город Уфа |
7 февраля 2018 года |
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей P.P. Каримовой, В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи P.P. Каримовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан граждане Д.В. Чубуков и Г.Г. Чубукова просят проверить конституционность Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года N 212-р "О выделении средств из бюджета Республики Башкортостан" в части, предусматривавшей привлечение средств граждан, нуждающихся в жилых помещениях, для долевого участия в строительстве жилого дома по ул. Сочинской в Кировском районе города Уфы (далее - в строящемся жилом доме) с предоставлением государственной поддержки в форме безвозмездных социальных выплат в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан, с закреплением определенных условий предоставления указанных социальных выплат.
Заявители также оспаривают конституционность статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и решений Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 25 февраля 2016 года по иску Васильева Е.Г. к Чубуковой Г.Г., Чубукову Д.В., Чубуковой А.Д. "о взыскании необоснованного обогащения, неполученного от пользования имуществом" и от 7 апреля 2016 года по иску Васильева Е.Г. к Чубуковой Г.Г., Чубукову Д.В., Чубуковой А.Д. "о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета по месту жительства".
По их мнению, оспариваемое Распоряжение Правительства Республики Башкортостан, статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также вышеуказанные решения Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан нарушают конституционные права и свободы, предусмотренные статьями 17, 20, 25, 26 и 60 Конституции Республики Башкортостан.
2. Из представленных Конституционному Суду Республики Башкортостан материалов следует, что на основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года N 212-р были утверждены списки граждан-получателей социальных выплат. В данный список была включена и гражданка Г.Г. Чубукова в качестве приобретателя квартиры в строящемся жилом доме с указанием на то, что освобождаемая Г.Г. Чубуковой квартира будет предоставлена гражданину Е.Г. Васильеву. После этого с ней был заключен договор участия в долевом строительстве с предоставлением субсидии, выделенной в соответствии с оспариваемым Распоряжением Правительства Республики Башкортостан. Срок передачи квартиры в собственность в строящемся жилом доме был установлен 30 декабря 2011 года, в действительности же данная квартира была получена Г.Г. Чубуковой по акту приема-передачи 18 февраля 2016 года (реальное право пользования возникло 14 декабря 2015 года).
В дальнейшем, в результате судебного рассмотрения возникших споров между семьей Чубуковых и Е.Г. Васильевым решениями Кировского районного суда города Уфы от 25 февраля 2016 года и от 7 апреля 2016 года иски Е.Г. Васильева к семье Чубуковых о взыскании необоснованного обогащения, неполученного от пользования имуществом, и о признании утратившими их права пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета по месту жительства из ранее занимаемой квартир были удовлетворены.
Д.В. Чубуков и Г.Г. Чубукова полагают, что Е.Г. Васильев использовал переданное семьей Чубуковых, согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года N 212-р, жилое помещение для извлечения коммерческих доходов на 2,5 года раньше участников той же государственной программы в нарушение основ нравственности и правопорядка.
3. Как следует из статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Республики Башкортостан воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Конституционный Суд Республики Башкортостан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный Суд Республики Башкортостан принимает решения только по предмету, затронутому в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Республики Башкортостан при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении (части 2 и 3 статьи 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
4. Оспариваемые заявителями положения Распоряжения Правительства Республики Башкортостан относятся к сфере социальной защиты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 72, пункты "ж" и "к" части 1) социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 76, части 2 и 5).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 40) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право" (подпункт 24 пункта 2 и пункт 3.1 статьи 26.3).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер "N 40" следует читать как "N 4-ФЗ"
Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, для чего, в частности, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).
На республиканском уровне в рамках реализации Жилищного кодекса Российской Федерации принят Закон Республики Башкортостан от 2 декабря 2005 года N 250-з "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан", который в своей статье 19 установил, что формы поддержки Республики Башкортостан, оказываемые гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, а также порядок и условия их оказания устанавливаются Правительством Республики Башкортостан.
В рамках своих полномочий Правительством Республики Башкортостан была одобрена Концепция обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, определявшая основные направления жилищной политики в Республике Башкортостан (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2005 года N 73).
Как видно из преамбулы и содержания оспариваемого Распоряжения Правительства Республики Башкортостан, оно было принято в целях реализации вышеназванной Концепции и в пределах закрепленных в республиканском законодательстве полномочий.
5. Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть первая статьи 11, статьи 45 и 46 Конституции Республики Башкортостан).
Право каждого на жилище гарантировано статьей 40 Конституции Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в его решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (Определения от 15 июля 2010 года N 955-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О).
Законом Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з (в редакции Закона Республики Башкортостан от 7 декабря 2006 года N 382-з) "О Правительстве Республики Башкортостан" закреплено, что обеспечение социальной поддержки граждан и способствование развитию эффективного рынка жилья и современных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для всех категорий граждан, отнесены к полномочиям Правительства Республики Башкортостан в социально-трудовой сфере (абзацы шестой и тринадцатый статьи 15).
Основными целями Концепции обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2005 года N 73, являются: создание условий для развития жилищного строительства, устойчивого функционирования и развития рынка жилья, обеспечивающего его доступность для граждан; развитие финансовых механизмов, обеспечивающих возможность приобретения жилья, а также государственную поддержку малоимущим гражданам, улучшение их жилищных условий, с участием средств бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов; создание фонда жилья социального использования, а также эффективных экономических механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в жилищное строительство.
Перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в положениях вышеуказанной Концепции ставится задача обеспечения жильем малоимущих и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оценивая конституционность оспариваемого Распоряжения Правительства Республики Башкортостан, Конституционный Суд Республики Башкортостан пришел к выводу, что данный акт, принятый в соответствии с вышеназванной Концепцией, по своей природе являлся дополнительной мерой социальной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вводя которую Правительство республики было вправе в развитие федерального и республиканского законодательства самостоятельно определить условия и порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Башкортостан с учетом имеющихся на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных материальных возможностей.
Конституционный Суд Республики Башкортостан также обращает внимание на то, что правоотношения, основанные на положениях данного Распоряжения Правительства Республики Башкортостан, могли возникнуть только в результате свободного волеизъявления граждан. Это означает, что заявители, добровольно выбрав данный вариант приобретения жилья, согласились с условиями, предусмотренными Распоряжением Правительства Республики Башкортостан. Поэтому разногласия, возникшие в результате реализации достигнутых договоренностей, по своей природе представляют собой гражданско-правовые споры, которые разрешаются в установленном порядке судами общей юрисдикции и не касаются конституционных прав и свобод граждан.
Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд Республики Башкортостан считает, что оспариваемое Распоряжение Правительства Республики Башкортостан было принято в целях создания благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не содержало каких-либо ограничений и не могло рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу было направлено на повышение уровня материальной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, в конечном счете, - на достижение цели социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепленной в части первой статьи 11 Конституции Республики Башкортостан.
Конституционный Суд Республики Башкортостан на момент поступления конституционной жалобы в Конституционный Суд Республики Башкортостан установил, что оспариваемое Распоряжение Правительства Республики Башкортостан было признано утратившим силу (за исключением абзаца первого и подпункта "б" пункта 5) Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 7 июля 2015 года N 735-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Башкортостан".
По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Башкортостан является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан нормативный правовой акт органа государственной власти. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.
Поскольку в вопросе о конституционности оспариваемых заявителями положений Распоряжения Правительства Республики Башкортостан неопределенность отсутствует, их обращение не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
6. В своей жалобе заявители также оспаривают конституционность статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и вышеназванных решений судов общей юрисдикции по конкретным гражданским делам.
Между тем, как неоднократно излагалось в определениях Конституционного Суда Республики Башкортостан, ни Конституция Республики Башкортостан, ни Закон Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" не предусматривают право граждан оспаривать в Конституционном Суде Республики Башкортостан положения федерального законодательства, а также решения других судов, в том числе судов общей юрисдикции.
Таким образом, разрешение указанных вопросов, поставленных в конституционной жалобе, не относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Башкортостан, установленным статьей 106 Конституции Республики Башкортостан и статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
С учетом вышеизложенного, данная жалоба не может быть рассмотрена в процедуре конституционного судопроизводства.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктами "а" и "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Чубукова Дмитрия Владиславовича и Чубуковой Галины Гурьевны, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым, а также в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
3. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 7 февраля 2018 г. N 106-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Чубукова Дмитрия Владиславовича и Чубуковой Галины Гурьевны на нарушение их конституционных прав Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года N 212-р "О выделении средств из бюджета Республики Башкортостан"
Текст определения опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 12 февраля 2018 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 6 от 22 февраля 2018 г., ст. 296