Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее - Комитет), в целях определения консолидированной позиции, а также недопущения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок сообщает следующее.
На основании ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в адрес Комитета поступают уведомления учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга об осуществлении закупок в соответствии с пунктом 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, предметом которых является оказание охранных услуг для нужд соответствующих учреждений.
Комитет рассматривает поступающие от заказчиков Санкт-Петербурга уведомления об осуществлении указанных закупок на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе правомерности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, в соответствии с пунктом 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом, осуществляя выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупок на оказание охранных услуг, учреждения здравоохранения Санкт-Петербурга руководствуются требованиями постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587).
Согласно п. 13 перечня объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.
Учитывая вышеизложенное, ряд учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, обладающих лицензией на хранение наркотических средств и психотропных веществ, осуществляют закупки услуг по охране своих объектов путем заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которым становятся государственные организации и учреждения, уполномоченные на осуществление услуг по государственной охране объектов.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ), оборот наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ установлено, что хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" утверждены правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Правила).
Так, пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что помещения хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров подразделяются на 4 категории. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются требования к условиям хранения в них наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
В соответствии с п. 10 Правил установлено, что в целях обеспечения сохранности наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров помещения, в которых осуществляется хранение подлежат охране.
Охрана помещений, относящихся к 1-й и 2-й категориям, осуществляется на договорной основе подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся указанные помещения.
Охрана помещений, относящихся к 3-й и 4-й категориям, осуществляется путем привлечения указанных охранных организаций, либо юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
На основании изложенного, с момента вступления в силу 26.04.2010 года постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 допускается охрана помещений, относящихся к 3-й и 4-й категориям, путем привлечения юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Между тем, в силу требований ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 5 вышеуказанной статьи, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
При этом, в соответствии со ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) влечет за собой административную ответственность.
Следовательно, действия учреждений здравоохранения, выражающиеся в осуществлении закупок услуг по охране объектов (помещений) хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, относящихся к 3-й и/или 4-й категориям помещений и не имеющих помещений 1-й и/или 2-й категорий, способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения соответствующих конкурентных процедур могут быть расценены как административное правонарушение и повлечь за собой привлечение ответственных должностных лиц таких учреждений к административной ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вместе с тем, по мнению Комитета, является правомерным заключение учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга контрактов с единственным поставщиком по государственной охране объектов (помещений) хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, относящихся к 3-й и/или 4-й категориям помещений и имеющих помещения 1-й и/или 2-й категорий.
Учитывая изложенное, Комитет сообщает о выявлении многочисленных случаев осуществления учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга закупок по оказанию услуг по охране объектов, относящихся к 3-й и/или 4-й категориям помещений хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, путем заключения контракта с единственным поставщиком на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Так, за истекший период 2017 года, вышеуказанные закупки осуществлены учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга, подведомственными Комитету по здравоохранению (СПб ГКУЗ "Хоспис N 2"; СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи"), а также некоторыми учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, такими как: СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 71" (Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга), СПб ГКУЗ "Специализированный дом ребенка N 7" (Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга), СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 14" (Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга), СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 102" (Администрация Приморского района Санкт-Петербурга), СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 74" (Администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга), СПб ГУЗ "Городская поликлиника N 24" (Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга), СПб ГКУЗ "Хоспис N 3", СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 11", СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 52" (Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга).
Согласно пунктам 1.3 - 3, 4.1 положения о Комитете по здравоохранению (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070, Комитет по здравоохранению является центральным звеном в системе здравоохранения Санкт-Петербурга и реализует функции регулятора в указанной сфере правоотношений, а рассматриваемая в настоящем письме проблематика имеет важное правоприменительное значение и затрагивает социально и общественно значимый вопрос обеспечения безопасности учреждений здравоохранения в целом и объектов (помещений) хранения наркотических средств и психотропных веществ различных категорий, в частности.
При этом, Законом о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции, соблюдение которого при обозначенных выше условиях может привести к экономии бюджетных средств Санкт-Петербурга и обеспечению принципа экономности, закрепленного в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.
О результатах рассмотрения прошу сообщить в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.
Председатель Комитета |
А.М. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 19 апреля 2017 г. N 11-18-236/17-0-0 "О предупреждении нарушений по закупкам у единственного поставщика"
Текст письма опубликован не был