Руководителям
органов местного самоуправления,
осуществляющих управление
в сфере образования
Руководителям
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность
В целях профилактики и предупреждения нарушений законодательства об образовании комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - комитет) дает дополнительные разъяснения об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования в связи с изменениями, внесенными в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 500-ФЗ в статью 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - 273-ФЗ).
Государственный контроль (надзор) во всех сферах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется прежде всего в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных 273- ФЗ.
Согласно части 1 статьи 93 273-ФЗ государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется как полномочие Российской Федерации и включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Рособрнадзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (комитет).
В соответствии с частью 2 статьи 93 273-ФЗ под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 статьи 93 273-ФЗ мер.
Таким образом, в предмет федерального государственного контроля качества не может входить реализация дополнительных общеобразовательных программ или основных общеобразовательных программ дошкольного образования, поскольку согласно части 1 статьи 92 273-ФЗ такие программы не подлежат государственной аккредитации.
В соответствии с частью 3 статьи 93 273-ФЗ под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Таким образом, под федеральным государственным надзором понимается надзор за соблюдением законодательства об образовании. Данный надзор в отношении образовательных организаций осуществляется вне зависимости от факта государственной аккредитации соответствующих образовательных программ.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования реализуются в форме проверок, которые могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
Основанием для проведения плановых проверок в соответствии с 294-ФЗ является включение организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в ежегодный план проведения проверок, в отношении которых установлен факт истечения трех лет со дня:
государственной регистрации;
окончания проведения последней плановой проверки.
Основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках федерального государственного надзора в сфере образования являются следующие основания:
а) в соответствии с частью 2 статьи 10 294-ФЗ:
истечение срока исполнения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства;
поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц либо информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления или средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан,
причинение вреда жизни, здоровью граждан,
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены),
распоряжение председателя комитета, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
б) в соответствии с частью 5 статьи 93 273-ФЗ:
выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 273-ФЗ.
Основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках федерального государственного контроля качества образования являются следующие основания:
а) в соответствии с частью 2 статьи 10 294-ФЗ:
истечение срока исполнения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ранее выданного предписания об устранении выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам;
распоряжение председателя комитета, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
б) в соответствии с частью 5 статьи 93 273-ФЗ:
выявление комитетом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
выявление комитетом нарушения требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 273-ФЗ.
В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании при проверках, осуществляемых в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, комитет выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения (указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев).
До истечения срока исполнения выданного предписания комитет должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.
С целью установления факта исполнения предписания комитет проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку представленных документов. Подтверждением факта исполнения выданного предписания является оформление акта по итогам внеплановой проверки и направления письма комитета в орган или организацию о снятии предписания с контроля.
Если предписание не исполнено по результатам проверки в рамках федерального государственного надзора в сфере образования комитет выполняет следующие процедуры:
возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,
выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично (срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца).
До истечения срока исполнения выданного повторно предписания комитет должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.
В течение тридцати дней после получения такого уведомления комитет проводит внеплановую проверку (документарную или выездную) содержащейся в нем информации.
Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется:
по решению комитета со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания,
или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании, в установленный комитетом срок исполнения выданного повторно предписания, комитет приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.
Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.
В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам при проверках, осуществляемых в рамках федерального государственного контроля качества образования, комитет выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия (указанный срок не может превышать шесть месяцев).
До истечения срока устранения выявленного несоответствия комитет должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов.
В течение тридцати дней после получения уведомления комитет проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.
Действие государственной аккредитации возобновляется по решению комитета со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.
Если предписание не исполнено по результатам проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования комитет лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Таким образом, новыми изменениями в законодательстве об образовании ужесточаются требования при выявлении нарушений при осуществлении федерального государственного контроля качества образования (приостанавливается действие государственной аккредитации, что может повлечь за собой невозможность выдачи организациями, осуществляющими образовательную деятельность, документов об образовании при завершении обучающимися обучения по соответствующим образовательным программам), а также при неисполнении выданного комитетом предписания об устранении выявленных нарушений при осуществлении проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Председатель комитета |
С.В. Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 3 февраля 2015 г. N 19-577/15-0-0 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования"
Текст письма официально опубликован не был