Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
министерства природных ресурсов
и экологии Ростовской области
от 18.12.2017 N П-33
Методические указания
по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору
I. Общие положения
1.1. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Методические указания), предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору и расположенных на территории Ростовской области (далее - хозяйствующие субъекты), и для Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство), принимающего решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
1.2. Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), в котором обосновывается планируемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующего субъекта.
Действие методических указаний распространяется также на отношения в области обращения с отходами, образующимися при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства на территории Ростовской области.
1.3. Действие Методических указаний не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами и с медицинскими отходами.
1.4. Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:
определение (расчет) нормативов образования отходов;
определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
обоснование количества отходов, планируемых для передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;
обоснование количества отходов, планируемых для размещения на конкретных объектах размещения отходов.
1.5. При разработке хозяйствующим субъектом ПНООЛР учитываются следующие сведения:
объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом производственной мощности;
наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест накопления отходов (площадок, контейнеров, бункеров и других объектов), предназначенных для формирования партии отходов, передаваемых другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения;
имеющиеся технические возможности по обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно или посредством передачи другим хозяйствующим субъектам;
количество планируемых к размещению отходов;
наличие соответствующих установленным требованиям объектов размещения отходов, эксплуатируемых сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению на них планируемого количества отходов каждого вида и класса опасности;
наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792;
возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов;
экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов;
экологическая обстановка на территории.
1.6. Хозяйствующие субъекты разрабатывают и оформляют ПНООЛР в соответствии с требованиями Раздела III настоящих Методических указаний и представляют на утверждение в министерство на бумажном носителе. К документам на бумажном носителе прикладывается полная версия ПНООЛР на электронном носителе.
ПНООЛР представляется без подчисток и исправлений с пронумерованными и прошитыми страницами, заверенный подписью и печатью (при наличии) руководителя хозяйствующего субъекта.
1.7. В случае наличия у хозяйствующего субъекта обособленных подразделений, филиалов, представительств (далее - обособленное подразделение), расположенных на территории Ростовской области, а также расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается отдельно для каждого обособленного подразделения.
По усмотрению хозяйствующего субъекта возможна разработка единого ПНООЛР для обособленных подразделений, расположенных в разных муниципальных образованиях Ростовской области.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта только внутренних структурных подразделений (отделы, участки, цеха, отделения, площадки) (далее - структурные подразделения) ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом.
Для объектов строительства разработка ПНООЛР по усмотрению хозяйствующего субъекта возможна по отдельному объекту строительства или их группе.
1.8. В ПНООЛР не учитываются отходы, образующиеся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующего субъекта, размещаемые на объектах размещения отходов, расположенных за пределами Ростовской области.
Если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право накапливать отходы в собственных местах накопления отходов, то отходы арендатора должны быть включены в ПНООЛР арендодателя.
В случае, если арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами, к ПНООЛР прилагаются документы, подтверждающие указанные обязательства арендатора.
1.9. ПНООЛР для хозяйствующих субъектов составляется сроком на 5 лет.
Промежуток времени, который включает происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности - отчетный период. За отчетный период принят 1 год.
Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах строительства, ПНООЛР разрабатывается на период действия разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт), но сроком не менее отчетного периода и не более 5 лет.
1.10. Неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющих количество, а также виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, подтверждаются хозяйствующими субъектами в виде технического отчета по обращению с отходами (далее - Технический отчет).
Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями Раздела IV настоящих Методических указаний в двух экземплярах на бумажном носителе по итогам каждого отчетного периода.
Один экземпляр хранится у хозяйствующего субъекта, а второй с приложением полной версии Технического отчета на электронном носителе ежегодно представляется хозяйствующим субъектом в министерство в течение срока действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Технический отчет может быть направлен почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Технический отчет представляется без подчисток и исправлений с пронумерованными и прошитыми страницами, заверенный подписью и печатью (при наличии) руководителя хозяйствующего субъекта.
1.11. Технический отчет составляется с целью:
подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
подтверждения фактической передачи другим хозяйствующим субъектам образовавшихся за отчетный период отходов в целях обработки, утилизации, обезвреживания, размещения в количествах, предусмотренных ПНООЛР.
II. Методы определения (расчета) нормативов образования отходов
2.1. Норматив образования отходов в ПНООЛР определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е. представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:
единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;
единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;
единица площади - для отходов при уборке территории;
человек - для отходов, образовавшихся в жилых, бытовых и офисных помещениях;
единица места - для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.
Нормативы образования отходов определяются с использованием следующих методов:
метод расчета по материально-сырьевому балансу;
метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов; расчетно-аналитический метод;
экспериментальный метод;
метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).
2.2. В ПНООЛР приводятся обоснования планируемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год (далее - годовой норматив образования отхода). Годовой норматив образования отхода
определяется на основе норматива образования отходов конкретного вида. Годовой норматив образования отхода представляется в тоннах в год (т/год).
2.2.1. Годовой норматив образования отхода определяется по формуле 1:
,
где
- планируемый норматив образования конкретного вида отхода, тонн в год;
- норматив образования отходов, тонн на расчетную единицу;
- предлагаемый годовой объем выпускаемой продукции, перерабатываемого сырья, выполненных услуг, относительно которых рассчитан норматив образования отходов.
2.2.2. Расчет годового норматива образования отходов, образующихся в результате износа материалов и изделий, для которых в технической документации устанавливаются ограничения по сроку эксплуатации, допускается определять без предварительного определения норматива образования отходов по формуле 2:
,
где
- вес материалов, изделий, признанных отходами;
- срок эксплуатации материала, изделия.
2.3. Методы расчета нормативов образования отходов.
Выбор метода расчета определяется характером отходообразующих процессов и наличием исходных данных для расчета. Базовым при нормировании образования отходов производства является материально-сырьевой баланс.
2.3.1. Метод расчета по материально-сырьевому балансу.
Расчет по материально-сырьевому балансу применяют при определении нормативов образования отходов в производствах, использующих разные виды исходного сырья или продукции. Исходными данными для расчета являются:
количество используемого сырья и материалов в единицу времени;
количество сырья и материалов, перешедшее в продукцию;
количество произведенной продукции;
нормы естественной убыли;
количество веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух и сбрасываемых со сточными водами.
В качестве исходных данных для расчета используются технологические карты, описание рецептур, технологические регламенты и другая документация, регламентирующая использование сырья и материалов, материалы учета расхода сырья и материалов, получения продукции, результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, источников образования отходов, данные контроля выбросов, сбросов и образования отходов. Исходные данные фиксируются в табличном виде в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Методическим указаниям. Если для расчета нормативов образования отходов в документации отсутствуют необходимые данные, для их получения проводятся натурные замеры.
В зависимости от имеющегося набора исходных данных расчет нормативов образования отходов может производиться по нескольким вариантам:
1. В случае наличия данных о количестве отходов и выпускаемой продукции за единицу времени норматив образования отходов определяется по формуле 3:
,
где
- норматив образования отходов, тонн на единицу продукции;
- количество отходов, образующихся за единицу времени, тонн;
- объем продукции, выпускаемой за единицу времени.
2. В случае отсутствия данных о количестве отходов за единицу времени и при наличии информации о количестве сырья и материалов, которые переходят в продукцию, сумма всех отходов, образующихся в течение единицы времени, рассчитывается по формуле 4:
,
где
- сумма всех отходов за единицу времени, тонн;
- суммарное количество сырья и материалов, поступивших в производство за единицу времени, тонн;
- суммарное количество сырья и материалов, используемых для производства продукции за единицу времени, тонн;
- сумма неизбежных безвозвратных потерь сырья (материалов) в процессе производства за единицу времени, тонн;
- суммарное количество вредных (загрязняющих) веществ в составе выбросов в атмосферный воздух за единицу времени, тонн;
- суммарное количество загрязняющих веществ в составе сбросов за единицу времени, тонн.
При этом норматив образования отходов определяется по формуле 5:
.
3. В случае отсутствия данных о количестве сырья и материалов, используемых для производства продукции, и при наличии информации о количестве выпускаемой продукции в единицу времени, в формуле 4 величина заменяется на , которая представляет собой суммарное количество выпускаемой продукции в тоннах за единицу времени.
При образовании одного вида отхода при производстве нескольких видов продукции допускается использовать групповой норматив образования отходов.
Для расчета группового норматива образования отходов сначала определяется суммарный объем образования отходов по формуле 6:
,
где
- общий суммарный объем образования отходов;
- норматив образования отхода в отходообразующем процессе при производстве каждого вида продукции, тонн;
- объем выпуска i-го вида продукции;
- индекс вида производимой продукции (i = 1, 2, 3, 4 ... m).
Групповой норматив образования отходов на единицу валовой производимой продукции определяется по формуле 7:
.
2.3.2. Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.
Метод основан на определении объемов образования отходов по данным потребления сырья или выпуска продукции. Под удельным показателем образования отходов потребления можно понимать также образование отходов в расчете на единицу какого-либо условного параметра в процессе потребления и использования продукции. В качестве такого параметра может быть принята единица длины, поверхности, произведенной работы, услуги и т.д. Например, образование промасленной ветоши в расчете на станок, изделие, автомобиль и т.п.
При использовании метода применяются данные справочных таблиц удельных нормативов образования отходов по видам экономической деятельности либо установленных нормативными документами удельных отраслевых нормативов образования отходов.
Удельные отраслевые нормативы образования отходов разрабатываются: путем принятия в среднем за год индивидуальных значений нормативов
образования отходов для организаций отрасли;
посредством расчета средних удельных показателей на основе анализа отчетной информации за определенный (базовый) период, выделения важнейших (экспертно устанавливаемых) нормообразующих факторов и определения их влияния на значение нормативов на предлагаемый период.
2.3.3. Расчетно-аналитический метод.
Метод основан на использовании расчетных формул, в состав которых включаются показатели и коэффициенты, наиболее полно отражающие фактическое состояние отхода в части количественной оценки его вещественно-материального состава.
Особенность метода состоит в индивидуальном подходе к расчету образования каждого вида отходов на основе конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей) на производство продукции, выполнение ремонтно-эксплуатационных или заготовительных работ, при которых они образуются. Поэтому в расчетах могут использоваться коэффициенты, учитывающие различные факторы образования отходов на конкретном производстве при обязательном условии их аргументированного обоснования.
В соответствии с установленными нормами расхода сырья (материалов) рассчитывается норматив образования отходов () как разность между нормой расхода сырья (материалов) на единицу продукции и чистым (полезным) их расходом с учетом неизбежных безвозвратных потерь сырья.
Нормативы образования каждого вида отходов определяются по следующим формулам:
1) по формуле 8:
,
где
- норма расхода сырья (материалов) на единицу продукции, тонн;
- расход сырья (материалов), необходимого для осуществления производственного процесса (работы) на единицу продукции, тонн;
- неизбежные безвозвратные потери сырья (материалов) в процессе производства на единицу продукции, тонн;
2) по формуле 9:
,
где
- коэффициент неизбежных потерь сырья (материалов) ();
3) по формуле 10:
,
где
- норматив образования отходов в процентах или как коэффициент выхода вторичного сырья;
- коэффициент использования сырья (материалов) при производстве продукции ().
Расчет количества (объем) образования отхода () рассчитывается как произведение норматива образования отхода, образовавшегося в результате использования сырья (), и объема (количества) используемого сырья, материалов (). Расчет осуществляется по формуле 11:
,
где
- объем используемого сырья, материалов, тонн;
- норматив образования отхода, тонн.
Групповые нормативы образования отходов на единицу валовой производимой продукции определяются по формуле 12:
,
где
- объем производимой продукции данного вида;
- индекс вида производимой продукции (i = 1, 2,... m).
Результаты расчетов нормативов образования отходов расчетно-аналитическим методом оформляются в табличном виде (Приложения 2, 3, 4 к настоящим Методическим указаниям).
2.3.4. Экспериментальный метод.
Экспериментальный метод применяется для расчета образования отходов от технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных элементов сырья (в литейном производстве, химической, пищевой, микробиологической и других отраслях промышленности), при наличии большой трудоемкости аналитических расчетов, а также в случае, когда применение других методов не представляется возможным.
Метод расчета заключается в определении нормативов образования отходов на основе проведения опытных измерений в производственных условиях.
Первоначально на основе статистической обработки опытных измерений массы полезного продукта, получаемого из единицы массы сырья (материалов), определяется показатель, характеризующий долю полезного продукта в единице сырья в процентах (). Исходя из значения этого показателя и данных о массе извлеченного из сырья полезного продукта (), определяется масса образования отходов () по формуле 13:
.
Норматив образования отхода на единицу произведенной продукции () определяется по формуле 14:
,
где
- количество продукции, при производстве которой образуется отход.
Для изделий, находящихся в стадии освоения, нормативы образования отходов определяются экспериментальным путем на основе измерения массы отходов при производстве наиболее типичных видов продукции и определения средних по данному виду продукции показателей.
2.3.5. Метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).
Метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют данные, необходимые для расчета нормативов образования отходов с использованием других методов.
Исходные данные для расчета норматива образования отходов по сырью или продукции и результаты расчета норматива формируются в табличном виде в соответствии с Приложением N 5 к настоящим Методическим указаниям.
Расчетом сначала определяется удельное количество образования отходов по каждому году за рассматриваемый период. Удельное количество образования отходов исчисляется путем деления количества образовавшихся отходов () на количество использованного сырья () или произведенной продукции ().
Норматив образования отходов определяется по формуле 15:
,
где
- удельное количество образованного в i-м году отхода;
- количество лет в рассматриваемом периоде.
Метод расчета по фактическим объемам образования отходов предусматривает определение нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (3-летний) период. Необходимым требованием при использовании статистического метода является корректировка полученных данных на перспективу в соответствии с планируемыми организационно-техническими мероприятиями, учитывающими тенденции развития технологии, организации производственного процесса, применяемых материалов и предусматривающими снижение материалоемкости производимой продукции.
III. Содержание и оформление проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
3.1. В ПНООЛР включаются следующие разделы:
титульный лист, оформляемый в соответствии с Приложением N 6 к настоящим Методическим указаниям;
содержание ПНООЛР, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов с указанием номеров страниц;
общие сведения о хозяйствующем субъекте;
сведения о хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующего субъекта;
сведения о деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;
расчет и обоснование планируемых годовых нормативов образования отходов;
сведения о планируемом образовании отходов; сведения о местах накопления отходов;
сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения;
сведения о планируемой ежегодной самостоятельной деятельности в области обращения с отходами;
сведения о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами; предложения по лимитам ежегодного размещения отходов;
список использованных источников; приложения.
3.1.1. Страницы ПНООЛР нумеруются сквозной нумерацией, включая приложения.
3.1.2. Операции по обращению с отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I - V классов опасности), указанные в разделах ПНООЛР, должны соответствовать положениям договоров по обращению с отходами между хозяйствующими субъектами.
3.1.3. Наименования (виды), коды отходов по Федеральному Классификационному Каталогу Отходов (далее - ФККО) и классы опасности отходов I - IV класса опасности, указанные в разделах ПНООЛР, должны соответствовать сведениям паспортов отходов I - IV класса опасности, составленных хозяйствующим субъектом.
3.1.4. Сведения о планируемых видах деятельности в области обращения с отходами, о наименованиях (видах) и кодах по ФККО, классах опасности отходов I - IV класса опасности, представленные в разделах ПНООЛР, должны соответствовать информации, указанной в лицензиях по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов хозяйствующих субъектов, которым планируется передача отходов.
3.1.5. Размещение отходов, образующихся у хозяйствующих субъектов, необходимо предусмотреть на объектах размещения отходов, внесенных в ГРОРО, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
3.2. В разделе "Общие сведения о хозяйствующем субъекте" ПНООЛР содержатся:
1. Реквизиты хозяйствующего субъекта.
Для юридического лица -
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма;
государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
юридический адрес;
данные о постановке на учет в налоговом органе - идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет, серия и номер свидетельства (далее - ИНН);
код причины постановки на учет (далее - КПП);
коды по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО);
фамилии и инициалы руководителя юридического лица.
Для индивидуального предпринимателя -
фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии);
данные документа, удостоверяющего личность;
государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
место жительства (юридический адрес);
ИНН;
коды по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО).
2. Сведения о хозяйствующем субъекте.
Для хозяйствующего субъекта (в целом) -
номера телефонов, факса (при наличии);
адрес электронной почты (при наличии);
данные о лицах, ответственных за обращение с отходами с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности;
вид основной хозяйственной и (или) иной деятельности (для видов экономической деятельности, направленных на сбор, обработку, утилизацию, обезвреживание или захоронение отходов от сторонних организаций и граждан, указывается информация о видах и объемах принимаемых отходов и обо всех операциях по обращению с отходами);
основные производственные показатели работы, в том числе объем выпускаемой продукции;
фактический адрес осуществляемой деятельности, в том числе сведения о производственных площадках и объектах строительства;
перечень обособленных подразделений и места их расположения (в случае включения информации об их наличии в единый ПНООЛР);
перечень структурных подразделений (основных и вспомогательных), в том числе по каждой производственной площадке и объектам строительства (при наличии);
штатная и фактическая численность персонала;
временной режим работы, в том числе по производственным площадкам и объектам строительства;
перечень самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов по обращению с отходами (по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов);
перечень арендаторов, осуществляющих деятельность на территории хозяйствующего субъекта, и их обязанности в области обращения с отходами.
3.3. В разделе "Сведения о хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующего субъекта" ПНООЛР в текстовой форме приводятся характеристика и показатели производственных процессов хозяйствующего субъекта и арендаторов (при наличии); сведения о системах жизнеобеспечения (водоснабжение, водоотведение, электро- и теплоснабжение).
Для видов экономической деятельности, направленной на производство продукции, также указывается информация о технологическом процессе, об основных видах сырья (материалов), производимой продукции, перечне и мощности производственного оборудования.
Для видов экономической деятельности, направленной на оказание услуг, указываются виды и объемы оказываемых услуг (объемы перевозимого груза, количество посещений, койко-мест и др.).
Сведения об оборудовании и производственных процессах, в том числе производимой продукции и используемом сырье (материалах), указываются по каждому структурному подразделению, осуществляющему основную и вспомогательную деятельность, по степени укрупнения. Указанная структура должна соответствовать сведениям о хозяйствующем субъекте, представленным в разделе "Общие сведения о хозяйствующем субъекте" ПНООЛР, оформленном согласно п. 3.2 Раздела III настоящих Методических указаний.
3.4. В разделе "Сведения о деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы" ПНООЛР представляется информация:
о характеристиках технологии производства, технологического оборудования и производственных процессов как источников образования отходов в текстовой форме и табличной форме;
об образовании и обращении с отходами каждого вида в виде блок-схем операций.
Информация о деятельности, сопровождающейся образованием отходов при производстве продукции, осуществлении работ и услуг, представляется в ПНООЛР согласно таблицам 7.1 - 7.3 Приложения N 7 к настоящим Методическим указаниям.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта очистных сооружений для хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод или очистных сооружений водоподготовки, а также пылегазоочистных установок и
оборудования следует представить их характеристики по форме таблиц 8.1 - 8.3 Приложения N 8 к настоящим Методическим указаниям.
Блок-схема составляется по каждому структурному подразделению и содержит в виде отдельных блоков следующие сведения:
используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное;
производственные операции (без детализации производственных процессов);
производимая продукция (оказываемые услуги, выполняемые работы);
процесс, в результате которого образуется отход;
образующиеся отходы (наименование отхода по ФККО);
операции по обращению с отходами, включающие их накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, а также передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.
Сведения в текстовой форме и (или) в виде блок-схем приводятся в соответствии со структурой хозяйствующего субъекта по степени ее укрупнения.
3.5. В разделе "Расчет и обоснование планируемых годовых нормативов образования отходов" ПНООЛР представляются расчеты нормативов образования отходов, рассчитанные (определенные) для отходов каждого вида с использованием методов определения (расчета) нормативов образования отходов, приведенных в Разделе II настоящих Методических указаний.
Расчеты нормативов для каждого вида отхода оформляются в отдельном подразделе.
В текстовой форме приводятся по каждому виду отхода ссылки на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие количественные показатели.
Данные расчетов, производимых методами материально-сырьевого баланса, расчетно-аналитическим и статистическим, следует представлять в табличном виде в соответствии с Приложениями N 1 - N 5 настоящих Методических указаний. При использовании метода расчета по удельным показателям допускается представлять расчеты и обоснования в текстовой форме.
В раздел также включаются расчеты нормативов образования отходов от эксплуатации очистных сооружений для хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод или оборудования и установок водоподготовки, а также пылеулавливающих и газоочистных установок и оборудования, характеристики которых представлены в соответствии с п. 3.4 настоящих Методических указаний.
3.6. В разделе "Сведения о планируемом образовании отходов" ПНООЛР на основании данных расчетов, оформленных в соответствии с п. 3.5 Раздела III настоящих Методических указаний, формируется общий перечень образующихся отходов и количественные показатели их планируемого ежегодного образования.
Сведения следует представлять в табличном виде отдельно по каждому структурному подразделению обособленного подразделения или хозяйствующего субъекта в целом, информация по которым включена в ПНООЛР, согласно Приложению N 9 к настоящим Методическим указаниям.
В случае разработки единого ПНООЛР для обособленных подразделений, расположенных в разных муниципальных образованиях Ростовской области, в соответствии с Приложением N 9 к настоящим Методическим указаниям приводятся сведения о планируемом ежегодном образовании отходов:
в каждом структурном подразделении отдельно по каждому обособленному подразделению;
сводные сведения по хозяйствующему субъекту в целом.
Сведения о планируемом образовании отходов на объектах строительства должны соответствовать общему перечню образующихся в период строительства отходов, указанных в разделе "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проектной документации, разработанной хозяйствующим субъектом в соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Общий перечень образующихся отходов с указанием рассчитанного ежегодного образования отходов формируется в соответствии с Приложением N 10 к настоящим Методическим указаниям.
В разделе указывается наименование вида отхода и его код по ФККО, формируемому Росприроднадзором, в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
Для всех образующихся отходов указывается класс их опасности:
для видов отходов, включенных в ФККО, - в соответствии с кодом ФККО;
для видов отходов, не включенных в ФККО, - класс отхода, определенный в соответствии с Порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.
При этом в данном разделе указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.
3.7. В разделе "Сведения о местах накопления отходов" ПНООЛР приводятся сведения о накоплении отходов хозяйствующим субъектом с учетом следующих положений:
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
предельное количество накопления отходов - совокупное количество отходов определенного вида, накапливающихся единовременно в однотипных местах накопления за установленный срок, при условии обеспечения уровня воздействия на окружающую среду в допустимых пределах;
однотипные места накопления отходов - места накопления с общими характеристиками по обустройству и способу накопления.
Если хозяйствующий субъект осуществляет образование и накопление отходов с их последующей передачей на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, то в данном разделе ПНООЛР приводятся обоснования предельного количества накопления отходов каждого вида. Для этих целей необходимо:
сформулировать причину накопления - формирование транспортной партии, формирование партии для обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, снижение класса опасности отходов, выделение ресурсной составляющей и т.д.;
обосновать срок накопления, периодичность удаления и величину предельного количества накопления;
рассмотреть целесообразность введения ограничений по величине предельного количества накопления отходов на основании действующих нормативных документов по обеспечению безопасности хранения веществ и материалов для отходов I - IV классов опасности и отходов, имеющих такие опасные свойства, как пожароопасность, взрывоопасность и т.д.;
рассмотреть на соответствие действующим нормам и правилам способ накопления отходов, имеющееся обустройство объектов накопления отходов, тару, используемую для объекта накопления или для группы однотипных объектов.
3.7.1. Перечень и характеристики мест накопления отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам, приводятся в табличном виде согласно Приложению N 11 к настоящим Методическим указаниям. Однотипные места накопления отходов представляются одной строкой с указанием их количества и характеристик, в том числе суммарной вместимости.
3.7.2. Графические данные расположения мест накопления отходов на территории хозяйствующего субъекта приводятся в разделе "Приложения" ПНООЛР. Сведения, представленные на карте-схеме расположения мест накопления отходов на территории хозяйствующего субъекта должны соответствовать информации, оформленной в соответствии с требованиями п. 3.7. Раздела III настоящих Методических указаний.
3.7.3. При наличии на территории хозяйствующего субъекта арендаторов сведения о местах накопления приводятся с учетом положений п. 1.9 Раздела I настоящих Методических указаний и обязательств в соответствии с действующими договорами аренды.
3.8. В разделе "Сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения" ПНООЛР приводятся данные о планируемой ежегодной передаче каждого вида отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
В разделе представляются сведения о хозяйствующих субъектах, принимающих отходы:
полное наименование юридического лица;
фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (последнее - при наличии);
место нахождения (жительства) и ИНН;
реквизиты лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
информация о договорах на передачу отходов.
Схема движения отходов и информация о потребителях отходов приводятся в табличном виде в соответствии с формой Приложения N 12 к настоящим Методическим указаниям. Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка таблицы.
3.9. Хозяйствующие субъекты, которые самостоятельно осуществляют деятельность по обработке, и (или) утилизации, и (или) обезвреживанию, и (или) размещению отходов включают в ПНООЛР раздел "Сведения о планируемой ежегодной самостоятельной деятельности в области обращения с отходами".
В данном разделе ПНООЛР приводится обоснование количества планируемого ежегодного приема, обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания отходов, а также указываются виды образующихся при этом отходов. Для обоснования указанной деятельности и планируемых количеств ежегодного обращения с отходами в раздел "Приложения" ПНООЛР включаются документы и материалы (копии, заверенные хозяйствующим субъектом), являющиеся источником данного обоснования (например, техническая документация предприятия, в том числе стандарты, технические регламенты и инструкции, ведомственные нормативные документы, специально полученные согласования или заключения органов государственного контроля).
В данном разделе ПНООЛР также приводится обоснование планируемого ежегодного размещения отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов.
Сводные сведения для каждого вида отходов о планируемом ежегодном приеме, обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживании, а также размещении на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов приводятся в табличном виде в соответствии с Приложением N 13 к настоящим Методическим указаниям.
3.10. В разделе "Сведения о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами" ПНООЛР приводится информация о проводимых и планируемых мероприятиях по снижению негативного влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды. Представляются сведения о мероприятиях, направленных на:
снижение количества образования отходов;
внедрение технологий по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов;
организацию и дооборудование мест размещения отходов, не отвечающих действующим требованиям;
вывоз ранее накопленных отходов;
соблюдение экологических и санитарных требований в местах накопления отходов;
проведение производственного экологического контроля в части обращения с отходами.
Мероприятия в области обращения с отходами представляются по форме согласно Приложению N 14 к настоящим Методическим указаниям.
3.11. В разделе "Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов" ПНООЛР указываются перечень и количество отходов каждого вида, образующихся, а также планируемых к ежегодному размещению в конкретных объектах размещения отходов.
Сведения представляются в табличном виде согласно Приложению N 15 к настоящим Методическим указаниям.
Для каждого вида отходов предусматривается отдельная строка таблицы.
Отходы группируются в таблице по классам опасности для окружающей среды.
В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объёмы) отходов, предназначенные для:
накопления (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства;
обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания.
Также в лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства чёрных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.
3.12. В разделе "Список использованных источников" ПНООЛР приводится перечень использованных в процессе подготовки ПНООЛР источников информации: справочники, научно-техническая литература, нормативно-методическая документация, с указанием авторов, издательства и года издания.
3.13. В разделе "Приложения" ПНООЛР представляется заверенная хозяйствующим субъектом надлежащим образом документация, которая подтверждает сведения, изложенные в разделах ПНООЛР в соответствии с положениями настоящих Методических указаний.
3.13.1. В раздел включаются:
1) план расположения хозяйствующего субъекта (обособленных подразделений, объектов строительства);
2) документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственные показатели;
3) документы и материалы, являющиеся источником обоснования количества предлагаемого ежегодного образования отходов;
4) копия письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу, в соответствии с Порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541;
5) копии паспортов опасных отходов, включенных в ФККО и (или) копии материалов, обосновывающих отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды, в соответствии с критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.
6) копии действующих договоров на передачу отходов другим конкретным хозяйствующим субъектам с целью сбора, транспортирования, обработки и (или), утилизации, и (или) обезвреживания конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности.
Принимаемые по договорам другими хозяйствующими субъектами обязательства по выполнению работ и (или) оказанию услуг должны соответствовать объему правоспособности указанных хозяйствующих субъектов, отраженному в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Срок действия указанных договоров должен истекать не ранее, чем через 3 месяца со дня поступления в министерство заявления о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
7) копии действующих договоров на передачу отходов другим конкретным хозяйствующим субъектам с целью размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности.
Принимаемые по договорам другими хозяйствующими субъектами обязательства по выполнению работ и (или) оказанию услуг должны соответствовать объему правоспособности указанных хозяйствующих субъектов, отраженному в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
8) копии документов и материалов, являющиеся источником обоснования планируемого количества отходов для ежегодной обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах;
9) копии лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обосновывающие правоспособность хозяйствующих субъектов, которым передаются отходы, осуществлять указанную деятельность;
10) документы, подтверждающие обязательства арендатора самостоятельно осуществлять деятельность по обращению с отходами с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований (если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами);
11) карта-схема расположения мест накопления отходов.
3.13.2. В ПНООЛР для объектов строительства также включаются:
материалы раздела "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проектной документации, разработанной в соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации объекта строительства;
разрешение на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт), выданное в установленном порядке.
3.13.3. По усмотрению хозяйствующего субъекта в раздел могут включаться иные документы и материалы.
IV. Содержание и оформление технического отчета по обращению с отходами
4.1. Технический отчет подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве, образовавшихся и разрешенных к передаче и размещению отходов, внесенные в ПНООЛР, не изменились в течение отчетного периода в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.
4.2. Технический отчет включает:
титульный лист;
сведения о хозяйствующем субъекте;
подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;
сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период;
сведения об обращении с отходами за отчетный период;
приложения.
4.3. Титульный лист Технического отчета оформляется в соответствии с Приложением N 16 к настоящим Методическим указаниям.
4.4. В разделе "Сведения о хозяйствующем субъекте" Технического отчета приводятся:
1. Реквизиты хозяйствующего субъекта.
Для юридического лица -
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма;
государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
юридический адрес;
ИНН;
КПП;
фамилии и инициалы руководителя юридического лица.
Для индивидуального предпринимателя -
фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии);
данные документа, удостоверяющего личность;
государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
место жительства (юридический адрес);
ИНН.
2. Сведения о хозяйствующем субъекте.
Для хозяйствующего субъекта (в целом) -
номера телефонов, факса (при наличии);
адрес электронной почты (при наличии);
данные о лицах, ответственных за обращение с отходами с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности;
фактический адрес осуществляемой деятельности, в том числе сведения о производственных площадках и объектах строительства;
перечень обособленных подразделений, связанных с образованием отходов, и места их расположения;
перечень структурных подразделений (основных и вспомогательных), в том числе по каждой производственной площадке и объектам строительства (при наличии), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;
перечень самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов по обращению с отходами (по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов);
перечень арендаторов, осуществляющих деятельность на территории хозяйствующего субъекта, и их обязанности в области обращения с отходами.
4.5. Раздел "Подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья" Технического отчета оформляется в соответствии с Приложением N 17 к настоящим Методическим указаниям.
4.6. В разделе "Сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период" Технического отчета приводятся сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению обособленного подразделения, объекта строительства и (или) хозяйствующего субъекта в целом, в табличном виде (Приложение N 18 к настоящим Методическим указаниям).
Общий перечень образовавшихся за отчетный период отходов с указанием фактических объемов их образования формируется в соответствии с Приложением N 19 к настоящим Методическим указаниям.
В разделе указывается наименование вида отхода и код по ФККО, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
Для всех отходов указывается класс их опасности:
для видов отходов, включенных в ФККО, - в соответствии с кодом ФККО;
для видов отходов, не включенных в ФККО, - класс отхода, определенный в соответствии с Порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.
4.7. В разделе "Сведения об обращении с отходами за отчетный период" Технического отчета приводятся сведения о движении отходов и о реализованных мероприятиях в области обращения с отходами.
4.7.1. В табличной форме согласно Приложению N 20 к настоящим Методическим указаниям представляются сведения за отчетный период о балансе масс (количественных характеристиках) отходов:
накопленных на начало отчетного периода;
фактически образованных;
фактически принятых отходов от других хозяйствующих субъектов с указанием цели приема (накопление, обработка, утилизация, обезвреживание, хранение, захоронение);
фактически обработанных, утилизированных, обезвреженных;
фактически переданных другим хозяйствующим субъектам с указанием цели передачи (обработка, утилизация, обезвреживание, хранение, захоронение);
фактически размещенных в отчетный период на самостоятельно
эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;
накопленных на конец отчетного периода.
4.7.2. Сведения о фактически переданных отходах каждому конкретному хозяйствующему субъекту с указанием цели передачи (обработка, транспортирование, утилизация, обезвреживание, хранение, захоронение) приводятся в табличном виде согласно Приложению N 21 к настоящим Методическим указаниям.
При фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам для целей обработки, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения, захоронения указываются номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.
4.7.3. Сведения о мероприятиях в области обращения с отходами, реализованных за отчетный период, представляются по форме Приложения N 22 к настоящим Методическим указаниям.
4.8. В раздел "Приложения" Технического отчета включаются:
1) документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственные показатели за отчетный период.
Если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами, прикладываются документы, подтверждающие обязательства арендатора самостоятельно осуществлять деятельность по обращению с отходами с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований;
2) копии действующих договоров на передачу отходов другим конкретным хозяйствующим субъектам с целью сбора, транспортирования, обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам за отчетный период.
Принимаемые по договорам другими хозяйствующими субъектами обязательства по выполнению работ и (или) оказанию услуг должны соответствовать объему правоспособности указанных хозяйствующих субъектов, отраженному в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
3) копии действующих договоров на передачу отходов другим конкретным хозяйствующим субъектам с целью размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности за отчетный период.
Принимаемые по договорам другими хозяйствующими субъектами обязательства по выполнению работ и (или) оказанию услуг должны соответствовать объему правоспособности указанных хозяйствующих субъектов, отраженному в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
4) копии документов о приеме отходов от других хозяйствующих субъектов, об обработке, утилизации, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
5) копии лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обосновывающие правоспособность хозяйствующих субъектов, которым передаются отходы, осуществлять указанную деятельность;
6) иные документы и материалы.
Документация, подтверждающая сведения, изложенные в разделах Технического отчета, и представленная в разделе "Приложения" в соответствии с положениями настоящих Методических указаний, заверяется хозяйствующим субъектом надлежащим образом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.