Методические рекомендации
по выполнению мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга
(утв. приказом Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2010 г. N 189)
1. Введение.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации, Санкт-Петербурга и предназначены для оказания методической помощи должностным лицам и специалистам муниципальных образований Санкт-Петербурга, занимающихся организацией и ведением гражданской обороны, защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга.
Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности страны. Решение определенных задач в области ГО и защиты населения от ЧС возложены на муниципальные образования Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьёй 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения в Санкт-Петербурге определяется законом Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" полномочия органов местного самоуправления Санкт-Петербурга в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются законом Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований относятся:
- организация в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации...;
- проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Следует помнить, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Рассмотрим ведение этих, а также других вопросов, решаемых руководителями и должностными лицами органов местного самоуправления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Оповещение и информирование населения.
Определенная роль в решении вопросов обеспечения своевременного оповещения и информирования населения Санкт-Петербурга принадлежит внутригородским муниципальным образованиям. Основными направлениями деятельности в этой области являются следующие:
- создание на территории МО зоновых (на определенной территории МО) систем оповещения в местах массового пребывания (проживания) населения;
- создание и обеспечение функционирования систем оповещения социально значимых организаций (предприятий, учреждений) в соответствии с Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга N 182-р от 22.02.2000 года (образовательные заведения, учреждения здравоохранения, детские дома, интернаты, детские сады, оздоровительные лагеря, дома ребенка, престарелых, детского и юношеского творчества, дома культуры, клубы подростковые и т.п.);
- создание и обеспечение функционирования сегментов региональной подсистемы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в местах массового пребывания людей на территории МО (гипермаркеты, торгово-развлекательные комплексы, вокзалы, спортивные сооружения и комплексы, рынки, станции метрополитена, автовокзалы, парки отдыха, пляжи, музеи, объекты здравоохранения, образования и т.п.);
- приобретение передвижных пунктов оповещения, оснащение их специальным оборудованием и мобильными средствами оповещения населения (звукоусилительные станции, системы громкоговорящей связи, мегафоны).
Основанием для создания сегментов ОКСИОН является статья 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которая гласит: "... органы местного самоуправления ... обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приёмах и способах защиты населения от них". Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения.
В соответствии с Положением о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей, в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, утверждённым приказом МЧС России N 428, МВД России N 432, ФСБ России N 321 от 31 мая 2005 г., зарегистрированным в Минюсте РФ 9.06.2005 г. за N 6700 (п. 10), технические средства информации в местах массового пребывания людей, находящиеся в собственности органов местного самоуправления, рекомендуются для использования в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного го оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядке, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:
а) наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие или размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные экраны;
б) внутренние (располагаемые внутри помещений) полноцветные плазменные или жидкокристаллические панели и текстовые дисплеи типа "бегущей строки".
Система должна устойчиво функционировать в трех режимах, определяемых внешней обстановкой:
а) в режиме повседневной жизнедеятельности.
б) в режиме угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических акций.
в) в послекризисном режиме.
В режиме повседневной жизнедеятельности система выполняет следующие функции: информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.
В режиме повседневной деятельности в перерывах между проведением информационных операций в целях оповещения и информирования населения средства системы используются для распространения информации органа местного самоуправления, в том числе коммерческой рекламной информации с целью привлечения средств на оплату эксплуатационных расходов.
В режиме угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических акций осуществляется оповещение населения и доведение информации по правилам безопасного поведения, маршрутами эвакуации, наличию систем обеспечения безопасности (противопожарной службы, инженерной защиты, медицинских учреждений и т. д.), телефонам и местонахождению служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и т. п.).
В период окончательной стадии ликвидации ЧС и ее последствий осуществляется информирование населения в целях его социальной реабилитации, морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных психологических осложнений, повышения морального уровня и возвращения к полноценной жизни.
По вопросу организации оповещения и информирования населения в МА МО должно быть разработано постановление.
В постановлении указывается:
- основание для организации оповещения и информирования;
- состав сил и средств;
- руководство организацией оповещения и информирования;
- ответственность за организацию оповещения и информирования;
- разрабатываемые МА МО документы;
- места расположения и элементы системы оповещения и информирования;
- решение о финансировании системы;
- другие сведения.
Образец постановления по оповещению и информированию населения МО приведен в приложении N 1.
3. Организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Еще одним вопросом местного значения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является организация сбора и обмена информацией. Нормативными актами, регулирующими данный вопрос, являются:
- Федеральный закон от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 года N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2008 года N 120 "О порядке сбора и обмена в Санкт-Петербурге информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Обязанностью органов управления ГО МА МО является непрерывный сбор, анализ и обобщение данных по обстановке, которая сложилась или может сложиться в результате чрезвычайной ситуации, ее оценка, подготовка выводов, предложений и своевременное их представление взаимодействующим структурам.
Взаимодействие может осуществляться с дежурными службами города, района, Главным управлением и управлением МЧС России по району, диспетчерскими службами жилищно-эксплуатационных управлений, объектами на территории МО, на которых используется химически опасные вещества, медицинскими учреждениями, кабельным телевидением и местным радиовещанием.
Для получения данных об обстановке используются: данные разведки всех видов; информация взаимодействующих органов управления; донесения и сводки учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля и другие источники.
Поступившие данные анализируются, оцениваются, представляются в единую дежурно-диспетчерскую службу района, города, заносятся в журнал учета. В результате вырабатывается решение о мерах, которые необходимо принять МА МО немедленно и в последующем, задачи по уточнению и сбору дополнительной информации.
По вопросу организации сбора и обмена информацией в МА МО должно быть разработано постановление.
В постановлении указывается:
- основание для организации сбора и обмена информацией;
- какие сведения подлежат сбору и обмену;
- руководство организацией сбора и обмена информацией;
- ответственность за организацию сбора и обмена информацией;
- разрабатываемые МА МО документы;
- с какими органами организуется взаимодействие;
- решение о финансировании системы;
- другие сведения.
Образец постановления по организации сбора и обмена информацией в МО приведен в приложении N 2.
4. Обучение неработающего населения.
Следующим вопросом местного значения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обучение неработающего населения.
Этот вопрос подробно рассмотрен в организационно-методических указаниях по подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006 - 2010 годы (от 28.11.2005 г. N 07-104/9308) и в методических рекомендациях по обучению населения Санкт-Петербурга, не занятого в сфере производства и обслуживания, в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, приведены в приложении N 3.
В данных методических рекомендациях приведен образец основного документа, организующего обучение неработающего населения в МО - постановление по порядку обучения неработающего населения, а также примерные программы по обучению неработающего населения.
В постановлении указывается:
- основание для организации обучения неработающего населения;
- какими методами осуществляется обучение;
- руководство организацией обучения;
- ответственность за организацию обучения;
- разрабатываемые МА МО документы по порядку обучения неработающего населения;
- где проводится обучение;
- решение о финансировании обучения;
- другие сведения.
Примерный образец постановления приведен в приложении N 4.
5. Вопросы ГО и ЧС, относящиеся к ведению МА МО.
Кроме вопросов местного значения муниципальных образований необходимо учитывать вопросы ГО и ЧС, необходимые для исполнения, относящиеся к ведению МА МО.
5.1 Положение об объектовом звене единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, региональном, территориальном , местном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В состав сил и средств территориальной подсистемы РСЧС входят:
- силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды;
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами сил и средств РСЧС являются:
- осуществление наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций и своевременного доведения информации до органов управления и населения;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- проведение временного отселения населения и эвакуация персонала организаций из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;
- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций;
- пребывание в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обучение и повышение профессиональной квалификации персонала;
- подготовка к действиям в составе группировки сил гражданской обороны.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальной подсистемы Санкт-Петербурга определяется Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2006 года N 1359 "О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В соответствии с п. 8. Положения объектовый уровень Санкт-Петербургской подсистемы включает учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории Санкт-Петербурга, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в организациях в соответствии с их полномочиями.
Одной из основных задач Санкт-Петербургской подсистемы является обеспечение согласованности действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организаций при решении вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности
В МА МО создается объектовое звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Образец распоряжения приведен в приложении N 5.
5.2. Назначение уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" в каждом муниципальном образовании назначается работник, уполномоченный на решение задач в области ГО. Он является должностным лицом и назначается из персонала местной администрации.
Основными задачами работника являются:
- планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне;
- обучение персонала местной администрации и неработающего населения муниципального образования способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских средств и средств радиационной, химической и биологической защиты.
В соответствии с основными задачами работник по гражданской обороне:
- осуществляет методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны;
- разрабатывает проекты документов, регламентирующих работу МА МО в области гражданской обороны;
- ведёт учет объектов (УКП, элементов ОКСИОН) гражданской обороны, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляет контроль за их состоянием;
- организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения МА МО;
- организует прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководящего состава;
- организует оповещение персонала МА МО об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- планирует и организует подготовку по гражданской обороне руководящего состава МО;
- организует обучение персонала МА МО способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- планирует и организует проведение учений по гражданской обороне;
- разрабатывает предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны;
- вносит на рассмотрение соответствующему руководителю предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны;
- привлекает в установленном порядке к работе по подготовке планов, директивных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения МА МО.
Работник по гражданской обороне подчиняется непосредственно руководителю МА МО.
На должность работника по гражданской обороне назначается лицо, имеющее соответствующую подготовку.
Образец должностной инструкции уполномоченного приведен в приложении N 6.
5.3. Создание резервов материальных ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года N 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 года N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создавшим их органом.
Существуют минимальные требования, определённые нормативными документами, для СИЗ и МедСИЗ, которые приведены в рекомендациях.
В соответствии с Приказом МЧС России от 21.12.2005 года N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" МА МО определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах, создают и содержат запасы, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов.
Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах, распределению и использованию СИЗ готовиться работником, уполномоченным на решение задач в области ГО и защиты населения.
МА МО ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах, распределении СИЗ, находящихся в запасах и использовании СИЗ из запасов направляют в территориальные органы МЧС России - Управление по району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
Требования к складским помещениям, а также порядок хранения СИЗ определены приказом МЧС России от 27.05.2003 года N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля". Учитывая малую численность персонала МА МО, при обеспечении соответствующих условий хранения разрешается хранить СИЗ на рабочих местах.
Накопление СИЗ в запасах осуществляется для персонала МА МО: противогазами ГП-7 и его модификациями из расчета на 100% от общей численности персонала. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Для обеспечения персонала также осуществляется накопление в запасах:
- медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;
- дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности.
К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:
- аптечка индивидуальная;
- индивидуальный противохимический пакет;
- пакет перевязочный медицинский;
- профилактические антидоты против отравляющих веществ.
6. Обучение должностных лиц, специалистов и персонала МА МО в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Перечень нормативных правовых актов по вопросам обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций представлен в приложении N 7.
6.1. Категории обучаемых.
1. Обучение должностных лиц и работников органов местного самоуправления Санкт-Петербурга проводится по категориям.
2. Категории обучаемых определены приказами МЧС России от 13.11.2006 г. N 646 и от 19.01.2004 г. N 19, а также указаны в Организационно-методических указаниях по подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006 - 2010 годы.
3. Работники органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, являющиеся должностными лицами ГО или РСЧС проходят подготовку в соответствующем учебном заведении:
- в Санкт-Петербургском учебно-методическом центре по ГО ЧС и ПБ;
- на районных курсах ГО.
4. Персонал МА МО проходит подготовку в составе учебной группы под руководством руководителя учебной группы.
5. Выписка из перечня категории обучаемых приведена в приложении N 8.
6.2. Порядок проведения обучения населения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
а) порядок обучения руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления
1. Обучение должностных лиц в учебно-методическом центре по ГО ЧС и ПБ и на курсах ГО районов Санкт-Петербурга поводится в соответствии с Планом комплектования слушателями Санкт-Петербургского УМЦ ГО ЧС и ПБ.
2. План комплектования слушателями разрабатывается на основании поданных органами местного самоуправления Санкт-Петербурга заявок на обучение. Заявки по установленной форме подаются через соответствующий пожарно-спасательный отряд района Санкт-Петербурга в срок до 25 апреля.
3. После формирования и утверждения Плана комплектования слушателями учебно-методического центра в орган местного самоуправления согласно поданным заявкам поступает выписка из Плана, в которой указываются категории обучаемых и сроки обучения. На основании данной выписки руководитель органа местного самоуправления направляет на обучение соответствующих работников.
4. Работник органа местного самоуправления, направленный на обучение, должен прибыть в учебно-методический центр (на курсы ГО) в назначенное время, при этом иметь при себе паспорт, либо другой документ, удостоверяющий личность, и командировочное удостоверение.
5. Обучение должностных лиц в учебно-методическом центре и на курсах ГО финансируется за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга. Плата за обучение с работников, обучающихся в соответствии с Планом комплектования слушателями УМЦ ГО ЧС и ПБ, не взимается, за исключением случаев обучения на контрактной основе.
6. По окончании обучения работники, успешно сдавшие экзамены, получают удостоверения установленного образца. Копии данных удостоверений по возвращении к месту работы должны быть сданы в отдел кадров для их приобщения к личному делу.
7. Должностные лица и специалисты органов местного самоуправления Санкт-Петербурга могут проходить обучение дистанционно на договорной основе.
б) Порядок обучения работников органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, не являющихся должностными лицами ГО и РСЧС.
1. Обучение работников органов местного самоуправления проводится по решению руководителя МА МО, как правило, в рабочее время.
2. для проведения занятий из числа работников органа местного самоуправления Санкт-Петербурга формируется учебная группа. Состав учебной группы определяется приказом руководителя органа местного самоуправления пофамильно.
3. Руководитель занятий назначается приказом руководителя органа местного самоуправления.
4. Обучение проводится по рабочей программе, рассчитанной на 14 часов. Рабочие программы подготовки работников органа местного самоуправления разрабатывается на основании примерных программ, утверждённых Министром МЧС России 28.03.2006 г. N 1-4-54-370-14. Текст примерной программы обучения работающего населения приведены в приложении N 9.
5. В ходе планирования обучения в соответствии с рабочей программой разрабатывается расписание занятий с работниками органа местного самоуправления. В расписании занятий указываются:
- учебная группа;
- дата и место проведения занятия;
- наименование темы.
Расписание занятий утверждается руководителем соответствующего органа местного самоуправления.
6. Для проведения занятий создаётся соответствующая учебно-материальная база. Требования к учебно-материальной базе определены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 октября 2007 г. N 1396 "О проведении смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга".
7. Учебно-материальная база по ГО и защите от ЧС должна соответствовать программе обучения. При создании (приобретении) учебных и наглядных пособий необходимо учитывать их востребованность при проведении занятий. Рекомендуемый состав учебно-материальной базы приведен в приложении N 10.
8. Занятия по медицинским темам и по вопросам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты. К проведению других занятий по темам, определённым рабочей программой, могут привлекаться соответствующие специалисты (юристы, работники МЧС России и т. д.).
9. Руководитель органа местного самоуправления обязан периодически проверять проведение занятий. О проведённой проверке делается запись в соответствующем разделе журнала учёта занятий.
6.3. Основные документы, разрабатываемые в органе местного самоуправления Санкт-Петербурга по вопросам обучения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС.
1. Документом, предназначенным для учёта и контроля за подготовкой должностных лиц и специалистов органа местного самоуправления Санкт-Петербурга является регистр подготовки и обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС органа местного самоуправления Санкт-Петербурга (далее - регистр).
2. В регистре учитываются данные о прохождении подготовки работниками органа местного самоуправления, являющимися должностными лицами ГО и РСЧС. Форма регистра приведена в приложении N 11.
3. Регистр подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО органа местного самоуправления и утверждается руководителем этого органа.
4. В графе "Должность" указываются должности по ГО:
- руководитель ГО;
- уполномоченный на решение задач в области ГО;
- руководитель учебной группы;
- инструктора-консультанты УКП.
5. В графе "Ф.И.О., дата и номер приказа о назначении" указываются фамилия, имя отчество и номер приказа о назначении на должность по ГО (например, для уполномоченного по ГО, ЧС и ПБ указывается номер распоряжения о назначении уполномоченным по ГО, ЧС и ПБ). Руководителем ГО МА МО является глава МА МО. В соответствующей графе регистра указывается дата и номер приказа о его назначении на должность. Глава МО Санкт-Петербурга является руководителем ГО данного МО.
6. В графе "Дата и место прохождения подготовки" указывается дата последней переподготовки по ГО и место прохождения подготовки (Санкт-Петербургский УМЦ по ГО ЧС и ПБ (УМЦ), курсы ГО района (кГО)).
7. В графе "Запланирована подготовка" указывается год прохождения подготовки (символом "+"). Периодичность подготовки определяется согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 г. N 841.
8. Ежегодно руководителем органа местного самоуправления подводятся итоги и издаются приказы об итогах подготовки за текущий год и постановке задач на следующий год в части касающейся неработающего населения, и в части касающейся работников данного органа местного самоуправления.
9. Приказ разрабатывается в произвольной форме.
10. В преамбуле приказа приводится краткий анализ результатов подготовки должностных лиц и специалистов органа местного самоуправления Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
11. В приказной части руководителем органа местного самоуправления ставится задача на организацию и осуществление обучения должностных лиц данного органа на следующий год. Кроме того, могут быть определены состав учебной группы, руководитель учебной группы, инструктора-консультанты УКП, утверждены расписание занятий, график использования учебно-материальной базы, план проведения учений и тренировок, план наращивания учебно-материальной базы, отмечены отличившиеся. Примерная форма приказа по обучению приведена в приложении N 12.
12. Для включения должностных лиц, обучающихся в УМЦ ГО ЧС и ПБ в План комплектования слушателями данного учебного заведения, органом местного самоуправления подаётся заявка.
13. Форма заявки на обучение должностных лиц и специалистов в Санкт-Петербургском УМЦ по ГО ЧС и ПБ приведена в приложении N 13.
14. Оформленная заявка направляется через пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по району в ГОУ ДПО Санкт-Петербургский Учебно-методический центр по ГО ЧС и ПБ до 25 апреля текущего года. При этом в текущем году направляется заявка на обучение в следующем году.
15. Перечень документов, разрабатываемых органом местного самоуправления Санкт-Петербурга по вопросам обучения работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, представлен в приложении N 14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Методические рекомендации по выполнению мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга" (утв. приказом Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2010 г. N 189)
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был