город Уфа |
24 апреля 2017 года |
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей P.P. Каримовой, В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи В.М. Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Р.З. Тухватулин просит признать неконституционным абзац третий части 3 статьи 34 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно которому официальным опубликованием муниципального правового акта Администрации считается первая публикация его полного текста в газетах "Вечерняя Уфа" и (или) "Киске Эфе" и (или) первое размещение (опубликование) на официальном сайте Администрации в информационно-коммуникационной сети Интернет www.ufacity.info.
По мнению заявителя, данная норма в условиях отсутствия у значительной части населения необходимых навыков работы на компьютере и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позволяет гражданам своевременно знакомиться с официально опубликованными нормативными правовыми актами Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и влечет нарушение их прав на получение информации, гарантированных Конституцией Республики Башкортостан и Конституцией Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно Конституции Республики Башкортостан, ее статьям 1, 3, 7 и 109, Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, в котором действует конституционная система власти народа и признается местное самоуправление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Конституция Республики Башкортостан предусматривает, что законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть четвертая статьи 14).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относит принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (пункты 1 и 7 части 1 статьи 17).
В соответствии с названным Федеральным законом, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (части 2 и 3 статьи 47).
Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" определяет, что к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 1 статьи 7). Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются этим же Федеральным законом, иными федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, уставами муниципальных образований (часть 4 статьи 11.2).
Таким образом, из взаимосвязанных положений статей 17 и 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 7 и 11.2 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" вытекает, что органы местного самоуправления обладают достаточно широкой дискрецией в решении таких вопросов местного значения как принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов, учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, определение порядка официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
2.2. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 года N 3/6 "Об Уставе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" принят Устав городского округа город Уфа Республики Башкортостан, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории городского округа (часть 2 статьи 30 Устава). Данный нормативный правовой акт принят Советом городского округа город Уфа в пределах компетенции, закрепленной в статьях 110 и 112 Конституции Республики Башкортостан. В связи с этим Конституционный Суд Республики Башкортостан исходит из презумпции конституционности действий Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по реализации делегированного ему нормотворческого полномочия.
В соответствии с Уставом городского округа город Уфа, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); официальным опубликованием муниципального правового акта Администрации считается первая публикация его полного текста в газетах "Вечерняя Уфа" и (или) "Киске Эфе" и (или) первое размещение (опубликование) на официальном сайте Администрации в информационно-коммуникационной сети Интернет www.ufacity.info (часть 2 и абзац третий части 3 статьи 34).
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена путем использования современных возможностей информационного пространства, наряду с традиционными способами доведения до общего сведения нормативных правовых актов, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным.
В Определении от 18 апреля 2014 года N 75-О Конституционный Суд Республики Башкортостан, проверяя конституционность пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 493-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в связи с совершенствованием правового регулирования порядка опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан", которым внесены изменения в часть 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 11 мая 1995 года N 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан", признавшую официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru), пришел к выводу, что оспариваемое законоположение, принятое в рамках дискреционных полномочий Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, в современных условиях не препятствует ознакомлению с содержанием нормативного правового акта неопределенного круга лиц, права, свободы и законные интересы которых он затрагивает.
Исходя из этого Конституционный Суд Республики Башкортостан в вышеназванном Определении констатировал отсутствие неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспоренное заявителем законоположение.
Проверяя конституционность указанной нормы, Конституционный Суд Республики Башкортостан учитывал правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что включение в перечень официальных изданий соответствующего интернет-портала, обусловленное объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях, позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними в целях их обнародования в контексте требования статей 15 (часть 3), 71 (пункт "к"), 84 (пункт "д"), 106 (пункт "г"), 107 и 108 Конституции Российской Федерации с использованием новых информационных технологий (Постановление от 27 марта 2012 года N 8-П).
Изложенная выше правовая позиция Конституционного Суда Республики Башкортостан об отсутствии неопределенности, сохраняющая свою силу, распространяется и на правовое регулирование официального опубликования муниципального правового акта Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, содержащееся в оспариваемой заявителем норме. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ в принятии обращения к рассмотрению.
2.3. Требование Р.З. Тухватулина о проверке соответствия обжалуемой правовой нормы статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан, поскольку разрешение данного вопроса не входит в его полномочия, установленные статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 3 и частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктами "а" и "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тухватулина Равиля Зуфаровича, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение признается допустимым, а также в связи неподведомственностью Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
N 96-О
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 г. N 96-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тухватулина Равиля Зуфаровича на нарушение конституционных прав абзацем третьим части 3 статьи 34 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан"
Текст Определения опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 28 апреля 2017 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 17 от 13 июня 2017 г., ст. 637