Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методические рекомендации
по проведению занятий в УКП ГОЧС муниципальных образований по темам "Примерной тематики обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности"
Тема N 1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи.
Занятие по данной теме следует начинать с этапов становления гражданской обороны в нашей стране. При этом необходимо раскрыть роль МПВО во время Великой Отечественной войны (особенно в Ленинграде).
После ознакомления слушателей с предназначением и задачами гражданской обороны (ГО) необходимо раскрыть структуру ГО и значение ее совершенствования на современном этапе ее развития.
В ходе проведения занятий необходимо использовать фрагменты телефильмов, а также предоставить возможность поделиться своими впечатлениями о МПВО и ее роли в области защиты населения и территорий в ходе ВОВ жителям блокадного Ленинграда (если такие слушатели присутствуют на занятиях).
В ходе беседы по данной теме необходимо подчеркнуть, что обязательность обучения всех категорий населения диктуется общегосударственными задачами гражданской обороны.
Довести до обучаемых основное содержание Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и цель его принятия. Обязанности и права граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Рассказать обучаемым историю РСЧС м показать необходимость её создания. Ознакомить обучаемых с основными задачами РСЧС, раскрыв структуру Санкт-Петербургской территориальной подсистемы и режимы её функционирования.
Сообщить контактные телефоны для обращения в чрезвычайных ситуациях.
В заключение занятия показать видеофильм "Гражданская оборона". Литература (Приложение N 4): п.п. 1, 3, 7, 16.
Тема N 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные способы защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Перед рассмотрением понятия оружия массового поражения (ОМП) необходимо кратко остановиться на истории его создания. Затем следует рассмотреть определение ядерного оружия и раскрыть его поражающие факторы, более подробно останавливаясь на защите населения от ударной волны, светового излучения и ионизирующих излучений ядерного взрыва. Раскрывая вопросы, связанные с химическим и биологическим оружием, руководитель занятий напоминает о принятых международных договоренностях и документах в области запрещения разработки, производства и распространения этих видов ОМП. Кроме того, руководитель занятия доводит информацию о том, что в нашей стране построено 5 заводов, осуществляющих уничтожение химического оружия, однако, мировые запасы химического и биологического оружия велики и представляют серьезную опасность для населения.
Затем руководитель занятия рассказывает о порядке действий населения при применении химического м биологического оружия.
В заключение занятия показать видеофильм "Ядерное оружие".
Литература (Приложение N 4): п.п. 1, 7, 13, 14, 15, 16, 23, 24, 25.
Тема N 3. Действия населения в условиях радиоактивного загрязнения.
Руководитель занятия в ходе беседы со слушателями раскрывает особенности радиоактивного загрязнения при аварии на АЭС, останавливаясь на особенностях поведения и питания в условиях радиоактивного загрязнения. При этом необходимо остановиться на исследованиях аварии на Чернобыльской АЭС, действия населения в условиях радиоактивного загрязнения обучаемые изучают при просмотре видеофильма ( "действия населения в зоне РЗ", "Невидимая опасность"). Руководитель занятия особое внимание обращает на организацию и проведение работ по ликвидации радиоактивного загрязнения жилых помещений.
Литература (Приложение N 4): п.п. 1, 7, 13, 14, 15, 16, 22, 23, 24, 25, 26.
Тема N 4. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнения, бури, ураганы, лесные и торфяные пожары).
Дать характеристику природным чрезвычайным ситуациям, характерным для Санкт- Петербурга. На карте района (города) показать зоны возможных затоплений при наводнениях, а также места расположения спасательных служб, сборных эвакопунктов на территории района (муниципального образования). Отрабатывая с обучаемыми практические действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения, целесообразно пользоваться схемами-алгоритмами N 15 - 33 из учебника (Приложение N 4 п.п. 7) для населения и соответствующими плакатами (к-т N 2).
Тема N 5. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Руководитель занятия напоминает обучаемым, что на территории города (района) имеются химически опасные объекты и указывает их место расположения, какие аварийно химически опасные вещества (АХОВ) используются. Ознакомив с краткой характеристикой хлора и аммиака, руководитель занятия указывает на особенности действия этих АХОВ на организм человека, признаки поражения и порядок оказания медицинской помощи, защиту от их воздействия. Необходимо особо остановиться на особенностях подготовки помещения от попадания в него АХОВ.
Руководитель занятия в ходе беседы напоминает слушателям сигналы оповещения в чрезвычайных ситуациях с возможным воздействием радиоактивных веществ и АХОВ.
В помещении УКИ ГОЧС слушатели проводят практические работы по защите помещения от проникновения радиоактивной пыли и АХОВ.
При проведении занятия необходимо обратить внимание на случаи загрязнения помещений ртутью, указав на особую опасность паров ртути для человека. При этом до слушателей необходимо довести способы сбора ртути и проведения демеркуризации, т.е. ликвидации ртутных загрязнений.
После объяснения руководителем порядка проведения специальной обработки помещения обучаемые выполняют практические работы по ликвидации радиоактивного и химического загрязнения.
В заключение занятия осуществляется просмотр видеофильмов: "Радиация: линия защиты", "действия населения в зоне РЗ", "Действие населения при химически опасных авариях", "Ртутное загрязнение"
Литература (Приложение N 4): п.п. 1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 19, 23, 26.
Тема N 6. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и помещениям. Первичные средства пожаротушения. Действия населения в случае возникновения пожара.
Руководитель занятия доводит до обучаемых статистику пожаров по Санкт-Петербургу и району (за последние 1-2 года), особо останавливаясь на причинах пожаров (неосторожное обращение с огнем, курение, детские шалости, плохое состояние электропроводки, неисправности электроприборов и т. п.) и их последствиях.
Необходимо отметить также, о влияния состояния чердаков, подвалов я лестничных клеток на противопожарное состояние здания. Напомнить обучаемым противопожарные мероприятия при эксплуатации бытовых газовых баллонов (особенно в загородных домах) и при пользовании керосиновыми лампами. Кроме того, напомнить виды административного воздействия, применяемые к нарушителям противопожарного режима.
Необходимо довести до слушателей краткие сведения о горении и способах его прекращения, действиях жильцов дома при обнаружении возгорания и порядке вызова пожарной команды по телефону "01". Кроме того, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
о необходимых действиях по предупреждению пожаров;
о действии после прибытия подразделений Противопожарной службы Санкт-Петербурга;
о порядке использования пожарного оборудования и инвентаря.
При проведении занятия обратить внимание слушателей на то, что если в помещении пожар, то окна не открываются, а если пожар в соседнем помещении, то герметизируются двери влажной тканью и через открытое окно сообщается прохожим информация о пожаре в здании.
Практически отрабатывается вопрос поведения людей в задымленном помещении и в здании.
Рассматриваются способы тушения пожара с помощью подручных средств: покрывала из плотной ткани, половика, коврика и т. п., а также воды и песка и т.п..
В заключение занятия целесообразно организовать просмотр видеофильмов: "Пожар в высотном доме, квартире и общественном здании", "Лесной пожар".
Литература (Приложение N 4): п.п. 1, 2, 3, 4, 7, 20, 21, 22.
Тема N 7. Действия населения при угрозе и совершении террористических актов.
Данное занятие рекомендуется проводить в виде беседы, до обучаемых доводится понятие терроризма. Обсуждаются наиболее крупные теракты, которые имели место в мире и России. Особенно подробно необходимо остановиться на действиях населения при угрозе и совершении теракта методом взятия в заложники".
В заключение занятия показать телефильм "Стрельба и взрывы в городе".
Тема N 8. Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными.
На данном практическом занятии должны быть использованы пакеты перевязочные медицинские (ППМ), бинты узкие и широкие, салфетки, жгуты для остановки кровотечения, носилки санитарные, подручные средства (косынки, ремень брючный, дощечки и фанера для шин), а также плакаты по теме занятий.
Кратко напомнив о воздействии ионизирующих излучений и АХОВ на организм человека, руководитель занятия рассказывает и показывает способы защиты от них (цистамин, йодистый калий, 5-% спиртовой раствор йода, антидоты: тарен, амилнитрит и т.п.).
Затем руководитель занятия, рассмотрев виды кровотечений, показывает различные способы их остановки с применением табельных и подручных средств. Разбив группу по 2 - 3 человека, проводит практические занятия по остановке кровотечения.
Рассмотрев виды переломов, руководитель занятия указывает на их внешние признаки, объясняет правила обращения с травмированными конечностями. Практически отрабатываются приемы иммобилизации конечностей с помощью подручных средств.
Особое внимание необходимо уделить практической отработке вопросов оказания первой медицинской помощи при ожогах, поражении электротоком и несчастных случаях на воде. Важно, чтобы обучаемые правильно проводили реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание) на манекенах.
Отрабатывая со слушателями практические действия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему, целесообразно пользоваться схемами-алгоритмами N 78 - 90 (приложение N 4, п.п. 7) и плакатами "Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях".
В заключение занятия необходимо напомнить обучаемым состав домашней аптечки, обратив внимание на срок годности лекарств. Рекомендуется организовать просмотр видеофильмов "Между жизнью и смертью", "Первая помощь при кровотечениях", "Первая помощь при ожогах", "Дисмургия", "Ожоги у детей", "Инородное тело" (по выбору руководителя занятия).
Литература (Приложение N 4): п.п. 1, 3, 7, 9, 10, 11, 13, 16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.