Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению
государственного органа
Московской области
"Уполномоченный по правам человека
в Московской области и его аппарат"
от 26 февраля 2018 г. N РГОМО-12/2018
Отчет
о результатах правового мониторинга соблюдения прав граждан на жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма на основании главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации
1. Общие положения
Объект мониторинга:
- Глава 7 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Закон Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";
- Закон Московской области N 124/2006-ОЗ "О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан".
Цели и задачи проведения мониторинга:
анализ порядка и правил постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
обобщение опыта работы органов местного самоуправления по ведению очереди;
выявление факторов и причин, способствующих нарушению права граждан на получение жилой площади по договору социального найма, пробелов в законодательстве, элементов несогласованности правовых норм, регулирующих отношения в жилищной сфере;
выработка предложений по совершенствованию правового механизма постановки на учет и учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Время проведения мониторинга: апрель - октябрь 2017 года.
2. Деятельность исполнителей
Исполнители: Орлов В.Н., Ермакова Т.С., Олейник С.И.
Проведенные мероприятия:
N |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный за исполнение |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Изучение и анализ жилищного законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Московской области по вопросам учета нуждающихся в предоставлении жилой площади и предоставления жилья по договору социального найма |
Апрель 2017 года |
Орлов В.Н., Ермакова Т.С. |
Исполнено |
2 |
Подготовка и направление запросов: Прокурору Московской области; - Управлению ФССП по Московской области; - Министру строительного комплекса Московской области; Главам муниципальных районов и городских округов Московской области: о количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма; о времени постановки на жилищный учет первого в списке очередников на получение жилой площади по договору социального найма; о движении очереди за три года (2014, 2015 и 2016 годы); об источниках пополнения муниципального жилищного фонда в целях обеспечения очередников социальной жилой площадью |
Май 2017 года |
Орлов В.Н., Ермакова Т.С. |
Исполнено |
3 |
Информирование представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях Московской области о проведении мониторинга соблюдения прав граждан на жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, определение задач представителей Уполномоченного в целях обеспечения качественного проведения запланированных мероприятий |
Май - Июнь 2017 года |
Орлов В.Н. |
Исполнено |
4 |
Сбор, систематизация, и обобщение информации, поступившей на запросы Уполномоченного |
Июнь - Июль 2017 года |
Орлов В.Н., Ермакова Т.С. |
Исполнено |
5 |
Анализ информации, выявление факторов и причин, способствующих нарушению права граждан на получение жилой площади по договору социального найма; пробелов в законодательстве, элементов несогласованности правовых норм, регулирующих отношения в жилищной сфере |
Август 2017 года |
Орлов В.Н., Ермакова Т.С., Олейник С.И. |
Исполнено |
6 |
Подготовка отчета о мониторинге. |
Октябрь 2017 года |
Орлов В.Н., Ермакова Т.С., Олейник С.И. |
Исполнено |
3. Проведение мониторинга
Действовавший до 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс РСФСР предоставлял возможность получения бесплатного жилья всем гражданам, имеющим жилищные условия ниже уровня обеспеченности жилой площадью, установленного нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) изменил основания постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также порядок предоставления жилья по договорам социального найма.
Изменился принцип обеспечения граждан жилыми помещениями - от распределения жилья, построенного за счет государства, к преимущественному его строительству (приобретению) за счет средств граждан при сохранении льгот для отдельных групп населения. Государством гарантировано право на предоставление жилых помещений бесплатно или за доступную плату малоимущим, иным категориям граждан в случаях, предусмотренных законом (инвалиды ВОВ, вдовы участников ВОВ, военнослужащие, "чернобыльцы", дети-сироты и др.), нуждающимся в жилище, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Право на льготу сохранилось также за гражданами, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Реализация конституционного права на жилище федеральным законодательством возложена на органы местного самоуправления. Эта задача трудноразрешимая ввиду отсутствия на эти цели достаточных материальных и финансовых ресурсов у муниципальных образований. ЖК РФ исключена возможность предоставления малоимущим гражданам жилья из федерального и регионального источников.
На основании собранных сведений был проведен анализ реализации прав малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - малоимущие граждане) и граждан, поставленных на жилищный учет до 1 марта 2005 г. Осуществлен сбор данных за последние три года (2014 - 2016 годы) и данных на 31 декабря 2016 г. с 67-ти муниципальных образований Московской области.
В ходе мониторинга изучена судебная практика по гражданским делам по исковым заявлениям о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма; о признании незаконным решения органа местного самоуправления об исключении из списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма; об обязании органов местного самоуправления в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
По данным Московского областного суда за 2014 - 2016 годы возбуждено 579 судебных производств по указанным исковым заявлениям, т.е. в среднем по 200 дел в год. Из них удовлетворены судами немногим меньше половины. По конкретным судам показатели следующие: Шатурским городским судом Московской области рассмотрено 46 дел за три года, по 40 производствам исковые требования удовлетворены; Красногорский городской суд рассмотрел 39 дел, удовлетворено 19 исков; Ступинский городской суд - 13, удовлетворено 9; Раменский городской суд - 26, удовлетворено 18; Звенигородский, Зарайский, Озерский городские суды не рассмотрели ни одного дела по указанным спорам.
По данным УФССП России по Московской области на 11.07.2017 г. на исполнении находилось 115 исполнительных производств об обязании органов местного самоуправления предоставить жилое помещение по договорам социального найма. За три года фактическим исполнением окончено 180 исполнительных производств. Следует заметить, что все они по реализации права на получение жилья во внеочередном порядке. Судебными приставами-исполнителями за рассматриваемый период составлено 400 протоколов об административных правонарушениях в рамках статьи 17.15 КоАП РФ (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), что свидетельствует о немалых затруднениях при исполнении указанных судебных постановлений.
Несмотря на высокую эффективность судебной системы в защите жилищных прав граждан (около 50 процентов удовлетворенных исковых заявлений по указанной тематике), судебные органы не оказывают существенного воздействия на процесс реализации жилищных прав граждан. Количество рассмотренных жилищных споров в 2015 году составляет 0,37 процента от общего количества очередников, а количество удовлетворенных исковых требований - 0,18 процента. При нарушении жилищных прав граждане не спешат с обращением в суд в связи с возможными финансовыми затратами.
За период с 2014 по 2016 годы органами прокуратуры Московской области принято к рассмотрению по вопросам нарушенных прав граждан на жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, 464 жалобы; по 85 жалобам внесены представления об устранении нарушений жилищного законодательства; по 49 - поданы заявления в суды Московской области в защиту прав граждан в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
О некоторых особенностях постановки на жилищный учет малоимущих граждан
Жилищному учету подлежат малоимущие граждане, соответствующие требованиям нуждаемости в улучшении жилищных условий.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области на 31 января 2016 г. в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Московской области стоят 45960 семей, из них 36714 семей стоят в очереди на улучшение жилищных условий более 10 лет.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ органы местного самоуправления признают малоимущими граждан в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
До 2018 года размер дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими определялся по Закону Московской области N 277/2005-ОЗ "О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (утратил силу с 7 января 2018 года).
Названный Закон Московской области наделял правом органы местного самоуправления устанавливать величину порогового значения доходов и стоимости имущества не чаще 1 раза в год. Так, в городском округе Бронницы указанная величина не изменялась с 2008 года, в городском округе Фрязино - с 2009 года, в городском округе Лосино-Петровский - с 2012 года. Некоторые муниципальные образования Московской области используют величины, которые не были актуализированы в течение двух лет (Ленинский, Одинцовский, Щелковский районы, городские округа Наро-Фоминский, Кашира, Шаховская). Поступившая из муниципальных образований информация показывает, что величина порогового значения доходов и стоимости имущества существенно разнится по абсолютным значениям: от 2616 рублей в городском округе Зарайск до 7509 рублей в городском округе Химки.
Законом Московской области N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", который вступил в силу с 7 января 2018 г., на органы местного самоуправления возложена обязанность ежегодно устанавливать величину порогового значения доходов и стоимости имущества не позднее 30 января.
Таким образом, величина порогового значения законодательно ограничена временными рамками. Более того, согласно указанному Закону значение средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Московской области теперь определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Московской области.
Принятые изменения создают правовую определенность указанным отношениям, устанавливают более объективные и точные критерии отнесения граждан к категории малоимущих.
За 2014 - 2016 годы в 45 муниципалитетах 430 семьям отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине отсутствия статуса малоимущих, 110 семей снято с учета по причине утраты статуса малоимущих.
Согласно статье 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, устанавливаемой органом местного самоуправления.
Размер указанной нормы в муниципальных образованиях Московской области колеблется от 8 в городском округе Подольск до 15 квадратных метров в Дмитровском муниципальном районе и городских округах Красногорск и Звенигород.
О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма
В Жилищном кодексе РСФСР (ст. 38) норма жилой площади устанавливалась в размере 12 кв. м на одного человека независимо от субъекта и муниципального образования.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Указанная норма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В населенных пунктах Московской области норма предоставления жилья не превышает 18 кв. м: в Луховицком муниципальном районе - 11 кв. м, в городском округе Лосино-Петровский, городском округе Кашира, в Волоколамском муниципальном районе, городском округе Ступино, - 12; в городском округе Восход, городском округе Долгопрудный, городском округе Молодежный, - 13; в 13-ти других муниципальных образованиях - 14; в 12-ти муниципальных образованиях - 18.
Об учетной норме и норме предоставления жилой площади в городах и районах Московской области см. справку
Соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ некоторым категориям граждан, могут быть установлены иные нормы предоставления жилых помещений.
О времени ожидания очереди на получение жилых помещений по договору социального найма
В соответствии со статьёй 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых орган местного самоуправления принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ЖК РФ не установлены сроки, по истечении которых гражданин, принятый на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, должен быть обеспечен благоустроенной жилой площадью. Это обстоятельство придает отношениям по постановке, учету и снятию с учета неопределенно длящийся характер.
Впервые Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" для граждан Российской Федерации было предусмотрено создание возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет с помощью снижения стоимости одного квадратного метра жилья на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса. Однако указанный срок является только ориентиром для самостоятельного улучшения гражданами своих жилищных условий, а государство должно оказать им экономическое и иное содействие в этом.
Если ориентироваться на данный срок в сфере обеспечения жильем нуждающихся, то время ожидания момента получения жилой площади по договору социального найма в 48-ми муниципальных образованиях Московской области превышает указанную периодичность.
Движение очереди можно оценить по количеству семей, которым с 2014 по 2016 годы предоставлены жилые помещения. Более благоприятная ситуация в муниципальных образованиях, расположенных ближе к Москве. Так, в городском округе Балашиха за три года предоставлено - 339 жилых помещений, в городском округе Лобня - 244, в городском округе Химки - 216, в городском округе Мытищи - 206. В указанных муниципалитетах активно ведется работа по заключению договоров развития застроенной территории, в рамках которых застройщик передает жилую площадь в муниципальную собственность В отдаленных районах Московской области показатели другие, в 4-х муниципальных образованиях (Волоколамский муниципальный район, Талдомский муниципальный район, в городском округе Власиха, городском округе Котельники) за указанный период не предоставлено ни одной квартиры, в 11 муниципальных образованиях (в том числе городские округа Бронницы, Дзержинский, Звенигород и Луховицы) жилищные условия улучшили не более пяти семей.
В качестве критерия для анализа движения очереди может быть использовано соотношение количества граждан, поставленных на учет до вступления в силу ЖК РФ (1 марта 2005 г.), к общему количеству очередников в процентах. Исходя из величины указанного соотношения муниципальные образования можно распределить по трем группам.
К первой группе отнесем муниципалитеты, в которых количество граждан, поставленных на учет до 1 марта 2005 г., не превышает 25-ти процентов от общего количества очередников. В этой группе наблюдается движение очереди. Так, за 12 лет после вступления в силу нового ЖК РФ удалось существенно сократить очередность, сформированную по Жилищному кодексу РСФСР. В состав этой группы входят городские и сельские поселения Воскресенского муниципального района: с/п Ашитково с величиной указанного отношения 12 процентов (9/76); с/п Федино - 17 процентов (4/24); г/п Воскресенск - 20 процентов (66/326); г/и Цюрупа - 11 процентов (7/62); городские и сельские поселения Можайского муниципального района - 3 процента (14/528); городской округ Восход - 7 процентов (5/74); городской округ Долгопрудный - 22 процента (124/572); городской округ Дзержинский - 20 процентов (39/197); городской округ Дубна - 1 процент (4/307); Одинцовский муниципальный район - 22 процента (172/773); городской округ Серпухов - 2 процента (22/763); городской округ Королев - 22 процента (289/1284); городской округ Лыткарино - 15 процентов (29/193); городские и сельские поселения Чеховского муниципального района - 19 процентов (138/717).
Ко второй группе относятся муниципальные образования, в которых доля граждан, поставленных на учет до 1 марта 2005 г., находится в пределах от 25-ти до 75-ти процентов от общего количества очередников. Здесь органам местного самоуправления не удалось добиться видимых результатов, а количество очередников по новому ЖК РФ сопоставимо с количеством граждан, поставленных на учет до 1 марта 2005 г. К данной группе можно отнести следующие муниципальные образования: городской округ Балашиха - 29 процентов (847/2949); городской округ Домодедово - 68 процентов (393/574); городской округ Ступино - 27 процентов (170/623); Раменский муниципальный район - 39 процентов (258/666).
К третьей группе относятся муниципальные образования, в которых количество очередников, поставленных на учет до 1 марта 2005 г., превышает семьдесят пять процентов от общего количества очередников. Здесь наблюдается застой очереди. К третьей группе следует отнести Клинский городской округ - 92 процента (1015/1096); городской округ Котельники - 95 процентов (336/353); городской округ Молодежный - 87 процентов (20/23); городской округ Орехово-Зуево - 79 процентов (878/1114); городской округ Протвино - 83 процента (141/169); городское поселение Хорлово Воскресенского муниципального района - 76 процентов (25/33).
В нескольких муниципалитетах (городской округ Орехово-Зуево, Талдомский муниципальный район, городской округ Власиха) в течение трех лет наблюдается абсолютная стагнация в жилищной сфере: отсутствуют семьи, которые улучшили свои жилищные условия за счет муниципального жилищного фонда, также отсутствуют семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Очередь сокращается (движется) за счет снятия с учета граждан в связи с самостоятельным улучшением жилищных условий или со смертью очередника. В Сергиево-Посадском муниципальном районе за три года снято с очереди в связи с самостоятельным улучшением жилищных условий 772 семьи, в связи со смертью - 127; в городском округе Ивантеевка - 408 и 6; в Раменском муниципальном районе - 157 и 86; в городском округе Долгопрудный - 95 и 17; в Одинцовском муниципальном районе - 89 и 10 соответственно. В городском округе Королев очередь ведется с 1982 года, на 31 декабря 2016 г. состоят в очереди 1284 семьи, за три года снято 541, из которых обеспечены жилой площадью 133.
В Можайском муниципальном районе в связи с самостоятельным улучшением жилищных условий снято 2 семьи, в городском округе Шаховская - 4 семьи, в Волоколамском муниципальном районе - 15 семей, городском округе Рошаль - 36 семей, в городском округе Ступино 42 семьи, городском округе Серпухов - 95 семей, в Воскресенском районе - 293 семьи, в городском округе Наро-Фоминск - 118.
О муниципальном жилищном фонде
Формирование муниципального жилищного фонда, за счет которого обеспечиваются жильем малоимущие граждане, происходит следующими способами:
1. Приобретение жилых помещений на основании ранее заключенных инвестиционных контрактов. За три года в муниципальную собственность городского округа Королев поступило 52 жилых помещения, городского округа Электросталь - 52, городского округа Лыткарино - 51, Чеховского муниципального района - 65, городского округа Ступино - 506, Клинского городского округа - 2.
2. Передача жилых помещений военных городков в муниципальную собственность. В Щелковский муниципальный район за три года поступило 319 квартир в бывших военных городках; городской округ Балашиха - 283, Пушкинский муниципальный район - 568, Чеховский муниципальный район - 609.
3. Передача жилых помещений из федеральной собственности, собственности Московской области в муниципальную собственность Чеховского района - 4, городской округ Лыткарино - 5.
4. Перевод нежилых помещений в жилые помещения. В городском округе Балашиха таким образом приобретено 6 жилых помещений.
5. Освобождение жилой площади после смерти нанимателей. За три года освобождено жилой площади после смерти нанимателей: в городском округе Королев - 6, городском округе Электростали - 27, Чеховском муниципальном районе - 5, в городском округе Шаховская -1, в Клинском городском округе - 10.
За три года в Волоколамском муниципальном районе ни одного жилого помещения не поступило в муниципальную собственность, в городском округе Черноголовка по инвестконтракту 1 жилое помещение поступило в муниципальную собственность, в Можайском муниципальном районе - 3.
О праве на внеочередное получение жилой площади по договору социального найма
Отдельного внимания требует вопрос внеочередного предоставления жилья.
Это право законодательно связано с наступлением определенных событий или тяжелыми жизненными обстоятельствами в семье, указанными в части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Вне очереди жилые помещения предоставляются:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 ноября 2007 г., разъясняется, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Повторно в 2011 году Верховный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2011 г. N 85-В10-7 акцентирует внимание на то, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
По состоянию на 31 декабря 2016 г. в 11 муниципалитетах в отдельной очереди стоит 284 семьи, которые должны быть обеспечены жильем вне очереди. В Воскресенском муниципальном районе таких семей 49, в городском округе Руза - 30, в городском округе Орехово-Зуево - 21. В 10 муниципальных образованиях в очереди на внеочередное предоставление жилья состоит более 10 семей. В 21 муниципальном образовании внеочередников нет.
Как было отмечено ранее, за три года фактическим исполнением окончено 180 исполнительных производств по реализации права на получение жилья во внеочередном порядке. Эти показатели являются свидетельством существенной роли суда и службы судебных приставов в защите прав граждан, имеющих право на получение жилой площади во внеочередном порядке.
О предложениях по совершенствованию порядка постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Предложения о совершенствовании правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению жилой площади по договору социального найма, поступили из отдельных муниципальных образований Московской области.
Они заключаются в следующем.
Предлагается внести дополнение в часть 1 статьи 4 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", предусматривающее порядок действий органов местного самоуправления в случае непредставления гражданином документов для подтверждения права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилой площади по договору социального найма.
По вопросу постановки на жилищный учет зачастую обращаются семьи, один из супругов которых не зарегистрирован на территории Российской Федерации, либо ранее проживал на территории другого государства. В этой связи предлагается законодательно закрепить необходимость предоставления сведений об имеющихся (имевшихся) объектах недвижимости у граждан и членов их семей на территории государств по месту их жительства (предыдущего места жительства).
Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являются на перерегистрацию и не представляют необходимые документы, а органы местного самоуправления не имеют возможности без их участия получить сведения об их доходах, тем самым рассмотреть вопрос о правомерности таких граждан находиться на учете. В этой связи предлагается внести изменения в Закон Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ, позволяющие снимать с учета граждан, не представивших соответствующие документы.
4. Выводы и предложения по результатам мониторинга
Анализ изложенного позволяет сделать следующие выводы.
Положение граждан, которые не в состоянии самостоятельно решить жилищный вопрос и в отношении которых государство несет обязательства, является критическим и с годами не улучшается.
Жалобы отдельных малоимущих граждан отражают безысходность настроений. Движение очереди в муниципальных образованиях малозаметно, в период нахождения в очереди граждане естественным образом, например, взросление детей, смерть близких людей, путем самостоятельного решения жилищного вопроса, - теряют основания, по которым они были приняты на жилищный учет.
При детальном анализе практики ведения учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий усматривается стремление органов местного самоуправления сократить очередь. Подавляющее большинство органов местного самоуправления не имеет предложений по совершенствованию механизма постановки на учет, порядка ведения учета и предоставления муниципальной жилой площади по договору социального найма. Сложившиеся отношения вполне устраивают большинство муниципалитетов. Вместе с тем, поступившие предложения о совершенствовании законодательства от некоторых муниципальных образований направлены на ужесточение правил постановки на учет, на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Механизм контроля за порядком ведения очереди и предоставления жилой площади по договору социального найма на местном и государственном уровнях практически отсутствует.
Жалобы на действия органов местного самоуправления, нарушающие права граждан на улучшение жилищных условий, получение муниципальной жилой площади по договору социального найма, как правило, рассматриваются органами местного самоуправления, чьи действия (бездействие) обжалуются гражданами.
В суды чаще всего обращаются граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилой площади.
Конкретные предложения о совершенствовании правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению жилой площади по договору социального найма, поступили из ряда муниципальных образований Московской области и заключаются в следующем:
предусмотреть порядок действий органов местного самоуправления в случае непредставления гражданином документов для подтверждения его права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилой площади по договору социального найма;
закрепить право органов местного самоуправления на получение сведений об имеющихся (имевшихся) объектах недвижимости у граждан и членов их семей на территории государств по месту их жительства (предыдущего места жительства) при решении вопроса постановки на жилищный учет, в связи с которым обращаются семьи, где один из супругов не зарегистрирован на территории Российской Федерации, либо ранее проживал на территории другого государства;
предусмотреть возможность, позволяющую органам местного самоуправления снимать с учета граждан, не представивших документы в органы местного самоуправления о состоянии их доходов, и не явившихся на перерегистрацию, тем самым, ставя под сомнение правомерность их нахождения на учете нуждающихся в предоставлении жилой площади по договору социального найма.
Для обеспечения жилищных прав малоимущих граждан предлагается:
- обратить внимание на ситуацию, складывающуюся в сфере соблюдения прав граждан на предоставление муниципальной жилой площади по договору социального найма;
- рассмотреть возможность финансово-экономического стимулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства в целях пополнения муниципальных жилищных фондов.
Надеемся, что приведенный анализ состояния дел с соблюдением жилищных прав малоимущих граждан будет востребован в работе государственных органов Московской области, Московской областной Думы, органов местного самоуправления, прокуратуры, судов и общественных правозащитных организацией и активизирует их деятельность в сфере защиты прав и законных интересов граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.