Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М.С., судей А.В.К., В.М.Ф., с участием:
- заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Ю.С.,
представителей:
- заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Ю.С. - С.И.С.,
- Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, - Д.А.Т.,
- Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, - Е.Ю.Г., руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца первого пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 21 октября 2015 года N 458).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Ю.С..
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзац первый пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 21 октября 2015 года N 458).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.М.С., выступления заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Ю.С., представителей сторон: С.И.С., Д.А.Т., Е.Ю.Г., исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 25 ноября 2015 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва С.В.Ю. (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца первого пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" в редакции Закона Калининградской области от 21 октября 2015 года N 458 (далее - Закон Калининградской области N 202), которым предусмотрено, что мировые судьи назначаются на должность областной Думой при наличии положительного решения квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность мирового судьи, принятого в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), и поступившего в областную Думу.
21 декабря 2015 года, 24 июня 2016 года заявителем представлены письменные дополнения к обращению.
По мнению заявителя, отсутствие в оспариваемой норме Закона Калининградской области N 202 нормативных предписаний, устанавливающих в соответствии с законодательством Российской Федерации процедуру представления в Калининградскую областную Думу кандидатов для назначения на должность мирового судьи, является коррупциогенным фактором, оказывает непосредственное влияние на реализацию гражданами конституционного права на судебную защиту и ведет к нарушению конституционных гарантий государственной, в том числе судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан Калининградской области, не отвечает требованиям определенности, точности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, влечет за собой произвольность толкования и реализации в Калининградской области положений федерального законодательства в части порядка назначения на должность мировых судей.
В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на положения Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Заявитель просит признать положение абзаца первого пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области N 202 в той мере, в какой им в соответствии с полномочиями по установлению порядка назначения мировых судей, представленными федеральным законодательством субъекту Российской Федерации, не урегулирована процедура представления в Калининградскую областную Думу кандидатов для назначения на должность мирового судьи, не соответствующим подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель - депутат Калининградской областной Думы пятого созыва В.Ю.С. подтвердил в полном объеме изложенную в обращении и в дополнениях к обращению правовую позицию и указал на пробел правового регулирования в Законе Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 в вопросе, касающимся объявления об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации Калининградской области с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Представитель заявителя С.И.С. поддержала изложенную в обращении и в дополнениях к обращению правовую позицию депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Ю.С. Указала на наличие пробела правового регулирования в Законе Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 в вопросе, касающимся объявления органами государственной власти Калининградской области об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации Калининградской области с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Представитель Калининградской областной Думы Д.А.Т. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве областной Думы, заключающуюся в том, что абзац первый пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области N 202 не содержит противоречий Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Указала, что в соответствии с нормами федерального законодательства субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок назначения или избрания на должность мирового судьи. На мировых судей, входящих в единую судебную систему Российской Федерации и обладающих единым с другими судьями статусом, распространяются нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Содержащееся в абзаце первом пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области N 202 указание на наличие положительного заключения квалификационной коллегии судей Калининградской области в качестве условия назначения на должность мирового судьи позволяет при назначении кандидатов учитывать урегулированные федеральным законодательством вопросы отбора кандидатов на должность мирового судьи.
Представитель Губернатора Калининградской области Е.Ю.Г. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой оспариваемое заявителем положение абзаца первого пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области N 202 принято в рамках действующего законодательства. Отметила, что федеральным законодательством предусмотрены гарантии единого статуса судей, в том числе и единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями. Указала, что статья 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в полной мере регулирует процедуру представления кандидатур на должность мирового судьи. С учетом действующего порядка представление о назначении на должность мировых судей Калининградской области направляется председателем Калининградского областного суда в Калининградскую областную Думу. Полагает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные полномочия по представлению кандидатов на должность мирового судьи в законе субъекта Российской Федерации, поскольку это является превышением компетенции и может рассматриваться как коррупциогенный фактор.
В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации как судоустройство (пункт "о" статья 71) и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (пункт "г" статьи 71), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которое осуществляется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (часть 3 статьи 118).
В соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Мировые судьи согласно частям 2, 4 статьи 4, части 2 статьи 28 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ) относятся к числу судов субъектов Российской Федерации, которые входят в единую судебную систему Российской Федерации, их полномочия и порядок деятельности устанавливаются как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Российской Федерации.
Принятый в развитие положений Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ и закрепляющий основные принципы организации и деятельности мировых судей Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ) определяет пределы компетенции субъектов Российской Федерации в регулировании деятельности мировых судей.
Согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил законодателю субъекта Российской Федерации полномочия по определению в соответствии с федеральными законами порядка назначения (избрания) и деятельности мировых судей.
Статья 51, пункты 2 и 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области также предусматривают, что мировые судьи, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к судам Калининградской области, полномочия и порядок деятельности мировых судей, порядок наделения их полномочиями устанавливаются федеральными законами и законом Калининградской области.
С учетом изложенного, Закон Калининградской области N 202, регулирующий порядок назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области, принят в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области.
3. Согласно положениям Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем законодательного закрепления, в том числе единства статуса судей (статья 3). Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации (статья 12). Аналогичные нормы закреплены в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации (пункты 2, 4 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статья 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации").
Порядок назначения мировых судей в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации статьей 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", является частью единого процесса наделения судей полномочиями и не может противоречить действующему федеральному законодательству, устанавливающему единый статус судей.
Таким образом, на мировых судей, входящих в единую судебную систему Российской Федерации и обладающих единым с другими судьями статусом, в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 188-ФЗ распространяются положения Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 5 и 6 которого устанавливают единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
Пунктом 9 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" одним из элементов отбора кандидатов на должность судьи предусмотрено направление решения квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает право, а при повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей - и обязанность председателя соответствующего суда внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи, а поскольку мировые судьи обладают единым статусом судьи с федеральными судьями, такое представление председателем соответствующего суда вносится и в отношении лица, рекомендуемого на должность мирового судьи.
Исходя из норм статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" должностным лицом, представляющим кандидатов для назначения на должность мирового судьи, является председатель соответствующего суда, а документом, необходимым для назначения рекомендуемого лица на должность судьи, является представление.
В определениях 6 марта 2003 года N 103-О и 8 июня 2004 года N 230-О Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что мировые судьи действуют на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Российской Федерации, не входящей в судебную систему Российской Федерации.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 230-О, в соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации, согласно которой судоустройство относится к ведению Российской Федерации, и, исходя из принципа единства судебной системы, федеральный законодатель вправе определить перечень действующих в Российской Федерации судов, их правовой статус и компетенцию.
Вместе с тем в пределах, предусмотренных федеральным законодательством, каждый субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает порядок организации и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, который не относится к порядку назначения судей на должность.
Суждение, высказанное в данном Определении о том, что ни Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", ни Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации не лишены права участия в определении статуса мировых судей, подтверждает такое участие только в рамках федерального законодательства, которым определен единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
Нормами федерального законодательства не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию вопросов отбора кандидатов на должности мировых судей, в том числе объявления об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации, представления кандидатов в законодательный орган.
Анализ оспариваемых положений статьи 7 Закона Калининградской области N 202 и сопоставление его с требованиями законодательства, имеющего большую юридическую силу, позволяет прийти к следующему выводу.
Как отмечалось ранее, статья 1 Федерального закона N 188-ФЗ, в соответствии с которой полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов Российской Федерации и не предоставляет законодателю субъекта Российской Федерации право наделять дополнительными полномочиями по представлению кандидатов на должности мировых судей органов и должностных лиц, чьи полномочия могут быть установлены лишь на федеральном уровне.
Как неоднократно указывали в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации отсутствие в законодательстве субъекта Российской Федерации положения, содержащегося в федеральном законе, не является препятствием для прямого действия нормы федерального закона. Установление федерального законодателя, выполнение которого - безусловная обязанность соответствующих правоприменителей, не нуждается в подтверждении в законодательстве субъектов Российской Федерации. Тем самым отсутствие в нормативном акте субъекта Российской Федерации положения, воспроизводящего норму федерального акта, не означает его противоречие федеральному законодательству (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2002 года N 12-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года N 110-О), Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2004 года N 11-ГО4-26).
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что положение абзаца первого пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области N 202 не противоречит требованиям федерального законодательства, и не находит оснований для признания оспариваемого положения не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Признать абзац первый пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 21 октября 2015 года N 458) соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд
Калининградской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 29 июня 2016 г. N 2-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца первого пункта 1 статьи 7 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 21 октября 2015 года N 458)"
Текст постановления опубликован в газете "Калининградская правда" от 22 июля 2016 г. N 131-132