Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу минобразования
Ростовской области
от 09.06.2016 г. N 429
Пояснительная записка
к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
XIII. Основные положения регионального примерного учебного плана
Региональный примерный учебный план разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года N 1598 с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и является основой для формирования учебных планов муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Основные положения Пояснительной записки к региональному примерному учебному плану разработаны на основе федеральных нормативных правовых документов.
Региональный примерный учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательных отношений; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Примерный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного учебного плана: перечень учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.
При разработке учебного плана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, необходимо учитывать, что учебный план является компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования раскрывает специфику деятельности образовательной организации в содержательном и процессуальном направлениях. АОПП НОО рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов начального общего образования.
Учебный план в рамках ФГОС является только одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, наряду с которым на уровне начального общего образования разрабатывается система условий реализации АОПП НОО и план внеурочной деятельности.
Учебный план представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план образовательной организации - нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план отражает цели и задачи образовательной программы начального общего образования образовательной организации, ориентированной на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе освоения учащимися учебных программ формируются базовые основы начального общего образования, создается фундамент для освоения программ основного общего образования:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражают содержание образования, которое обеспечивает духовно-нравственное формирование учащихся, их личностный рост:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебной деятельности осуществляется на основе системно-деятельностного и дифференцированного подходов, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения учащихся.
Учебный план включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия:
- для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Своеобразный характер нарушения у детей всех компонентов языка, нарушений чтения и письма и его последствий (своеобразие мыслительной деятельности и другие нарушения психофизического развития) определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии с ч. 2 ст. 79 и ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Кроме специальных коррекционных занятий с учителем - логопедом и уроков, коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Продолжительность учебного года для каждого класса определяется календарным учебным графиком образовательной организации, в соответствии с которым утверждаются объемы учебных программ, график промежуточной аттестации, график учебных и календарных дней, расписание учебных занятий. Учебные предметы и формы промежуточной аттестации учащихся ежегодно определяются решением Педагогического совета образовательной организации и утверждаются приказом директора на основе нормативного локального акта - "Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся".
Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольные работы, тесты, компьютерное тестирование, диктанты, проверочные работы, учебный проект.
Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся других классов - не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
Специфика примерных учебных планов определяется тем, что содержание образования обучающихся с ТНР, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Содержание специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность.
Различия речевых расстройств у детей с ТНР и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Региональный примерный учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ТНР с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 2 варианта:
вариант 5.1 - для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года;
вариант 5.2 - предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма, и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
II отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет:
- в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы),
- во II отделении 4 года (1 - 4 классы).
Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет для вариантов 5.1. и 5.2. - 20% от общего объема.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ТНР АООП НОО для вариантов 5.1. и 5.2. является достижение предметных и метапредметных результатов и достижения результатов освоения программы коррекционной работы.
XIV. Особенности учебного плана начального общего образования
Содержание учебной деятельности.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года (1 - 4 классы). Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 5.1. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4-ом классе), искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использовать курсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях.
Предметная область "Русский язык и литературное чтение" (русский язык и литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Предметная область "Иностранный язык" (иностранный язык) направлена на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Изучение иностранного языка рекомендуется начинать со 2 класса. Объем учебного времени составляет ориентировочно 68 часов (2 часа в неделю).
Предметная область "Математика и информатика" (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Предметная область "Обществознание и естествознание" (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет "Окружающий мир" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Предметная область "Основы религиозных культур и светской этики". Предмет "Основы религиозных культур и светской этики", далее - ОРК и СЭ, реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 5-х классах. Один из модулей ОРК и СЭ ("Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", "Основы православной культуры") выбирается родителями (законными представителями) обучающихся. При выборе в каждом классе более одного модуля ОРК и СЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРК и СЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательной деятельности в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Предметная область "Искусство" (изобразительное искусство, музыка) на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Предмет "Изобразительное искусство" изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предмет "Музыка" изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область "Технология" (технология) формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления у обучающихся. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов. Предметная область "Технология" (технология) изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область Физическая культура (физическая культура) изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Вариант 5.2. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
Реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР вариант 5.2. осуществляется в пролонгированные сроки.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения 1 дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 5.2. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
- коррекция/профилактика речевых расстройств;
- формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4-ом классе), искусство, технология, физическая культура.
При этом выделяются, обусловленные специфическими тяжелыми нарушениями речи детей, дополнительные задачи реализации содержания предметных областей: русский язык и литературное чтение, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в первом дополнительном и первом классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использовать курсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях.
Предметная область "Русский язык и литературное чтение" (русский язык и литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Предметная область "Иностранный язык" (иностранный язык).
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык". Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне образования, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка, возможно, использовать и часы внеурочной деятельности.
Предметная область "Математика и информатика" (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Предметная область "Обществознание и естествознание" (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет "Окружающий мир" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Предметная область "Основы религиозных культур и светской этики". Предмет "Основы религиозных культур и светской этики", далее - ОРК и СЭ, реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 5-х классах. Один из модулей ОРК и СЭ ("Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", "Основы православной культуры") выбирается родителями (законными представителями) обучающихся. При выборе в каждом классе более одного модуля ОРК и СЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРК и СЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательной деятельности в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Предметная область "Искусство" (изобразительное искусство, музыка) на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Предметная область "Технология" (технология) формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления у обучающихся. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов.
Предметная область "Физическая культура" (физическая культура) изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Внеурочная деятельность
Время, отводимое на внеурочную деятельность по варианту 5.1. составляет за четыре года обучения до 1350 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность по варианту 5.2., составляет до 1350 часов за четыре года обучения (при наличии 1 дополнительного класса - до 1680 часов за пять лет обучения).
Образовательная организация вправе самостоятельно определять время, рамки (количество часов на определенный вид), форму и способ ее организации, учитывая психофизическое состояние слабовидящих обучающихся, их особые образовательные (в том числе индивидуальные) потребности.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Основное содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательными индивидуальными и подгрупповыми логопедическими занятиями по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных и коммуникативных способностей обучающихся: "Логопедическая ритмика", "Произношение", "Развитие речи".
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют 20-25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю.
На I и на II отделениях количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение" и коррекционных курсов "Развитие речи", "Произношение", "Логопедическая ритмика" может варьироваться в рамках отведенных на них часов с учетом психофизических и речевых особенностей обучающихся с ТНР.
Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.
XV. Программно-методическое обеспечение начального общего образования.
Согласно ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Вариант 5.1. предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничения здоровья.
При реализации варианта 5.1. учебного плана образовательного учреждения необходимо использовать учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
В федеральный перечень учебников включены:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Количество учебников в перечне по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в начальной школе, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением с учетом следующих рекомендаций:
1. Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения.
2. Выбирая учебную программу за основу, педагог реализует ее все четыре года.
3. Учитель вправе выбрать учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Рекомендуется комплектовать УМК из тех учебников, в которых сохраняется единство концептуальных основ, содержания и планируемых результатов.
При комплектовании УМК образовательная организация имеет право предоставить учителям-предметникам выбор учебников из учебников Федерального перечня.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями (вариант 5.1., срок обучения 4 года)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
4 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Итого |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе) |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями (вариант 5.2., срок обучения 5 лет)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
Всего |
||||
I дополнительный |
I |
II |
III |
IV |
|||
Обязательная часть | |||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
21 |
Литературное чтение |
- |
- |
4 |
4 |
3 |
11 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Итого |
17 |
16 |
20 |
20 |
20 |
93 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе) |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
18 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
111 |
|
Внеурочная деятельность по направлениям: | |||||||
Коррекционно-развивающая область |
Произношение |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
Развитие речи |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
14 |
|
Логопедическая ритмика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Итого (коррекционно-развивающая область) |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
35 |
|
Другие направления внеурочной деятельности |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями (вариант 5.2., срок обучения 4 года) (I отделение)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
4 |
4 |
4 |
7 |
Литературное чтение |
- |
4 |
4 |
3 |
11 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Итого |
17 |
20 |
20 |
20 |
77 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе) |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Внеурочная деятельность по направлениям: | ||||||
Коррекционно-развивающая область |
Произношение |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
Развитие речи |
2 |
2 |
4 |
4 |
12 |
|
Логопедическая ритмика |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Итого (коррекционно-развивающая область) |
7 |
7 |
7 |
7 |
28 |
|
Другие направления внеурочной деятельности |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
|
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями (вариант 5.2., срок обучения 4 года) (II отделение)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
4 |
4 |
4 |
17 |
Литературное чтение |
- |
4 |
4 |
4 |
12 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
11 |
Итого |
18 |
22 |
22 |
22 |
84 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной неделе) |
3 |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
Предельно допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно-развивающую область) |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
|
Коррекционно-развивающая область |
Коррекционные курсы |
Количество часов в неделю по классам |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Произношение |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
|
Развитие речи |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
|
Логопедическая ритмика |
2 |
2 |
4 |
4 |
12 |
|
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Итого (коррекционно-развивающая область) |
7 |
7 |
7 |
7 |
28 |
|
Всего (направления внеурочной деятельности) |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.