Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу министерства
труда и социального развития
Краснодарского края
от 26.04.2018 N 555
"Приложение N 1
Утверждена
приказом департамента труда
и занятости населения
Краснодарского края
от 30 октября 2012 года N 325
(в редакции приказа министерства
труда и социального развития
Краснодарского края
от 26.04.2018 N 555)
Методика
по формированию прогноза дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах на среднесрочный период
Методика по формированию прогноза дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах на среднесрочный период разработана в целях формирования прогноза дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах на среднесрочный период (далее - прогноз потребности в кадрах).
Прогноз потребности в кадрах является составляющей системы социально-экономических прогнозов региона, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями на рынке труда и образовательных услуг, стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос рабочей силы на рынке труда.
Прогноз потребности в кадрах осуществляется в соответствии с Порядком формирования прогноза дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах на среднесрочный период (далее - Порядок формирования прогноза потребности), утвержденным приказом департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 18 июля 2012 года N 206 "О прогнозировании дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах и разработке прогнозов балансов трудовых ресурсов в Краснодарском крае".
Основой прогноза потребности в кадрах являются данные мониторинга потребности отраслевых организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах, сформированные в соответствии Порядком мониторинга потребности отраслевых организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 мая 2016 года N 343 (далее - Порядок мониторинга потребности в кадрах).
Прогноз потребности в кадрах разрабатывается с целью снижения дисбаланса между профессионально-квалификационными структурами спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, учитывается при определении контрольных цифр приема в образовательные организации Краснодарского края на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и проведении профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций по востребованным и перспективным профессиям (специальностям).
1. Основные задачи и методы прогнозирования
Основной задачей является формирование прогноза потребности в кадрах в разрезе профессий и должностей, видов экономической деятельности, уровней образования (среднего профессионального образования и высшего образования) и направлений подготовки.
Основным методом прогноза потребности в кадрах является метод прогнозирования на основе оценок работодателей о сохранении, расширении (сокращении) существующих рабочих мест и создании новых рабочих мест. Данный метод предусматривает проведение анализа представленных данных, полученных в ходе опросов работодателей.
Также могут применяться дополнительные методы исследования:
анализ социально-экономического развития Краснодарского края за предшествующий, текущий и на прогнозируемый периоды с учетом стратегии и программы долгосрочного социально-экономического развития, а также государственных программ и инвестиционных проектов (основных тенденций, закономерностей и приоритетных направлений развития экономики), реализуемых на территории края;
анализ прогнозов развития отраслей экономики Краснодарского края;
анализ прогнозных балансов трудовых ресурсов муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (численность и структура занятости работников по видам экономической деятельности, перераспределение рабочей силы).
Результаты проведенного анализа социально-экономического развития и прогнозов развития отраслей экономики используются для оценки (корректировки) результатов прогноза потребности в кадрах с учетом тенденций социально-экономического развития на прогнозируемый период.
2. Структура и основные принципы прогнозирования
Определение дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах осуществляется с учетом корректировки (дорасчета) полученных данных по полному кругу организаций.
Потребность в рабочих, специалистах и служащих определяется на основе анализа рабочих мест, существующих или планируемых работодателями к введению в прогнозный период, и необходимой квалификации работника для выполнения обязанностей на данном рабочем месте. Реальный уровень профессионального образования и квалификация конкретного работника, занятого на данном рабочем месте, не являются значимыми для целей обследования.
Характеристиками рабочего места выступают:
территориальная принадлежность организации, где обследуется рабочее место (муниципальный район (городской округ) Краснодарского края);
отраслевая принадлежность организации, где обследуется рабочее место (код по ОКВЭД2, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)");
наименование профессии или должности, соответствующее данному рабочему месту (в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 года N 364);
необходимый уровень профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В целях исследования учитываются следующие уровни образования: среднее профессиональное образование - квалифицированные рабочие, служащие; среднее профессиональное образование - специалисты среднего звена; высшее образование;
необходимое направление подготовки работника, соответствующее данному рабочему месту согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОК 009-2016), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 года N 2007-ст.
Под дополнительной потребностью в кадрах понимается прогнозируемая ежегодная потребность организаций Краснодарского края в дополнительной рабочей силе в эквиваленте полной занятости, в том числе:
потребность в кадрах для заполнения новых и модернизированных рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов;
потребность в замещении естественной убыли рабочей силы (выход на пенсию по возрасту, потеря работоспособности и другие причины) в эквиваленте полной занятости;
потребность в замещении убыли рабочей силы в связи с переходом на учебу с отрывом от производства, призывом в Вооруженные Силы Российской Федерации в эквиваленте полной занятости;
потребность в замещении убыли (в среднем за год) иностранной рабочей силы;
потребность в замещении убыли (в среднем за год) маятниковых мигрантов.
В рамках прогнозирования потребность в рабочих, специалистах и служащих определяется на основе анализа рабочих мест, существующих или планируемых работодателями к введению в прогнозный период, и необходимой квалификации работника для выполнения обязанностей на данном рабочем месте. Реальный уровень профессионального образования и квалификация конкретного работника занятого на данном рабочем месте не являются значимыми для целей обследования.
3. Анализ, обработка и свод полученных данных
Основой прогноза потребности в кадрах являются данные мониторинга потребности отраслевых организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах, сформированные в соответствии с Порядком мониторинга потребности в кадрах.
При проведении мониторинга потребности в кадрах реализуется многоступенчатая выборка организаций пропорционально численности занятых по видам экономической деятельности и типам организаций. Генеральную совокупность предприятий составляют два типа организаций: "крупные и средние" и "малые". Для целей обследования под малыми организациями понимаются организации с численностью работников на 1 января текущего года менее 100 человек (как относящиеся к субъектам малого предпринимательства, так и не относящиеся к субъектам малого предпринимательства), под средними и крупными - свыше 100 человек.
Применяется метод основного массива, при котором в выборку включаются наиболее крупные (существенные) единицы наблюдения, обеспечивающие основной вклад в показатель. Предусматривается максимальный охват крупных и средних организаций (до 100%). Малые организаций обследуются выборочно в разрезе видов экономической деятельности (рекомендуемый минимальный объем выборки составляет 10%).
Формирование итогов прогноза потребности в кадрах в целом по Краснодарскому краю (муниципальному образованию) осуществляется по следующим видам экономической деятельности:
1) сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
2) добыча полезных ископаемых;
3) обрабатывающие производства;
4) обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;
5) водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений;
6) строительство;
7) торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов;
8) транспортировка и хранение;
9) деятельность гостиниц и предприятий общественного питания;
10) деятельность в области информации и связи;
11) деятельность финансовая и страховая;
12) деятельность по операциям с недвижимым имуществом;
13) деятельность профессиональная, научная и техническая;
14) деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги;
15) государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение;
16) образование;
17) деятельность в области здравоохранения и социальных услуг;
18) деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений;
19) предоставление прочих видов услуг.
Формирование итогов прогноза потребности в кадрах в целом по Краснодарскому краю (муниципальному образованию) осуществляется на основании дорасчета данных по малым предприятиям и частично - по крупным и средним организациям.
Основой для дорасчета служат данные организаций, участвующих в прогнозе потребности в кадрах, и среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по видам экономической деятельности по данным Краснодарстата.
При расчетах учитывается неравномерность распределения обследованных предприятий по отраслям экономики Краснодарского края. Чтобы корректно экстраполировать полученные в процессе опроса работодателей тенденции на все предприятия отрасли, рассчитывается соотношение численности занятых в обследованных организациях (по результатам опроса) для каждого вида деятельности. Это поправочный коэффициент расширения прогнозных оценок.
Существует вероятность, что соотношение профессий на обследованных и необследованных организациях неодинаково, тем не менее, при расчетах принимается допущение, что структура занятости для всех организаций в отраслевой группе аналогичны, и тогда полученные результаты можно распространить для всех профессий в отраслевой группе.
Итоговый прогноз дополнительной потребности организаций Краснодарского края в кадрах на текущий период по i-му виду экономической деятельности () можно получить по следующей формуле:
(1)
где i - вид экономической деятельности;
- сводные данные о дополнительной потребности крупных и средних организаций в кадрах по i-му виду экономической деятельности, человек;
- сводные данные о дополнительной потребности малых организаций в кадрах по i-му виду экономической деятельности, человек;
- сводные данные о дополнительной потребности в кадрах по инвестиционным проектам по i-му виду экономической деятельности, человек;
- поправочный коэффициент расширения прогнозных оценок по крупным и средним организациям i-го вида экономической деятельности, который рассчитывается следующим образом:
(2)
где - численность работников крупных и средних организаций по i-му виду экономической деятельности, человек;
- численность работников крупных и средних организаций, вошедших в обследование, по i-му виду экономической деятельности, человек;
- поправочный коэффициент расширения прогнозных оценок по малым предприятиям i-го вида экономической деятельности, который рассчитывается следующим образом:
(3)
где - численность работников по полному кругу организаций по данным Краснодарстата по i-му виду экономической деятельности, человек;
- численность работников малых организаций, вошедших в обследование, по i-му виду экономической деятельности, человек.
Итоговая дополнительная потребность организаций Краснодарского края (либо муниципального образования) в кадрах на среднесрочный период получается путем суммирования полученных данных по всем видам экономической деятельности.".
Начальник отдела анализа, прогноза |
Л.И. Чурсина |
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 26 апреля 2018 г. N 555 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.