В соответствии со статьёй 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 01 декабря 2015 года N 174-ЗРК/2015 "О государственных гарантиях Республики Крым", постановления Совета министров Республики Крым 30 декабря 2016 года N 661 "Об утверждении Порядка проведения отбора принципалов для предоставления государственных гарантий Республики Крым" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления, а также после предоставления государственной гарантии Республики Крым.
2. Управлению государственного долга, бюджетных кредитов и управления имуществом (Аладьева М.М.) осуществлять анализ финансового состояния принципала согласно утвержденному Порядку.
3. Отделу информационных технологий (Л. Бурым) совместно с отделом обеспечения деятельности и по связям с общественностью (Н. Юрченко) обеспечить размещение настоящего приказа на официальной странице Министерства финансов Республики Крым на Портале Правительства Республики Крым.
4. Отделу делопроизводства и контроля за исполнением документов (Я. Фильченко) довести данный приказ до сведения начальников структурных подразделений Министерства финансов Республики Крым.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра финансов Республики Крым Н. Федчун.
Министр финансов |
И. Кивико |
Утвержден
приказомМинистерства финансов
Республики Крым
от 17 марта 2017 г. N 49
Порядок
проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления, а также после предоставления государственной гарантии Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) проведения анализа финансового состояния принципала - юридического лица (получателя государственной гарантии) в целях предоставления, а также после предоставления государственных гарантий Республики Крым разработан в целях обеспечения выполнения требований бюджетного законодательства Российской Федерации при предоставлении государственных гарантий Республики Крым и периодической оценки финансового состояния принципала в течение срока действия предоставленных принципалу государственных гарантий Республики Крым.
1.2. Анализ финансового состояния принципала (далее - Анализ) проводится в течение 10 рабочих дней со дня регистрации полного пакета документов в два этапа:
Первый этап - проведение анализа соответствия принципала требованиям, установленным статьей 115.2 БК РФ следующим показателям:
отсутствие у принципала просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Республикой Крым;
отсутствие у принципала просроченной задолженности но обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
отсутствие у принципала неурегулированных обязательств по государственным гарантиям, ранее предоставленным Республикой Крым.
В случае невыполнения любого из вышеперечисленных показателей соответствующий факт отражается в заключении о финансовом состоянии принципала.
Второй этап - проведение анализа по категориям принципалов - юридическое лицо; муниципальное образование.
В зависимости от категории, к которой относится принципал на втором этапе, в целях предоставления гарантии, анализ проводится в соответствии с разделами 2 или 3 Порядка.
1.3. Анализ в целях предоставления гарантии проводится Министерством финансов Республики Крым (далее Министерство) на основании документов и информации, представляемых принципалами согласно перечню документов, установленному постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2016 года N 661 "Об утверждении Порядка проведения отбора принципалов для предоставления государственных гарантий Республики Крым" в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Источником сведений для Анализа в целях предоставления гарантии может являться также официальная информация из общедоступных источников, включая публикуемые формы отчетности.
2. Анализ финансового состояния юридического лица
2.1. При проведении Анализа рассматриваются следующие показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность юридического лица:
стоимость чистых активов (К1);
коэффициенты покрытия основных средств собственными средствами (К2);
коэффициенты текущей ликвидности (КЗ);
рентабельность продаж (К4);
норма чистой прибыли (К5);
2.2. Период, за который проводится Анализ, включает в себя:
а) последний отчетный период текущего года (последний отчетный период);
б) предыдущий финансовый год (2-й отчетный период);
в) год, предшествующий предыдущему финансовому году (1-й отчетный период).
2.3. В случае отсутствия по объективным причинам в бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала данных за 1-й и (или) 2-й отчетный период (например, вследствие создания принципала в текущем или предыдущем финансовом году) Анализ осуществляется на основании данных 2-го и (или) последнего отчетных периодов соответственно, являющихся в данном случае анализируемыми периодами.
Информационной базой для расчета оценочных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность юридического лица, являются формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н). В случае внесения изменений в Приказ N 66н либо его замены другим нормативным актом, устанавливающим формы бухгалтерской отчетности организаций, применяются формы бухгалтерской отчетности, действовавшие (действующие) в соответствующем анализируемом периоде.
Для организаций, применяющих общеустановленную систему налогообложения:
- бухгалтерский баланс (форма N 1 по ОКУД);
- отчет о прибылях и убытках (форма N 2 по ОКУД);
- отчет об изменениях капитала (форма N 3 по ОКУД);
- отчет о движении денежных средств (форма N 4 по ОКУД);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5 по ОКУД);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6 по ОКУД);
- пояснительная записка к балансу;
- справка налогового органа о состоянии расчетов претендента на получение государственной гарантии (далее - претендент) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающая отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения:
- книга учета доходов и расходов;
- налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход;
- справка налогового органа о состоянии расчетов претендента на получение государственной гарантии по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающая отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.
2.4. Показатель стоимости чистых активов (К1) позволяют проанализировать имущественное положение юридического лица.
Исходными данными для расчета коэффициента К1 является раздел 3 формы N 3, либо данные формы N 1 по формуле:
К1 = совокупные активы (код строки 1600) - долгосрочные обязательства (код строки 1400) - краткосрочные обязательства (код строки 1500) + доходы будущих периодов (код строки 1530)
Финансовое состояние юридического лица признается неудовлетворительным (при этом дальнейший расчет показателей К2, КЗ, К4 и К5 не осуществляется) в следующих случаях:
- по состоянию па конец 1-го и 2-го отчетных периодов стоимость чистых активов юридического лица составляла величину менее его уставного капитала и на конец последнего отчетного периода юридическое лицо не увеличило стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо уменьшило уставный капитал до величины чистых активов;
- по состоянию на конец последнего отчетного периода стоимость чистых активов юридического лица меньше определенного законом минимального размера уставного капитала.
2.5. При удовлетворительном результате анализа величины чистых активов юридического лица, проведенного в соответствии с пунктом 3.1.1. настоящего Порядка, расчет показателей К2, КЗ, К4 и К5 производится согласно таблице 1.
Таблица 1
Расчет финансовых показателей
Обозначение показателя |
Наименование показателя |
Экономический смысл показателя |
Формула расчета показателя |
К2 * |
Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами |
характеризует необходимость продажи юридическим лицом своих основных средств для осуществления полного расчета с кредиторами |
отношение собственных средств к основным средствам (расчет по данным формы N 1)
(код строки 1300 н.п. + код строки 1300 к.п. + код строки 1530 н. п. + код строки 1530 к.н.) / (код строки 1150 н.п. + код строки 1150 к. п.) |
К3 |
Коэффициент текущей ликвидности |
показывает достаточность оборотных средств организации для погашения своих текущих обязательств |
отношение оборотных активов к текущим обязательствам (расчет по данным формы N 1)
(код строки 1200 н.п. + код строки 1200 к.п.) / (код строки 1510 н.п. + код строки 1510 к.п + код строки 1520 н. п. + код строки 1520 н.п. + код строки 1540 к.п. + код строки 1540 к.п. + код строки 1550 н.п. + код строки 1550 к. п.) |
К4 |
Рентабельность продаж |
доля прибыли от продаж в объеме продаж характеризует степень эффективности основной деятельности юридического лица |
отношение прибыли от продаж к выручке (расчет по данным формы N 2) а) для каждого отчетного периода:
код строки 2200 / код строки 2110
б) всего анализируемого периода:
(код строки 2200 (1) + код строки 2200 (2) + код строки 2200 (3)) / (код строки 2110 (1) + код строки 2110 (2) + код строки 2110 (3)),
где 1 - 1-й отчетный период, 2 - 2-й отчетный период, 3 - последним отчетный период |
К5 |
Норма чистой прибыли |
доля чистой прибыли в объеме продаж характеризует общую экономическую эффективность деятельности организации |
отношение чистой прибыли к выручке (расчет по данным формы N 2) а) для каждого отчетного периода:
код строки 2400 /код строки 2110
б) всего анализируемого периода:
(код строки 2400 (1) + код строки 2400 (2) + код строки 2400 (3)) / (код строки 2110 (1)+ код строки 2110 (2) + код строки 2110 (3)),
где 1 - 1-й отчетный период, 2 - 2-й отчетный период, 3 - последний отчетный период |
Примечание: *Величина собственных средств юридического лица, используемая в расчете показателя К2: Собственные средства юридического лица = собственный капитал (код строки формы N 1 1300) + доходы будущих периодов (код строки формы N 1 1530)
2.6. Оценка расчетных значений показателей заключается в их соотнесении со следующими допустимыми значениями, указанными в таблице 2 (расчетные значения показателей К2, КЗ, К4 и К5 округляются до третьего знака после запятой):
Таблица 2
Показатель |
Допустимое значение |
К2 |
больше или равно 1 |
КЗ |
больше или равно 1 |
К4 |
больше или равно 0 |
К5 |
больше или равно 0 |
Вывод об удовлетворительном значении показателей К2, КЗ, К4 и К5 в анализируемом периоде делается, если их расчетные значения в отчетных периодах имели допустимое значение на протяжении большей части анализируемого периода (для показателей К2 и КЗ при этом используются средние за отчетный период значения, определяемые в соответствии с таблицей N 1).
Вывод об удовлетворительном значении показателей К4 и К5 в анализируемом периоде делается также в случае, если их значения, рассчитанные для всего анализируемого периода, имеют допустимое значение.
2.7. Финансовое состояние юридического лица признается удовлетворительным в случае удовлетворительного результата анализа величины чистых активов юридического лица, проведенного в соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Порядка, при условии, что в отношении каждого из показателей К2, КЗ, К4 и К5 в соответствии с пунктом 3.1.3 настоящего Порядка сделан вывод о его удовлетворительном значении в анализируемом периоде.
В иных случаях финансовое состояние юридического лица признается неудовлетворительным.
3. Анализ финансового состояния муниципального образования
3.1. Анализ финансового состояния муниципального образования основывается на анализе соблюдения требований, установленных статьями 92.1, 106, 107, 111 БК РФ (далее - анализ соблюдения требований):
по предельному объему муниципального долга;
по предельному объему муниципальных заимствований;
по размеру дефицита местного бюджета;
по верхнему пределу муниципального долга, в том числе по верхнему пределу долга по муниципальным гарантиям;
по объему расходов на обслуживание муниципального долга. Анализ финансового состояния муниципального образования
проводится по данным за два предшествующих финансовых года и последний отчетный период текущего финансового года.
3.2. Анализ дополнительных показателей финансового состояния муниципального образования:
динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета;
динамика расходов бюджета;
динамика дефицита (профицита) бюджета;
динамика объема муниципального долга.
3.3. Оценка значений показателей заключается в их соотнесении со следующими допустимыми значениями, указанными в таблице 3.
Таблица 3
Содержание требовании к значению индикатора |
Нормативное значение |
|
1. Требования Бюджетного Кодекса Российской Федерации | ||
1.1 |
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
<=1 |
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 БК РФ, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общею годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
<=0,5 |
|
1.2 |
Предельный объем государственных (муниципальных) заимствований не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств муниципального образования. |
<=1 |
1.3 |
Объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году и плановом периоде, утвержденный решением о соответствующем бюджете, но данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. |
0,15 |
1.4 |
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
<=0,1 |
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 БК РФ, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездны. |
<=0,05 |
|
2. Исполнение бюджета по доходам | ||
2.1 |
Исполнение местного бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения. |
>=0,95 |
3. Кредиторская задолженность | ||
3.1 |
Отсутствие просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату |
0,0 |
4. Просроченная (неурегулированная) задолженность но долговым обязательствам | ||
4.1 |
Отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам за последний отчетный финансовый год, последний отчетный период |
0.0 |
4. Оформление результатов проведении анализа финансового состоянии принципала
4.1. В течение 2-х рабочих дней после проведения финансового анализа готовится заключение о финансовом состоянии принципала. Заключение о финансовом состоянии принципала подписывается министром финансов Республики Крым или лицом, исполняющим обязанности министра финансов Республики Крым.
4.2. Заключение о финансовом состоянии принципала оформляется в 2-х экземплярах по форме согласно Приложению 1 к Порядку.
Один экземпляр заключения вместе с пакетом документов, предоставленным претендентом на получение государственной гарантии, передается на рассмотрение Комиссии по отбору претендентов на получение государственных гарантий Республики Крым, а второй хранится в Министерстве финансов Республики Крым.
Приложение N 1
к Порядку проведения анализа
финансового состояния принципала
в целях предоставления, а также после
предоставления государственных
гарантий Республики Крым
Заключение
по результатам анализа финансового состояния принципала
Анализ финансового состояния______________________________________
(наименование принципала, ИНН, ОГРН)
проведен за период________________________________________________
Результаты оценки финансового состояния принципала
Показатель |
Значение |
Допустимое значение |
Вывод |
|||
_____год (1-й отчетный период) |
_______ год (2-й отчетный период) |
________ год (3-й отчетный период) |
||||
Стоимость чистых активов справочно: величина уставного капитала * определенный законом минимальный уровень уставного капитала * |
X |
X |
|
не менее величины уставного капитала па последнюю отчетную дату или менее величины уставного капитала в течение периода. не превышающего последних финансовых года, но в любом случае не менее определенного законом минимального размера уставного капитала на конец последнего отчетного периода |
|
|
Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами ** |
|
|
|
больше или равно 1 |
|
|
Коэффициент текущей ликвидности ** |
|
|
|
больше или равно 1 |
|
|
Рентабельность продаж в отчетном периоде |
|
|
|
больше или равно 0 |
|
|
Рентабельность продаж в анализируемом периоде |
|
|
|
больше или равно 0 |
|
|
Норма чистой прибыли и отчетном периоде |
|
|
|
больше или равно 0 |
|
|
Норма чистой прибыли в анализируемом периоде |
|
|
|
больше или равно 0 |
|
Примечание: *На конец отчетного периода.
**Указываются средние за отчетный период значения.
Заключение:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________
_________________
(дата) (подпись, должность, ФИО)
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Анализ финансового состояния принципала проводится до предоставления ему государственной гарантии Республики Крым. Выполняется в два этапа.
На первом проверяется отсутствие у принципала просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Республикой и по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также отсутствие неурегулированных обязательств по ранее предоставленным госгарантиям.
На втором у юридического лица проверят стоимость чистых активов, коэффициенты покрытия основных средств собственными средствами, коэффициенты текущей ликвидности и рентабельность продаж, а также норму чистой прибыли.
У муниципального образования проверяется соответствие показателей местного бюджета требованиям БК РФ (по размеру дефицита, предельным объемам муниципальных заимствований и муниципального долга, верхнему пределу муниципального долга, в том числе верхнему пределу долга по муниципальным гарантиям, объему расходов на обслуживание муниципального долга), а также динамика их изменения.
По полученным результатам подготавливается заключение.
Оценка финансового состояния принципала будет проводиться и в дальнейшем (периодически, в течение срока действия предоставленных ему государственных гарантий). Правила те же.
Приказ Министерства финансов Республики Крым от 17 марта 2017 г. N 49 "Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления, а также после предоставления государственных гарантий Республики Крым"
Текст приказа размещен на официальном сайте Министерства финансов Республики Крым (http://minfin.rk.gov.ru/)