Уставный Суд Калининградской области, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-02окк/16 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение прокурора Калининградской области.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-02окк/16 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М.Ф., выступления представителей: заявителя - прокурора Калининградской области - А.А.К., Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области В.Н. Курочкина, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 30 мая 2017 года поступило обращение в форме запроса от прокурора Калининградской области (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) от 20 декабря 2016 года N 142-02окк/16 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы" (далее - Приказ N 142-02окк/16).
Как следует из обращения, решением Калининградского областного суда от 15 декабря 2016 года признан недействующим и не подлежащим применению Приказ Службы от 18 декабря 2015 года N 195-10окк/15 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (далее - Приказ N 195-10окк/15) в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и операционных расходов, установленных на период с 25 декабря 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно.
Во исполнение решения суда 20 декабря 2016 года Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области года издан Приказ N 142-02окк/16, которым установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы.
Обосновывая свою правовую позицию, заявитель указывает, что долгосрочные тарифы и параметры могут быть пересмотрены в исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования). В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования одним из оснований пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов является вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов. Далее заявитель поясняет, что на момент издания Приказа N 142-02окк/16 решение Калининградского областного суда от 15 декабря 2016 года не вступило в законную силу, в связи с чем отсутствовали законные основания для пересмотра долгосрочных параметров для МП КХ "Водоканал".
Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 36, 37, 38, 83, 84 Уставного закона "Об Уставном Суде Калининградской области" заявитель просит признать Приказ N 142-02окк/16 не соответствующим статьям 1, 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области по порядку принятия.
В ходе судебного заседания представитель заявителя - прокурора Калининградской области подтвердил в полном объеме изложенную в обращении позицию.
Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не согласился с заявленными требованиями, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве. Считает, что Приказ N 142-02окк/16 принят Службой в рамках предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством. Исходя из его содержания, не обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт. На этом основании полагает, что у Уставного Суда в силу статьи 65 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" имеются основания к прекращению производства по рассматриваемому делу.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области Приказа N 142-02окк/16 по порядку его принятия.
2. Согласно Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, гражданского законодательства относятся к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "ж", "о"); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применятся цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Одним из таких законов является Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Согласно статье 31 Федерального закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относятся, в том числе холодное водоснабжение, водоотведение, регулированию подлежат наряду с иными тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ).
Исходя из содержания частей 12, 15, 19, 21, 22, 24 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ, абзаца четвертого пункта 2 Основ ценообразования, установление долгосрочных параметров регулирования тарифов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189 "О Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области", Служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 1 статьи 50 Устава (Основного Закона) Калининградской области к правовым актам органов исполнительной власти Калининградской области, возглавляемых Правительством Калининградской области, относятся приказы руководителей указанных органов нормативного и ненормативного характера.
Таким образом, Служба, утвердив оспариваемым Приказом долгосрочные параметры регулирования тарифов, реализовала полномочия, предоставленные ей федеральным законом.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования, долгосрочные тарифы, установленные методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра, в том числе на основе вступившего в законную силу решения суда, предусматривающего необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, Уставный Суд отмечает следующее.
Ранее долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы были установлены Приказом N 195-10окк/15, также данным Приказом устанавливались тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы с календарной разбивкой.
Решением Калининградского областного суда от 15 декабря 2016 года (дело N 3а-133/16) Приказ N 195-10окк/15 в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и операционных расходов, установленных на период с 25 декабря 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно, признан недействующим и не подлежащим применению.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения суда Приказом Службы от 20 декабря 2016 года N 142-01окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" признан утратившим силу в целом Приказ Службы N 195-10окк/15, в том числе и все установленные долгосрочные параметры регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа Город Калининград" на 2016-2018 годы.
Вместе с тем вопрос о признании в целом недействующими и не подлежащими применению долгосрочных параметров регулирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы перед Калининградским областным судом не ставился и в связи с этим не рассматривался.
Калининградским областным судом 15 декабря 2016 года постановлено указанное выше решение, которое по сведениям областного суда вступило в законную силу 17 января 2017 года.
3. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (часть 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт 2 пункта 3 статьи 52), Уставным законом Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" (подпункт 2 пункта 3 статьи 4) Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области.
При разрешении вопроса о том, является ли оспариваемый правовой акт нормативным, Уставный Суд руководствуется разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Согласно пункту 9 указанного Постановления существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исходя из изложенного, существенными признаками нормативных правовых актов являются наличие в них общих предписаний в виде норм права, которые носят общеобязательный характер и адресованы неопределенному кругу лиц.
Оспариваемым Приказом N 142-02окк/16 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы согласно приложению (пункт 1) и определен порядок его вступления в силу (пункт 2).
Приказ N 142-02окк/16 подписан руководителем (директором) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области К.А.Ю. Приказ N 142-02окк/16 не был опубликован.
Как следует из содержания Приказа N 142-02окк/16, он является исполнительно-распорядительным документом, устанавливающим долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы, т.е. не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что Приказ N 142-02окк/16 не может быть признан отвечающим совокупности существенных признаков, характеризующих нормативный правовой акт, а, следовательно, проверка его соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области Уставному Суду Калининградской области не подведомственна.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации защита нарушенных ненормативным правовым актом государственного органа или органа местного самоуправления гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц осуществляется путем признания такого акта недействительным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (пункт 1 статьи 11, статья 13).
Согласно пункту 2 статьи 5 Уставного закона "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей.
В соответствии с Уставным законом Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению (подпункт 1 пункта 1 статьи 65), одним из которых согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 42 указанного Уставного закона является неподведомственность Уставному Суду разрешения вопроса, поставленного в обращении.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, подпунктом 1 пункта 1 статьи 42, подпунктом 1 пункта 1 статьи 65, статьями 71, 75 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области определил:
1. Прекратить производство по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-02окк/16 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы".
2. Настоящее Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
Уставный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Калининградской области от 18 декабря 2017 г. N 83-О "О прекращении производства по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-02окк/16 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы"
Текст определения официально опубликован не был