Письмо Комитета финансов Санкт-Петербурга
от 11 марта 2016 г. N 01-02-3341/16-0-1
Генеральному
директору ЗАО "ГК "Эталон"
А.В. Евдокимову
Богатырский пр., д. 2, литера А,
Санкт-Петербург, 197348
Комитет финансов Санкт-Петербурга рассмотрел обращение по вопросу налогообложения налогом на имущество организаций жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, и сообщает, что Положением о Комитете финансов Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 N 721, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.
Одновременно обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) финансовые органы субъектов Российской Федерации дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим по поставленным в Вашем обращении вопросам разъясняем следующее.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости. С 1 января 2015 года к числу таких объектов относятся жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 18.11.2015 N 725-133 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2016 года налоговая база в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, определяется как их кадастровая стоимость.
При этом исчисление суммы налога на имущество организаций в отношении указанных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 НК РФ, с учетом особенностей, установленных пунктом 12 статьи 378.2 НК РФ.
В силу положений подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года налогового периода, в отношении данного объекта недвижимого имущества определение налоговой базы и исчисление суммы налога по текущему налоговому периоду осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ, без учета положений указанной статьи.
Согласно подпункту 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на объекты недвижимости (права собственности, права оперативного управления, права хозяйственного ведения) подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Статьей 219 ГК РФ определено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, по мнению Комитета финансов Санкт-Петербурга, обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении жилых домов и жилых помещений возникает в случае, если одновременно выполняются следующие условия:
объект недвижимого имущества принадлежит организации на праве собственности или на праве хозяйственного ведения,
- объект по правилам бухгалтерского учета не учтен на балансе в составе основных средств, т.е. учитывается в качестве иных активов, в том числе товаров, готовой продукции, материальных запасов и т.п.,
- объект учтен в государственном кадастре недвижимости и в отношении него по состоянию на 1 января налогового периода определена кадастровая стоимость.
Право собственности (право оперативного управления, право хозяйственного ведения) на объект недвижимого имущества прекращается с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом в "соответствии с пунктом 5 статьи 382 НК РФ при исчислении налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности налогоплательщика неполный налоговый (отчетный) период, сумма налога (авансового платежа) в отношении такого имущества корректируется исходя из полных месяцев нахождения данного объекта в собственности организации.
Председатель Комитета |
А.А. Корабельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета финансов Санкт-Петербурга от 11 марта 2016 г. N 01-02-3341/16-0-1
Текст письма официально опубликован не был