Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу минобразования
Ростовской области
от 09.06.2016 г. N 429
Пояснительная записка
к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слепых детей (вариант 3.2, 3.3, 3.4 - срок обучения 5 лет).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VII. Основные положения регионального примерного учебного плана
Региональный примерный учебный план разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года N 1598 с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и является основой для формирования учебных планов муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для слепых детей.
Основные положения Пояснительной записки к региональному примерному учебному плану разработаны на основе федеральных нормативных правовых документов.
Региональный примерный учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательных отношений; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Примерный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного учебного плана: перечень учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.
При разработке учебного плана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для слепых детей, необходимо учитывать, что учебный план является компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования раскрывает специфику деятельности образовательной организации в содержательном и процессуальном направлениях. АОПП НОО рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов начального общего образования.
Учебный план в рамках ФГОС является только одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, наряду с которым по уровням разрабатывается система условий реализации АОПП НОО и план внеурочной деятельности.
Учебный план представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план образовательной организации - нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план отражает цели и задачи образовательной программы начального общего образования образовательной организации, ориентированной на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе освоения учащимися учебных программ формируются базовые основы начального общего образования, создается фундамент для освоения программ основного общего образования:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражают содержание образования, которое обеспечивает духовно-нравственное формирование учащихся, их личностный рост:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебной деятельности осуществляется на основе системно-деятельностного и дифференцированного подходов, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения учащихся.
Учебный план включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия:
- для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Своеобразный характер нарушения у слепых детей (отсутствие или остаточное зрение) и его последствий (своеобразие мыслительной деятельности и другие нарушения психофизического развития) определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии с ч. 2 ст. 79 и ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
В примерном учебном плане часы коррекционно-развивающей области представлены следующими курсами: "Ритмика"; "Адаптивная физическая культура (АФК)"; "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия"; "Социально-бытовая ориентировка"; "Пространственная ориентировка"; "Развитие коммуникативной деятельности"; "Развитие осязания и мелкой моторики". Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Продолжительность учебного года для каждого класса определяется календарным учебным графиком образовательной организации, в соответствии с которым утверждаются объемы учебных программ, график промежуточной аттестации, график учебных и календарных дней, расписание учебных занятий. Учебные предметы и формы промежуточной аттестации учащихся ежегодно определяются решением Педагогического совета образовательной организации и утверждаются приказом директора на основе нормативного локального акта - "Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся".
Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольные работы, тесты, компьютерное тестирование, диктанты, проверочные работы, учебный проект.
Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся других классов - не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
Специфика примерных учебных планов определяется тем, что содержание образования слепых детей, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Содержание специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, социально-адаптационную работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность.
Различия в психофизическом развитии слепых детей и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Региональный примерный учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для слепых детей с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 4 варианта:
Вариант 3.1. - предназначен для образования слепых обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении обучения в начальной школе.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; обучение использованию рельефно-точечного шрифта Л. Брайля для письма и чтения; сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; формирование представлений (соответствующих возрасту) о современных оптических (для слепых обучающихся с остаточным зрением), тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и умений активного их использования.
Вариант 3.2. - предназначен для слепых обучающихся, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с ориентировкой в пространстве, жизненными компетенциями. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении обучения в начальной школе.
Вариант 3.3. - предназначен для образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных слепых обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении обучения в школе.
Вариант 3.4. - предназначен для образования слепых обучающихся, имеющих, помимо слепоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении обучения по СИПР.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет для вариантов 3.1., 3.2. - 20%, для варианта 3.3. - 30%, для варианта 3.4. - 40% от общего объема.
Предметом итоговой оценки освоения слепыми обучающимися АООП НОО для вариантов 3.1. и 3.2. является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Предметом итоговой оценки освоения слепыми обучающимися АООП НОО для вариантов 3.3. и 3.4. является достижение предметных результатов освоения программы коррекционной работы.
VIII. Особенности учебного плана начального общего образования
Содержание учебной деятельности.
Вариант 3.1. предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Возможная неуспеваемость слепых обучающихся по учебным предметам "Изобразительное искусство", "Технология" и "Физическая культура" обусловлена особенностями здоровья ребенка с нарушением зрения и не является основанием для неаттестации обучающегося. В соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
Реализация содержания адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для слепых детей вариантов 3.2., 3.3, 3.4. осуществляется в пролонгированные сроки.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 3.1. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Предметная область "Русский язык и литературное чтение" (русский язык и литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Овладение рельефно-точечным письмом и чтением по системе Л. Брайля, плоским письмом по Гебольду, преодоление вербализма и формализма речи.
Предметная область "Математика и информатика" (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Освоение математических знаков рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, приобретение опыта использования тифлотехнических средств обучения математики.
Предметная область "Обществознание и естествознание" (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет "Окружающий мир" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира.
Предметная область "Основы религиозных культур и светской этики". Предмет "Основы религиозных культур и светской этики", далее - ОРК и СЭ, реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 5-х классах. Один из модулей ОРК и СЭ ("Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", "Основы православной культуры") выбирается родителями (законными представителями) обучающихся. При выборе в каждом классе более одного модуля ОРК и СЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРК и СЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательной деятельности в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Формирование нравственных понятий, преодоление негативных черт характера.
Предметная область "Искусство" (изобразительное искусство, музыка). Задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Овладение умениями соотнесения предметов с рельефными изображениями. Овладение навыками выполнения рельефно-графических изображений. Овладение способами ориентировки на приборе для рисования и приёмами рельефного рисования.
Предметная область "Технология" (технология).
Задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Развитие трудовых умений, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками. Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов.
Предметная область "Физическая культура". Предмет "Физическая культура" изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Профилактика вторичных нарушений физического развития. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Формирование знаний о допустимой физической нагрузке и имеющихся противопоказаниях.
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Вариант 3.2. предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося 1-5 классов:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Содержательной линией образовательной программы для слепых детей является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на дополнение и расширение возможностей обучающихся в успешном овладении общеучебными умениями и навыками, расширяющими кругозор и познавательные возможности каждого школьника.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 3.2. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 5-ом классе), искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в первом классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использовать курсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях.
Предметная область "Русский язык и литературное чтение" (русский язык и литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Овладение рельефно-точечным письмом и чтением по системе Л. Брайля, плоским письмом по Гебольду, преодоление вербализма и формализма речи.
Предметная область "Иностранный язык" (иностранный язык) направлена на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Изучение иностранного языка рекомендуется начинать с 3 класса. Объем учебного времени составляет ориентировочно 102 часа (2 часа в неделю).
Количество часов, отводимых на изучение предметов "Русский язык", "Литературное чтение", "Иностранный язык", может корректироваться в рамках предметной области "Филология" с учетом психофизических возможностей слепых и слабовидящих обучающихся.
Предметная область "Математика и информатика" (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Освоение математических знаков рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, приобретение опыта использования тифлотехнических средств обучения математики.
Предложенный объем учебного времени (136 часов в год - по 4 часа в неделю) достаточен для освоения данного содержания.
Предметная область "Обществознание и естествознание" (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет "Окружающий мир" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира.
Для изучения предмета "Окружающий мир" объем учебного времени составляет в 1 - 5 классе 68 часов (2 часа в неделю).
Предметная область "Основы религиозных культур и светской этики". Предмет "Основы религиозных культур и светской этики", далее - ОРК и СЭ, реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 5-х классах. Один из модулей ОРК и СЭ ("Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", "Основы православной культуры") выбирается родителями (законными представителями) обучающихся. При выборе в каждом классе более одного модуля ОРК и СЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРК и СЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательной деятельности в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Формирование нравственных понятий, преодоление негативных черт характера.
Предметная область "Искусство" (изобразительное искусство, музыка). Задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Овладение умениями соотнесения предметов с рельефными изображениями. Овладение навыками выполнения рельефно-графических изображений. Овладение способами ориентировки на приборе для рисования и приёмами рельефного рисования.
Предмет "Изобразительное искусство" изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предмет "Музыка" изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область "Технология" (технология).
Задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Развитие трудовых умений, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками. Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов.
Предметная область "Технология" (технология) изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область "Физическая культура". Предмет "Физическая культура" изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Профилактика вторичных нарушений физического развития. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Формирование знаний о допустимой физической нагрузке и имеющихся противопоказаниях.
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Вариант 3.3. - предполагает, что слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 3.3. составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 30% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: язык и речевая практика, математика, естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в первом классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использовать курсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях.
Предметная область "Язык и речевая практика" (русский язык, литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Овладение рельефно-точечным письмом и чтением по системе Л. Брайля, плоским письмом по Гебольду, преодоление вербализма и формализма речи.
Предметная область "Математика" (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Освоение математических знаков рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, приобретение опыта использования тифлотехнических средств обучения математики.
Предметная область "Окружающий мир" (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет "Окружающий мир" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира.
Предметная область "Искусство" (искусство, тифлографика; музыка). Предметы изучается в объеме по 1 часу в неделю (1-5 классы).
Задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Овладение умениями соотнесения предметов с рельефными изображениями. Овладение навыками выполнения рельефно-графических изображений. Овладение способами ориентировки на приборе для рисования и приёмами рельефного рисования.
Предметная область "Технология" (технология). Предметная область "Технология" (технология) изучается в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
Задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Развитие трудовых умений, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками. Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов.
Предметная область Физическая культура (физическая культура) изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 5 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Профилактика вторичных нарушений физического развития. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Формирование знаний о допустимой физической нагрузке и имеющихся противопоказаниях.
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Вариант 3.4. - предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 3.4. составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 40% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: язык и речевая практика, математика, естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
Предметная область "Язык и речевая практика" (русский язык, литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Овладение рельефно-точечным письмом и чтением по системе Л. Брайля, плоским письмом по Гебольду, преодоление вербализма и формализма речи.
Предметная область "Математика" (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Освоение математических знаков рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, приобретение опыта использования тифлотехнических средств обучения математики.
Предметная область "Окружающий мир" (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет "Окружающий мир" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира.
Предметная область "Искусство" (искусство, тифлографика; музыка и движение). Предметы изучается в объеме по 1 часу в неделю (1-5 классы).
Задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Овладение умениями соотнесения предметов с рельефными изображениями. Овладение навыками выполнения рельефно-графических изображений. Овладение способами ориентировки на приборе для рисования и приёмами рельефного рисования.
Предметная область "Технология" (технология). Предметная область "Технология" (технология) изучается в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
Задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Развитие трудовых умений, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками. Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов.
Предметная область Физическая культура (физическая культура) изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 5 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слепых обучающихся. Профилактика вторичных нарушений физического развития. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Формирование знаний о допустимой физической нагрузке и имеющихся противопоказаниях.
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Внеурочная деятельность.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет не более 1680 часов при 5-летнем сроке обучения и не более 1350 часов при 4-летнем сроке обучения. Образовательная организация вправе самостоятельно определять время, рамки (количество часов на определенный вид), форму и способ ее организации, учитывая психофизическое состояние слепых обучающихся, их особые образовательные (в том числе индивидуальные) потребности.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО.
Содержательной линией образовательной программы для слепых детей является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на дополнение и расширение возможностей обучающихся в успешном овладении общеучебными умениями и навыками, расширяющими кругозор и познавательные возможности каждого школьника.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционно-развивающая работа направлена на:
1) осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей;
2) минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО;
3) взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика"; "Адаптивная физическая культура (АФК)"; "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия"; "Социально-бытовая ориентировка"; "Пространственная ориентировка"; "Развитие коммуникативной деятельности"; "Развитие осязания и мелкой моторики".
Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Коррекционный курс "Ритмика".
Основные задачи реализации содержания: развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений для уверенного владения своим телом. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять. Повышение потребности в выполнении движений под музыку. Развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли остаточного зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.
Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура" (АФК).
Основные задачи реализации содержания: преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Развитие функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана остаточного зрения. Активное использование нарушенного зрения в процессе выполнения физических упражнений. Обогащение двигательных умений. Развитие основных физических качеств. Преодоление скованности, физической пассивности. Исправление неправильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры.
Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
Коррекционный курс "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия".
Основные задачи реализации содержания: развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Развитие умения использовать остаточное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни с опорой на сохранные анализаторы. Повышение функциональных возможностей остаточного зрения, зрительной работоспособности. Формирование умений и навыков рационального использования остаточного зрения. Формирование умений и навыков охраны остаточного зрения.
Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка".
Основные задачи реализации содержания: формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Формирование знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни.
Коррекционный курс "Развитие коммуникативной деятельности".
Основные задачи реализации содержания: развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащения представлений о себе и своих возможностях; формирование образов окружающих людей; формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта. Развитие межличностной системы координат "слепой-зрячий", "слепой-слепой".
Коррекционный курс "Пространственная ориентировка".
Основные задачи реализации содержания: формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нём. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировки. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку. Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающимися и взрослыми.
Коррекционный курс "Развитие осязания и мелкой моторики".
Основные задачи реализации содержания: развитие мелких, точных, координированных движений рук и пальцев для совершенствования исследовательских действий. Развитие умения использовать мышечно-суставное чувство в учебно-познавательной деятельности (в том числе для овладения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля) и в повседневной жизни. Развитие осязательных навыков, овладение различными способами осязательного обследования и формирования культуры осязательного обследования. Развитие кожной чувствительности.
IX. Программно-методическое обеспечение начального общего образования.
Согласно ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
В федеральный перечень учебников включены:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Количество учебников в перечне по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в начальной школе, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением с учетом следующих рекомендаций:
1. Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения.
2. Выбирая учебную программу за основу, педагог реализует ее все четыре года.
3. Учитель вправе выбрать учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Рекомендуется комплектовать УМК из тех учебников, в которых сохраняется единство концептуальных основ, содержания и планируемых результатов.
При комплектовании УМК образовательная организация имеет право предоставить учителям-предметникам выбор учебников из учебников Федерального перечня.
Освоение программ вариантов 3.2., 3.3., 3.4. осуществляется по специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам, предназначенным для слепых обучающихся.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слепых детей (вариант 3.2., срок обучения 5 лет)
Предметные области |
Учебные предметы |
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
V класс |
Всего |
Обязательная часть |
|
|
|
|
|
|
|
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
16 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Изобразительное искусство Тифлографика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
|
Итого |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
105 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной неделе) |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
111 |
|
Коррекционно-развивающая область |
I |
II |
III |
IV |
V |
Всего |
|
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
АФК |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Социально-бытовая ориентировка |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
|
Пространственная ориентировка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Развитие осязания и мелкой моторики |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
|
Развитие коммуникативной деятельности |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
|
Итого: |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
27,5 |
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слепых детей (вариант 3.3., срок обучения 5 лет)
Предметные области |
Учебные предметы |
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
V класс |
Всего |
Обязательная часть |
|
|
|
|
|
|
|
Язык и речевая практика |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Чтение (литературное чтение) |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
Математика |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Окружающий мир |
Окружающий мир |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Искусство Тифлографика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Итого: |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
105 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной неделе) |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
111 |
|
Коррекционно-развивающая область |
I |
II |
III |
IV |
V |
Всего |
|
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
АФК |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Сенсорное развитие |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Социально-бытовая ориентировка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Пространственная ориентировка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Итого: |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слепых детей (вариант 3.4., срок обучения 5 лет)
Предметные области |
Учебные предметы |
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
V класс |
Всего |
Обязательная часть |
|
|
|
|
|
|
|
Язык и речевая практика |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
Математика |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Окружающий мир |
Окружающий мир |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Искусство |
Музыка и движение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Искусство Тифлографика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Итого: |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
105 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной неделе) |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
111 |
|
Коррекционно-развивающая область |
I |
II |
III |
IV |
V |
Всего |
|
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Двигательное развитие |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
|
Сенсорное развитие |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
|
Социально-бытовая ориентировка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Основы пространственной ориентировки |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
|
Социально-коммуникативное развитие |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
|
Предметно-практическая деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Итого: |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.