Решение Калининградского областного суда от 5 февраля 2018 г. N 3а-21/2018
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С." об оспаривании пунктов 1493, 5090, 5100, 5142, 5170, 5172, 5281 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 июля 2017 года N 86, установил:
ООО "С." обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что под пунктами 1493, 5090, 5100, 5142, 5170, 5172, 5281 в названный Перечень включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 39:05:010111:61, 39:17:010001:161, 39:17:010001:59, 39:17:020008:40, 39:17:010001:168, 39:17:010001:201, 39:17:020011:29, которые принадлежат административному истцу на праве собственности и не обладают признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Р.Ю.К. заявленные требования поддержала, указав при этом, что включение перечисленных зданий в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере при том, что совокупная сумма налога на имущество, исходя из остаточной стоимости объектов, составляет 480473 руб., а совокупная сумма налога на имущество, исчисленного исходя из кадастровой стоимости зданий по состоянию на 2017 год, - 6110608 руб.
Представитель Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области - Н.Н.В. просила в иске отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлением Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области по состоянию на 1 июня 2011 года.
Данное постановление подлежало применению для целей налогообложения до 1 января 2018 года согласно постановлению Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков)...", которым, в свою очередь, утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков), подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7 установлена следующая кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов: с кадастровым номером 39:05:010111:61-61572706 руб., с кадастровым номером 39:17:010001:161-23580379 руб., с кадастровым номером 39:17:010001:59-6747240 руб., с кадастровым номером 39:17:020008:40-219464809 руб., с кадастровым номером 39:17:010001:168-198000000 руб., с кадастровым номером 39:17:010001:201-81000000 руб., с кадастровым номером 39:17:020011:29-20695704 руб.
Пунктами 1, 2 части 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона области от 27 ноября 2015 года N 480) предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется, в частности, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года N 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определение соответствующего перечня возложено на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области от 26 декабря 2016 года N 111 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Под пунктами 1492, 5105, 5118, 5161, 5190, 5192, 5303 в Перечень были включены принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами соответственно 39:05:010111:61, 39:17:010001:161, 39:17:010001:59, 39:17:020008:40, 39:17:010001:168, 39:17:010001:201, 39:17:020011:29.
Приказ от 26 декабря 2016 года N 111 размещен на официальном сайте Министерства http:/minprom.gov39.ru и направлен в налоговый орган 26 декабря 2016 года.
Приказом Министерства от 26 июля 2017 года N 86 ранее утвержденный Перечень фактически изложен в новой редакции с корректировкой нумерации объектов недвижимости в связи с исключением из Перечня во внесудебном порядке 52 объектов.
Принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 39:05:010111:61, 39:17:010001:161, 39:17:010001:59, 39:17:020008:40, 39:17:010001:168, 39:17:010001:201, 39:17:020011:29 включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год (в редакции приказа Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 июля 2017 года N 86) под пунктами 1493, 5090, 5100, 5142, 5170, 5172, 5281.
Приказ от 26 июля 2017 года размещен на официальном сайте Министерства http:/minprom.gov39.ru, направлен в налоговый орган 28 июля 2017 года, его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Таким образом, Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, в редакции приказа Министерства от 26 июля 2017 года N 86 не является вновь сформированным, а фактически представляет собой уточненный Перечень, ранее утвержденный приказом Министерства от 26 декабря 2016 года N 111 до начала очередного налогового периода (то есть до 1 января 2017 года).
Как следует из материалов дела, принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимости имеют следующие характеристики:
- жилое здание-столовая общей площадью 1228 кв. м., адрес: Калининградская обл., г. Зеленоградск, ул. Пугачева, д. 12А, кадастровый номер 39:05:010111:61, свидетельство о государственной регистрации права N от 9 января 2007 г. (т. 1 л.д. 53), расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:05:010110:1 площадью 7 655 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для оздоровительной деятельности (т. 1 л.д. 77-79); является составной частью имущественного комплекса санатория "З." и фактически используется для обслуживания граждан, проходящих санаторно-курортное лечение (т. 2 л.д. 1-16) (пункт 1493 Перечня);
- нежилое здание - административно-приёмный корпус общей площадью 636, 8 кв. м, адрес: Калининградская обл., г. Светлогорск, пос. Майский, кадастровый номер 39:17:010001:161, свидетельство о государственной регистрации права N от 18 апреля 2008 г. (т. 1 л.д. 54), расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:17:010053:59 площадью 48059,15 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (т. 1 л.д. 74-76); является составной частью имущественного комплекса детского санатория "М." и фактически не используется в связи с отсутствием технологического присоединения к очистным сооружениям (т. 2 л.д. 29-37) (пункт 5090 Перечня);
- нежилое здание - питьевая галерея "Ф." общей площадью 158 кв. м, адрес: Калининградская область, г. Светлогорск, проспект Калининградский, д. 79А, кадастровый номер 39:17:010001:59, свидетельство о государственной регистрации права N от 29 сентября 2009 г. (т. 1 л.д. 55); расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:17:010001:1 площадью 89 807 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (т. 1 л.д. 80-82); является составной частью имущественного комплекса санатория "Я." и фактически используется в качестве тренажерного зала для обслуживания граждан, проходящих санаторно-курортное лечение (т. 2 л.д. 49-52) (пункт 5100 Перечня);
- нежилое здание - столовая общей площадью 5591 кв. м, адрес: Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Санаторная, д. 4А, кадастровый номер 39:17:020008:40, свидетельство о государственной регистрации права N от 20 декабря 2006 г. (т. 1 л.д. 56), расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:17:020008:89 площадью 21 135 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - санаторная деятельность (т. 1 л.д. 83-85); является составной частью имущественного комплекса санатория "Отрадное" и фактически используется для обслуживания граждан, проходящих санаторно-курортное лечение (т. 2 л.д. 53-61) (пункт 5142 Перечня);
- нежилое здание - клуб-столовая общей площадью 6943,2 кв. м, адрес: Калининградская область, г. Светлогорск, проспект Калининградский, д. 79А, кадастровый номер 39:17:010001:168, свидетельство о государственной регистрации права N от 9 января 2007 г. (т. 1 л.д. 57); расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:17:010001:1 площадью 89 807 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (т. 1 л.д. 80-82); является составной частью имущественного комплекса санатория "Я." и фактически используется для обслуживания граждан, проходящих санаторно-курортное лечение (т. 2 л.д. 38-48) (пункт 5170 Перечня);
- нежилое здание - клуб-столовая общей площадью 2353 кв. м, адрес: Калининградская обл., г. Светлогорск, пос. Майский, кадастровый номер 39:17:010001:201, свидетельство о государственной регистрации права N от 18 апреля 2008 г. (т. 1 л.д. 58), расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:17:010053:59 площадью 48059,15 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (т. 1 л.д. 74-76); является составной частью имущественного комплекса детского санатория "М." и фактически не используется в связи с отсутствием технологического присоединения к очистным сооружениям (т. 2 л.д. 17-28) (пункт 5172 Перечня);
нежилое здание - сауна и котельная общей площадью 442,3 кв. м, адрес: Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Токарева, д. 9А, кадастровый номер 39:17:020011:29, свидетельство о государственной регистрации права N от 9 января 2007 г. (т. 1 л.д. 59), расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:17:020011:1 площадью 1495 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания санатория (т. 1 л.д. 86-88); является составной частью имущественного комплекса санатория "Отрадное" и фактически используется в качестве котельной (т. 2 л.д. 62-67) (пункт 5281 Перечня).
Включение в Перечень 5 из 7 спорных объектов (с кадастровыми номерами 39:05:010111:61, 39:17:010001:59, 39:17:020008:40, 39:17:010001:168, 39:17:010001:201) произведено по мотиву наличия в их наименовании слов "столовая" и "фитобар", что свидетельствует, по мнению административного ответчика, о том, что эти отдельно стоящие здания предназначены для использования в целях размещения объектов общественного питания (п.п. 2 п. 1, п.п. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ) при том, что объект с кадастровым номером 39:17:010001:201 (клуб-столовая детского санатория "М.") фактически не используется, а остальные объекты с кадастровыми номерами 39:05:010111:61, 39:17:010001:59, 39:17:020008:40, 39:17:010001:168 не являются самостоятельными объектами общественного питания и фактически используются для обслуживания граждан, проходящих санаторно-курортное лечение.
Включение в Перечень объекта с кадастровым номером 39:17:020011:29 (нежилое здание - сауна и котельная) обосновано административным ответчиком ссылкой на положения п.п. 2 п. 1, п.п. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ с учетом наличия в наименовании объекта слова "сауна", что свидетельствует, по мнению ответчика, о том, что здание предназначено для размещения объекта бытового обслуживания, несмотря на то, что фактически используется в качестве котельной для эксплуатации санатория "О." в целом.
В то же время, само по себе наличие в наименовании объектов слов "столовая", "фитобар" и "сауна" без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности их отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В отношении земельных участков, на которых расположены перечисленные объекты, не установлен вид разрешенного использования, предусматривающий размещение объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания.
Все земельные участки предназначены для размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (санаториев).
Все перечисленные объекты составляют инфраструктуру санаториев "З.", "Я.", "М." и "О.", расположенных на землях курортов федерального значения Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "С." является деятельность санаторно-курортных организаций (86.90.4).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 г., в группировку 86.90.4 включен вид деятельности - медицинская помощь, осуществляемая медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
В то же время, применительно к организации питания в санаториях действуют иные нормы.
Так, на основании части 5 статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение этого предписания приказом Минздрава России от 05.05.2016 г. N 279н утвержден Порядок организации санаторно-курортного лечения, которым определено, что индивидуальная программа санаторно-курортного лечения составляется с учетом основного и сопутствующих заболеваний пациента и содержит, помимо иных сведений, лечебное питание (при круглосуточном пребывании) (п. 17); организация лечебного питания входит в число основных лечебных мероприятий при осуществлении санаторно-курортного лечения в санаториях, санаториях для детей, в том числе для детей с родителями, санаториях-профилакториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия; лечебное питание осуществляется с соблюдением норм, установленных приказом Минздрава России от 21.06.2013 г. N 395н (п. 18).
Приказом Минздрава России от 05.08.2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" утверждены суточные нормы питания в санаториях и санаториях-профилакториях при формировании стандартных диет для детей и взрослых, получающих санаторно-курортное лечение согласно таблицам 3, 4, 5.
Кроме того, применительно к организации питания в детских санаториях применению подлежат положения СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 года N 73, которыми в качестве обязательных требований к соответствующим учреждениям отдыха и оздоровления детей предусмотрена организация полноценного питания детей, для чего должна быть обустроена столовая (пищеблок).
Из приведенных положений законодательства следует, что оказание услуг общественного питания является самостоятельным видом деятельности в то время как столовая и фитобар в санатории составляют инфраструктуру санатория, функционально неотделимы от лечебно-оздоровительных комплексов и не предназначены для использования в качестве самостоятельных источников извлечения прибыли.
Принадлежащие административному истцу объекты с кадастровыми номерами 39:05:010111:61, 39:17:010001:59, 39:17:020008:40, 39:17:010001:168, 39:17:010001:201, несмотря на наличие в их наименовании слов "столовая" и "фитобар", не предназначены для размещения объектов общественного питания, а потому эти объекты не соответствуют критериям объектов налогообложения по налогу на имущество, установленным подпунктами 1, 2 пункта 1 и подпунктами 1, 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Проверяя доводы административного истца о неправомерном включении в перечень объекта с кадастровым номером 39:17:020011:29 (нежилое здание - сауна и котельная), суд принимает во внимание, что на основании части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025.
Названными правилами предусмотрено, что под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (п. 1); договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать, в частности, сведения, о видах и цене услуги (работ) (п. 4); потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре (п. 6).
Из приведенных положений закона следует, что оказание услуг бытового обслуживания является самостоятельным видом деятельности.
Однако объект недвижимости с кадастровым номером 39:17:020011:29 не предназначен для оказания населению подобного рода услуг.
В соответствии с техническим паспортом на этот объект здание состоит не только из предбанника, душевых, бассейна, но и котельной, мазутной.
Здание расположено на земельном участке, предназначенном для эксплуатации здания санатория.
Объект является составной частью инфраструктуры санатория "О." и предназначен для выполнения лечебных процедур гражданам, проходящим санаторно-курортное лечение.
Согласно составленному сотрудниками административного ответчика акту о фактическом использовании здание и помещения в нем фактически используются в качестве котельной.
Суд также полагает, что здание котельной не является объектом налогообложения, в отношении которого при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для определения налоговой базы, поскольку такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно только в качестве вспомогательного в целях эксплуатации остальных зданий, входящих в состав комплекса санатория.
С учетом изложенного суд полагает обоснованной позицию административного истца об отсутствии у данного объекта признаков, перечисленных в подпунктах 1, 2 пункта 1 и подпунктах 1, 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Что касается включения в Перечень нежилого здания - административно-приёмный корпус - с кадастровым номером 39:17:010001:161, суд принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Позиция административного ответчика о правомерности включения данного объекта в Перечень мотивирована наличием в наименовании объекта слова "административное".
В судебном заседании представитель административного ответчика дополнительно пояснил, что согласно экспликации внутренних помещений кабинеты составляют около 33% площади здания, а понятия "кабинет" и "офис" тождественны.
С такой позицией суд не может согласиться.
Данное здание расположено на земельном участке, предназначенном для размещения объектов лечебно-оздоровительной деятельности.
Здание является частью инфраструктуры детского санатория "М.".
Согласно экспликации внутренних помещений здание включает в себя вестибюль, грязевое отделение, душевые, водолечебницу, бассейн, приемную, кассу, кабинеты врачей и бухгалтерии, коридоры, туалеты, вспомогательные помещения, а также кабинеты.
В соответствии с актом о фактическом использовании здание и помещения в нем фактически не используются в связи с отсутствием технологического присоединения к очистным сооружениям.
Суд учитывает, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по смыслу статьи 378.2 НК РФ включаются такие здания (строения, сооружения) и нежилые помещения, которые используются (могут быть использованы) в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть это такие объекты недвижимости, которые в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать правообладателю извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Между тем наличие в отдельно стоящем здании административно-приемного корпуса санатория кабинетов само по себе не свидетельствует о наличии у этого здания признаков административно-делового и (или) торгового центра при том, что использование таких кабинетов возможно только исключительно по функциональному назначению здания в целом.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый Перечень в части пунктов 1493, 5090, 5100, 5142, 5170, 5172, 5281 противоречит приведенным выше нормам статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций", административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Принимая такое решение, суд учитывает, что приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли от 23 декабря 2017 года N 161 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, который вступил в силу с 1 января 2018 года.
Однако в данной ситуации само по себе истечение срока действия оспариваемого Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, не свидетельствует о том, что нарушение законных прав административного истца прекращено.
Так, на основании части 1 статьи 3 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период по данному налогу.
Пунктом 3 статьи 386 НК РФ установлено, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, несмотря на истечение календарного срока действия оспариваемого Перечня, у административного истца сохраняется обязанность по уплате налога на имущество организаций, исчисленного исходя из кадастровой стоимости названных объектов, в период до 30 марта 2018 года.
Разрешая вопрос о том, с какой даты оспариваемый Перечень подлежит признанию незаконным и не подлежащим применению, суд учитывает, что оспариваемые пункты Перечня, не соответствующие закону, применены к административному истцу с 1 января 2017 года, в связи с чем с этой даты пункты 1493, 5090, 5100, 5142, 5170, 5172, 5281 Перечня не подлежат применению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "С." удовлетворить.
Признать незаконными и не подлежащими применению с 1 января 2017 года пункты 1493, 5090, 5100, 5142, 5170, 5172, 5281 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 июля 2017 года N 86.
Сообщение о решении суда разместить на официальном сайте Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 9 февраля 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 5 февраля 2018 г. N 3а-21/2018
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании