Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 29 октября 2018 года N 303-р
Концепция
внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей
I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета с указанием проблематики и предполагаемых результатов, данных по сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству, данных о кадровом составе, привлекаемом к реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
Объективные тенденции развития Российской Федерации определяют приоритетные направления деятельности регионов по развитию инновационной экономики страны в целом.
Появление новых востребованных профессий на рынке труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования. Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
Основными факторами, замедляющими темпы развития дополнительного образования в Республике Адыгея, являются следующие:
1) низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования;
2) недостаточное число молодых квалифицированных педагогических работников, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности;
3) система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий инновационного характера, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности, носит эпизодический характер;
4) учебно-методические комплексы к программам по дополнительному образованию детей разработаны без учета современных требований.
В связи с этим стала очевидной необходимость внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей и создание регионального модельного центра дополнительного образования детей.
Развитие системы дополнительного образования детей является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки Республики Адыгея. Дополнительное образование рассматривается в качестве важнейшей составляющей единого образовательного пространства Республики Адыгея.
В ходе реализации государственной политики в сфере дополнительного образования решается задача увеличения охвата детей соответствующими дополнительными программами. В 2017-2018 учебном году в системе образования Республики Адыгея функционировало 1667 кружков (секций) по различным направлениям деятельности: естественно-научное, техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, гуманитарное, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, культурологическое на базе 20 организаций дополнительного образования, из которых 18 муниципальных и 2 подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея.
Количество детей, охваченных дополнительным образованием, за последние два года увеличилось с 37061 до 37338 человек.
В рамках взаимодействия образовательных организаций и региональных спортивных федераций реализуется Всероссийский проект "Шахматы в школе" с охватом 1072 обучающихся, что на 614 обучающихся больше в сравнении с 2017 годом.
Содержание дополнительного образования в последнее время меняется, растет популярность кружков и секций, связанных с техникой, технологиями и естественно-научной деятельностью (в сравнении: в 2017 году в 213 кружках обучалось 1904 человека, в 2018 году в 229 кружках - 1956 человек). Приоритетным направлением деятельности в Республике Адыгея является развитие дополнительных общеобразовательных программ технической и естественно-научной направленностей.
Количество педагогических работников системы дополнительного образования составляет - 1305 человек, из них педагоги дополнительного образования - 924 человека, педагоги-организаторы - 16 человек, тренеры-преподаватели - 266 человек, методисты - 72 человека, учителя - 1 человек, другие педагогические работники - 26 человек. Из них высшую квалификационную категорию имеют 440 человек, первую - 272 человека. Высшее профессиональное образование имеют 1054 педагога (из них педагогическое - 973), среднее профессиональное - 211 педагогов (из них педагогическое - 162 педагога), начальное профессиональное - 10 педагогов, среднее полное общее - 20 педагогов. Количество внешних совместителей в течение учебного года составляет - 437 человек.
Возрастной состав педагогов следующий: моложе 25 лет - 95 человек, 25-35 лет - 264 человека, 35 лет и старше - 946 человек (из них пенсионеров - 308 человек).
По стажу работы: стаж менее 2 лет - 97 человек, от 2 до 5 лет - 131 человек, от 5 до 10 лет - 176 человек, от 10 до 20 лет - 295 человек, 20 и более лет - 606 человек.
Реализация мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования будет способствовать обучению, творческому развитию детей, раскрытию их потенциала и разностороннему развитию детей.
II. Опыт Республики Адыгея в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Республика Адыгея участвует в масштабных программах и проектах в области образования, реализующихся с привлечением средств федерального бюджета:
1) в 2018 - 2019 году - в мероприятиях по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
2) в 2016 - 2019 годы - в мероприятиях по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
3) в 2017 году - по мероприятию 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы;
4) в 2018 году - по мероприятию 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов" Федеральной целевой программы развитие образования на 2016 - 2020 годы.
III. Организационно-правовая форма организации, наделенной статусом регионального модельного центра дополнительного образования детей
Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по внедрению целевой модели развития региональной системы по дополнительному образования детей, наделенной статусом регионального модельного центра дополнительного образования детей - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея.
Региональный модельный центр дополнительного образования детей (далее - РМЦ) планируется создать как структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея" (далее - Учреждение), используя его ресурсную, кадровую, материально-техническую базу.
IV. Описание площадки РМЦ в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и функционированию РМЦ
РМЦ планируется разместить на территории Учреждения.
Адрес Учреждения: 385020, Республика Адыгея, город Майкоп, улица Крестьянская, 378.
Учреждение реализует образовательную деятельность по следующим направлениям: туристско-краеведческому, техническому, естественно-научному, социально-педагогическому. Учреждение является координатором и организатором методической, организационно-массовой и учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования детей по вышеуказанным направлениям в Республике Адыгея. Учреждение имеет собственную развитую сеть образовательной деятельности по направлениям, реализующуюся через деятельность кружков и творческих объединений. Коллективом активно используются в работе различные формы сетевого взаимодействия, налажены контакты с ведущими образовательными, научными, общественными организациями.
Учреждение является региональным ресурсным центром Республики Адыгея по развитию естественно-научного дополнительного образования детей и технического творчества, региональным оператором Единого национального портала дополнительного образования, базовым центром, ответственным за реализацию программы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills.
Учреждение имеет большой опыт организации и проведения республиканских и региональных этапов всероссийских мероприятий, конкурсов и акций, в том числе естественно-научной и технической направленностей.
Учреждение расположено в центре города, в шаговой доступности от остановок городского транспорта. Вблизи имеется несколько общеобразовательных организаций. Доступность для других образовательных учреждений - 20-30 минут на общественном транспорте из любой точки города. Учреждение имеет обособленную территорию, на которой расположено три крупных строения (один двухэтажный учебный корпус, два пятиэтажных учебных здания), здание производственных мастерских и подсобные помещения. В одном из пятиэтажных корпусов расположено общежитие, принадлежащее Учреждению, на 80 мест, что позволяет расселять участников мероприятий. Имеется оборудованный лекционный зал на 60-70 человек, совмещенный с большим холлом и раздевалками для участников мероприятий.
РМЦ предполагается разместить в обособленном двухэтажном учебном корпусе общей площадью под застройкой 711 м2.
Здание, в котором располагается Учреждение, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", и Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Год постройки здания - 1975 год, собственник здания - Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, балансодержатель - Учреждение.
В РМЦ будут выделены основные и дополнительные функциональные зоны со следующей площадью:
1) административная зона - общей площадью 201,6 м2 (4 кабинета площадью 49,8 м2; 50,6 м2; 50,5 м2; 50,7 м2 соответственно);
2) коворкинг - 49,8 м2;
3) лекторий - 146,9 м2;
4) зона коллективного пользования - 31,6 м2;
5) серверная - 38,3 м2;
6) малый лекционный зал - 49,5 м2;
7) ресепшен - 12,4 м2.
V. Описание модели функционирования результатов мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
В результате реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования в Республике Адыгея будет внедрена и функционировать целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей.
Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей включает реализацию следующих основных мероприятий:
1) создание и обеспечение деятельности в 2019 - 2021 годах РМЦ согласно методическим рекомендациям по созданию и функционированию РМЦ, а также создание сети муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) в каждом муниципальном образовании, который:
а) выполняет функции регионального проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта на уровне Республики Адыгея, организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в Республике Адыгея, а также по взаимодействию с рабочей группой и ПО национального проекта;
б) обеспечивает (оказывает содействие) внедрение системы персонифицированного финансирования;
в) формирует эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя РМЦ как "ядро" региональной системы, МОЦ и организации, участвующие в дополнительном образовании детей, а также центры по выявлению и поддержке одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех";
г) внедряет пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
д) обеспечивает развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;
е) выявляет и распространяет лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляет программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей;
2) внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (в соответствии с основными требованиями к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей), обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей;
3) формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из организаций реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении стандарта целевой модели развития в региональной системы дополнительного образования детей);
4) проведение инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и организаций реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализ кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования (в соответствии с методическими рекомендациями о проведении инвентаризации);
5) реализацию дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении стандарта целевой модели развития в региональной системы дополнительного образования детей);
6) выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении стандарта целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей);
7) внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей.
Результатами и критериями успешности внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей являются:
1) обеспечение к 2024 году 80% охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием;
2) модернизация региональной системы дополнительного образования детей, которая имеет сложную разноуровневую структуру сети и включает в себя:
а) РМЦ, обеспечивающий разработку и реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляющий программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей и осуществляющий свою деятельность на основе взаимодействия с федеральным модельным центром и МОЦ;
б) МОЦ, обеспечивающие реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляющие внедрение новых практик дополнительного образования в деятельность муниципальных образовательных организаций, координацию информирования семей и вовлечения детей в систему дополнительного образования детей;
в) организации, участвующие в дополнительном образовании детей: образовательные организации разных типов, организации спорта, культуры, научные организации, общественные организации и организации реального сектора экономики, реализующие дополнительные общеразвивающие программы для детей или участвующие в их реализации, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия;
3) внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
4) обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ по внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей;
5) наличие сформированной современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из организаций реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
6) проведение инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования;
7) активное использование сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеразвивающих программ, в том числе с применением дистанционных технологий и электронного обучения, предоставляющих доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения и воспитания для детей вне зависимости от их места проживания;
8) внедрение типовых моделей организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе в части организации получения детьми навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности;
9) выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
10) внедрение регионального общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей;
11) обновление инфраструктуры, оборудования и средств обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного образования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательными программам детей, в том числе детей из сельской местности.
"Дорожная карта" по созданию РМЦ и МОЦ в Республике Адыгея приведена в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Таблица индикаторов (в соответствии с утвержденными минимальными показателями) приведена в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Штатное расписание РМЦ приведено в приложении N 3 к настоящей Концепции.
Инфраструктура РМЦ в соответствии с перечнем обязательных функциональных зон приведена в приложении N 4 к настоящей Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.