трудовым законодательством (ст. 213 Трудового кодекса РФ) предусмотрены медицинские осмотры для некоторых категорий работников, в том числе занятых в сфере общественного питания. Во всех ИУ у работников пищеблока имеются медицинские книжки, однако в некоторых учреждениях (КП-3, ИК-6) у части осужденных медицинские книжки находились в стадии оформления.
Статьей 224 Трудового кодекса РФ предусмотрены дополнительные гарантии охраны труда инвалидов, связанные с обязанностью работодателя создавать для них условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В колониях Подмосковья отбывает наказание 26 инвалидов, из которых 10 человек по собственному желанию привлечены к труду. Предусмотренные законом условия труда для них не созданы по причине отсутствия программ реабилитации из медицинских учреждений.
По информации УФСИН России по Московской области во всех учреждениях УИС имеются лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачу им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. Несмотря на это, часть опрошенных осужденных (4,7%) заявили, что пособие по временной нетрудоспособности им не оплачивалось, лист нетрудоспособности не выдавался. Такая практика имеет место во всех ИУ. Согласно опросу, пособие по временной нетрудоспособности было выплачено только одной осужденной в ИК-1. Также обращает внимание тот факт, что по полученной информации, 95% осужденных ни разу не болели в течение нескольких лет. Данная информация вызывает большие сомнения, поскольку согласно статистике Минздрава РФ только гриппом и ОРЗ ежегодно болеет около 20 - 30% россиян.
Уголовно-исполнительным законодательством (ст. 106 УИК РФ) предусмотрено привлечение осужденных к лишению свободы к выполнению работ без оплаты труда по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Продолжительность таких работ не должна превышать двух часов в неделю. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.
Во всех колониях ведется учет привлечения осужденных к вышеназванным работам, а в СИЗО такой учет не ведется. По результатам опроса, 13% осужденных привлекались к выполнению работ без оплаты труда по благоустройству учреждения на срок более 2 часов в неделю без письменных заявлений (СИЗО-8, КП-2, КП-3, ИК-1). В некоторых случаях (1,3% опрошенных) осужденные привлекались к работам без оплаты труда, не связанным с благоустройством учреждения (СИЗО-8, КП-2, КП-3).
В ходе мониторинга было проверено соблюдение законодательства при возникновении несчастного случая на производстве. По полученной информации, за период 2014 - 2017 таких случаев было 8, во всех учреждениях ведутся журналы учета несчастных случаев (за исключением СИЗО-11). В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ и ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" привлекаемые к труду осужденные к лишению свободы имеют право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По полученным данным, в СИЗО-5 и ИК-1 такое страхование не осуществляется. Кроме того, ни одно учреждение не представило информацию, подтверждающую получение осужденными при наступлении несчастного случая на производстве всех предусмотренных законом страховых выплат. При этом в КП-3 в отношении сотрудника учреждения за нарушение требований охраны труда было возбуждено уголовное дело.
В соответствии со ст. 104 УИК РФ работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 УИК РФ. Во всех учреждениях имеются графики отпусков.
Проведенный мониторинг показал, что право осужденного на отпуск реализуется не в полной мере, поскольку условия для проведения отпуска (специальные помещения) созданы только в трех учреждениях из семнадцати (СИЗО-З, СИЗО-12, МВК), а отпуска с выездом за пределы ИУ не предоставляются вовсе. Кроме того, существует практика замены отпуска денежной компенсацией (около 16% работающих осужденных - СИЗО-8, СИЗО-11, КП-2, КП-3, ИК-1). В некоторых учреждениях (СИЗО-8, КП-2, КП-3) имели место случаи оплаты отпуска позднее, чем за 3 дня до его начала (ст. 136 Трудового кодекса РФ).
___________________________________
1 Привлечение лиц, осужденных к лишению свободы, к труду и повышение его эффективности: Учебное пособие / А.И. Абатуров, О.Г. Арасланова, Н.С. Матвеева, A.H. Михайлов, Н.Н. Неустроева, И.В. Разумова; научн. ред. д.э.н. Н.С. Матвеева. - Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2015. - 194 с.
4. Результаты мониторинга
Несмотря на положительные в последние годы тенденции в части организации труда осужденных, необходимо обратить внимание на выявленные в процессе мониторинга проблемы и недостатки. К основным проблемам следует отнести наличие значительного количества необеспеченных работой осужденных (особенно в колониях-поселениях) и низкую заработную плату.
По информации прокуратуры Московской области проблемными вопросами, возникающими в процессе организации работы по привлечению осужденных к труду являются: отсутствие отработанной, устойчивой системы государственных заказов на продукцию (несмотря на нормативное закрепление в ст. 10 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обязанности Правительства Российской Федерации для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания); отсутствие у осужденных специальности или наличие невостребованной специальности; низкий профессиональный уровень осужденных; изношенность основных фондов производственного сектора; увеличение численности осужденных, не подлежащих привлечению к труду из-за наличия хронических заболеваний.
Руководство УФСИН России по Московской области и сотрудники исправительных учреждений к основным проблемам трудоустройства осужденных к лишению свободы относят: отсутствие заказов; отсутствие собственного производственного оборудования для выпуска конкурентоспособной продукции; ветхое состояние производственных зданий и сооружений; отсутствие достаточных оборотных средств для приобретения технологического оборудования и ремонта основных производств.
УФСИН России по Московской области предпринимаются меры по увеличению количества рабочих мест. В 2016 году в рамках региональной программы "Безопасность Подмосковья" выделены денежные средства и произведен монтаж оборудования в ФКУ КП-2 и ФКУ КП-3 для производства макаронных изделий. Запланировано открытие производственных участков по выпуску оконных конструкций из ПВХ профилей и алюминия, а также по производству туалетной бумаги и полотенец. Заключено соглашение о сотрудничестве с ФГУП "Производственно-промышленный дом" о взаимодействии в вопросах открытия новых производственных участков и трудоустройства осужденных на оплачиваемых работах (осуществляется выпуск промышленных и бытовых компрессоров, планируется размещение заказов на производство деревянной тары для патронов, сборку светодиодных светильников, рамок металлоискателя, пошив форменной одежды для нужд федеральных органов исполнительной власти). Производственной службой УФСИН ежедневно отслеживается проведение торгов (согласно ФЗ РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ) по городу Москве и Московской области на официальном сайте, соответствующая информация направляется в учреждения для рассмотрения возможности участия.
Помимо указанных проблем, в ходе проведенного мониторинга были выявлены следующие нарушения и недостатки:
- не созданы условия в следственных изоляторах для привлечения к труду подозреваемых и обвиняемых;
- не организовано обучение в КП-2, в ИК-6 мужчины обучаются только на оператора швейного оборудования, в КП-3 только на сборщика-комплектовщика;
- отсутствие взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам привлечения осужденных к труду (МВК, ИК-6);
- отсутствие рабочих камер в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ исправительных учреждений (п. 26 ПВР ИУ) (КП-2, КП-3, ИК-1, ИК-6);
- получение заработной платы ниже уровня МРОТ (около 10% осужденных) при полной рабочей неделе;
- отсутствие надлежащего и единообразного учета рабочего времени осужденных (например, в КП-2 не ведутся трудовые книжки, отсутствуют карты учета рабочего времени, не выдаются справки учета рабочего времени; в других ИУ ведутся либо трудовые книжки, либо карты учета рабочего времени);
- привлечение к сверхурочной работе (СИЗО-8, СИЗО-11, ИК-6) и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (СИЗО-5, СИЗО-8, СИЗО-11, ИК-1, ИК-6) без письменного согласия осужденных;
- отсутствие оплаты за сверхурочную работу (СИЗО-8, СИЗО-11, КП-2, ИК-1);
- выплата заработной платы один раз в месяц (ИК-6, МВК), невыдача расчетных листков (СИЗО-8);
- привлечение к труду больных осужденных, не выдаются и не оплачиваются больничные листы;
- привлечение к работам без оплаты труда на срок более двух часов в неделю без письменных заявлений, а также к работам без оплаты труда, не связанным с благоустройством учреждения;
- отсутствие журнала учета несчастных случаев на производстве (СИЗО-11);
- отсутствие обязательного социального страхования осужденных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (СИЗО-5, ИК-1);
- нарушение прав осужденных на получение при наступлении несчастного случая на производстве всех предусмотренных законом социальных выплат (отсутствие информации, подтверждающей получение таких выплат);
- отсутствие практики предоставления отпусков с выездом за пределы ИУ (ст. 97 УИК РФ);
- отсутствие условий для проведения отпуска без выезда за пределы ИУ (помещения для проведения отпуска имеются только в трех учреждениях: СИЗО-З, СИЗО-12, МВК);
- замена отпуска денежной компенсацией (СИЗО-8, СИЗО-11, КП-2, КП-3, ИК-1);
- оплата отпуска позднее, чем за 3 дня до его начала (СИЗО-8, КП-2, КП-3).
5. Выводы
Предложения и рекомендации:
УФСИН России по Московской области:
- усилить работу по организации труда осужденных, обеспечить привлечение к труду максимального количества осужденных, в первую очередь тех, которые имеют исковые обязательства и отбывают наказание в колониях-поселениях;
- организовать работу по повышению оплаты труда осужденных;
- рассмотреть вопрос о пересмотре норм выработки в целях создания реальных условий для получения заработной платы не ниже уровня МРОТ при сдельной оплате труда (большое количество осужденных получают заработную плату ниже уровня МРОТ при полной рабочей неделе);
- рассмотреть возможность создания условий для труда подозреваемых и обвиняемых на территории следственных изоляторов;
- основным направлением деятельности производственного сектора ИУ должно являться выполнение государственного заказа или производство для нужд самих исправительных учреждений, в связи с чем УФСИН России по Московской области необходимо активизировать работу по получению государственных заказов и организовать их выполнение;
- усилить взаимодействие исправительных учреждений с органами местного самоуправления по вопросам привлечения осужденных к труду;
- расширить перечень специальностей, которым могут обучаться осужденные, в КП-2, КП-3, ИК-6 (прежде всего строительные специальности, например, штукатур-маляр, каменщик, сварщик, а также повар). Рассмотреть возможность получения специальности "автослесарь" не только в МВК, но и в других мужских колониях. Организовать обучение осужденных в КП-2;
- в ИК-5 и КП-3 осужденные имеют возможность обучаться индивидуальным (бригадным) методом, непосредственно на рабочем месте. Необходимо распространить положительный опыт обучения бригадным методом и в других учреждениях;
- оборудовать рабочие камеры в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ в КП-2, КП-3, ИК-1, ИК-6;
- усилить контроль за соблюдением права осужденного на получение гарантированного минимума заработной платы, зачисляемой на лицевой счет, после всех удержаний;
- обеспечить надлежащий учет трудового стажа осужденных и единую практику во всех ИУ (трудовая книжка, карта учета рабочего времени, а при освобождении выдавать справку учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж);
- обеспечить хранение сведений о работе осужденных в местах лишения свободы;
- обеспечить контроль за соблюдением порядка привлечения к работе более 40 часов в неделю (с учетом письменного согласия осужденных);
- обеспечить во всех ИУ оплату за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также привлечение к данным работам только с письменного согласия осужденных;
- обеспечить выплату заработной платы каждые полмесяца и выдачу расчетных листков;
- обеспечить условия труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ст. 224 Трудового кодекса РФ);
- обеспечить выдачу и оплату больничных листов и не допускать практики привлечения больных осужденных к труду;
- обеспечить соблюдение требований ст. 106 УИК РФ (не допускать практику привлечения к работам без оплаты труда по благоустройству учреждений более 2 часов в неделю без письменных заявлений осужденных и к работам без оплаты труда, не связанным с благоустройством учреждений);
- обеспечить соблюдение прав привлекаемых к труду осужденных на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 219 Трудового кодекса РФ, ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ);
- оказывать содействие осужденным на получение единовременных и ежемесячных страховых выплат при наступлении несчастного случая на производстве;
- создать практику предоставления отпусков с выездом за пределы ИУ с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного (ст. 97 УИК РФ);
- оборудовать во всех ИУ помещения для проведения отпуска;
- не допускать замены отпуска денежной компенсацией, за исключением предусмотренных законом случаев (денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается только в случаях освобождения осуждённых из мест лишения свободы либо их перевода в другое исправительное учреждение);
- обеспечить оплату отпусков не позднее, чем за 3 дня до его начала;
- использовать имеющийся положительный опыт СИЗО-5 (приняты правила внутреннего трудового распорядка в СИЗО-5, определяется порядок привлечения осужденных к исполнению трудовых обязанностей, оплата труда и т.д. с учетом требований ст.ст. 103 - 107 УИК РФ и ст.ст. 96, 97, 99, 111, 112 и др. Трудового кодекса РФ), ИК-5 и МВК (в этих учреждениях приняты положения об оплате труда осужденных) и распространить его в других учреждениях УИС. Локальные акты, принятые в учреждении, в совокупности (если их несколько) должны содержать, в том числе, все правила, касающиеся применяемой в учреждении системы оплаты труда (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ).
ФСИН России:
- в целях создания необходимых правовых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 1 ст. 103 УИК РФ, дополнив ее положением следующего содержания: "В обеспечении трудовой занятости осужденных принимают участие федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления";
- рассмотреть вопрос о закреплении в УИК РФ необходимости заключения договоров, закрепляющих взаимоотношения между администрациями ИУ и осужденными в ходе их привлечения к труду, с учетом специфики трудовых отношений в учреждениях УИС;
- при создании реальных условий для трудоустройства всех осужденных в учреждениях УИС (в первую очередь путем обеспечения учреждений УИС государственными заказами) рассмотреть вопрос о внесении изменений в уголовное законодательство о том, чтобы осуждённым, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности и не являются злостными нарушителями порядка отбывания наказания, каждые два дня срока лишения свободы засчитывались за три. Зачет рабочих дней был закреплен в ИТК РСФСР 1924 года, НТК РСФСР 1933 года. Кроме того, данное предложение было поддержано начальниками ИУ в качестве стимула к труду для осужденного и его исправления;
- при условии обеспечения осужденных работой и заработной платой в размере не ниже прожиточного минимума, рассмотреть вопрос о внесении изменений в УИК РФ в части разрешения расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежных средств, заработанных только во время отбывания наказания;
- разработать программу по реализации права заключенных на труд в соответствии со ст. 37 Конституции РФ с привлечением организаций малого и среднего бизнеса - совместно с торгово-промышленными палатами регионов;
- совместно с Минтруда России разработать методику расчетов норм выработки, которые позволили бы обеспечить оплату труда работающих осужденных в размере не менее 60% от оплаты труда работников за аналогичную работу на подобных производствах вне УИС.
Федеральным органам государственной власти:
- рассмотреть возможность предоставления льгот для потребителей продукции производственного сектора ИУ (снижение налога на прибыль, предоставление на льготных условиях кредитов (ссуд, займов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.