Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Министру внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцеву".
2. Направить указанное Обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Министру внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцеву.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области - председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству и правопорядку Рукавишникову Ирину Валерьевну.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Законодательное собрание Ростовской области
Обращение
Законодательного Собрания
К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Министру внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцеву
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Владимир Александрович!
Фиксация нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - средства видеофиксации), является современным методом обнаружения правонарушений, который помогает быстро найти и наказать недобросовестных водителей.
Однако в настоящее время актуальной становится проблема ухода от административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации, зафиксированные с помощью средств видеофиксации, в случае совершения их на транспортных средствах, собственниками которых являются лица, не достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Согласно статье 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае фиксации этих административных правонарушений средствами видеофиксации привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
При обработке центром видеофиксации информации о нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации, зафиксированной средствами видеофиксации, по государственному номерному знаку транспортного средства автоматически определяется собственник транспортного средства, сведения о котором содержаться в федеральной информационной системе Госавтоинспекции.
Однако в соответствии со статьей 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, не достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, не подлежат административной ответственности.
Таким образом, действующее правовое регулирование создает возможность для недобросовестных лиц практически безнаказанно нарушать на транспортном средстве, право собственности на которое зарегистрировано за несовершеннолетним, Правила дорожного движения Российской Федерации, создавая аварийные ситуации на дорогах и подвергая опасности жизни других участников дорожного движения.
На основании изложенного Законодательное Собрание Ростовской области обращается к вам с просьбой рассмотреть возможность комплексного правового регулирования указанных вопросов с учетом следующего.
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации защита прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенка осуществляется в первую очередь его родителями, являющимися законными представителями ребенка и выступающими в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий (пункт 1 статьи 54, пункт 1 статьи 56 и пункт 1 статьи 64). При этом закрепленный в данном Кодексе принцип приоритетного обеспечения интересов детей их родителями (пункт 1 статьи 65) не затрагивает имущественную автономию каждого из них, в силу которой ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (пункт 4 статьи 60).
Вместе с тем согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (пункт 1 статьи 21); за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки (действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей) могут совершать от их имени только их законные представители, прежде всего родители, которые несут имущественную ответственность по этим сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине (пункты 1 и 3 статьи 28); несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, по общему правилу, совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей (пункт 1 статьи 26).
Поскольку транспортное средство представляет собой дорогостоящее имущество, приобретение которого не только предполагает совершение необходимых юридически значимых действий, но и влечет возложение на владельца транспортного средства ряда дополнительных обязанностей, связанных с его эксплуатацией и предполагающих распоряжение денежными средствами (обязательное страхование гражданской ответственности, уплата транспортного налога, прохождение технического осмотра и др.), дети, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, не имеющие, как правило, собственных доходов, могут приобретать транспортные средства лишь посредством действий и на средства своих законных представителей.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что условием для получения права на управление транспортным средством является достижение именно шестнадцатилетнего возраста (абзац второй пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"), следовательно, транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения сам несовершеннолетний собственник, не достигший шестнадцатилетнего возраста, не может управлять.
Согласно статье 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В связи с этим при установлении, что собственником транспортного средства является лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, соответствующий фотофакт отбраковывается в категорию брака "несовершеннолетний правонарушитель", поскольку такой собственник ответственности не подлежит, а техническая возможность определения лица, управляющего транспортным средством, отсутствует.
Актуальность данной проблеме придает существенный рост числа отбраковки таких фотофактов. Согласно данным федеральной информационной системы Госавтоинспекции, в собственности несовершеннолетних детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, зарегистрированных по месту жительства в Ростовской области, находится 185 транспортных средств, а количество отбракованных фотофактов в категории "несовершеннолетний собственник" за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, зафиксированных средствами видеофиксации, составило 1422 факта за 2016 год и 4160 фактов за 2017 год.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации, Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 49 презумпцию невиновности применительно к сфере уголовной ответственности; в процессе правового регулирования других видов юридической ответственности законодатель, учитывая особенности соответствующих отношений и их субъектов, требования неотвратимости ответственности, интересы защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 15, часть 2; статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации), вправе решить вопрос о распределении бремени доказывания вины иным образом, освобождая органы государственной власти от доказывания вины при обеспечении возможности для самих субъектов правонарушения подтверждать свою невиновность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П; от 24 июня 2009 года N 11-П).
С учетом изложенного предлагается решить вопрос о распределении бремени доказывания вины при нарушениях Правил дорожного движения Российской Федерации, зафиксированных с помощью средств видеофиксации, в случае совершения их на транспортных средствах, собственниками которых являются лица, не достигшие возраста шестнадцати лет, следующим образом.
Установить, что по общему правилу к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации средствами видеофиксации привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Если же собственником транспортного средства является лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, к административной ответственности за совершение указанных правонарушений привлекается тот родитель или иной законный представитель такого несовершеннолетнего, который выступил его представителем при регистрации транспортного средства в Госавтоинспекции.
Если же в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушений будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из обладания родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего в результате противоправных действий других лиц, то такого родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего предлагается освобождать от административной ответственности.
В этом случае к административной ответственности будет привлечено лицо, которое управляло транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, зафиксированного средствами видеофиксации.
Предлагаемые изменения позволят выявить конкретное лицо, совершившее административное правонарушение, и обеспечить неотвратимость административного наказания для всех лиц, нарушающих Правила дорожного движения Российской Федерации.
На основании изложенного депутатами Законодательного Собрания Ростовской области в качестве варианта правового регулирования рассматриваемого вопроса предлагается рассмотреть возможность разработки и внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления возможности привлечения к административной ответственности родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего собственника транспортного средства, не достигшего к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, который выступил его представителем при регистрации указанного транспортного средства в Госавтоинспекции, в тех случаях, когда административные правонарушения в области дорожного движения фиксируются средствами видеофиксации;
2) в Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, в части установления механизма передачи данных о родителе или ином законном представителе несовершеннолетнего собственника транспортного средства, который выступил его представителем при регистрации указанного транспортного средства в Госавтоинспекции, в федеральную информационную систему Госавтоинспекции.
г. Ростов-на-Дону
25 апреля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 25 апреля 2018 г. N 3042 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Министру внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцеву"
Настоящее постановление вступает в силу с 25 апреля 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 28 апреля 2018 г., "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 28 апреля 2018 г.