Комитет финансов Санкт-Петербурга рассмотрел обращение по вопросу применения положений Закона Санкт-Петербурга от 14.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 617-105) и Закона Санкт-Петербурга от 18.11.2015 N 725-133 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 725-133) и сообщает, что Положением о Комитете финансов Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 N 721, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг. Одновременно сообщаем следующее.
1. В силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в пункте 1 указанной статьи. Так, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ставка земельного налога устанавливается в размере, не превышающем 0,3 процента их кадастровой стоимости (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" даны понятия таких земельных участков, как садовый, огородный и дачный земельные участки, составляющие территорию соответственно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Так, садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга N 617-105 установлены налоговые ставки в отношении земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 указанной статьи в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, установлена налоговая ставка в размере 0,042 процента их кадастровой стоимости. В отношении прочих земельных участков, отдельно не упомянутых в Законе Санкт-Петербурга N 617-105, применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 14 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 617-105).
С учетом изложенного Комитет финансов полагает, что при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием "для садоводства" коммерческой организации следует применять налоговую ставку в размере 1,5 процента, установленную "для прочих земельных участков". Оснований для применения налоговой ставки в размере 0,042 процента, установленной в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 617-105, у коммерческой организации не имеется.
2. Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 данной статьи.
В соответствии с пунктом 15 указанной статьи в отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу положений статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ гибель имущества, его уничтожение являются основанием для прекращения права собственности на объект недвижимости.
Согласно статье 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отношения в частности по архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту регулируются законодательством о градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ в случае строительства зданий и сооружений на месте сносимых объектов капитального строительства они могут относиться к понятию новое строительство.
Учитывая изложенное, Комитет финансов полагает, что при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", приобретенного организацией в собственность с расположенным на нем жилым домом, повышающие коэффициенты следует применять с даты прекращения права собственности на данный объект в связи с его уничтожением (сносом) вплоть до даты государственной регистрации прав на вновь построенный жилой дом.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате в том числе налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).
Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости. Согласно пункту 2 данной статьи законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 725-133 с 1 января 2016 года налоговая база в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, определяется как их кадастровая стоимость.
При этом исчисление суммы налога на имущество организаций в отношении указанных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 НК РФ, с учетом особенностей, установленных пунктом 12 статьи 378.2 НК РФ.
В силу положений подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года налогового периода, в отношении данного объекта недвижимого имущества определение налоговой базы и исчисление суммы налога по текущему налоговому периоду осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ, без учета положений указанной статьи.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. При этом в силу положений статьи 24.20 указанного закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного Комитет финансов полагает, что у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении жилого дома возникает в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект принадлежит организации на праве собственности или на праве хозяйственного ведения;
- объект по правилам бухгалтерского учета не учтен на балансе в составе основных средств, т.е. учитывается в качестве иных активов, в том числе товара, готовой продукции;
- объект учтен в государственном кадастре недвижимости и в отношении него определена кадастровая стоимость.
Председатель Комитета |
А.А.Корабельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета финансов Санкт-Петербурга от 1 декабря 2016 г. N 01-02-24433/16-0-1 "О применении отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 14.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" и Закона Санкт-Петербурга от 18.11.2015 N 725-133 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций"
Текст письма официально опубликован не был