Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к распоряжению
Комитета по тарифам
Санкт-Петербурга
от 23.05.2018 N 41-р
Методические рекомендации
по расчету тарифов на перевозки по муниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Санкт-Петербурге и метрополитеном
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по расчету тарифов на перевозки по муниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Санкт-Петербурге и метрополитеном (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Закона Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 445-85 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга".
2. Методические рекомендации разработаны для использования органами исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга, а также юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, допущенными в установленном порядке к деятельности по перевозке пассажиров и багажа, использующими принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании транспортные средства для перевозки пассажиров и багажа в соответствии с договорами об организации пассажирских перевозок (далее - регулируемые субъекты), при расчете тарифов.
3. Настоящие Методические рекомендации определяют экономические основы по расчету тарифов (далее - регулируемые тарифы).
4. Понятия и термины, используемые в настоящих Методических рекомендациях, имеют значения, определенные в Порядке, а также в иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования и метрополитеном.
II. Основные положения по расчету тарифов
5. Расчет тарифов осуществляется исходя из принципа обязательного раздельного учета объемов перевозок, доходов и расходов по видам деятельности, видам перевозок (в городском, пригородном сообщении) в соответствии с учетной политикой.
6. Методами расчета тарифов являются:
- метод экономически обоснованных расходов, сформированных в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями;
- метод индексации.
Метод государственного регулирования тарифов определяется органом регулирования с учетом предложений регулируемого субъекта.
7. Обоснованными признаются представленные в орган регулирования документально подтвержденные расходы (затраты), складывающиеся в условиях эффективного функционирования регулируемых субъектов, выраженные в денежной форме и оформленные в соответствии с действующим законодательством, настоящими Методическими рекомендациями.
Расходы по видам деятельности и видам перевозок принимаются на основании данных раздельного учета регулируемых субъектов.
8. При расчете тарифов орган регулирования принимает меры, направленные на исключение из расчетов тарифов экономически необоснованных расходов регулируемых субъектов, вызванных привлечением ими избыточных ресурсов и (или) снижением эффективности их функционирования.
К факторам, обусловливающим избыточные и неэффективные расходы, относятся:
1) превышение нормативного расхода топлива, электрической энергии и горюче-смазочных материалов (в расчете на 1 км пробега, 1 ткм-брутто);
2) превышение нормативной численности персонала.
9. В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных расчетных и обосновывающих материалов выявлены отклонения от расходов, запланированных на отчетный период, эти отклонения могут учитываться при установлении тарифов не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные отклонения были выявлены.
10. Расчет тарифов осуществляется экспертами на основе следующей информации:
10.1. документов (материалов) в соответствии с перечнем документов, представляемых для рассмотрения вопросов об установлении тарифов (приложение 2 к настоящему распоряжению);
10.2. расчетов затрат регулируемого субъекта, выполненных по формам согласно приложению (не приводится) к Методическим рекомендациям.
III. Расчет тарифов методом экономически обоснованных расходов
11. В качестве исходной базы для расчета тарифов на перевозку пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении в расчетном периоде принимаются объем перевозок пассажиров, объем транспортной работы и объем необходимой валовой выручки для осуществления регулируемого вида деятельности.
12. При принятии решения об экономической обоснованности расходов регулируемого субъекта орган регулирования использует:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурентных процедур закупок, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы;
4) индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
13. Эксплуатационные расходы формируются по калькуляционным статьям затрат. Основными калькуляционными статьями затрат на перевозки являются:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизационные отчисления;
- расходы на ремонт основных средств;
- прочие расходы;
- внереализационные расходы.
13.1. Материальные расходы.
В эту статью затрат включаются затраты на все виды покупной энергии, топливо и смазочные материалы, расходные материалы.
Затраты на электроэнергию для городского наземного электрического транспорта и метрополитена определяются с учетом расхода электроэнергии (на тягу, на движение, содержание инфраструктуры, прочие нужды) и цен приобретения (установленного тарифа) электроэнергии, подтвержденных счетами-фактурами.
В случае увеличения расхода электроэнергии, планируемого регулируемым субъектом на период регулирования, по отношению к фактическому расходу регулируемого субъекта необходимо представить обоснования и информацию о проводимых мероприятиях по энергосбережению.
Затраты на топливо определяются на основании базовых линейных норм расхода применяемого вида топлива с учетом всех поправочных коэффициентов, учитывающих дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р, планируемого пробега автомобилей и цен приобретения горюче-смазочных материалов с учетом фактического, сложившегося объема затрат за отчетный период.
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей в расчете на 100 км пробега автомобиля и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.
Затраты на смазочные материалы определяются исходя из действующих норм расхода смазочных материалов, нормативного расхода топлива и цен приобретения смазочных материалов с учетом фактического, сложившегося объема затрат за отчетный период.
Нормы расхода смазочных материалов определяются: масла - в литрах, смазки - в килограммах (установлены на 100 литров общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля).
При расчете тарифов на планируемый период стоимость топлива и смазочных материалов определяется на основании цен, не превышающих их сложившийся средний уровень в Санкт-Петербурге согласно проведенным конкурсным процедурам и официально опубликованным данным в соответствующих информационно-аналитических изданиях, а также с учетом прогнозных индексов-дефляторов цен, принятых на период регулирования, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
13.2. Расходы на оплату труда.
В эту статью включаются затраты на оплату труда водителей транспортных средств (автобусов, трамваев, троллейбусов), машинистов поездов метрополитена, кондукторов, ремонтно-вспомогательных рабочих по обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также вспомогательного и административно-управленческого персонала.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемым субъектом, и плановым и(или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемом субъекте и других регулируемых субъектах, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Нормативная численность водителей (машинистов), в том числе подменных и кондукторов, рассчитывается на основании утвержденного расписания движения транспорта по маршрутам путем деления продолжительности движения по всем маршрутам в расчетном периоде на баланс рабочего времени в расчетном периоде с учетом потерь рабочего времени (отпуск, болезнь и пр.).
При расчете нормативной численности водителей (машинистов) учитывается время на подготовительно-заключительные работы и время на предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр.
Баланс рабочего времени рассчитывается в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
- приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей";
- приказ Минтранса РФ от 18.10.2005 N 127 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса";
- приказ Минтранса РФ от 08.06.2005 N 63 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена".
Нормативная численность ремонтно-вспомогательных рабочих на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт транспортных средств определяется исходя из норм трудоемкости по видам технического обслуживания и нормативного пробега транспортных средств в периоде регулирования.
Затраты на оплату труда водителей (машинистов) и ремонтно-вспомогательных рабочих складываются исходя из нормативной численности и среднемесячной заработной платы, исчисленной исходя из тарифных ставок, доплат, премий в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда, определяемыми отраслевыми тарифными соглашениями и предусмотренными в коллективном договоре, с учетом фактического объема фонда оплаты труда этих категорий работников, сложившегося за предшествующий и текущий периоды.
13.3. Отчисления на социальные нужды.
Отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления на социальные нужды по установленным законодательством нормативам (страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование) в процентах от расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость перевозки пассажиров.
Для обоснования данных расходов перевозчики представляют отчетность по форме РСВ-1 и форме 4-ФСС, уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
13.4. Амортизационные отчисления.
Амортизационные отчисления на полное восстановление (износ) основных средств на период регулирования определяются в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета. Сроки службы по основным средствам при начислении амортизации для бухгалтерского учета по основным средствам, приобретенным после 1 января 2002 года, принимаются для целей расчета тарифов исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, с учетом информации о сроке службы, указанной в документации изготовителя (для объектов основных средств 10-й амортизационной группы (30 лет и выше).
13.5. Расходы на ремонт основных средств.
В этой статье учитываются затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт (текущий, капитальный) подвижного состава, выполняемые хозяйственным способом (силами регулируемого субъекта) или с привлечением сторонних организаций, в соответствии с утвержденным планом проведения работ, а также расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин.
Под техническим обслуживанием понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем виде; обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды, уменьшение интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждение отказов и неисправностей, а также выявление их с целью устранения.
Затраты на техническое обслуживание определяются исходя из действующих норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и периодичности его проведения (нормативного пробега транспортных средств или времени работы) в объеме установленного перечня операций и трудоемкости вида технического обслуживания, а также с учетом фактического, сложившегося объема затрат за отчетный период.
Под эксплуатационным ремонтом понимается комплекс мероприятий по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса, обеспечению безотказности работы подвижного состава и его частей. Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану через определенный пробег или время работы подвижного состава.
Затраты на эксплуатационный ремонт транспортных средств определяются исходя из нормативного пробега подвижного состава (в случае планового ремонта), фактического расхода материалов и запасных частей, цен приобретения запасных частей и ремонтных материалов, а также с учетом фактического, сложившегося объема затрат за отчетный период.
При расчете тарифов на планируемый период затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт определяются на основании цен, не превышающих их сложившийся средний уровень в Санкт-Петербурге согласно проведенным конкурсным процедурам и официально опубликованным данным в соответствующих информационно-аналитических изданиях, а также с учетом прогнозных индексов-дефляторов цен, принятых на период регулирования, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Основанием для расчета затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин являются Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации 04.04.2002.
Затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин определяются исходя из рассчитанных норм на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, нормативного пробега автомобиля, количества ходовых шин и цен приобретения шин, а также с учетом фактического, сложившегося объема затрат за отчетный период.
При расчете тарифов на планируемый период стоимость автомобильных шин определяется на основании цен, не превышающих их сложившийся средний уровень в Санкт-Петербурге согласно проведенным конкурсным процедурам и официально опубликованным данным в соответствующих информационно-аналитических изданиях, а также с учетом прогнозных индексов-дефляторов цен, принятых на период регулирования, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
13.6. Прочие расходы.
К прочим расходам относятся расходы:
- Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов;
- Расходы на обеспечение пожарной безопасности, а также расходы на охрану;
- Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Расходы на командировки;
- Расходы на юридические и информационные услуги;
- Прочие экономически обоснованные расходы.
Расшифровка прочих расходов производится по статьям затрат с приложением их экономического обоснования, включая перечень договоров и расчет расходов по каждой статье затрат на расчетный год.
Распределение прочих расходов по видам деятельности и видам перевозок осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемого субъекта.
Арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органом регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемого субъекта (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
13.7. Внереализационные расходы.
К внереализационным расходам относятся:
- Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам;
- Расходы на услуги кредитных организаций за расчетно-кассовое обслуживание;
- Расходы на социальные нужды в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному транспорту:
- средства, перечисляемые в профсоюзные организации;
- страховые взносы на выплаты социального характера;
- Другие экономически обоснованные расходы.
14. При расчете тарифов необходимая валовая выручка регулируемого субъекта включает в себя нормативную прибыль регулируемого субъекта.
Нормативная прибыль включает в себя:
а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам;
б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий.
15. В случае если регулируемый субъект кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается.
16. Расчет тарифов производится путем деления величины необходимой валовой выручки (экономически обоснованных расходов регулируемого субъекта и необходимой прибыли) на плановый объем количества перевезенных пассажиров.
Тариф на перевозки пассажиров и багажа за одну поездку () определяется по формуле:
, руб./поездка
где:
- эксплуатационные затраты по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, руб.;
- прибыль, руб.;
- плановое количество перевезенных пассажиров, чел.
Тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом за один километр пробега () определяется по формуле:
, руб. пасс.-км
где:
- эксплуатационные затраты по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, руб.;
- прибыль, руб.;
- плановый пассажирооборот, пасс.-км.
17. Плата за провоз каждого места багажа, разрешенного к провозу в наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования и метрополитене, устанавливается в размере стоимости проезда одного пассажира за одну поездку.
IV. Метод индексации
18. При установлении тарифов с использованием метода индексации расходы, установленные на текущий период методом экономически обоснованных затрат, изменяются на индексы цен, определяемые в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период регулирования, разработанного Минэкономразвития России и одобренного Правительством РФ; с учетом прогнозируемого изменения объемов работ (услуг) и степени влияния изменения объемов работ (услуг) на динамику изменения расходов; условий заключенных регулируемым субъектом или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности; требований законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.