Во исполнение п. 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2017 N 883 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435", в целях повышения эффективности использования юридическими лицами бюджетных средств, предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга в форме бюджетных инвестиций в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением инвестиций, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80), а также оказания методической помощи при определении исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное регулирование в соответствующей сфере показателей результативности использования юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по определению показателей результативности использования юридическими лицами бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и оценке их достижения согласно приложению (далее - Методические рекомендации).
2. Специалисту 1-й категории Общего отдела Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Гнидашу А.М. разместить Методические рекомендации на странице Комитета на официальном сайте Администрации Губернатора Санкт-Петербурга в разделе "Документы".
3. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета Шевчука И.Д.
Председатель Комитета |
А.М. Жуков |
Утверждены
приказом Комитета государственного
финансового контроля Санкт-Петербурга
от 19 января 2018 года N 3-п
Методические рекомендации
по определению показателей результативности использования юридическими лицами бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и оценке их достижения
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга во исполнение п. 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2017 N 883 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435" и направлены на повышение эффективности использования юридическими лицами бюджетных средств, предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга в форме бюджетных инвестиций в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением инвестиций, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80) (далее - бюджетные инвестиции).
Целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи при определении соответствующими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга показателей результативности использования юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и оценке их достижения.
Методические рекомендации используются при разработке договоров об участии Санкт-Петербурга в собственности юридических лиц, заключаемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проводящими государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное регулирование в соответствующей сфере (далее - ИОГВ), Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и юридическим лицом.
Под эффективным использованием бюджетных инвестиций понимается достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономность) и (или) достижение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).
Оценка результативности бюджетных инвестиций производится с учётом принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
II. Показатели результативности бюджетных инвестиций
Показатели результативности использования бюджетных инвестиций - это качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования бюджетных инвестиций, а также деятельности получателей бюджетных инвестиций, которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие результаты являются свидетельством эффективного использования бюджетных инвестиций.
Показатели результативности использования бюджетных инвестиций (далее - показатели результативности) определяются исходя из цели и условий предоставления бюджетных инвестиций в соответствии с законом о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период, при учете соответствующих индикаторов подпрограмм государственных программ и иных документов стратегического планирования Санкт-Петербурга.
Показатели результативности должны отвечать следующим требованиям:
- объективности - выбраны в результате всестороннего анализа сферы использования средств бюджета и особенностей деятельности юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций (далее - получатель бюджетных инвестиций);
- ясности - должны иметь четкие формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям;
- приемлемости - должны быть согласованы всеми сторонами договора об участии Санкт-Петербурга в собственности юридических лиц (далее - Договор);
- достаточности - на основе их совокупности можно сделать обоснованное заключение о результативности использования средств бюджета.
Показатели результативности могут иметь:
- количественные значения, выражающиеся в натуральных и стоимостных показателях, характеризующих достигнутые результаты деятельности получателя бюджетных инвестиций (например, объемы производства/реализации продукции и оказания услуг, себестоимость продукции и объем полученной прибыли, количество участников;
- качественные значения, представляющие собой характеристики различных аспектов организации деятельности получателя бюджетных инвестиций по их использованию (например, соответствие положениям нормативных документов, организация управления и контроля, отсутствие жалоб);
- относительные значения, выражающиеся в соотношениях между различными результатами деятельности получателя бюджетных инвестиций (например, уровень рентабельности и доходности, уровень рождаемости, заболеваемости, смертности, безработицы);
- динамические значения, отражающие изменения как количественных, так и относительных значений критериев за определенный период времени (например, темпы роста (снижения) реализации, прибыли и доходности, рождаемости и смертности, снижение издержек на определенный процент).
При оценке результативности конечного направления бюджетных инвестиций на покрытие расходов от операционной деятельности следует дополнительно учитывать показатели, характеризующие организацию и процессов использования бюджетных инвестиций, а также деятельность получателей бюджетных инвестиций, принимая во внимание следующие аспекты:
Результативность деятельности может быть объективно оценена, если информация об объекте будет:
- концентрированно отражать результаты деятельности;
- приводиться в сравнении с ожидаемыми (плановыми, нормативными) результатами;
- обеспечивать сопоставление результатов и затрат.
Информация о качестве управления должна отвечать следующим требованиям:
- отражение эффективного использования активов (материальных, трудовых, финансовых);
- осуществление всех финансовых и экономических операций в соответствии с нормами и правилами;
- достоверность информации о финансовом состоянии и результатах деятельности.
Устанавливая показатели результативности, рекомендуется определить оптимальное соотношение количественных и качественных показателей, исходя из индивидуальных особенностей, связанных с целями предоставления бюджетных инвестиций, процессом использования бюджетных инвестиций, а также деятельностью получателя бюджетных инвестиций.
Так, например, показатели результативности могут быть выражены путём установления перечня конкретных действий (результатов), полученных в процессе использования бюджетных инвестиций в привязке к определённым временным периодам. Определение количественных показателей результативности возможно осуществить путём декомпозиции конечного результата использования бюджетных инвестиций, имеющего количественное выражение. Конкретные показатели результативности могут быть ранжированы по значимости с точки зрения наличия причинно-следственной связи с обеспечением конечного результата. При этом как отдельный показатель результативности, так и группа показателей результативности могут обладать определённым удельным весом при подсчете показателя оценки достижения показателей результативности, как за период времени, так и итогового.
Принимая во внимание принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации , оценку результативности использования бюджетных инвестиций также возможно производить посредством оценки эффективности использования бюджетных инвестиций. В таком случае возможно применение оценки различных видов эффективности (бюджетной, экономической и социальной), как в совокупности, так и по отдельности, в зависимости от индивидуальных особенностей процесса использования бюджетных инвестиций. При этом, ИОГВ определяет, оценку какого вида(ов) эффективности применять. Выбор зависит от вида деятельности получателя бюджетных инвестиций и целей, которые ставит публично-правовое образование при принятии решения об участии в его капитале.
Экономические результаты рассматриваются в качестве дополнительных к основным эффектам от выделения бюджетных инвестиций (бюджетным и социальным).
Бюджетная эффективность показывает непосредственную выгоду (убыток) Санкт-Петербурга от предоставления бюджетных инвестиций.
Поскольку государственная инвестиционная политика направлена на вложения в капиталы обществ, чья деятельность в целом является полезной и значимой для жителей Санкт-Петербурга, при этом финансовые результаты не всегда являются достаточно привлекательными для частных инвесторов, основным подходом, который может использоваться при оценке эффективности вложений бюджетных инвестиций в уставные капиталы хозяйственных обществ, является социально ориентированный (общественно значимый) подход. Он означает, что при оценке эффективности учитывается не только прямой результат получателя бюджетных инвестиций, но также и его влияние на другие предприятия, организации, а также на население и социально-экономическую ситуацию в регионе в целом.
Под социальной эффективностью бюджетных инвестиций следует понимать достижение тех или иных социальных эффектов, выраженных в неденежной форме. В качестве показателей социального эффекта используются:
- натуральные показатели - показатели, измеряемые в единицах продукции (работ, услуг).
- удельные показатели - показатели, измеряемые в штуках (единицах) на численность населения (показатели охвата населения теми или иными результатами деятельности хозяйствующих субъектов, обусловленными вложениями бюджетных средств при реализации проекта).
III. Оценка достижения показателей результативности
Для оценки достижения показателей результативности, выраженных посредством установления перечня конкретных действий (результатов), полученных в процессе использования бюджетных инвестиций в привязке к определённым временным периодам, необходимо осуществить подсчет итогового значения в конкретном временном периоде (год, полугодие, квартал).
- показатель итоговой оценки достижения показателей результативности в конкретном временном периоде (t) - далее показатель итоговой оценки достижения;
- конкретные действия (результаты), полученные в процессе использования бюджетных инвестиций в привязке к определённым временным периодам - показатели результативности;
, , - удельный вес в показателе итоговой оценки, равной единице.
- показатель итоговой оценки достижения показателей результативности по Договору;
, , - показатели оценки достижения показателей результативности в конкретных временных периодах (t).
Пример оценки достижения показателей результативности, выраженных посредством установления перечня конкретных действий (результатов), полученных в процессе использования бюджетных инвестиций в привязке к определённым временным периодам приведен в приложении к настоящим методическим указаниям.
При использовании оценки результативности использования бюджетных инвестиций посредством оценки эффективности использования бюджетных инвестиций следует учитывать следующее. Бюджетная эффективность бюджетных инвестиций может быть определена как отношение дополнительного объема притоков (поступлений) в бюджет (налоговых и неналоговых доходов, терминальной стоимости имущества, а также суммы экономии бюджетных средств, возникающей в результате предоставления бюджетных инвестиций) к объему оттоков из бюджета (бюджетных инвестиций и иных выплат из бюджета, вызванных предоставлением бюджетных инвестиций, уменьшения поступлений в бюджет в результате предоставления льгот по платежам в бюджет, отсрочек, рассрочек и прочих преференций). Бюджетная эффективность должна рассчитываться накопительным итогом за весь период реализации проекта.
Для определения бюджетной эффективности необходимо на первом этапе установить соответствие достигнутого значения показателя, накопленного за отчетный период, плановому значению, установленному в Договоре. В случае отклонения достигнутого значения показателя от планового значения следует определить причины отклонения.
К основным экономическим результатам относятся прибыль (рентабельность) и выручка от реализации. В связи с этим экономическая эффективность может рассчитываться как отношение увеличения объема реализации продукции получателя бюджетных инвестиций, выраженного в сопоставимых ценах, к сумме вложений в его уставный капитал, вызвавших рост объема реализации продукции. Также экономическая эффективность может оцениваться как отношение роста прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к объему бюджетных инвестиций. Для новых производств вместо роста прибыли оценивается объем прибыли.
При оценке социальной эффективности бюджетных инвестиций необходимо установить степень достижения запланированного социального эффекта от вложения бюджетных инвестиций, для чего определяется соответствие фактических показателей реализованной получателем бюджетных инвестиций продукции, оказанных услуг и выполненных работ в натуральном выражении, плановым показателям, предусмотренным в Договоре. Фактические значения показателей сравниваются с планируемыми значениями, а также с фактическими значениями на конец периода, предшествующего началу реализации проекта. Степень достижения показателей проекта может определяется путем расчета величины абсолютного отклонения фактических показателей от плановых, а также соотношения фактического и планового значений показателя
IV. Последствия не достижения показателей результативности бюджетных инвестиций
В Договоре следует определять правовые последствия не достижения показателей оценки достижения показателей результативности в конкретных временных периодах, а также итоговой оценки достижения показателей результативности по Договору.
Вместе с тем, в Договоре могут быть определены допустимые отклонения значений, указанных выше показателей.
В качестве возможных правовых последствий при не достижении показателей оценки достижения показателей результативности предлагается установить обязанность ИОГВ обратиться в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с инициативой рассмотрения указанных фактов в рамках полномочий Санкт-Петербурга, реализуемых посредством представления интересов Санкт-Петербурга в общих собраниях участников (акционеров), в советах директоров (наблюдательных советах) при наличии необходимых правовых оснований.
Кроме того, при рассмотрении представителями интересов Санкт-Петербурга на общих собраниях участников (акционеров), в советах директоров (наблюдательных советах) хозяйственных обществ, участником (акционером) которых является Санкт-Петербург, вопросов определения условий трудовых договоров с генеральными директорами указанных обществ являющихся получателями бюджетных инвестиций, рекомендуется устанавливать положения, обуславливающие премирование генерального директора в зависимости от достижения показателей результативности, закреплённых в Договорах.
При не выполнении получателем бюджетных инвестиций показателей результативности и превышении допустимых отклонений их значений, оценку наличия обстоятельств, не зависящих от получателя бюджетных инвестиций, а также аспектов, связанных с рисковым характером предпринимательской деятельности, рекомендуется осуществлять с учётом мнения представителей Санкт-Петербурга на общих собраниях участников (акционеров), в советах директоров (наблюдательных советах) хозяйственных обществ, участником (акционером) которых является Санкт-Петербург, являющихся получателем бюджетных инвестиций.
V. Порядок актуализации методических рекомендаций
Актуализация настоящих Методических рекомендаций осуществляется Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга не реже одно раза в год по мере изменения нормативных правовых актов, появления новых подходов к оценке результативности использования бюджетных инвестиций, получения новых данных в ходе анализа результатов государственного финансового контроля в сфере бюджетных инвестиций с учетом предложений ИОГВ и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Приложение
к Методическим рекомендациям
Пример
оценки достижения показателей результативности
Для оценки достижения показателей результативности установлен перечень конкретных действий (результатов), получение которых в процессе использования бюджетных инвестиций, в привязке к конкретным временным периодам, приведет к достижению конечного результата - a, b, c, x, y, z.
Срок использования бюджетных инвестиций 1 год.
Установлено 3 промежуточных временных периода - кварталы 2, 3 и 4 (t).
Определено, что показатели результативности обладают различным удельным весом. Так, достижение показателей составит
a, b, c, - 0.6 -
x, y, z, - 0.4 -
Допустим, что все показатели, установленные для 2 квартала - a и x выполнены. Тогда
Допустим, что все показатели, установленные для 3 квартала - b и y выполнены. Тогда
Допустим, что все показатели, установленные для 4 квартала - c и z выполнены. Тогда
Таким образом, показатель итоговой оценки достижения показателей результативности по Договору составит 3.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 19 января 2018 г. N 3-п "Об утверждении Методических рекомендаций"
Настоящий приказ вступает в силу с 19 января 2018 г.
Текст приказа официально опубликован не был