Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Красноярского края
от 28.04.2018 N 220-п
Региональная программа
Красноярского края "Обеспечение защиты прав потребителей"
1. Паспорт региональной программы
Наименование региональной программы |
"Обеспечение защиты прав потребителей" (далее - программа) |
Основания для разработки программы |
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года" |
Ответственный исполнитель программы |
министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края |
Соисполнители программы |
министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; министерство строительства Красноярского края; министерство культуры Красноярского края; министерство образования Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство финансов Красноярского края; министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края; служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края; агентство информатизации и связи Красноярского края; агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края; органы местного самоуправления Красноярского края; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю); Региональная общественная организация Красноярское Общество защиты прав потребителей Союза потребителей России (далее - Красноярское Общество защиты прав потребителей) |
Перечень подпрограмм программы |
1. Создание в Красноярском крае условий для эффективной защиты прав потребителей. 2. Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения и хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Красноярского края, по вопросам защиты прав потребителей. 3. Обеспечение соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей |
Цель программы |
создание и развитие системы защиты прав потребителей в Красноярском крае, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для эффективной защиты потребителями своих прав |
Задачи программы |
организация эффективного взаимодействия всех участников в сфере защиты прав потребителей по достижению цели (далее - задача 1); повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения (далее - задача 2); профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей и создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг) (далее - задача 3) |
Этапы и сроки реализации программы |
2018-2020 годы |
Перечень целевых показателей программы, с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы |
приложение к паспорту программы |
Ресурсное обеспечение программы |
финансирование за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и средств внебюджетных источников не предусмотрено |
2. Характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей
Обеспечение защиты прав потребителей, усиление социальных гарантий и государственного контроля в данной области являются целью стратегического развития России, направленной на достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс несколько опережает принятие соответствующих правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для потребителей.
Программа направлена на создание в Красноярском крае условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке региона.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что системой органов в сфере защиты прав потребителей в средствах массовой информации будут систематически размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
В настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества, в основном, не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Анализ ситуации на потребительском рынке в Красноярском крае показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей все еще остается на высоком уровне.
Динамика обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, свидетельствует о незначительном сокращении обращений по вопросам защиты прав потребителей. Так, в 2017 году общее число обращений составило 11678 и сократилось по сравнению с 2016 годом на 2,7 %, в основном, за счет снижения числа обращений на оказание услуг бытового обслуживания населения (на 29,9 %) и торговли (на 3,0 %).
Тенденции, сложившиеся в структуре обращений за ряд последних лет, сохранились в 2017 году: наибольшее количество обращений приходится на торговлю (58,6 %) и сферу услуг (41,4 %). При этом в анализируемом периоде, по сравнению с 2016 годом, наблюдался значительный рост обращений на оказание туристических услуг (в 3,5 раза), микрофинансовой деятельности (в 2,0 раза), жилищно-коммунальных услуг (в 1,6 раза) и транспортных услуг и долевого строительства жилья (в 1,2 раза).
По результатам проведенных контрольных мероприятий за 2017 год возбуждено 1645 дел об административных правонарушениях, направлено в суд 260 заключений по делам в защиту прав потребителей и 113 исков в защиту прав потребителей, в том числе 47 - в защиту интересов неопределенного круга потребителей.
Острейшей проблемой, затрагивающей интересы, как потребителей, так и производителей, является незаконный оборот промышленной продукции в регионе.
В целях совершенствования государственного управления в сфере противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, распоряжением Губернатора Красноярского края от 29.06.2015 N 325-рг создана комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Красноярском крае, в работе которой принимают активное участие представители краевых министерств и ведомств, федеральных контрольно-надзорных органов, силовых структур.
По итогам борьбы с незаконным оборотом алкоголя и незаконной продажей санкционной и фальсифицированной пищевой продукции на территории региона за неисполнение организациями лицензионных требований и условий с 2015 года прекращено действие 165 лицензий, исключены из реестра 1678 торговых объектов, к административной ответственности привлечены 916 правонарушителей. Общая сумма штрафных санкций составила порядка 2,2 млн рублей.
В рамках деятельности по борьбе с ввозом санкционной и фальсифицированной пищевой продукции специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю за 2017 год проведено 130 проверок. По итогам проверок приостановлен оборот 23 тонн пищевой продукции, 14 тонн из которых уничтожено по результатам экспертиз. За реализацию продукции без ветеринарно-сопроводительных документов, без маркировки производителя, с истекшими сроками годности возбуждено 165 административных дел. Кроме того, для исключения случаев выпуска фальсифицированной продукции с 01.01.2018 на территории Красноярского края внедряется обязательная ветеринарная электронная сертификация.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо организовать работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг).
Еще одним важным элементом национальной системы защиты прав потребителей являются органы местного самоуправления. В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) органы местного самоуправления наделены полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, консультированию потребителей по вопросам защиты их прав, обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Кроме того, органы местного самоуправления, используя свои полномочия и обеспечивая оперативную защиту интересов потребителей, информируют контролирующие органы о выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
В Красноярском крае защита прав потребителей органами местного самоуправления пока остается на недостаточном уровне, поскольку в администрациях муниципальных образований Красноярского края функции по защите прав потребителей распределены между специалистами, занимающимися иными отраслевыми вопросами.
Важную роль в защите прав потребителей должны играть и общественные организации при оказании гражданам юридических, экспертных, консультационных услуг по защите их прав и законных интересов.
Создание в Красноярском крае единой информационной и организационной системы в сфере защиты прав потребителей направлено на повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления Красноярского края.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Для совершенствования механизмов защиты прав потребителей в Красноярском крае необходимо придерживаться системного организационного подхода к решению существующих проблем по обеспечению потребительских прав жителей региона.
Последовательная и эффективная политика в сфере защиты прав потребителей является важным фактором развития рынка, который оказывает влияние на повседневную жизнь граждан Российской Федерации, способствует повышению их благосостояния и создает благоприятные условия ведения бизнеса для добросовестных производителей материальных благ и услуг.
На конечные результаты реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей могут повлиять следующие риски:
социальные, связанные с низкой социальной активностью населения, отсутствием навыков рационального поведения потребителя;
отрицательная оценка граждан Российской Федерации в отношении реализованных мероприятий;
бюджетные риски, связанные с дефицитом краевого бюджета.
Мероприятия по предупреждению рисков:
активная работа на основе согласованных действий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Красноярском крае, общественных организаций и граждан, которые могут стать инициаторами создания в Красноярском крае условий для эффективной защиты прав потребителей;
проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации в целях стимулирования активности граждан и бизнеса в инициации предупреждения нарушения прав потребителей, обеспечения дополнительных прав потребителей на приобретение продукции с наилучшими потребительскими свойствами;
развитие в муниципальных образованиях Красноярского края сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей, волонтерского движения для вовлечения населения в активное участие в различных мероприятиях программы.
3. Приоритеты при обеспечении прав потребителей, описание цели и задач региональной программы
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере защиты прав потребителей являются:
обеспечение защиты граждан Российской Федерации как потребителей;
защита потребительских прав социально уязвимых групп населения;
стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;
предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;
развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах;
продвижение принципов рациональной модели потребления;
содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей.
С учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере защиты прав потребителей сформулирована цель программы - создание и развитие системы защиты прав потребителей в Красноярском крае, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для эффективной защиты потребителями своих прав.
Достижение цели программы осуществляется путем решения следующих задач:
1) организация эффективного взаимодействия всех участников в сфере защиты прав потребителей по достижению цели.
Решение задачи 1 будет обеспечено путем реализации мероприятий подпрограммы "Создание в Красноярском крае условий для эффективной защиты прав потребителей";
2) повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения.
Решение задачи 2 будет осуществляться путем реализации мероприятий подпрограммы "Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения и хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Красноярского края, по вопросам защиты прав потребителей";
3) профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей и создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг).
Решение задачи 3 будет обеспечено путем реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей".
4. Целевые показатели (индикаторы) программы, ожидаемые результаты реализации программы
Общая социально-экономическая эффективность реализации программы оценивается с использованием системы показателей, являющихся критериями оценки эффективности реализации программы.
Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы приведен в приложении к паспорту программы.
Реализация программы в среднесрочной перспективе будет способствовать:
1) созданию благоприятной, безопасной и комфортной среды проживания в Красноярском крае, повышению качества жизни жителей;
2) активизации вовлечения граждан в решение вопросов по предупреждению нарушений прав потребителей;
3) формированию навыков рационального поведения на потребительском рынке Красноярского края.
5. Информация по подпрограммам программы
Реализация программы осуществляется в рамках следующих подпрограмм.
1. Подпрограмма "Создание в Красноярском крае условий для эффективной защиты прав потребителей" (далее - подпрограмма 1).
Целью подпрограммы 1 является формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Красноярском крае.
Основными направлениями деятельности для достижения поставленной цели являются:
создание условий для скоординированных действий, направленных на обеспечение прав потребителей;
создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;
содействие органам местного самоуправления, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей.
Срок реализации подпрограммы 1: 2018-2020 годы.
Реализация подпрограммы 1 позволит достичь следующих результатов:
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
повышение доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Красноярском крае для оказания населению бесплатной консультационной помощи (в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг).
2. Подпрограмма "Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения и хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Красноярского края, по вопросам защиты прав потребителей" (далее - подпрограмма 2).
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В целях содействия формированию у населения Красноярского края знаний и навыков рационального потребительского поведения основными направлениями деятельности в рамках реализации подпрограммы 2 являются:
повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Красноярского края навыков рационального потребительского поведения;
повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь, для наиболее уязвимых категорий.
Срок реализации подпрограммы 2: 2018-2020 годы.
Реализация подпрограммы 2 позволит достичь следующих результатов:
повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера;
повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края по защите прав потребителей.
3. Подпрограмма "Обеспечение соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей" (далее - подпрограмма 3).
В целях создания в Красноярском крае благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения, основными направлениями деятельности в рамках реализации подпрограммы 3 являются:
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Красноярского края;
профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей и создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг);
развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей (в том числе институтов медиации);
систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей Красноярского края.
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке Красноярского края, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с продавцами (исполнителями, изготовителями), работающими на краевом потребительском рынке, в том числе посредством распространения информационно-методических материалов, проведения обучающих мероприятий в сфере защиты прав потребителей, а также мероприятий, направленных на стимулирование производства качественных и безопасных товаров (работ, услуг).
В настоящее время значительная часть продукции выпускается по техническим условиям или стандартам организаций, в том числе устанавливающим базовые показатели продукции ниже требований государственных стандартов. Это приводит к снижению качества товаров на потребительском рынке Красноярского края.
Наличие документов, подтверждающих соответствие товаров обязательным требованиям, не гарантирует надлежащее качество данной продукции.
В связи с чем, одним из важных направлений деятельности является стимулирование повышения качества продукции товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Красноярского края, обеспечение дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров.
Кроме того, для принятия своевременных мер по предупреждению и профилактике правонарушений на потребительском рынке Красноярского края необходимо проводить оценку состояния системы защиты прав потребителей, включая оценку доступности услуг данной системы для населения и эффективности ее работы, обеспечение защиты населения Красноярского края от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз.
Срок реализации подпрограммы 3: 2018-2020 годы.
Реализация подпрограммы 3 позволит достичь следующих результатов:
снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей Красноярского края от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги);
увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями), в том числе с применением процедуры медиации.
6. Информация по ресурсному обеспечению программы
Финансирование за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и средств внебюджетных источников не предусмотрено.
7. Методика оценки эффективности программы
Эффективность программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей и основных мероприятий программы.
7.1. Степень достижения целевых показателей программы осуществляется по нижеприведенным формулам.
7.1.1. В отношение показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, -
по формуле:
,
где - эффективность хода реализации целевого показателя программы;
- фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации программы;
- целевое значение показателя, утвержденного программой.
Если эффективность целевого показателя программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.
7.1.2. В отношении показателя, меньшее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где - эффективность хода реализации целевого показателя программы;
- целевое значение показателя, утвержденного программой;
- фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации программы.
Если эффективность целевого показателя программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.
7.1.3. В отношение показателя, исполнение которого оценивается как наступление или не наступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 - ненаступление события.
7.2. Суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы определяется по формуле:
где - суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы;
- эффективность хода реализации целевого показателя программы;
- номер показателя программы;
- количество целевых показателей программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации программы по степени достижения целевых показателей.
8. Информация об основных мерах правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) задач программы
Для достижения цели и (или) задач программы принятие нормативных правовых актов не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.